Изобретение относится к автоматическим дистанционно управляемым транспортным средствам (ТС) для исследования Луны и других планет.
Однако, в [1] в разделе «Устройство и работа станции Луна-17 и Лунохода-1» в главе 1 в подзаголовке 4 «Шасси Лунохода» подробно описаны все узлы лунохода: несущая конструкция, ходовая часть, электромеханический привод, механизм разблокировки, комплект измерительных датчиков и блок автоматики шасси, функциональная схема работы которого во взаимодействии с остальными частями шассииприведена на фиг.1.
Луноход - многоколесное, полноприводное ТС с мотор-колесами (МК) 1, содержащими электродвигатель, редуктор, выходной вал которого связан с ходовым колесом.
ТС предназначено для перемещения по неизвестному грунту с россыпью камней, многочисленными кратерами разной глубины и крутизны склонов, уклонами и т.д.
ТС управляется дистанционно по командам с Земли, исполняемым с временной задержкой в несколько секунд из-за расстояния в 400000 км между Землей и Луной. Управление производится по картинкам малокадрового телевизионного сигнала, причем между подачей сигнала и ее исполнением луноход может пройти путь в один метр и более, так что есть опасность заехать в глубокий кратер без возможности выехать из него. ТС может опрокинуться при крене или дифференте, превышающим предельно допустимые значения.
Поэтому ТС снабжено многочисленными защитами, в частности, от перегрузки электродвигателей 2, при достижении предельных уклонов по крену или дифференту. Т.к. ТС работает в условиях глубокого вакуума и широкого диапазона положительных и отрицательных температур, в каждом МК предусмотрена возможность разрыва кинематической связи между колесным редуктором и ступицей колеса - использованием механизма разблокировки. Этот механизм выполнен в виде кольцевого пироузла, а выходной вал редуктора выполнен с ослабленным сечением. В случае возможной заклинки электродвигателя или редуктора или обоих узлов (авария с подшипниками или схватывание зубчатых зацеплений редуктора и других причин) по команде разблокировки блок разблокировки колес 3 инициирует подрыв пиросредства аварийного МК; тем самым заблокированное колесо переводится в ведомый режим работы. В зависимости от расположения аварийного колеса в той или иной степени уменьшается как профильная, так и опорно-тяговая проходимость машины [2], что практически мало сказывается на работе машины.
Однако, разблокировка колеса - это только часть решения вопроса исключения заклинки механизмов как помехи в работе шасси. Заклинка МК равносильна короткому замыканию электродвигателя, исключающему нормальную работу машины.
Целью предлагаемого изобретения является устранение короткого замыкания электродвигателя путем его отключения от источника питания в случае заклинки МК, а также повышение надежности. Указанная цель в луноходе с мотор-колесами, содержащими электродвигатель, редуктор, выходной вал которого соединен с колесом, а также содержащий механизм разблокировки и блок автоматики шасси, содержащий блок движения, соединенный с мотор-колесами, блок остановки, соединенный с блоком движения, блок защиты по току, соединенный с блоком остановки, и блок разблокировки колес, соединенный с мотор-колесами, достигается путем введения связи выходов блока разблокировки колес с блоком защиты по току. Т.е. по команде разблокировки аварийного мотор-колеса блок разблокировки колес не только разъединяет колесо от выходного вала редуктора, но и отключает электропитание от соответствующего электродвигателя.
Отключение аварийного электродвигателя возможно и с использованием в его цепи питания предохранителя, рассчитанного на ток короткого замыкания электродвигателя с задержкой отключения от 0,2 до нескольких секунд [3].
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Передвижная лаборатория на Луне Луноход-1. Изд. «Наука», Москва,1971.
2. Планетоходы/ А.Л. Кемурджиан и др.; под ред. А.Л. Кемурджиана - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Машиностроение, 1993. - 400 с.
3. Чунихин А.А. Электрические аппараты (общий курс). М. Энергия, 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод движителя транспортного средства | 2023 |
|
RU2817429C1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ | 2017 |
|
RU2671661C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ | 2022 |
|
RU2782279C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1979 |
|
SU887340A2 |
Электродвигатель с устройством защиты от перегрузок | 1980 |
|
SU904109A1 |
Электродвигатель постоянного тока с электромагнитной фрикционной муфтой | 1976 |
|
SU655032A1 |
Электродвигатель с блоком защиты от перегрузок | 1982 |
|
SU1019554A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОБЫЧИ ВОДЫ НА ЛУНЕ | 2021 |
|
RU2770385C1 |
БУРОВАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД НА НЕБЕСНЫХ ТЕЛАХ | 2021 |
|
RU2770475C1 |
Высокоподвижный исследовательский планетоход | 2022 |
|
RU2780069C1 |
Изобретение относится к автоматическим дистанционно управляемым транспортным средствам для исследования Луны и других планет. Луноход с мотор-колесами содержит электродвигатель, редуктор, выходной вал которого соединен с колесом. Луноход содержит механизм разблокировки и блок автоматики шасси, содержащий блок движения, соединенный с мотор-колесами, блок остановки, соединенный с блоком движения, блок защиты по току, соединенный с блоком остановки, и блок разблокировки колес, соединенный с мотор-колесами. При этом блок разблокировки колес соединен с блоком защиты по току. Достигается устранение короткого замыкания электродвигателя путем его отключения от источника питания в случае заклинки колеса, а также повышение надежности. 1 ил.
Луноход с мотор-колесами, содержащими электродвигатель, редуктор, выходной вал которого соединен с колесом, при этом луноход содержит механизм разблокировки и блок автоматики шасси, содержащий блок движения, соединенный с мотор-колесами, блок остановки, соединенный с блоком движения, блок защиты по току, соединенный с блоком остановки, и блок разблокировки колес, соединенный с мотор-колесами, отличающийся тем, что блок разблокировки колес соединен с блоком защиты по току.
А.П | |||
Виноградов | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Изд | |||
"Наука", Москва, 1971 | |||
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2332744C2 |
УСТРОЙСТВО ВЫПУСКА ТРОСА СВЯЗКИ ДВУХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ НЕГО | 1999 |
|
RU2148535C1 |
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ | 2022 |
|
RU2782279C1 |
СПОСОБ ЗАМЕРА УСИЛИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПОЛЕВУЮ ДОСКУ КОРПУСА ПЛУГА | 0 |
|
SU168035A1 |
US 8020653 B2, 20.09.2011. |
Авторы
Даты
2024-07-16—Публикация
2023-06-28—Подача