Изобретение относится к травспортным средствам и ггрежае всего к расположению эпектродвигатепя в его ведущих колесах. Известно мотор-колесо траиспортного средства, содержащее установленный в копесе электродвигатель, вал которого через торсион связан с солнечной шестерней первого ряда, водило которого соединено с солнечной шестерней второго ряда, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступицей колеса, смонтированной на подшипниках на неподвижной полой оси EllКонсгрукаия этого мотор-колеса не . обеспечивает стояночного торможения . транспортного средства. Солнечная шестерня второго ряда не зафиксирована от осевого перемещения относительно водила солнечной шестерни первого ряда и звена связанного с ободом и .стушщей колеса. Консольное распопоАение солнечных шеотерен и их подвижность в осевом направлении снижает несущую- способность соединений солнечной шестерни второго ряда с водипом первого ряда и торсиона с валом электродвигатепя, увеличивает размеры деталей этих соединений, уветшчивает неравномерность распределения нагруа KB ло ширине зубчатых венцов шестерен увеличивает шумность работы редуктора, тем самым снижает надежность моторнколеса. В мотор-колесе отсутствует фиксация положений звеньев, от перемещения относительно друг друга, что усложняет разборку и сборку, не позволяет быстро провести техническое обслуживание, контроль технического состояния и замену вышедших из строя звеньев мото| -колеса Так, ДТ1Я замены солнечной шестерни пер вого ряда, сателлитов, торсиона подшипников ступшы , колеса и электродвигате пя необходима частично-подетальная или полная разборка мотор-копеса. Не обеопеченд регулировка подшипников ступицы колеса, что снизкает их работоспособность и тем самым надежность мотор-колеса. Известно также мотор-колесо транспортного средства, содержащее установленный в колесе эпектродвигатель, вал которого через торсион связан с солнеч.ной шестерней первого плаштарного ряда с водилом которого соединена и за({«ксирована от осевого перемещения солнечная щестерня второго ппанетарного ряда, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступиией колеса, смонтирован ной ш тюдпшпника : на неподвижной полой оси 1,2.. Конструкция этого мотор-колеса не обеспечивает стояночного торможения транспортного средства при выходе ив строя стояночного тормоза, торсиона и его соединения с валом электродвигателя или солнечной шестерней первого ряда. Жесткая, консольная установка солречных шестерен первого и второго рядов приводит к увеличению неравномерности распределения н1агрузки по ширине их зубчатых венцов, снижает несущую способНость шестерен редуктора, требует увеличения жесткости торсиона, увеличивает интенсивность шума и виброактивность звеньев редуктора, снижает надежность работы мотор-колеса. Отсутствует фиксация положений звеньев от перемещения относительно друг друга, что усложняет разборку и сборку мотор-колеса при техническом обслуживании и ремонте. Так, для проведения регулировки или замены подшипников ступииы колеса, замены солнечной, промежуточных шестерен второго ряда и шестерни внутреннего зацепления необходима частично подетальная или полная разборка ivioTOp-колеса. Последующая установка звеньев, не зафиксированных относительно друг друга, усложняет сборку мотор-колеса, приводит к изменению взаимного положения контактирующих поверхностей зубьев шестерен относительно друг друга. При дальнейшей эксплуатации осуществляется приработка вновь совмещенных поверхностей вызывающая их интенсивный износ, увеличение зазоров в сопряжениях, снижение надежностимотор-колеса. Затруднен демонтаж (монтаж) торсиона при его замене, связанный с отсоединением моторколеса от транспортного средства, частичной разборкой редуктора, отсоедишния .тормозных трубопроводов и электродвигателя. Сложна замена электродвигателя мотор-колеса. Целью изобретения является повышение надежности и улучшение рюмонтопрвн гюдности, ; Указанная цель достигается тем, что моторн-колесо, содержащее установленный в колесе электродвигатель, вал которого через торсион связан с солнечной шестерней первого планетарного ряда, с водилом которого соединена и зафиксирована от осевого перемещения солнечная шестерня второго ппанетарного ряпа, одно из звеньев которого соединено с ободом и ступицей колеса, смонтированной на поя шипниках на неподвижной попой оси, сва&жеио поавижным захватом, установпеиным в сопнечной шестерне второго ппанета1 ного ряда и имеющим возможность фиксации относительно нее, вдаимод йствуюшим с ним неподвижным захватом, связанным с сопнечной шестерней первого планетарного ряда, зафиксированной 6т осевого перемещения по отношению к солнечной шестерне второго планетарного ряда, и TojSvioaoM, установленным на валу электродвигателя.
Кроме того, подвижный захват представляет собой патрон с установленным в нем резьбовь1м стержнем, у которого на одном резьбовом конце, имеющем от- 5 2О. верстия для установки шплинта, устано&лена гайка с прорезями для него, при этом на другом конце стержня выполнено резьбовое гнездо, резьба которого одинакова с наружной резьбой, выполненной на неподвижном захвате, на ког тором установлен подшипник, опертый на пружишо 1й элемент и зафиксированный в солнечной шестерне второго планетарного ряда. При этом резьбовой стержень подпру жинен относительно щтрона. Подвижный захват дополнительно снаб жен пружинным усилителем, опертым на патрбв и стержень, а мотор-колесо сваб же но упругими элеи ентами, установленными между солнечными шестернями, солнёчжэй шестерней второго ряда и звеном, связанным с ободом и ступицей колеса. На фиг. 1 изображено моторн-колесо, продольный разрез; не фиг. 2 - подвижный захват с приводом от руки, продоль ный разрез; ва фнг. 3 - положение звень ев мотор-колеса при взаимодействии захватов; на фиг. 4 - подвижный захват с приводом от пружины, продольный разреэ на фиг. 5 - подвижный захват с приводо от пружтол и пружинно1ч усилителя, продольный разрез; m фиг. 6 - полож ние элементов подвижного захвата при фиксации звеньев мотор-колеса; на фиг.7 узлы мотор-копеса при разборке. Мотор-копесо (фиг. 1) содержит электродв п втеш 1, вал 2 которого соедине через торсион 3 с солнечной шестерней 4 первого ряда. Солнечная шестерня 4 через сатеплиты 5 связана с водилом 6 И шестерней 7 внутреннего зацепления. Водило 6 соединено с солнечной шестерней 8 второго ряда, зафиксированной в нем от осевого перемещения пластиной 9. Солнечная шестерня 8 связана через промежуточные шестерни Юс шестер- .
ней 7 внут.реннего зацепления, установ пенной неподвижно относительно .водила 11 второго ряда с помощью зубчатой : муфты 12. Водипо 11 соединено с ободом 13 и ступкцей 14 колеса. Ступица 14 смонтирована на подштшниках 15 и 16 на неподвижной попой оси 17. Регулировка ПОДШ1ШНИКОВ 15 и 16 обеспечена гайкой 18.
В сопнечной шестерне 8 установлен подвижный захват 19. Подвижный захват 19 иьюет возможность фиксации относительно солнечной шестерни В и взаимодействия с неподвижным захватом Неподвижный захват 20 соединен с торсионом 3, связанным с солнечной . шестерней 4 первого ряда. Солнечная шестерня 4 первого ряда зафиксирована от осевого перемещения относительно соднечной шестерни 8 второго ряда. На валу 2 электродвигателя 1 установлен тормоз 21 с пружинным энергоаккуму лятором 22. Тормоз 21 выполняет роль стояночного тормоза. Подвижный захват 19 (фиг.2) выпогьнен в виде патрона 23 с установленным в нем резьбовым стержнем 24. Резьбовой стержень 24 имеет возможность фиксации от перемещения и поворота, относительно солнечной шестерни 8 второго ряда, гайкой 25 и шплинтом 26. Для установки шплинта 26, резьбовой конец 27 стержня 24 имеет отверстия 28 и 29 (фиг. 3) соответственно, гайкн 25 прорези ЗО. На другом конце 31 резьбового стержня 24 выполнено резьбовое гнездо 32, резьба которого одинакова с наружной резьбой 33, выполненсюй на неподвижном захвате 2О. На неподвижном захвате 2О установлен подшипник. 34. Подшипник 34 оперт на пружинный элемент 35 и зафиксирован кольцом 36 в солнечной шестерне 8 второго ряда. Доступ к резьбов 1у концу 27 стержня 24 обеспечен через полость 37, при съеме крышки 38. Между солнечной шестерней 4 первого ряда и солнечной шестерней 8 второго ряда на неподвижном захвате 2О установлен упругий элемент 39. Между солнечной шестерней 8 второго ряда и водилом 11 на патроне 23 уста.новлен упругий sTteмент 40. Такое выполнение мотор-колеса пооволит повысить его надежность и упростить разборку и сборку. Пружина 41 (фнг.4) соединеш концом 42 с патроном 23 и ко ином 43 с резьбовым стержнем 24. Пружит 41 обеспечивает взаимодейсгвие резьбового стержня 24 с непсавиж ым захватом 20. В патрода 23 (фиг, 5) устамэвпены резьбовой стержень 24, пружина 44 и пружинный усилитепь 45 обеспечивают по BopoTs перемещение,и взаимодействие резьбового стержня 24 с неподвижным . захватом 20. Обеспечение стоянки мотор-копеса в случае выхода из строя его звеньев осу ществляется следующим образом. При съеме крышки 38 обеспечен досту к резьбовому концу 27 стержня 24 (фиг. 3), гайке 25 и шплинту 26. При съеме шйпинта 26 перемещают резьбовой стерхсень 24, ввинчивая его в патрон 23, Резьбовое гнездо 32 стержня 24 взаи /1одействует с наружной резьбой .33 неподвюкного захвата 2О, Поворот и перемещение стержня 24 осуществляют до совмещения отверстия 28 (фиг.2) с прорезями 30 гайки 25. Далее, стержень 24 фиксируют шплинтом 26. В результат солнечная щестерня 8 второго ряда бло кируется с торсионом 3, солнечной шео.Tepiiefi 4 первого ряда и валом 2 электродвигатегш 1. При неподвижной шестер не 7 внутреннего зацепления, блокировка солнечных шестерен 4 и 8 обеспечивает торможение промежуточных шестерен 10 второго ряда и сателлитов 5 первого ряда. При фиксации солнечных шестерен 4 и 9 относительно друг друга, мотор-копе со стоит. Мотор-колесо работает следующим об разом., , Подвижный захват 19 (фиг.1) не взаимодействует с неподвижным захватом 20. Резьбовой стержень 24 зафиксирован от поворота и перемещения гайкой 25 и шплинтом 26. Пру кинный энергоаккумупятор 22 сжат, тормоз 21 растормржен. Момент с вала 2 электродвигателя 1 через торсион 3 передается со№ печной шестерней 4 первого ряда через сателлиты 5, при неподвижной шестерне 7 внутреннехю зацепления, водилу 6 и солнечной шестерне 8 второго ряда, дале через промежуточные шестерни 10 водип 11 второго ряда и ободу 13 копеса. Фиксация прпожений зве.ньев моторколеса при разборке и сборке, в случае привода подвижного захвата 19 от руки, осуществляется авалогично, как при обео 1гечеНИИ стоянки мотор-колеса. Разборка ч сборка осуществпяются при фиксирован ном (расфиксированном) положении cortнечной шестерни 8 второго ряда относ тельно водила 6 и фиксации вала 2 элекч тродвигателя 1 действием пружинного энергоаккумулятора 22 тормоза 21. Фиксация звеньев мотор-колеса при разборке и сборке, в случае подвижного . захвата 19с приводом от пружины 44 и пружинного усилителя 45 осуществляется следующим образом. Вал 2 электродвигателя 1 (фиг.1) остановлен от поворота действием пру жинного энергоаккумулятора 22 тормоза 21. Резьбовой стержень 24 (фиг. 5) зафиксирован от поворота и перемещения в солнечной шестерне 8 второго ряда гайкой 25 .и шплинтом 26. Пружина 44 заведена, пружинный усилитель 45 сжат. Снимают шплинт 26 и перемещают гайку 25 до совмещения ее прорезей 30 с отверстием 28. В этом положении гайку 25 фиксируют шплинтом 26. Под действием пружинного усилителя 45 (фиг.6), резьбовой стержень 24 перемещается до неподвижного захвата 2О, Под действиeivf лружиных 44,,при ее раскручивании, резьбовой конец 27 стержня 24 ввинчивается в патрон 23, а резьбовое гнездо 32 взаимодействует с наружной резьбой 33 неподвижного захвата 20. В результате солнечная шестерня 8 второго ряда, торсион 3 и солнечная шестерня 4 первого ряда фиксируются от взаимного УГЛОВ.ОГО перемещения относительно друг друга. Съем узла, состоящего из солнечных шестерен 4 и 8, и торсиона 3, осуществляют при съеме пластины 9. При этом солнечную шестерню 8 второго ряда можно переместить относительно водила 6. Съем узла, состоящего из сог нечных шестерен 4,8 и торсиона 3, водил 6 и 11 с сателлитами 5 и промежуточными шестернями 10 (фиг.7), осуществляют при ф псрированном положении солнечной Шестерни 8 относительно водила 6 и солнечной шестерни 4 первого ряда. При этом подвижный захват 19, взаимен действуя с неподвижным захватом 20, фиксируют осевое и взаимное угловое положения солнечных-шестерен 4,8 и сателлитов 5 относительно друг друга. Сборка мотор-колеса осуществляется в обратной последовательности. При этом установка узпа, состоящего из солнечных шестерен 4,8 и торсиона 3, требует совмещения рисок, нанесенных на зубьях промежуточных шестерен 1О, с рисками на впадинах солнечной шестерни 8 второ- . го ряда При установке узла, состоящего юз солнечных шестерен 4, торсиона 3, водип 6. и 11 с .сателлитами 5 и промежуточными шестернями 10 в сборе, . требует совмещения рисок на зубе промежуточной шестерни 10 с рисками на впадине шестерни 7 влутреннего зацеппения. Поскопвжу осуществлены стоянка мо тор-копеса под действием привода, независимого от основной и стояночной тормозныхсистем,в случае выхода кз строя его звеньев, упругая установка его звеньев и фиксация их положений при технт4ческом обслуживании и ремонте, по вышена надежность и упрощена разборка и сборка мото1 -колеса. I . . Обеспечение стоянки мотор-колеса индивиауашьнь1м приводом, независимым от рабочей и стояночной тормозных систем, позволит повысить надежность Mf тор-жолеса в случае выхода из строя тор сиона 3 или солнечной шестерни 4 и .. сателлитов 5 первого ряда, а также стоя Иочного тормоза 21 и вх соединений с валом 2 электродвигателя 1. Так, при выходе из строя солнечной шестерни 4 первого ряда, взаимодействие подвижного 19 и неподвижного 2О захватов обеспечивает связь звеньев мотор-колеса с тор мозом 21. Фиксация осевого и радиального положений солввчвой шестерни 8 второго ряда относительно водила 6, солнечной шео терни 4 первого ряда и водила 11 второго ряда позволит повысить надежность работы мотор-колеса, повысить несущую способность, уменьшить интенсивность шума и виброактивность шестерен редуктора, повысить его срок службы. Фиксация осевого и взаимного углового положений солнечных шестерен 4 и 8 относительно друг друга позволит . упростить разборку и сборку мотор-колеса, обеспечить быстрый доступ к его звеньям при проведении технического обслуживания и ремонта. Так, для. проведения регулировки или замены подшипников 15 и 16 не требуется подетальной разборки мотор-колеса. Для «того 1юобходимо снять зафиксированные относительно друг друга солнечные шеотерни 4,8 и торсион 3, или узел, состоящий из них и водил 6 и 11 с сателлитами 5 и промежуточными пюстернями . 10 в сборе. Последующая установка этих узлов проста и не нарушает взаимного углового положения контактирующих поверхностей шестерен относительно друг друга. Замена торсиона 3, солнечных шестерен 4,8 и сателлитов 5, промежуточных шестерен 1О и шестерни 7 внут реннего зацепления не требует отсоедвнения мотор-колеса от транспортного средства и его полной разборки. За1(ена электродвигателя 1 не требует частичной и полной разборки мотор-копеса, а только его отсоединения от неподвижюй полой оси 17 (фиг. 7). Предлагаемое изобретешю позволяет повысить надежность и ремонтопригодность мотор-колеса.
1O36580
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2460651C1 |
Мотор-колесо | 1985 |
|
SU1283122A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1985 |
|
SU1289704A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1046129A1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
ШАРНИР МАНИПУЛЯТОРА С РЕГУЛИРУЕМОЙ БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2497658C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1981 |
|
SU1425101A1 |
Мотор-колесо | 1983 |
|
SU1093572A1 |
CM Т Ю 5 / / / 55 J2 2ff
ФигМ 2 2 JJ
51
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США № 3055448, кл | |||
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ДВУХРЯДНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР | 0 |
|
SU371104A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1983-08-23—Публикация
1982-01-06—Подача