Подножка транспортного средства Российский патент 2024 года по МПК B61D23/00 E06C5/04 B60R3/02 

Описание патента на изобретение RU2817227C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности, к выдвижным подножкам пассажирских вагонов, обеспечивающих посадку и высадку пассажиров.

Известна (US 3876230, опубл. 01.04.1974) складная подножка, приспособленная для монтажа под дверь, установленная на транспортное средство автоприцепа для облегчения доступа в него, и состоящая из верхней ступени, имеющей удлиненный опорный элемент, прикрепленный одним концом к ней и выступающий вниз от указанной верхней ступени, нижней ступени, имеющей удлиненный поворотный рычаг, прикрепленный к одному ее концу, который выдвигается вверх от нижней ступени, при этом выдвигаемый вверх конец шарнирно прикреплен к опорному элементу, что позволяет поворачивать нижнюю ступень вверх и вниз относительно верхней ступени вокруг горизонтальной оси вращения, ограничителей, связанных с опорным элементом и поворотным рычагом, для ограничения дугового перемещения при повороте нижней ступени вниз для удержания ступеней в наклоненном, разложенном по вертикали состоянии с сохранением горизонтальности поверхностей, средств блокировки опорного элемента и поворотного рычага с обеспечением скользящего соединения опорного элемента и поворотного рычага на оси поворота, чтобы обеспечить возможность продольного скольжения поворотного рычага вниз относительно оси поворота автоматически в ответ на приведение нижней ступени в верхнее сложенное над верхней ступенью положение, причем в состав средств блокировки входят средства для предотвращения дальнейшего поворота нижней ступени и автоматического фиксирования нижней ступени в положении над верхней ступенью в ответ на скольжение вниз поворотного рычага.

Недостатками известного устройства является недостаточная надежность крепления складной подножки к кузову транспортного средства при передвижении по пересеченной местности.

Известна (RU, патент 178817, опубл. 19.04.2018) выдвижная подножка транспортного средства, содержащая подвижные стойки со ступеньками, несущий кронштейн, расположенный на раме транспортного средства с размещенной на нем горизонтальной опорой-поперечиной, ограничитель для фиксации в рабочем положении выдвижной подножки, верхние части стоек снабжены упорными элементами для взаимодействия с ограничителем, выдвижная подножка дополнительно содержит фиксатор с запорным механизмом для удержания стоек в транспортном положении, включающий L-образные опорные балки, выполненные с изгибом для размещения в нем ступеньки в транспортном положении, жестко соединенные одним концом с рамой, а другим концом с горизонтальной опорой-поперечиной, затвор с приводной рукояткой, направляющие затвора, жестко соединенные с L-образными опорными балками, и запорный элемент, взаимодействующий с затвором, жестко закрепленный на L-образных опорных балках.

Недостатком известного технического решения следует признать ограниченную область применения - только грузовые вагоны.

Известна (US, патент 5228707, опубл. 20.07.1993) подножка транспортного средства. Известная подножка содержит выдвижной лестничный марш, размещаемый под полом транспортного средства, привод с винтовым механизмом и направляющие скольжения. Лестничный марш находится в закрытой области, которая от внешнего воздействия защищается подпружиненной дверцей. Принять рабочее положение лестничному маршу помогают ролики и шарниры, которые совместно с направляющими скольжения обеспечивают заданную траекторию движения лестничного марша. Перемещение лестничного марша обеспечивается приводом с винтовым механизмом.

Недостатком известной подножки является возможность только линейного выдвижения, что не позволит сформировать лестничный марш, соответствующий предъявляемым требованиям, а, следовательно, для обеспечения безопасности пассажиров возникнет необходимость в дополнительной ступени для сокращения маршевого расстояния, что увеличит общие габариты конструкции.

Техническая проблема, решаемая использованием разработанного устройства, состоит в разработке конструкции подножки пассажирского вагона.

Технический результат, достигаемый при реализации разработанного технического решения, состоит в повышении надежности эксплуатации подножек на участках с заснеженными, неровными и поврежденными нижними посадочными платформами.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать подножку транспортного средства разработанной конструкции. Она содержит основной блок ступеней, выполненный с возможностью выдвижения параллельно полу вагона, и механически присоединенную к блоку ступеней нижнюю ступень, установленную с двумя степенями свободы с возможностью приведения ее в движение от общего привода подножки, нижняя ступень содержит собственно ступень для посадки/ высадки пассажиров, она закреплена механически на кронштейнах с возможностью линейного перемещения, кронштейны закреплены на боковинах блока ступеней и обеспечивают линейное перемещение нижней ступени параллельно полу транспортного средства, углы подъема нижней ступени лежат в промежутке от 0° до 90° относительно уровня пола транспортного средства, при этом нижняя ступень выполнена с возможностью фиксации относительно блока ступеней в задвинутом положении и удерживания в выдвинутом положении за счет привода перемещения нижней ступени в полностью выдвинутом положении основного блока, а подъем нижней ступени обусловлен приводом перемещения подножки железнодорожного транспортного средства нижней ступени.

В предпочтительном варианте реализации качестве привода подъема нижней ступени использованы газовые пружины или амортизаторы.

Преимущественно газовые пружины или амортизаторы представляют собой составную часть общего механизма выдвижения и задвижения подножки.

Нижняя ступень может быть выполнена с возможностью автоматического управления преимущественно из кабины машиниста или с пульта начальника поезда.

Нижняя ступень может быть выполнена с возможностью ручного управления, при этом основной блок выполнен с возможностью перемещения под действием ручного усилия.

Верхняя крышка основного блока может быть выполнена с гладкой поверхностью и/или оборудована нагревательным элементом.

Подножка состоит из основного блока ступеней, который выполнен с возможностью выдвижения параллельно полу вагона, и отличается наличием нижней ступени с двумя степенями свободы, приводимой в движение от общего привода подножки через механическую передачу. Нижняя ступень состоит из собственно ступени для посадки/ высадки пассажиров, кронштейнов, нижних упоров и линейных направляющих, закрепленных на боковинах и обеспечивающих линейное перемещение ступени параллельно полу транспортного средства. Углы подъема находятся в интервале от 0°до 90° относительно уровня пола транспортного средства.

Блок ступеней фиксируется независимо от нижней ступени двумя зацепами, расположенными на основании. При расфиксации блока ступеней зацепы приводятся в движение отдельным линейным приводом (актуатором), при фиксации зацепы отклоняются роликами, расположенными на блоке ступеней, а возвращаются в исходное (зафиксированное) положение под действием упругого элемента (пружины). Взамен упругого элемента движение может осуществляться тем же приводом.

В задвинутом положении нижняя ступень фиксируется механически относительно блока ступеней механическим фиксатором без привода (но существует возможность фиксации и отдельным приводом). В полностью выдвинутом положении нижняя ступень удерживается за счет усилия привода, при снятии усилия нижняя ступень поднимается упругими элементами.

Разработанная конструкция подножки обеспечивает выдвижение нижней ступени в два этапа: на первом этапе происходит выдвижение блока ступеней, на втором этапе - выдвижение нижней ступени. Остановка нижней ступени происходит либо при достижении конечного (нижнего) положения, либо при встрече с препятствием (например, пассажирской платформы).

Задвижение подножки происходит в обратной последовательности. Управление механизмом подножки осуществляет блок управления дверьми.

Вышеописанные особенности конструкции позволяют:

1. С учетом контроля положения подвижных частей (датчиками, концевыми выключателями, энкодерами и т.п.) и необходимой программой управления эксплуатировать подножку в двух режимах: с выдвижением и без выдвижения нижней ступени, когда перемещается только блок ступеней.

2. При выдвижении сначала выкатывать блок ступеней, а затем опускать нижнюю ступень, а при задвижении сначала поднимать нижнюю ступень, а потом закатывать блок ступеней.

Разработанная конструкция в совокупности с учетом контроля положения подвижных частей (датчиками, концевыми выключателями, энкодерами и т.п.) и необходимой программой управления позволяет останавливать нижнюю ступень по встречному усилию, при этом блок ступеней надежно зафиксирован. Благодаря этому возможно, как бы «ощупывать» ж/д платформу, осуществлять надежную эксплуатацию подножек на участках с заснеженными, неровными и поврежденными нижними посадочными платформами, поскольку нижняя ступень останавливается независимо при встрече препятствия и позволяет осуществлять посадку/высадку пассажиров.

Подножка функционирует следующим образом.

Выдвижение. Сначала выдвигается основной блок ступеней параллельно полу вагона и фиксируется для исключения задвижения в сторону вагона под воздействием внешних сил. Затем выдвигается нижняя ступень таким образом, чтобы плоскость нижней ступени была параллельна плоскостям ступеней основного блока во время всей фазы выдвижения. Выдвижение происходит до момента достижения требуемого (заложенного конструктивно) расстояния между поверхностью нижней выдвижной ступени и поверхностью нижней ступени основного блока, закрепленной на нем неподвижно. В случае, если на пути ступени возникает препятствие, выдвижение прекращается. И в случае полного выдвижения, и в случае частичного выдвижения, нижняя выдвижная ступень остается неподвижной и пригодной для процесса посадки/ высадки пассажиров. Задвижение происходит в обратном порядке. Сначала поднимается нижняя выдвижная ступень и затем задвигается основной блок. После полного подъема нижней выдвижной ступени и задвижения основного блока происходит механическая фиксация основного блока и нижней выдвижной ступени от самопроизвольного выдвижения.

Дополнительная опция. Имеется режим работы, при котором подножка переводится в так называемый ручной режим с помощью переключателя режимов расположенного на корпусе основного блока. В этом ручном режиме возможно выдвижение основного блока и его задвижение, если он был выдвинут путем приложения ручного усилия.

Еще одна опция. Для защиты от потери работоспособности в условиях обледенения верхняя крышка основного блока выполнена с гладкой поверхностью без выступов и дополнительно может быть оборудована нагревательным элементом.

Нижняя ступень с боками может применяться как отдельное изделие с жестким креплением боковин к транспортному средству, в этом случае все особенности конструкции, не связанные с блоком ступеней, сохраняются, а передача усилия от привода к механической передаче нижней ступени осуществляется непосредственно.

Похожие патенты RU2817227C1

название год авторы номер документа
ПОДНОЖКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Ляликов Виталий Юрьевич
  • Суворов Михаил Львович
RU2812187C1
Способ использования нижней ступени подножки железнодорожного транспортного средства 2023
  • Баннов Степан Михайлович
  • Шикунов Иван Юрьевич
  • Шумеев Андрей Владимирович
  • Кузнецов Андрей Анатольевич
  • Розинский Дмитрий Владленович
RU2813999C1
Подножка транспортного средства 2022
  • Лобов Михаил Александрович
  • Ерохин Сергей Владимирович
RU2777010C1
ВХОДНАЯ ПОДНОЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 1993
  • Архипов П.Ф.
  • Кочубеев В.С.
RU2087354C1
ПЛОЩАДКА ПОСАДОЧНАЯ ВЫДВИЖНАЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА С НИЗКИМ ПОЛОМ 2015
  • Носов Алексей Дмитриевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Соловьев Сергей Владимирович
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2605660C1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ НОЖНИЧНОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ ПОСАДКИ 2016
  • Шмид, Марсель
  • Боссхарт, Александер
RU2722345C1
ВХОДНАЯ ПОДНОЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 1994
  • Архипов П.Ф.
  • Червякова С.И.
RU2087355C1
Подвесная дорога с вагоном-лифтом 2016
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2633092C1
Входная подножка пассажирского вагона 1975
  • Архипов Петр Федорович
SU587029A1
Трап 1990
  • Высторопский Анатолий Николаевич
  • Педенко Анатолий Васильевич
  • Седых Эдуард Васильевич
SU1804421A3

Реферат патента 2024 года Подножка транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Подножка содержит основной блок ступеней, выполненный с возможностью выдвижения параллельно полу вагона, и механически присоединенную к блоку ступеней нижнюю ступень, установленную с двумя степенями свободы с возможностью приведения ее в движение от общего привода подножки. Нижняя ступень содержит ступень для посадки/высадки пассажиров, которая закреплена механически на кронштейнах с возможностью линейного перемещения. Кронштейны закреплены на боковинах блока ступеней. Углы подъема нижней ступени лежат в промежутке от 0 до 90° относительно уровня пола транспортного средства. Нижняя ступень выполнена с возможностью фиксации относительно блока ступеней в задвинутом положении и удерживания в выдвинутом положении за счет привода перемещения нижней ступени в полностью выдвинутом положении основного блока, а подъем нижней ступени обусловлен приводом перемещения нижней ступени. Достигается повышение надежности эксплуатации подножек на участках с заснеженными, неровными и поврежденными нижними посадочными платформами. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 817 227 C1

1. Подножка транспортного средства, отличающаяся тем, что она содержит основной блок ступеней, выполненный с возможностью выдвижения параллельно полу вагона, и механически присоединенную к блоку ступеней нижнюю ступень, установленную с двумя степенями свободы с возможностью приведения ее в движение от общего привода подножки, нижняя ступень содержит собственно ступень для посадки/ высадки пассажиров, она закреплена механически на кронштейнах с возможностью линейного перемещения, кронштейны закреплены на боковинах блока ступеней и обеспечивают линейное перемещение нижней ступени параллельно полу транспортного средства, углы подъема нижней ступени лежат в промежутке от 0 до 90° относительно уровня пола транспортного средства, при этом нижняя ступень выполнена с возможностью фиксации относительно блока ступеней в задвинутом положении и удерживания в выдвинутом положении за счет привода перемещения нижней ступени в полностью выдвинутом положении основного блока, а подъем нижней ступени обусловлен приводом перемещения нижней ступени.

2. Подножка по п. 1, отличающаяся тем, что в качестве привода подъема нижней ступени использованы газовые пружины или амортизаторы.

3. Подножка по п. 2, отличающаяся тем, что газовые пружины или амортизаторы представляют собой составную часть общего механизма выдвижения и задвижения подножки.

4. Подножка по п. 1, отличающаяся тем, что нижняя ступень выполнена с возможностью автоматического управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2817227C1

ПАССАЖИРСКОЕ РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2012
  • Эдер Флориан
  • Кронабетер Мартин
RU2612091C2
ВЫДВИЖНАЯ ПОДНОЖКА ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Лангнер Тео
RU2555589C2
DE 202006017488 U1, 30.04.2008
DE 10351988 A1, 11.11.2004
KR 1020130074000 A, 04.07.2013.

RU 2 817 227 C1

Авторы

Баннов Степан Михайлович

Шикунов Иван Юрьевич

Шумеев Андрей Владлимирович

Кузнецов Андрей Анатольевич

Розинский Дмитрий Владленович

Даты

2024-04-11Публикация

2023-08-02Подача