Изобретение относится к аварийно-спасательным работам по спасанию судов, получивших повреждение, и касается создания способа передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ в сложных гидрометеорологических условиях.
Плавучий объект, лишившийся по тем или иным причинам хода и управления, при невозможности стать на якорь в сложных гидрометеорологических условиях подвергается опасности быть выброшенным на мель, оказаться залитым или опрокинутым волнами и ветром. Букировка аварийных плавучих объектов в порт-укрытие является важным видом аварийно-спасательных работ.
При проведении аварийно-спасательных работ с борта спасательного судна на аварийный плавучий объект передаются коммуникации.
Известен такой способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ, как передача коммуникаций непосредственно с борта спасателя на аварийный объект. Однако это возможно при наличии достаточно большого количества пневматических кранцев и при волнении моря до 4 баллов [1, 2].
Известен такой способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ, как доставка с помощью плавучих средств спасательных судов (как самоходных, так и надувных) в режиме парома. Однако по грузоподъемности и тяговым усилиям эти средства могут быть применены для доставки любого вида коммуникаций при волнении моря до 3-4 баллов из-за ограниченных возможностей ГУ судов [1, 2].
Известен такой способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ, как сооружение канатной дороги. Однако при использовании данного метода спасательное судно должно держаться на возможно коротком расстоянии от аварийного судна, ему необходимо выбрать наивыгоднейшее положение по отношению к аварийному судну, учитывая его дрейф и направление ветра [1, 2].
Известен такой способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ, как доставка проводника с помощью линемета. Этот способ находит широкое применение и дает положительные результаты при возможности достаточно близкого взаиморасположения спасательного судна и терпящего бедствие объекта при волнении моря до 8-9 баллов. Однако для применения линемета существует необходимость близкого маневрирования с целью гарантированного попадания на аварийный объект, большой расход боезапаса на передачу проводника, опасность травмирования личного состава, как производящего выстрел в условиях качки, так и на аварийном объекте и недостаточную прочность линя, используемого в качестве проводника. Точность попадания линеметов на расстоянии 200 м не обеспечивает требуемую надежность подачи проводника на аварийный плавучий объект. Рассеиваемость подачи линеметом на расстоянии 200 м составляет около 20 м, т.е. сравнительно высока [1, 2].
Известен такой способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ, как доставка коммуникаций вертолетом. Однако этот способ применим при скорости ветра до 20 м/с [1, 2].
Наиболее сложным элементом при взятии аварийного плавучего объекта на буксир является передача буксирного троса, осуществляемого с помощью линя и проводника. Вместе с тем в большинстве аварийных случаев эффективность спасательной операции в основном зависит от надежности и быстроты подачи проводника с судна-носителя на аварийный плавучий объект. Особое значение это имеет в случае подводной лодки в аварийной ситуации, когда приблизиться к ней на расстояние ближе 200-250 м невозможно, а подача проводника требуется к определенному месту рубки.
Предлагаемое изобретение в части способа передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ в сложных гидрометеорологических условиях не имеет аналога.
Предлагаемое изобретение в части способа передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ в сложных гидрометеорологических условиях направлено на решение технической задачи надежной и быстрой подачи проводника с судна-носителя на аварийный плавучий объект в сложных гидрометеорологических условиях.
Задача решается тем, что предлагаемом способе передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ используют спускаемый свободным падением безэкипажный, управляемый с судна-носителя, катер (БЭК), который выполнен в виде корпуса с системой дистанционного управления и движительным комплексом, представляющим собой компактный электрический водомет с изменяемым направлением струи и питающийся по плавучему прочному грузонесущему кабелю питания и телеуправления с судна-носителя, при этом содержащего средства для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект в сложных гидрометеорологических условиях, характеризующийся тем, что при завершении подготовки БЭК к спуску: к разъему в транцевой части катера подсоединяется грузонесущий кабель питания и телеуправления; концы передаваемых магистралей закладываются в быстроразъемные соединения в транцевой части катера и соединяются каждая со своим проводником, при этом посредством подачи команд с помощью системы дистанционного управления включаются бортовые огни, свето-радиомаяк, осуществляется вывод БЭК в заданную точку и подводка его к борту аварийного плавучего объекта, контроль местоположения БЭК производится оператором с помощью бортовых огней и свето-радиомаяка, который предназначен для визуального определения местонахождения БЭК и радиооповещения о его местонахождении в случае плохой видимости.
Способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ в сложных гидрометеорологических условиях реализуется с помощью спускаемого свободным падением безэкипажного катера (БЭК) [3] с управлением со спасательного судна для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект.
Способ реализуется следующим образом.
Спускаемый свободным падением БЭК (фиг. 1) с управлением со спасательного судна для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект в положении по-походному устанавливается в наклонном положении на спусковой раме по бортам судна (на правом, или левом) и находится в состоянии постоянной готовности к спуску.
С подходом судна-носителя 1 к аварийному плавучему объекту 2, члены экипажа завершают подготовку БЭК к спуску: к специальному разъему в транцевой части катера подсоединяется грузонесущий кабель питания и телеуправления; концы передаваемых магистралей закладываются в быстроразъемные соединения в транцевой части катера и соединяются каждая со своим проводником. Линь (тонкий синтетический трос диаметром 20 мм и длиной 20 м) изначально соединен с проводниками (тонкими стальными тросами диаметром 11 мм и длиной 20 м). Грузонесущему кабелю и передаваемым магистралям дается слабина на три высоты борта судна-носителя.
С судна-носителя 1, занявшего определенную позицию (положение) на расстоянии не более 450 м от аварийного плавучего объекта 2 на стопе (в дрейфе) или в движении со скоростью не более 6 уз производится сброс БЭК 3.
При отдаче удерживающих БЭК стопоров, он разгоняется по направляющим наклонной рамы, соскальзывает, при падении на короткое время погружается в воду («ныряет» под углом к поверхности воды), и при этом БЭК отходит от судна-носителя 1 и всплывает на безопасном расстоянии от него.
На судне-носителе 1 размещается блок питания и управления -моноблок в пластиковом ударопрочном влагозащищенном чемодане с ручным джойстиком; встроенным жидкокристаллическим экраном, на которое выводится композитное видео. Блок питания и управления питается от бортовой сети судна-носителя.
Оператором с судна-носителя 1 посредством подачи команд с помощью системы дистанционного управления включаются бортовые огни, свето-радиомаяк, осуществляется вывод БЭК 3 в заданную точку и подводка его к борту аварийного плавучего объекта. Контроль местоположения БЭК 3 производится оператором с помощью бортовых огней и свето-радиомаяка, который предназначен для визуального определения местонахождения БЭК 3 и радиооповещения о его местонахождении в случае плохой видимости. Точность наведения в любых гидрометеорологических условиях на расстоянии 500 м составляет 3 м.
Бортовая часть системы дистанционного управления обеспечивает непрерывное управление и диагностику по каналам телеметрии по экранированной витой паре, а также передачу на судно-носитель 1 аналогового видео. Система дистанционного управления размещена в специальном прочном, полностью герметичном контейнере, снабженном датчиком воды, который подает сигнал в случае протечки контейнера.
У борта аварийного плавучего объекта 2 оператором с судна-носителя 1 посредством подачи команд с помощью системы дистанционного управления включаются в работу светодиодный прожектор и монохромная телекамера. Личный состав аварийного плавучего объекта 2 вываливает за борт штормтрап.
С помощью манипулятора, удерживающего в своем схвате кошку с принайтованным к нему линем, оператор, получая видеокартинку в реальном масштабе времени, цепляет кошку за штормтрап.
На аварийном плавучем 2 объекте выбирают штормтрап вместе с линем. Захваченный личным составом аварийного плавучего объекта 2 линь выбирается с проводниками. При выборе слабины проводников и их натяжении, автоматически производится разобщение быстроразъемных соединений буксируемых магистралей. Буксируемые БЭК 3 магистрали выбираются командой аварийного плавучего объекта на борт.
После получения оповещения с аварийного плавучего объекта 2 о подсоединении воздушных шлангов, по переданному шлангу осуществляется подача на аварийный плавучий объект воздуха.
Взятие на буксир аварийного плавучего объекта 2, лежащего носом на ветер и дрейфующего кормой под углом к ветру, производится спасательным судном-носителем 1: с подветренной стороны с передачей буксирного троса на подветренный борт плавучего объекта 2 при установке БЭК 3 на левом борту судна-носителя 1 (фиг. 2а) и с наветренного борта на наветренный борт плавучего объекта 2 при установке БЭК на правом борту судна-носителя 1 (фиг. 2б)
Взятие на буксир аварийного плавучего объекта 2, лежащего кормой на ветер и дрейфующего носом под углом к ветру двигаясь по ветру, производится спасательным судном-носителем 1: с подветренной стороны с передачей буксирного троса на подветренный борт плавучего объекта 2 при установке БЭК 3 на правом борту судна-носителя 1 (фиг. 3а) и с наветренного борта на наветренный борт плавучего объекта 2 при установке БЭК 3 на левом борту судна-носителя (фиг. 3б)
После этого производится возвращение БЭК 3 к борту судна-носителя 1 и подъем его на борт за плавучий прочный грузонесущий кабель питания и телеуправления. В случае обрыва грузонесущего кабеля питания и телеуправления, подъем на борт судна-носителя производится его грузоподъемными средствами при помощи подъемного стропа, постоянно закрепленного на БЭК 3.
На случай обрыва грузонесущего кабеля питания и телеуправления БЭК 3 снабжен резервным источником питания - аккумуляторной батарей повышенной мощности в прочном водонепроницаемом корпусе. Батарея может быть заменена в «полевых» условиях без применения инструментов.
Таким образом, предлагаемый способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ в сложных гидрометеорологических условиях позволяет решить поставленную задачу надежной и быстрой подаче проводника с судна-носителя на аварийный плавучий объект в сложных гидрометеорологических условиях.
Литература:
1. Спасательное имущество и средства Военно-Морского Флота. В 3 ч.: учебное пособие / В.Ю. Филягин [и др.]. - Москва: Военное издательство, 2004.
2. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. Часть 1. Методы аварийно-спасательных и судоподъемных работ: практическое пособие / под ред. инж. контр-адмирала Н.П. Чикера. - Москва: Военное издательство, 1963. - 340 с.
3. Патент №214851. Безэкипажный катер с управлением со спасательного судна для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект: №2022110478: заявл. 18.04.2022: опубл. 16.11.2022 / С.В. Авдеев, М.В. Гапанюк, А.Р. Пышный; патентообладатель ФГКВОУ ВО «ВУНЦ ВМФ «ВМА им. Н.Г. Кузнецова» - 5 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комплекс аварийной эвакуации на лёд персонала и экипажа морских платформ | 2019 |
|
RU2720757C1 |
Безэкипажный катер - носитель сменной полезной нагрузки | 2022 |
|
RU2780086C1 |
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ И НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 2021 |
|
RU2774400C1 |
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ОХРАНЫ МОРСКОГО РАЙОНА | 2023 |
|
RU2819811C1 |
Пост наблюдения на базе привязного беспилотного летательного аппарата | 2023 |
|
RU2807768C1 |
Спускоподъемное устройство для малогабаритных необитаемых подводных аппаратов и опускаемых гидроакустических антенн с судна-носителя | 2021 |
|
RU2760798C1 |
Способ освещения подводной обстановки и нейтрализации обнаруженных объектов | 2022 |
|
RU2789185C1 |
Способ обучения операторов по управлению безэкипажным катером | 2023 |
|
RU2809866C1 |
СПОСОБ СПАСАНИЯ ПОДВОДНИКОВ ИЗ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2022 |
|
RU2797933C1 |
СПОСОБ ПРОВОДКИ, ШВАРТОВКИ И ОТШВАРТОВКИ МОРСКОГО ГРУЗОВОГО СУДНА В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ И СПОСОБ РАБОТЫ ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ГРУППЫ АВТОНОМНЫХ СУДОВ-БУКСИРОВ В ПОРТОВОЙ АКВАТОРИИ | 2023 |
|
RU2809129C1 |
Изобретение относится к аварийно-спасательным работам по спасанию судов, получивших повреждение, и касается создания способа передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ в сложных гидрометеорологических условиях. Для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ осуществляют доставку с помощью спускаемого свободным падением безэкипажного, управляемого с судна-носителя, катера, выполненного в виде корпуса с системой дистанционного управления и движительным комплексом, представляющим собой компактный электрический водомет с изменяемым направлением струи, и питающегося по плавучему прочному грузонесущему кабелю питания и телеуправления с судна-носителя. Катер содержит средства для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект в сложных гидрометеорологических условиях. Достигается надежность и быстрая подача проводника с судна-носителя на аварийный корабль в сложных гидрометеорологических условиях. 3 ил.
Способ передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект при проведении аварийно-спасательных работ, характеризующийся тем, что используют спускаемый свободным падением безэкипажный, управляемый с судна-носителя, катер (БЭК), который выполнен в виде корпуса с системой дистанционного управления и движительным комплексом, представляющим собой компактный электрический водомет с изменяемым направлением струи, и питающийся по плавучему прочному грузонесущему кабелю питания и телеуправления с судна-носителя, при этом содержащий средства для передачи коммуникаций на аварийный плавучий объект в сложных гидрометеорологических условиях, отличающийся тем, что при завершении подготовки БЭК к спуску: к разъему в транцевой части катера подсоединяется грузонесущий кабель питания и телеуправления; концы передаваемых магистралей закладываются в быстроразъемные соединения в транцевой части катера и соединяются, каждая, со своим проводником, при этом посредством подачи команд с помощью системы дистанционного управления включаются бортовые огни, свето-радиомаяк, осуществляется вывод БЭК в заданную точку и подводка его к борту аварийного плавучего объекта, контроль местоположения БЭК производится оператором с помощью бортовых огней и свето-радиомаяка, который предназначен для визуального определения местонахождения БЭК и радиооповещения о его местонахождении в случае плохой видимости.
RU 214851 U1, 16.11.2022 | |||
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ РАБОЧИХ ОРГАНОВ ПРОДОЛЬНО- ОБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ | 0 |
|
SU180682A1 |
CN 103661893 A, 26.03.2014 | |||
СПОСОБ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОТСЕКОВ ОПРОКИНУВШЕГОСЯ КОРАБЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2275311C2 |
Авторы
Даты
2024-04-11—Публикация
2023-06-26—Подача