Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к мотор-колесам.
Цель изобретения -- расширение функциональных возможностей путем обеспечения режимов управления энергоаккумулято- ром.
На фиг. 1 изображено мотор-колесо, вертикальный разрез; на фиг. 2 - коробка передач, вертикальный разрез; на фиг. 3 - положение элементов коробки передач на стоянке; на фиг. 4 - то же, на первой передаче; на фиг. 5 - то же, на в Горой передаче; на фиг. 6 - мотор- крлесо с расположением шестерен коробки передач в корпусе редуктора, вертикальный разрез.
1 отор-колесо (фиг. 1) содержит электродвигатель 1, установленный в ступице 2 колеса, которая окружена ободом 3 с пнев- МсП ической 4. Корпус 5 редуктора 6 соединеп со ступицей 3, а корпус 7 - с элек- тродвп|-ателем 1. Вал 8 коробки 9 передач соединеп с в.ходной шестерней 10 редуктора 6. Фланец 11 служит для крепления мотор-колеса к раме мап1И11ы (не показана).
В коробке 9 передач (фиг. 2) корон- Мая шестерня 12 соединена с полым ва- Л Ом 13 электродвигателя 1 и винта.ми 14 с полой ступицей 15, в которой установ- 1ены фрикционные диски 16, диски . 17 и Зажимная пластина 18. Диски 17 и нажим- Мая пластина 18 имеют выступы 19 и 20 соответственно, которыми они смонтированы в пазах 21 полой ступицы 15 так, что могут перемеш,аться в осевом направлении. Но не имеют углового перемещения по отношению к ней. Фрикционные диски 16 выполнены с внутренними зубьями, которыми сцеплены с наружными зубьями 22 (тулки 23, установленной на валу 24, фрикционные диски 16, диски 17 и нажим- пластина 18, расположенная внутри полой ступицы 15, образуют фрикцион, спо- собный соединить коронную шестерню 12 с солнечной шестерней 25, установленной на валу 24.
Водило 26 соединено валом 8 с входной шестерней 10 редуктора 6. В водиле 26 установлен вал 27 с сателлитом 28, сцепляющимся с шестернями 12 и 25. На втулке 23 выполнены наружные зубья 29, на которых посредством внутренних зубьев установлен нажимной стакан 30, имеющий наружные зубья 31. Нажимной стакан 30 мо- жет перемещаться под действием пружины 32 опертой на него и на упорный стакан 33, зафиксированный на валу 24 кольцом 34.
В цилиндре 35, прикрепленном к электродвигателю 1, установлен поршень 36 с выступом 37, перемешаемый жидкостью, пода- ваемой через отверстие 38. Между выступом 37 и нажимным стаканом 30 есть зазор 39.V
5
0 5
о 5
з 0
5
К цилиндру 35 прикреплен корпус 40, внутри которого установлены фрикционные диски 41, диски 42 и нажимная часть 43 штока 44. Фрикционные диски 41 выполнены с внутренними зубьями, взаимодействующими с наружными зубьями 31 нажимного стакана 30. Поршень 36, диски 42 и нажимная часть 43 штока 44 смонтированы выступами 45, 46 и 47 соответственно в пазах 48 корпуса 40 с возможностью перемещения. Фрикционные диски 41, диски 42, нажимная часть 43 штока 44 и поршень 36 образуют тормоз для остановки солнечной шестерни 25.
Шток 44 связан через диафрагму 49 и кольцо 50 с пружинным энергоаккумулятором 51 с возможностью взаимодействия с дисками 41 и 42 тормоза и перемещения относительно крышки 52, присоединенной к корпусу 40. В полость 53 между диафрагмой 49 и корпусом 40 через отверстие 54 подают воздух под давлением. В штоке 44 выполнено резьбовое отверстие 55, в которое ввернут болт 56, проходящий через отверстие 57 крышки 52. Корпус 40, щток 44, диафрагма 49, кольцо 50 и крышка 52 образуют камеру с пружинным энергоакуумулятором 51.
На фиг. 6 показано мотор-колесо с расположением коронной шестерни 12, солнечной шестерни 52, сателлита 28 и водила 26 в корпусе 5 редуктора 6. На одном конце полого вала 13 установлена коронная шестерня 12, а на другом - полая ступица 15. Связь коронной шестерни 12 и солнечной шестерни 25 с фрикционом, тормозом, управляемым элементом, образованным из поршня 36 с выступом 37 и установленным относительно него с зазором 39 нажимного стакана 30, и камерой с пружинным энергоаккумулятором 51 осуществлена валом 24.
Поскольку осуществлены индивидуальное управление пружинным энергоаккумулятором, работающим от тормозной системы транспортного средства, и фиксация управляемого элемента относительно щестерен коробки передач, повыщена надежность и работоспособность предлагае.мого мотор-колеса.
Мотор-колесо работает следующим образом.
На стоянке (фиг. 3) отсутствует давле- ление воздуха в полости 53 и давление жидкости под порщнем 36. Пружинный энергоаккумулятор 51, действуя через кольцо 50 и диафрагму 49 на шток 44, тормозит фрикционные диски и диски 42 между его нажимной частью 43 и поршнем 36. Солнечная шестерня 25 устанавливается от вращения по отношению к корпусу 40. Действие пружины 32 через нажимной стакан 30 на нажимную пластину 18 сцепляет фрикционные диски 16 и диски 17 фрикциона. Коронная щестерня 12 блокируется с солнечной шестерней 25. Рассмотренный эффект обеспечивает с одной стороны остановку полого вала 13 электродвигателя 1 на корпус 40, а с другой стороны обода 3 колеса, соединенного через входную шестерню 10 редуктора 6 с валом 8 коробки 9 передач. Таким образом осушествляется стояночное торможение транспортного средства, на котором установлено мотор-колесо.
Для движения на первой передаче в полость 53 подается воздухом под давлением, а под поршень 36 - жидкость под давлением (фиг. 4). Шток 44 перемещается и сжимает пружинный энергоаккумулятор 51, поршень 36 тормозит фрикционные диски 41 и диски 42 на корпус 40. В результате солнечная шестерня 25 останавливается от враш.ения. Выступ 37 поршня 36, выбрав зазор 39 при перемеш.ении, давит на нажимной стакан 30 и сжимает пружину 32, фрикционные диски 16 и диски 17 освобождаются от действия нажимной пластины 18, в коронная 12 и солнечная 25 шестерни деблокируются. Врашающий момент с полого вала 13 электродвигателя 1 передается коронной шестерней 12 через сателлит 28 на водило 26, затем валу 8 и от шестерни 10 к другим элементам редуктора 6, далее ободу 3 колеса и шине 4. Врашение происходит с изменением передаточного числа от полого вала 13 электродвигателя 1 к валу 8 коробки 9 передач.
При движении на второй передаче (фиг. 5) в полости 53 находится воздух под давлением и пружинный энергоаккумулятор 51 отторможен. Из-под поршня 36 устраняется жидкость. Пружина 32, действуя через нажимной стакан 30 на выступ 37 поршня 36, перемешает последний на величину зазора 39. Фрикционные диски 41 и диски 42 освобождаются и отсоединяют солнечную шестерню 25 от корпуса 40. Пружина 32 перемешает нажимной стакан 30
и сжимает фрикционные диски 16 и диски 17 фрикциона. В результате коронная шестерня 12 блокируется с солнечной шестерней 25. Передаточное число от полого
вала 13 электродвигателя 1 к валу 8 коробки 9 передач становится равным единице. Врашающий момент от электродвигателя 1 передается валом 8 на шестерню 10 редуктора 6 и через его другие элементы к ободу 3 колеса и шине 4.
Одновременное сжатие пружиной 32 фрикциона и пружинным энергоаккумулятором 51 тормоза позволяет осуществить как стояночное, так и аварийное торможение мотор-колеса, что повышает надежность его работы при выходе из строя привода рабочих тормозов. Растормажива- ние пружинного энергоаккумулятора 51 для включения коробки 9 передач осуществляют при повреждениях привода стояночного тормоза. При утечках, понижении или отсутствии давления воздуха в полости 53 камеры пружинный энергоаккумулятор 51 не может быть отторможен, а коробка 9 передач включена. Это позволяет контролировать исправность системы управления камерой в начале движения. Если при указанных неисправностях возникает необходимость движения, например для буксировки поврежденного при аварии транспортного средства или срочной эвакуации, пружинный энергоаккумулятор 51 может быть расторможен механически, вворачиванием болта 56 (фиг. 2).
Переключение передач мотор-колеса осушествляется как на стоянке, так и при движении транспортного средства. Включение фрикциона и. 1и тормоза не требует
специальных приспособлений для синхронизации их элементов. Контроль за износом дисков 41 и 42 тормоза осушествляется через пазы 48 корпуса 40. Для замены дисков тормоза и фрикциона необходимо отсоединить камеру с пружинным энергоаккумулятором 51.
5 tS i
i
§
1Ъ 8
25
30
32
4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухскоростное мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1060508A1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
Мотор-колесо | 2023 |
|
RU2816724C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОР-КОЛЕСАSCSOOIOSHA?! I•} дт crsriir; vrt?l';i>&jr-;; ^ г=-iSft t '.:5! Sitr f LAl'.Ellh-,;;;':?:; EHBJIi'iO-^r^XA I | 1973 |
|
SU382529A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1036580A1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2460651C1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
Мотор-колесо автомобиля | 1983 |
|
SU1303021A3 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1988 |
|
SU1622176A1 |
16 /7 37
Фиг.
t-o
Авторы
Даты
1988-09-23—Публикация
1981-04-07—Подача