Изобретение относится к области педагогики, а также к обучающим системам и методам, в частности к разработке способа обучения управлению безэкипажным катером (БЭК).
Известен способ обучения (Патент №2416123 Российская Федерация, МПК G09B 5/06. Способ обучения / патентообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «АВТЭКС» - 2010117008/12 опубл. 10.04.2011). Изобретение относится к обучающим системам и предназначено для организации индивидуального рабочего места обучающегося на основе использования информационных технологий. Техническим результатом является повышение эффективности обучения за счет более полного учета индивидуальных особенностей учащегося, постоянного контроля за его состоянием, интенсивностью усвоения материала. Способ включает контроль усвоения учащимся учебного материала в процессе обучения, а также корректировку этого процесса в зависимости от определенных по результатам контроля индивидуальных особенностей. Контроль осуществляют непрерывно, путем сравнения параметров движения глаз учащегося с нормальными параметрами. При отклонении параметров движения глаз учащегося от нормы производят смену учебного материала или вводят релаксационную паузу, окончание которой фиксируется по восстановлению нормальных параметров движения глаз учащегося.
Недостатками данного изобретения являются:
- недостаточно эффективное обучение и усвоение обучаемыми информации учебного материала;
- не применимо для обучения операторов по управлению БЭК в связи с отсутствием возможности отработки навыков управления БЭК в реальных условиях.
Известен способ обучения пилотов (Патент №2484534С2 РФ, МПК G09B9/08. Способ обучения пилотов / опубл. 10.06 2013). Изобретение относится к области образования. Изобретение относится к авиации и предназначено для обучения и подготовки пилотов. Обучение производят с использованием тренажера. Способ заключается в том, что выполняют последовательно полеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях с демонстрацией на мониторе объемного изображения воздушного судна (вид сзади) с последующим выполнением полетов поочередно в горизонтальной и вертикальной плоскостях и совместного представления на мониторе объемного изображения воздушного судна (вид сзади) и отображения показаний авиагоризонта (вид с воздушного судна). Изображение воздушного судна и показания авиагоризонта на мониторе дополняют показаниями указателя скорости и высотомера. В результате повышается качество подготовки пилотов, прививаются навыки пространственного представления положения воздушного судна по показаниям авиагоризонта.
Недостатками данного изобретения являются:
- недостаточно эффективное обучение и усвоение обучаемыми информации учебного материала;
- не применимо для обучения операторов по управлению БЭК в связи с отсутствием возможности отработки навыков управления БЭК в реальных условиях.
Известен способ обучения летчиков по управлению летательным аппаратом в процессе захода на посадку (Патент №2620279 Российская Федерация, МПК G09B9/08. Способ обучения летчиков по управлению летательным аппаратом в процессе захода на посадку / Муравьев И.В., Коваленко Г.В.; патентообладатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» - 2015113886; опубл. 24.05.2017). Изобретение относится к области обучения летного состава управлению летательным аппаратом (ЛА). Целью предлагаемого изобретения является повышение качества пилотирования ЛА путем упрощения восприятия приборной информации с помощью закрытия лишних приборов механическими приспособлениями типа «заглушки» и реализации принципа от простого к сложному с учетом поэтапного накопления летчиком в памяти информации при выполнении последовательных заходов на посадку. Обучение подразделяется на шесть упражнений. В первых трех упражнениях летчика обязывают выполнять посадку в произвольную точку ВПП и в первом упражнении закрывают механическими приспособлениями типа «заглушки» указатель вертикальной скорости снижения и указатель высоты. Во втором упражнении закрывают указатель высоты. В третьем упражнении открытыми оставляют все приборы. Это позволяет летчику осуществлять управление ЛА в усложненной обстановке и привыкать к дефициту информации и в тоже время облегчает процесс пилотирования в связи с выбором произвольного места посадки. В последующих трех упражнениях летчику назначают место посадки. Так, в четвертом упражнении «заглушками» закрывают авиагоризонт и указатель высоты, в пятом упражнении закрывают указатель высоты, а в шестом упражнении оставляют открытыми все приборы. В процессе всех заходов на посадку с высоты 100 м до высоты 25 м летчику вслух диктуется текущая высота полета по внутренней бортовой связи. Это позволяет усложнить выполнение пилотирования и помогает усвоить навык восприятия информации от различных источников в условиях ее дефицита и с учетом накопления навыка предыдущих трех упражнений.
Недостатками данного изобретения являются:
- недостаточно эффективное обучение и усвоение обучаемыми информации учебного материала;
- не применимо для обучения операторов по управлению БЭК в связи с отсутствием возможности отработки навыков управления БЭК в реальных условиях.
Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является способ обучения и усвоения учебного материала (Патент №2363054 РФ, МПК G09B 5/14. Способ обучения и усвоения учебного материала / Куцеев В.В., Гутковская Е.Л.; патентообладатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный аграрный университет» - 2007124999/12 опубл. 27.07. 2009). Изобретение относится к области педагогики, в частности к способам использования наглядной и звуковой демонстрации материала, подлежащего изучению. Блок данных информации учебного материала передают в начале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах. После чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых. Затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации.
Недостатками данного изобретения являются:
- недостаточно эффективное обучение и усвоение обучаемыми информации учебного материала;
- не применимо для обучения операторов по управлению БЭК в связи с отсутствием возможности отработки навыков управления БЭК в реальных условиях.
На устранение указанных недостатков направлено новое техническое решение, задачей которого является создание такого эффективного способа обучения операторов по управлению БЭК, который позволит отрабатывать навыки управления БЭК в реальных условиях и соответствует современным взглядам педагогической науки на процесс профессионального обучения на базе технологий, основанных на рефлексивно-деятелъностном подходе. При этом, активно применяемая в данном способе телерефлексия, позволяет обучаемому объемно и целостно увидеть себя и своих товарищей в процессе квазипрофессиональной деятельности с опорой на наглядное отражение (зрительное и вербальное), получаемое в виде видеозаписи. В целевых установках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (3++) приоритетная роль отводится повышению интеллектуального потенциала будущих специалистов, их всестороннему развитию и образованию. Реализация компетентностной парадигмы в вузовской подготовке будущих специалистов предполагает внедрение новых технологий профессионального обучения, основанных на методологии рефлексивно-деятелъностного подхода. Этим целевым установкам соответствует задача подготовки обучаемых - будущих специалистов по управлению БЭК различного назначения.
Поставленная задача решается фактическим созданием самого способа обучения операторов по управлению БЭК, а также созданием материальной базы обеспечения данного способа, названной «Робототехнический комплекс обучающий» (РКО).
Техническим результатом изобретения является повышение эффективности обучения и усвоения информации учебного материала за счет возможности отработки навыков управления БЭК в реальных условиях.
Указанный технический результат достигается тем, что разработан способ обучения операторов по управлению БЭК, включающий координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль усвоения учебного материала обучаемыми. При этом блок данных информации учебного материала передают вначале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах, после чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых. Затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации.
Принципиальным отличием от прототипа является то, что перед началом практического занятия на море разрабатывают сценарий будущего занятия в виде элементов организационно-деятельностной игры и доводят до обучаемых роль каждого из них. Далее согласно плану занятия обучаемые приступают к управлению БЭК, выполняя ряд упражнений, наблюдая за окружающей обстановкой по приборам на береговом посту управления (БПУ). После уверенной отработки навыков управления БЭК в различных режимах движения, обучаемые приступают к отработке навыков управления полезными нагрузками БЭК с учетом заданной учебной тактической обстановки. При этом по команде обучающего, обучаемых, занимающих сидячие места, меняют местами с обучаемыми, занимающими стоячие места, до тех пор, пока все обучаемые не овладеют навыками управления БЭК с каждого рабочего места.
Для понятия сущности изобретения создан «Роботизированный комплекс обучающий» (РКО).
Сущность изобретения поясняется чертежами:
Фиг. 1 Расположение основных объектов РКО;
Фиг. 2 Расположение обучаемых и обучающего на БПУ;
Фиг. 3 Аппаратура берегового поста управления (БПУ);
Фиг. 4 «Раскадровка» видеосъемки траектории БЭК с квадрокоптера.
На чертежах обозначены:
1 - береговой пост управления (БПУ);
2 - телекамера наблюдения за событиями на БПУ;
3 - пирс для швартовки БЭК;
4 - инструктор-легководолаз с телекамерой;
5 - безэкипажный катер (БЭК);
6 - телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТИПА);
7 - квадрокоптер с телекамерой;
8 - катер - «нарушитель»;
9 - окно обучающего для наблюдения за фактической обстановкой на акватории;
10 - палатка;
11 - обучаемый-оператор (сидит);
12 - обучаемый-наблюдатель (стоит);
13 - обучающий (стоит);
14 - главный монитор;
15 - монитор навигатора;
16 - монитор полезных нагрузок;
17 - раскадровка видеосъемки БЭК с квадрокоптера;
18 - идеальная траектория движения БЭК;
19 - фактическая траектория движения БЭК;
20 - пульт управления квадрокоптером;
t1-t13 - временные интервалы.
Созданное материальное обеспечение заявляемого способа обучения включает в себя (см. фиг. 1): БЭК 5, его полезные нагрузки (ТНПА 6 и квадрокоптер 7), береговой пост управления 1 в палатке 10 с телекамерой 2 и окном 9 с видом на море, а также береговую инфраструктуру, включающую пирс 3, легководолаза 4 и катер-«нарушитель» 8. При этом БЭК оснащен следующей типовой аппаратурой: телекамерой кругового обзора; радаром; навигационной системой GPS/ ГЛОНАСС, системой связи Wi-fi и радиомодемом, мегафоном, чувствительным микрофоном, посадочной площадкой для квадрокоптера и спускоподъемным устройством (СПУ) для телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА).
На БПУ 1 обучаемые находятся на своих штатных местах согласно схеме (см. фиг. 2), при этом часть обучаемых 11 в группе, выполняющих операторские функции, расположены в креслах сидя, другая часть обучаемых - наблюдателей 12 стоят за спиной обучаемых - операторов. Обучаемые выполняют следующие операторские функции: первый - оператор (командир БЭК) управляет катером с главного монитора 14; второй - выполняет функции навигатора (штурмана) с монитора навигатора 15; третий - оператор полезных нагрузок - управляет спускоподъемным устройством (СПУ) и ТНПА с монитора полезных нагрузок 16; четвертый - оператор квадрокоптера с пультом управления квадрокоптером 20. Обучающий 13 имеет возможность наблюдать за фактической обстановкой на акватории через окно 9 в бинокль, обучаемые же могут оценивать окружающую обстановку на акватории только по приборам на БПУ.
Оператор (командир БЭК) на своем посту видит показания телекамеры кругового обзора БЭК главного монитора 14 (см. фиг. 3), что дает ему визуальное представление об окружающей обстановке на ближней и средней дистанции от катера. Получаемая им параллельно аудио информация, дает дополнительное представление об окружающей обстановке и позволяет общаться вербально с экипажем катера-«нарушителя».
Показания радара БЭК на мониторе навигатора 15 дает обучаемому визуальное представление об окружающей обстановке на дальних дистанциях от катера, а данные электронной карты показывают координаты БЭК 5, координаты катера-«нарушителя» 8, а также координаты ТНПА 6 и квадрокоптера 7, что позволяет обучаемому понимать, где географически находится сам БЭК и какова окружающая его тактическая обстановка.
Показания телекамеры квадрокоптера 7 на мониторе управления полезными нагрузками 16 дает обучаемым визуальное представление об окружающей обстановке на акватории в целом с высоты «птичьего полета». Показания телекамеры ТНПА 6 дает обучаемым визуальное представление о подводной обстановке при выполнении задачи обследования подводных объектов.
Сущность заявляемого способа состоит в следующем:
1. Перед началом практического занятия на море обучаемые проходят теоретический курс, включающий координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, изучая учебный материал традиционным методом (лекции, практические занятия, самоподготовка, зачеты), разбитый на учебные модули: изучение материальной части РКО; изучение радиоэлектронных средств (РЭС) РКО, изучение программного обеспечения (ПО) РКО, подготовка БЭК 5 и его полезных нагрузок и БПУ 1 к плаванию; теоретические основы безэкипажного кораблевождения, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль усвоения учебного материала обучаемыми.
При этом блок данных информации учебного материала передают вначале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах, после чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых.
Затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации.
2. Перед началом практического занятия на море обучающий разрабатывает сценарий будущего занятия в виде некоторых элементов организационно-деятельностной игры (ОДИ) по методу П.Г. Щедровицкого и доводит до обучаемых роль каждого из них. При этом могут быть использованы результаты видеосъемки предыдущих занятий с разбором допущенных ошибок. Сам процесс управления БЭК создает для обучаемых и обучающего ряд проблемных ситуаций и предполагает способы их разрешения за счет организации коллективного мыследеятельностного поиска и создания условий для обучения обучаемых и повышения усвоения учебного материала.
Перед началом практического занятия на море инструкторы готовят материальную часть РКО к работе, проверяя исправность работы БЭК 6, его полезных нагрузок (квадрокоптер, ТНПА и др.), всех РЭС, всего ПО, БПУ и технические средства береговой инфраструктуры.
Учебная группа обучаемых с обучающим прибывает к месту расположения РКО на берегу моря. Обучающий доводит до обучаемых учебную цель и порядок проведения занятия. По команде обучающего «По местам стоять, катер к походу приготовить» обучаемые выкатывают катер на трейлере к морю, спускают его на воду и швартуют к пирсу. Параллельно к работе готовится БПУ и проверяются все РЭС.
Группа обучаемых 11 занимает сидячие места за автоматизированными рабочими местами БПУ (см. фиг. 2) и по команде обучающего выполняет проверку систем БЭК и БПУ в дистанционном режиме. Группа обучаемых 12 занимает стоячие места за спинами своих коллег. Обучающий 13 стоит рядом со обучаемыми. БЭК со своими полезными нагрузками в это время находится у пирса в готовности к плаванию. По команде обучающего по радиотелефону инструктор снимает БЭК со швартовов.
3. Согласно плану занятия, обучаемые - операторы на БПУ приступают к управлению БЭК, выполняя ряд упражнений, наблюдая за окружающей обстановкой по приборам на БПУ:
- дают малый ход и отводят катер от пирса;
- дают последовательно малый, средний и полный хода (вперед и назад);
- поддерживают заданный курс БЭК, или меняют его курс, выполняя циркуляцию влево или вправо;
- выполняют различные маневры и эволюции в дневное и ночное время, например: отход от пирса; подход к пирсу; подход к плавающему предмету, постановку на якорь - снятие с якоря и т.п.);
- выполняют различные комплексные упражнения, например подход БЭК к катеру - «нарушителю» и переговоры с ними через мегафон и микрофоны (т.е. осуществляют дистанционную вербальную коммуникацию с экипажем надводного плавсредства).
Стоящие обучаемые в это время наблюдают за работой обучаемых-операторов.
4. После уверенной отработки навыков управления БЭК в различных режимах движения, обучаемые приступают к отработке навыков управления полезными нагрузками БЭК с учетом заданной учебной тактической обстановки:
- спуск на воду и дистанционное управление ТНПА с целью поиска «опасных» подводных объектов;
- подъем квадракоптера и управление им в воздухе, посадка квадрокоптера на воду и старт с поверхности воды с последующим возвращением его на посадочную площадку БЭК.
Стоящие обучаемые в это время наблюдают за работой обучаемых-операторов.
По команде обучающего сидящие и стоящие обучаемые меняются местами до тех пор, пока каждый обучаемый не овладеет навыками управления БЭК с каждого рабочего места.
Контроль правильности упражнения достигается при помощи компьютерной обработки данных, поступающих от квадрокоптера, где на фиг. 4 показана временная раскадровка 17 видеосъемки с интервалами t1-t13 траектории БЭК с квадрокоптера с последующей компьютерной обработкой. В результате на мониторе компьютера 16 берегового поста управления БЭК 1 обучаемые могут видеть идеальную 18 и фактическую 19 траектории движения БЭК при выполнении маневра «восьмерка».
Практические занятия по управлению БЭК на море являются примером сложной и многогранной квазипрофессиональной деятельности каждого обучаемого (группы обучаемых) и сопровождаются большими психологическими и эмоциональными нагрузками с проявлением рефлективных особенностей каждой личности - т.е. способности индивида сознательно обращать внимание на свои эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы, направленные на решение задачи обучения и, как следствие, более полного усвоения учебного материала. Этими факторами обусловлено применение технологии телерефлексии.
Во время проведения всех этапов практических занятий на море материальными источниками информации о рефлексии обучаемых (телерефлексии) служат три работающие телекамеры:
Первая, оснащенная микрофоном телекамера наблюдения за событиями на БПУ 2, находится на БПУ и наблюдает за всей учебной группой обучаемых, находящейся на БПУ и обучающим.
Вторая телекамера находится на квадрокоптере 7 и дает визуальное пространственно-временное представление (сверху с высоты «птичьего полета») об окружающей обстановке и событиях на акватории в целом. Она фиксирует ошибки в управлении БЭК и его полезных нагрузок, связанные с действиями обучаемых - операторов (см. фиг. 4).
Третья телекамера находится в руках инструктора-легководолаза 4 и дает визуальное пространственно-временное представление о подводной обстановке и событиях, связанных с управлением ТНПА при поиске и обследовании «опасного» объекта, находящегося на грунте. Она фиксирует ошибки в управлении ТНПА и БЭК, связанные с действиями обучаемых - операторов.
Объединение и анализ информации этих трех телекамер позволяет восстановить ход реальных событий и дать обучаемым информацию о рефлексии каждого обучаемого. В итоге возникает эффект телерефлексии по методу Г.П. Щедровицкого - как прием визуализации рефлексивной деятельности обучаемого. Ее сущность заключается в использовании видеосъемки для получения видеоизображения и аудиозаписи обучаемого как субъекта рефлексии. Последующая работа с видеоизображением рефлексивной деятельности обучаемого активизирует процесс его мышления и самоанализа. При этом совершенствуются все виды рефлексии, так как обучаемые анализируют собственную деятельность и взаимодействие с другими обучаемыми группы на занятии с опорой на их наглядное отражение (зрительное, вербальное), т.е. могут увидеть себя со стороны.
Положительный эффект заявляемого способа обучения и усвоения учебного материала операторов по управлению БЭК заключается:
1. В стойком формировании у обучаемых (помимо частных знаний и умений) более общих знаний - метазнаний, как результата общения с мета-предметами - т.е. новыми образовательными формами, выстраиваемыми поверх традиционных учебных предметов. При этом в сознании обучаемого формируется учебный предмет нового типа, в основе которого лежат мысле-деятельностные образы учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы и метадеятелъностъ.
2. У обучаемых появляются метакогнитивные навыки вследствие решения задач по управлению БЭК, требующих многосторонних специальных знаний в области робототехники и кораблевождения, а также вследствие комплексного практического анализа быстроменяющейся надводной, воздушной и подводной обстановки в реальном времени.
3. При этом также совершенствуются гностические функции обучающего, т.е. познавательные функции, обращенные к постоянному изучению своего предмета, изучению обучаемых, их познавательной и духовной сфер, мотивов и интересов, задатков и способностей, а также их характеров и эмоциональных состояний.
В итоге отличительные признаки предложенного способа выполняют необходимые функциональные задачи для достижения требуемого результата. На основании изложенного можно заключить, что совокупность существенных признаков заявленного изобретения имеет причинно-следственную связь с достижимым результатом, т.е. благодаря данной совокупности существенных признаков изобретения стало возможным решение поставленной задачи. Следовательно, заявленное изобретение является новым, обладает изобретательским уровнем и пригодно к использованию.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение эффективности обучения и усвоения информации учебного материала за счет возможности отработки навыков управления БЭК в реальных условиях.
Заявляемое изобретение промышленно применимо, так как при изготовлении робототехнического комплекса обучающего могут быть использованы широко распространенные устройства и компоненты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пост наблюдения на базе привязного беспилотного летательного аппарата | 2023 |
|
RU2807768C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ | 2009 |
|
RU2419164C2 |
Способ освещения подводной обстановки и нейтрализации обнаруженных объектов | 2022 |
|
RU2789185C1 |
Способ мониторинга действий обучающихся на практических занятиях по вождению боевых машин | 2019 |
|
RU2737244C1 |
Учебный класс радиосвязи и телеграфной азбуки | 2020 |
|
RU2763923C2 |
Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля | 2021 |
|
RU2783021C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МИНОМЁТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ВАРИАНТЫ) | 2022 |
|
RU2793018C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2008 |
|
RU2408079C2 |
Тренажер для отработки навыков взаимодействия операторов средств ближнего боя | 2015 |
|
RU2671460C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2023 |
|
RU2816401C1 |
Изобретение относится к области педагогики, а также к обучающим системам и методам, в частности к разработке способа обучения операторов по управлению безэкипажным катером (БЭК). Способ обучения операторов по управлению БЭК содержит координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль усвоения учебного материала обучаемыми. Перед началом практического занятия на море разрабатывают сценарий будущего занятия в виде элементов организационно-деятельностной игры и доводят до обучаемых роль каждого из них. Далее согласно плану занятия обучаемые приступают к управлению БЭК, выполняя ряд упражнений, наблюдая за окружающей обстановкой по приборам на береговом посту управления (БПУ). Затем обучаемые приступают к отработке навыков управления полезными нагрузками БЭК с учетом заданной учебной тактической обстановки. При этом по команде обучающего обучаемых, занимающих сидячие места, меняют местами с обучаемыми, занимающими стоячие места, до тех пор, пока все обучаемые не овладеют навыками управления БЭК с каждого рабочего места. Повышается эффективность обучения операторов. 4 ил.
Способ обучения операторов по управлению безэкипажным катером, включающий координацию обучающим индивидуальных и коллективных действий группы обучаемых с учебным материалом, отображение информации средствами отображения информации в режиме персонального и группового восприятия действиями обучаемых и обучающего с учебным материалом на носителях информации и контроль усвоения учебного материала обучаемыми, при этом блок данных информации учебного материала передают вначале непосредственно обучаемым синхронно в звуковой и зрительной формах, после чего до передачи очередного блока данных информации учебного материала отображают на носителях информации обучаемых, затем каждый раз до передачи очередного блока данных информации учебного материала проводят контроль усвоения учебного материала обучаемыми путем воспроизводства обучаемыми блока данных информации учебного материала в режиме индивидуального восприятия в вербальной форме на носителях информации с дублированием ее в визуальной форме, а затем проведения в вербальной форме индивидуальной телерефлексии обучаемыми по форме и содержанию воспроизведенного ими блока данных информации учебного материала и отображения ее на носителях информации, отличающийся тем, что перед началом практического занятия на море разрабатывают сценарий будущего занятия в виде элементов организационно-деятельностной игры и доводят до обучаемых роль каждого из них; далее согласно плану занятия обучаемые приступают к управлению безэкипажным катером (БЭК), выполняя ряд упражнений, наблюдая за окружающей обстановкой по приборам на береговом посту управления (БПУ); после уверенной отработки навыков управления БЭК в различных режимах движения обучаемые приступают к отработке навыков управления полезными нагрузками БЭК с учетом заданной учебной тактической обстановки; при этом по команде обучающего обучаемых, занимающих сидячие места, меняют местами с обучаемыми, занимающими стоячие места, до тех пор, пока все обучаемые не овладеют навыками управления БЭК с каждого рабочего места.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2007 |
|
RU2363054C2 |
КОМПЛЕКСНЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МЕХАНИЗМ "ДРЕНАЖ" ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА РАСПРЕДЕЛЁННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ, ОСНАЩАЕМЫЙ МАШИНОЧИТАЕМЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ СМЕННЫХ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ И БАЗЫ ДАННЫХ О МОДЕЛЯХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ, НАВЫКАХ ОБУЧАЕМЫХ, СЦЕНАРИЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВКИ | 2004 |
|
RU2248612C1 |
Т-ОБРАЗНЫЙ БОЛТ | 0 |
|
SU210564A1 |
Способ восстановления спиралей из вольфрамовой проволоки для электрических ламп накаливания, наполненных газом | 1924 |
|
SU2020A1 |
Авторы
Даты
2023-12-19—Публикация
2023-06-05—Подача