Изобретение относится к области медицины, в частности к методикам восстановления организма при оздоровительно-лечебных процедурах [А61Н 1/00, А61N 5/06, А61Н 23/00, А61F 7/00, А61М 21/00].
Известен СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19) [RU 2748452, опубликовано: 25.05.2021], при котором применяют циркулярный душ пресной водой температурой 35-36°С по 3 минуты, после которого проводят ручной поверхностный массаж грудного отдела позвоночника в течение 15 минут, также осуществляют суггестивную психотерапию и аэроионотерапию в природных условиях курорта Белокуриха во время прогулки. Циркулярный душ и ручной поверхностный массаж грудного отдела позвоночника проводят курсом 10 процедур, ежедневно с 08 до 10 часов.
Однако данный способ обладает недостатком:
- неудовлетворительное качество восстановления организма человека;
- невозможность обеспечения регулирования температурного режима и давления воды при воздействии струй воды на человека.
Известен СПОСОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНИЗМА [RU 2183484, опубликовано: 20.06.2002], включающий предварительное определение вегетативного профиля пациента, отличающийся тем, что реабилитацию организма осуществляют путем регуляции деятельности вегетативной нервной системы с помощью комплекса физиотерапевтических процедур, при этом в случае преобладания парасимпатической нервной системы каждый из сеансов реабилитации проводят по программе, ориентированной на тонизацию, подвергая организм вначале высокотемпературному воздействию (65-100°С) и постепенно снижая уровень теплового режима проводимых процедур с перерывами на отдых и фитотерапию, в случае преобладания симпатической нервной системы каждый из сеансов реабилитации проводят по программе, ориентированной на расслабляющее действие, подвергая организм вначале воздействию процедур, тепловой режим которых соответствует нормальной температуре тела, и постепенно повышая температуру проводимых процедур, с перерывами на отдых и фитотерапию, при наличии средних показателей каждый из сеансов реабилитации проводят при температуре 36-40°С по программе, ориентированной на гармонизацию, первоначально уделяя внимание расслабляющему и согревающему воздействию.
Однако данный способ обладает недостатком:
- неудовлетворительное качество восстановления организма человека.
Наиболее близким аналогом является СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ [RU 2175251, опубликовано: 27.10.2001], включающий процедуры физиотерапии - водолечение, лечение нагретым воздухом и пароингаляционные процедуры, массаж, мануальную терапию, теплолечение, проводимые в сеансах во времени последовательно, отличающийся тем, что дополнительно вводят терапевтические процедуры - лечебную физкультуру в течение не менее 40 мин, повторное лечение нагретым воздухом и пароингаляционные процедуры в течение не менее 5 мин, поверхностную рефлексотерапию в течение не менее 10 мин и процедуры психотерапии, причем при каждой терапевтической процедуре или процедуре физиотерапии выполняют в сеансе с ней процедуру или процедуры психотерапии, при этом лечебную физкультуру осуществляют перед водолечением с проведением последовательно выполняемых процедур психотерапии - самовнушения чувства покоя и расслабленности, упражнений по телесно-ориентированной терапии, упражнений на визуализацию связанных с актуализированными ощущениями в теле образов, вербального воздействия; при водолечении в течение не менее 10 мин одновременно проводят процедуру психотерапии - терапевтический диалог на активное самопрограммирование поведения; при лечении нагретым воздухом и пароингаляционных процедурах в течение не менее 10 мин последовательно выполняют процедуру психотерапии - внушение образов и убеждений уверенности в выздоровлении и излечимости заболевания; при массаже в течение не менее 30 мин последовательно выполняют процедуру психотерапии - диалог на активное самопрограммирование поведения; при мануальной терапии в течение не менее 10 мин последовательно или синхронно проводят процедуры цветового и музыкального воздействия, направленные на расслабление; при теплолечении в течение не менее 10 мин последовательно выполняют процедуру психотерапии - внушение образов и убеждений уверенности в выздоровлении и излечимости заболевания, повторное лечение нагретым воздухом и пароингаляционные процедуры осуществляют после теплолечения с одновременным проведением процедуры психотерапии - внушением вариантов поведения при не связанных с заболеванием ситуациях; поверхностную рефлексотерапию осуществляют после повторного лечения нагретым воздухом и пароингаляционных процедурах с проведением последовательно выполняемых процедур психотерапии - внушением направленных на ускорение выздоровления вариантов поведения, медитационно-музыкальных упражнений.
Основной технической проблемой прототипа являются:
- неудовлетворительное качество восстановления организма человека;
- невозможность обеспечения регулирования температурного режима и давления воды при воздействии струй воды на человека.
Технический результат изобретения заключается в восстановлении здоровья, функционального состояния и трудоспособности человека.
Указанный технический результат достигается за счет того, что способ восстановления организма, включающий последовательное выполнение процедур физиотерапии - физкультуры, массажа и водолечения, отличающийся тем, что физкультура включает тренировку физиологических свойств скелетных и гладких мышц, сердечной мышцы путем выполнения упражнений опорного, двигательного и восходящего ритма с ограниченным, свободным и гиперподвижным рабочим диапазоном суставных амплитуд, массаж путем ручного и механического воздействия на кожу человека направлен на изменение электрической активности и электрической проводимости кожи человека, регуляцию потоотделения и воздействия на лимфатические узлы и лимфатическую жидкость в организме человека, после массажа выполняют нейромышечную коррекцию, которая включает ручное и механическое воздействие на мышцы человека для изменения чувствительности нервно-мышечных веретен скелетных мышц, водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека под напором.
В частности, механическое воздействие включает скользящее перемещение камней, речной гальки, песчаника, известняка по коже человека.
В частности, механическое воздействие включает скользящее перемещение деревянных скребков по коже человека.
В частности, механическое воздействие включает скользящее перемещение металлических скребков по коже человека.
В частности, деревянные скребки выполнены с полукруглой выпуклой и вогнутой рабочей поверхностью, изготовленные из осины, березы, лиственницы.
В частности, металлические скребки выполняют из меди и серебра с полукруглой выпуклой и прямолинейной заостренными рабочими поверхностями.
В частности, водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека с одинаковым напором.
В частности, водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека с разновеликим напором.
В частности, водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека с пульсирующим напором.
Краткое описание чертежей.
На фиг. 1 представлены деревянные скребки, вид сверху.
На фиг. 2 представлены деревянные скребки, вид спереди.
На фиг. 3 представлены металлические скребки, вид спереди.
На фиг. 4 представлены металлические скребки, вид сверху.
На фиг. 5 представлена душевая кабина с горизонтальными водонесущими трубами, вид спереди.
На фиг. 6 представлено продольное сечение душевой кабины по линии А - А.
На фиг. 7 представлено расположение выпускного отверстия в водонесущей трубе, вид Б.
На фиг. 8 представлена душевая кабина с вертикальными водонесущими трубами, вид спереди.
На фиг. 9 представлена душевая кабина на колесных опорах.
На фиг. 10 представлено положение душевой кабины на шарнирных и регулируемых по высоте опорах над кушеткой с лежачим пациентом.
На фигурах обозначено: 1, 2 - водонесущие трубы; 3 - стойка; 4 - держатель; 5, 6 - рабочие трубы; 7 - водопроводный кран; 8 - кронштейн; 9 - выпускные отверстия; 10, 11 - магистрали; 12 - регулятор температуры воды; 13 - водяной регулируемый насос; 14 - манометр; 15 - источник воды; 16 - опоры; 17 - прерыватели.
Осуществление изобретения.
Способ восстановления организма включает последовательное выполнение процедур физиотерапии - физкультуры, массажа и водолечения.
Физкультура включает тренировку физиологических свойств скелетных и гладких мышц, и сердечной мышцы путем выполнения упражнений опорного, двигательного и восходящего ритма.
Упражнения опорного ритма пациент выполняет не меняя исходного положения в горизонтальной плоскости из положений лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, стоя на четвереньках, в сидячем положении в статическом и динамическом режимах.
В частности, в статическом режиме: из исходного положения «лежа на спине» пациент при помощи инструктора выполняет повороты тела на 180 градусов, т.е. переворачивается на живот и обратно на спину.
В частности, в динамическом режиме: из исходного положения «лежа на спине» пациент самостоятельно выполняет повороты тела на 180 градусов, т.е. переворачивается на живот и обратно на спину.
В частности, в статическом режиме: из исходного положения «лежа на животе» пациент при помощи инструктора выполняет повороты тела на 180 градусов, т.е. переворачивается на спину и обратно на живот.
В частности, в динамическом режиме: из исходного положения «лежа на животе» пациент самостоятельно выполняет повороты тела на 180 градусов, т.е. переворачивается на спину и обратно на живот.
В частности, в статическом режиме: из исходного положения «лежа на боку» пациент при помощи инструктора выполняет повороты тела на 180 градусов, т.е. переворачивается на другой бок и обратно.
В частности, в динамическом режиме: из исходного положения «лежа на боку» пациент самостоятельно выполняет повороты тела на 180 градусов, т.е. переворачивается на другой бок и обратно.
В частности, в статическом режиме: из исходного положения «стоя на четвереньках» пациент при помощи инструктора раскачивает тело вперед и назад, а также из стороны в сторону, при этом опираясь на 4 точки - ладони и колени.
В частности, в динамическом режиме: из исходного положения «стоя на четвереньках» пациент самостоятельно раскачивает тело вперед и назад, а также из стороны в сторону, при этом опираясь на 4 точки - ладони и колени.
В частности, в статическом режиме: из исходного «сидячего положения» пациент при помощи инструктора выполняет повороты туловища влево и вправо до 90 градусов относительно исходного положения.
В частности, в динамическом режиме: из исходного «сидячего положения» пациент самостоятельно выполняет повороты туловища влево и вправо до 90 градусов относительно исходного положения.
Упражнения опорного ритма выполняют при нарушении опорно-двигательной функции при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и заболеваний центральной/периферической нервной системы, приводящие к маломобильности ребенка или взрослого: дорсопатии, плоскостопие, артрозы, артриты, посттравматические осложнения, ДЦП, нервно-мышечные патологии и т.п.
Такие упражнения направлены на формирование и коррекцию опорных положений и точек - локти, колени, стопы, кисти, при противопоказаниях к вертикальным нагрузкам, например, сколиозы 3 - 4 степени, заболевания опорно-двигательного аппарата, некоторые сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), что используется при коррекции маломобильных пациентов и ярковыраженных нарушениях равновесия и координации, головокружений и сильных болевых синдромах.
Под медленным ритмом подразумевается временное, от 10 до 20 с, удержание тела в определенном фиксированном положении в конкретной позиции или равномерное выполнение движений за определенное время, например, от 30 до 60 с.
При выполнении упражнений двигательного ритма пациент выполняет упражнения по осям и плоскостям в статическом и динамическом режимах.
Упражнения двигательного ритма выполняют при нарушении двигательной функции: функциональные нарушения походки и бега - хромота, посттравматические и/или послеоперационные укорочения конечностей, ограничение двигательных возможностей организма - неуклюжесть, нарушения координации и синхронизации движений, работы вестибулярного аппарата, пространственной ориентации и т.п.
Упражнения двигательного ритма - это сложные движения, выполняемые одновременно в разных плоскостях - скручивание, наклоны, развороты. При этом, из исходного положения пациент выполняет упражнения с направлением мышечного напряжения по анатомическим осям: вверх и вниз, влево и вправо, вперед и назад, в том числе и с инвентарем - мячи, палки, круг.
При выполнении упражнений двигательного ритма в статическом режиме по анатомическим осям вверх и вниз пациент опирается стопами ног на твердую ровную поверхность, например, напольное покрытие, и, при помощи инструктора, поочередно поднимает перед собой вверх правую и левую ноги, сгибая в коленях.
При выполнении упражнений двигательного ритма в статическом режиме по анатомическим осям влево и вправо пациент опирается стопами ног на твердую ровную поверхность, например, напольное покрытие, и, при помощи инструктора, поочередно правую и левую ноги отводит в сторону.
При выполнении упражнений двигательного ритма в статическом режиме по анатомическим осям вперед и назад пациент опирается стопами ног на твердую ровную поверхность, например, напольное покрытие, и, при помощи инструктора, поочередно правой и левой ногами выполняет махи.
В динамическом режиме пациент самостоятельно выполняет движения вокруг своей оси, например, повороты туловища, а также выполняет движения ходьбы, висы на турнике.
Восходящий ритм предусматривает выполнение пациентом упражнений в медленном ритме и в нарастающем и убывающем ритмах из исходных положений лежа, сидя, стоя, в движении.
При восходящем ритме упражнения выполняются пациентом во фронтальной или сагиттальной плоскости снизу/вверх или вперед/назад, т.е.:
- из исходного положения стоя, опираясь на обе стопы ног, пациент прогибает туловище и спину назад; и наклоны вперед;
- из исходного положения стоя, опираясь на обе стопы ног, пациент выполняет наклоны вперед;
- из исходного положения стоя, опираясь на обе стопы ног, пациент встает на носочки стоп, вытягивает руки, грудную клетку и шею вверх, пытаясь дотянуться вверх до чего-либо.
При восходящем ритме упражнения выполняют при опущении внутренних органов малого таза, при нарушениях осанки - кифозы, сутулость, при болезни Бехтерева, при гиперкифозах и сутулости, сколиозах и сглаженных изгибах позвоночника, нарушении сгибания/разгибания крупных суставов, в том числе мышечной контрактуры.
При выполнении упражнений в медленном ритме пациент поочередно меняет положение своего тела, а именно:
- из исходного положения лежа на животе/лежа на спине, пациент встает на обе ноги с открытыми/закрытыми глазами, и, опираясь ступнями ног на твердую ровную поверхность, выпрямляется и вытягивает руки вверх;
- из исходного положения стоя на месте без изменения положения тела и в движении (с изменением положения тела наклоны вперед/назад, вправо/влево), пациент поочередно выполняет упражнения с максимальным разнонаправленным мышечным напряжением/усилием: вверх/вниз (руки тянутся вверх/ноги стремятся вниз за счет вставания на пятки, упражнение выполняется только в статике, без изменения положения тела), по диагонали (отведение и фиксация левой руки через сторону вверх под углом 150-160 градусов/отведение и фиксация правой ноги в сторону под углом 35-45 градусов, в движении - с наклоном влево/вправо/вперед), параллельно (вытягивание левой стороны тела вверх с отрыванием правой ноги от поверхности пола/правая сторона - опорная и наоборот), вперед/назад (руки подняты вверх над головой, исходное положение на одной ноге, другая нога отведена в сторону под углом 20-30 градусов и наоборот, в движении - с наклоном вперед, наклоны влево выполняются при опоре на левую ногу, наклоны вправо - при опоре на правую ногу).
При выполнении упражнений в нарастающем и убывающем ритмах пациент выполняет:
- произвольные упражнения с 3-7 минутным постоянным движением в горизонтальной плоскости не вставая из положения лежа на спине;
- произвольные упражнения с 4-8 минутным постоянным движением в вертикальной плоскости стоя, не приседая и без наклонов, вверх/вперед/назад/кручения;
- произвольные упражнения с 5-9 минутным постоянным движением во всех плоскостях.
Массаж включает снижение/увеличение электрической активности и снижение/увеличение электрической проводимости кожи человека, регуляцию потоотделения и воздействие на лимфатические узлы и лимфатическую жидкость в организме пациента путем ручного и механического воздействия на кожу пациента.
При массаже ручное воздействие на кожу человека осуществляют руками массажиста, в частности, пальцами, ладонями и локтями.
При массаже механическое воздействие также включает скользящее перемещение камней, речной гальки, песчаника, известняка по коже человека. Механическое воздействие включает также скользящее перемещение деревянных и металлических скребков по коже человека.
Деревянные скребки выполняют с полукруглой выпуклой и вогнутой рабочей поверхностью, изготовленные из осины, березы, лиственницы.
Металлические скребки выполняют из меди и серебра с полукруглой выпуклой и прямолинейной заостренными рабочими поверхностями.
Боковые и торцевые прямолинейные заостренные рабочие поверхности металлических скребков используют для скольжения по кожному покрову с разной степенью давления, изменяя его электрическую активность.
Полукруглые прямолинейные заостренные рабочие поверхности металлических скребков используют для продольного и поперечного глубокого (1-3 см) давления на кожу и мышцы человека с целью раздражения, возбуждения, сокращения мышечной ткани.
После массажа выполняют нейромышечную коррекцию, которая включает ручное и механическое воздействие на мышцы человека для изменения чувствительности нервно-мышечных веретен скелетных мышц.
При реализации процедур нейромышечной коррекции пациент самостоятельно выполняет активные движения, а также при помощи специалиста пассивные, активно-пассивные, пассивно-активные движения и активные мануальные воздействия рук специалиста на мышцы пациента и рычаговую организацию движений.
Активные мануальные воздействия на определенную мышцу включают выполнение специалистом пальцевой фиксации в месте прикрепления мышцы и легких выжимающих движений пальцем или ребром ладони в сторону ее начала для растяжения мышечной ткани и в обратном направлении для ее сокращения.
Рычаговая организация движений включает выполнение простых (движения в одном суставе), сложных (движения в двух и более суставах), комбинированных (разнонаправленные одновременные движения, например, скручивание и сгибание) и параллельных/поочередных комбинированных рычаговых движений (движения двух и более частей тела, например, одновременный или поочередный подъем рук, ног).
Водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека чередованием с одинаковым, с разновеликим напором и пульсирующим напором.
Для водолечения с одинаковым и с разновеликим напором применяют душевую кабину (см. Фиг.5), которая включает водонесущие трубы 1, 2, смонтированные на стойке 3 посредством держателей 4, и рабочие трубы 5, 6. На каждой водонесущей трубе 1, 2 смонтирован водопроводный кран 7, а в верхней части стойки 1 смонтирован кронштейн 8. Душевая кабина выполнена цилиндрической формы. Стойка 3 и рабочие трубы 5, 6 смонтированы на цилиндрической поверхности душевой кабины.
Водонесущие трубы 1, 2 расположены параллельно друг относительно друга и соединены с рабочими трубами 5, 6.
В частности, водонесущие трубы 1, 2 могут быть выполнены С-образной формы и расположены горизонтально (см. Фиг.5) или прямолинейными и расположены вертикально (см. Фиг.8).
Одна сторона водонесущих труб 1, 2 выполнена открытой для соединения рабочими трубами 5, 6 посредством водопроводного крана 7, а другая сторона водонесущих труб 1, 2 выполнена закрытой для жесткого соединения с рабочими трубами 5, 6.
В стенках водонесущих труб 1, 2 выполнены выпускные отверстия 9 и направлены в сторону рабочей зоны. В частности, выпускные отверстия 9 могут быть расположены в шахматном порядке по отношению к отверстиям 9 соседних водонесущих труб 1, 2.
К центральным частям рабочих труб 5, 6 смонтированы магистрали 10, 11 для параллельной подачи воды разной температуры и давления в водонесущие трубы 1, 2. На каждой магистрали 10, 11 смонтированы регулятор температуры воды 12, водяной регулируемый насос 13 и манометр 14. Рабочие трубы 5, 6 посредством магистралей 10, 11 соединены к источнику воды 15.
Под стойкой 3, рабочими трубами 5, 6 и в верхней части душевой кабины на кронштейне 8 смонтированы опоры 16 (см. Фиг. 5).
Душевую кабину (см. Фиг. 5) используют в вертикальном положении как для пациентов без ограниченных возможностей здоровья, так и для пациентов с ограниченными возможностями здоровья - инвалидов-колясочников.
В зависимости от роста пациента без ограниченных возможностей здоровья или высоты расположения инвалида-колясочника от уровня пола, посредством водопроводных кранов 7 перекрывают подачу воды в «лишние» водонесущие трубы 1, 2.
Регуляторами температуры воды 12 устанавливают требуемую температуру воды в каждой магистрали 10, 11 и водонесущих трубах 1, 2. Например, в магистрали 10 и, соответственно водонесущих трубах 1, температуру воды устанавливают 20 °С, а в магистрали 11 и, соответственно, водонесущих трубах 2, температуру воды устанавливают 40 °С.
Посредством водяных регулируемых насосов 13 устанавливают требуемый напор воды в соответствующей магистрали и, соответственно, на выходе из выпускных отверстий 9 водонесущих труб 1, 2. Посредством манометров 14 контролируют давление воды в соответствующей магистрали чем обеспечивают одинаковый или разновеликий напор в магистралях 10 и 11.
Для обеспечения пульсирующего напора в магистралях 10 и 11 смонтированы прерыватели 17 потока воды.
Душевую кабину (см. Фиг. 8) используют в вертикальном положении для пациентов без ограниченных возможностей здоровья.
Душевую кабину (см. Фиг. 5) используют также в горизонтальном положении для лежачих пациентов с ограниченными возможностями здоровья. Для этого душевую кабину оборачивают на 90° относительно поверхности пола таким образом, что рабочие трубы 5, 6 располагаются параллельно поверхности пола и вдоль кушетки с лежачим пациентом (см. Фиг. 10), а водонесущие трубы 1, 2 над лежачим пациентом. При этом необходимые опоры 16 за счет шарнира отклоняют на 90° относительно поверхности пола и регулируют длину опор 16 в зависимости от высоты кушетки с лежачим пациентом.
Упражнения опорного ритма позволяют сформировать, укрепить и развить опорную плоскость пациента, его опорных позиций и положений тела в статическом и динамическом режимах выполнения упражнений.
Выполнение упражнений в статическом режиме без изменения исходного положения тела позволяет сформировать коррекцию и развить мышечный контроль и управление передней и задней частей тела (коррекцию и развитие мышечных усилий вверх, вниз и в стороны) из исходного положения.
Выполнение упражнений в динамическом режиме позволяет сформировать коррекцию и развить правильные двигательные алгоритмы передвижения в горизонтальной плоскости.
Кроме того, выполнение динамических упражнений позволяет развить координацию и синхронизацию движений пациента, развить скорость и точность движений и действий на стабильной и нестабильной опоре, т.е. стоя на твердой ровной поверхности на двух и поочередно правой и левой ногах.
Выполнение упражнений двигательного ритма позволяет расширить двигательную активность пациента по осям и плоскостям, а также сформировать коррекцию и реабилитацию многофункциональных и сложных двигательных алгоритмов. А именно: улучшить мышечные свойства на скручивание, растяжение и укорочение; развить адаптивные возможности мышечных сокращений под изменяющийся ритм упражнений в ускоренном и замедленном выполнении.
Выполнение статических упражнений позволяет развить у пациента глубокое мышечное чувство всех частей тела и улучшить ориентацию пациента в пространстве, развить значимости других систем восприятия и контроля (кроме зрительно-моторного), восстановить коррекцию равновесия и центра тяжести.
Выполнение упражнений восходящего ритма позволяет развить координацию и синхронизацию движений пациента, способность управлять и контролировать центр тяжести тела и чувство равновесия, а также скорость двигательных реакций.
Применение массажа позволяет не только регулировать уровень электрической активности и электрической проводимости кожи человека и скелетных мышц, но и с корректировать депривацию, в частности, сенсорную и эмоциональную, при физических и психических нагрузках, в том числе при посттравматическом стрессовом расстройстве.
Применение при массаже деревянных скребков, в частности, из осины, березы, лиственницы, позволяет снизить электрическую активность кожи пациента и увеличить подвижность мышц в зонах большого количества лимфатических узлов, увеличения лимфодренажный эффект и регуляцию потоотделения, снизить мышечный тонус и стрессовое напряжения.
Применение при массаже металлических скребков позволяет повысить электрическую активность кожи и электропроводность в крупных скелетных мышцах тела пациента, тем самым, увеличить кровоток в раздражаемых мышцах, способствовать повышению мышечного тонуса и общей двигательной активности пациента. Кроме того, применение металлических скребков из меди и серебра при массаже эффективно влияет на организм человека при его выводе из депрессивных состояний и снижении длительного стрессового напряжения.
Применение деревянных и металлических скребков в массаже позволяет задействовать не только верхние слои кожи, но и мышцы.
В частности, наличие полукруглой выпуклой формы скребка позволяет более активнее и эффективнее проработать различные области тела пациента, улучшить состояние кожи, разгладить морщины, устранить отечность, улучшить кровообращение.
Наличие полукруглой вогнутой поверхности деревянного скребка предназначено для воздействия на коленные, локтевые суставы, руки и ноги пациента для обеспечения максимального контакта скребка с кожей и мышцами.
Применение деревянных скребков из осины позволяет вытягивать боль, уменьшить раздражение кожи, уменьшить ее электрическую активность.
Применение деревянных скребков из березы позволяет уменьшить боль и напряженность в мышцах, в том числе и после физических нагрузок, а также способствует улучшению вентиляции легких человека.
Применение деревянных скребков из лиственницы позволяет оказать антибактериальное воздействие на кожу пациента, уменьшить воспаления и очистить поры.
В частности, металлические скребки выполняют из меди и серебра с полукруглой выпуклой и прямолинейной заостренными рабочими поверхностями.
Применение металлических скребков из меди позволяет улучшить упругость кожи, способствовать профилактике возрастных изменений и появления различных пятен, подавить грибы на коже человека, являющиеся основной причины различных изменений на коже. Медь очень хорошо проводит электричество, которое проникает в кожу человека через биологически-активные точки, которые обладают меньшим сопротивлением. Этот ток, проникая через точку, активирует её, приводя к гармонизации организма. Кроме того, медь обладает антисептическими и бактерицидным свойствами.
Применение металлических скребков из серебра обеспечивает антибактериальные свойства кожи человека при массаже.
Выполнение скребков с полукруглой выпуклой поверхностью обеспечивает «грубое» воздействие на кожу человека, в частности, спины, живота, рук, ног и шеи, или на участках тела, где необходима маневренность, например, грудная клетка.
Применение деревянных и металлических скребков с полукруглой выпуклой поверхностью позволяет нормализовать лимфоток, улучшить кровоснабжение тканей, насытить кожу кислородом и питательными веществами. Воздействие полукруглой поверхности скребка позволяет разгладить кожу человека и обеспечить ее эластичность, вывести токсины и вредные вещества.
Применение деревянных скребков с полукруглой вогнутой поверхностью позволяет обеспечить их максимальный контакт с кожей человека на его верхних и нижних конечностях.
Скользящее перемещение камней по коже человека повышает иммунитет, улучшает кровообращение, улучшает состояние кожи, выводит токсины из организма. Кроме того, применение горячих камней позволяет расширить кровеносные сосуды человека, а применение холодных камней - сузить, что обеспечивает «бодрость» всей системы организма.
Скользящее перемещение речной гальки по коже человека позволяет активнее воздействовать на различные точки тела человека, стимулируя которые улучшается обмен веществ в организме и кровообращение.
Скользящее перемещение песчаника и известняка по коже человека позволяет камням при массаже удерживать тепло и их используют, преимущественно, для горячих процедур массажа.
Выполнение процедур нейромышечной коррекции позволяет увеличить/снизить чувствительность нервно-мышечных веретен скелетных мышц с помощью механического воздействия (мануальное активное воздействие или рычаговая организация движений), в том числе и при сложных двигательных нарушениях (церебральные параличи, острые нарушения мозгового кровообращения и субарахноидальные кровоизлияния, вегетативные состояния, нервно-мышечные заболевания, дискинезии и гиперкинезы различного генеза и т.п.).
Нейромышечная коррекция также позволяет реабилитировать мышечные свойства путем ритмичного раздражения и воздействия на соматическую нервную систему (афферентную и эфферентную).
Применение водолечения, в том числе контрастные процедуры с одновременным разнотемпературным воздействием струй воды на организм человека чередованием с одинаковым и с разновеликим напором, позволяет нормализовать у пациентов кровяное давление, оказать благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему и обеспечить бодрящий эффект, в том числе: улучшить кровообращение, расслабить организм, уменьшить боли, укрепить сосуды, восстановить функции желудочно-кишечного тракта, ускорить регенерацию тканей и клеток кожи, закалить организм, укрепить иммунитет, улучшить обмен веществ.
Применение заявленного способа восстановления организма позволит восстановить здоровье, функциональное состояние и трудоспособность человека.
Клинический случай № 1.
Пациент А., 2011 года рождения, наблюдается с сентября 2019 года.
Диагноз: ДЦП, РОП ЦНС, тетрапарез, эпилепсия, РАС, амблиопия, дисплазия ТБС с обеих сторон, деформация с топ.
Первичный осмотр август 2019 г. в специализированном центре для детей и подростков с ОВЗ.
В результате осмотра пациента А. нейропсихологом Э. установлено:
Ребенок астенического телосложения, слабый мышечный корсет, голову долго не держит, визуального контакта нет, эмоциональная невыразительность, реакции однообразные, звукоречевая активность практически отсутствует, но есть слово Степа (имя отца произносит нечетко и не полностью).
Двигательная активность проявляется в положении сидя и лежа движениями рук в очень ограниченном диапазоне, движений с вытянутыми руками нет. Повороты головы примерно 25 градусов в каждую сторону, основное положение головы - взгляд вниз. Ноги практически не двигаются, не сгибаются. Контрактура ярко выражена при сгибании/разгибании в голеностопных суставах. Выраженные синкинезии в руках.
Сенсомоторное развитие нарушено. Низкая чувствительность практически на всех участках тела, в нижних конечностях реакция отсутствует, но рефлексы сохранены (отдаленная реакция).
При разговоре есть реакция зрачков, также реагирует на интонации, громкость звука и музыку (в том числе на ритмические постукивания по телу), есть реакция на яркий свет - прищуривается или закрывает глаза.
Слышит хорошо, на обращения не реагирует, есть реакция на продолжительный источник звука (музыка или ритм).
Со слов родителей после проведенной реабилитации результатов не отмечено.
По результатам осмотра и диагностики функциональных нарушений в соответствии с международной классификации функционирования (МКФ) было предложено пройти бесплатно специальный курс «Способ восстановления организма».
Цель курса: формирование и развитие проприорецептивности, коррекция сенсомоторных нарушений.
Курс включал в себя:
1. Массаж - непрямое воздействие на кожу и близлежащие мышцы ребенка с целью повышения потенциала действия с использованием природных материалов.
2. Гимнастика - комплекс пассивных и пассивно-активных упражнений, направленных на:
- формирование положительных и отрицательных эмоциональных реакций;
- физических реакций сопротивления и взаимодействия, т.е. на развитие основных свойств мышечной ткани.
3. Нейромышечная коррекция - прямое воздействие (стимулирование) отдельных мышц с целью формирования и коррекции сокращения/растяжения, антагонистических и синергических механизмов мышечного взаимодействия.
4. Водные процедуры - процедуры, направленные на улучшение физического (температурного) восприятия с целью формирования и коррекции сенсомоторного и проприорецептивного развития (контрастные обтирания и душ).
Структура занятий:
Один день - массаж и водные процедуры.
Второй день - гимнастика и нейромышечная коррекция.
Занятия проводились два раза в неделю (суббота и воскресенье) по 90 минут.
С сентября 2019 по сентябрь 2020 было проведено более 70 занятий.
За это время по программе получены следующие результаты:
Сенсомоторное развитие и проприорецептивность - улучшение кожной и мышечной чувствительности, увеличение амплитуды движений, в том числе появился кистевой захват, стала держать предметы. Появилась опора на четвереньках, стала много двигаться по квартире, расширилось игровое и социальное пространство, стала интересоваться происходящим в других комнатах. Появилось много звуков, сопровождающие то или иное действие, словарный запас увеличился до 20 отдельно произносимых слов, появились жестикуляция и эмоциональность (стала смеяться в голос, кричать требуя что-то), т.е. «маскообразное лицо» исчезло. Научилась переворачиваться на живот и спину. Улучшение сенсомоторных нарушений, приступы эпилепсии исчезли и по настоящее время их нет.
2 НОЯБРЯ 2020 ГОДА ОТЗЫВ ПАПЫ:
«Нашей дочке 9 лет. Она инвалид с детства. Когда ей было 7 месяцев, врачи поставили страшный диагноз - ДЦП, эпилепсия, ЗПРР. Для нас это был как гром среди ясного неба, перед нами как будто мир перевернулся. После этого, сколько тревожных дней и бессонных ночей мы провели рядом с нашей дочкой-лапочкой? Объездили разные больницы и клиники, которые были нам известны. Несколько раз поступали в Якутский республиканский Медицинский центр на отделение ПНО (психоневрологическое отделение), занимались в реабилитационных центрах г. Якутска, два раза съездили в г. Нерюнгри в реабилитационный центр, были в санатории Белокуриха, на лечении в Китае (клиника Ли Чао и Яньзяо), в городах Новосибирск, Москва и Сант-Петербург. Но нам казалось, что все безуспешно. Конечно были какие-то изменения в лучшую сторону, но дочка все равно не чувствовала реальную жизнь. На контакт не шла, не ходила, не говорила, плохо видела. Даже лечащий врач ПНО Якутского Медцентра прямо говорила, что «у нее в голове одна вода, можете планировать второго». Мы были в отчаянии…
В 2017 году, когда были на лечении в г. Новосибирске, целители из Бурятии Б. и его жена Д., которые занимались с А. сказали, что «все будет хорошо, вашей дочке постепенно придет развитие, для этого надо много заниматься с ней. И целителя надо искать у себя на родине, он ходит где-то рядом с вами». Эти уважаемые нами, сильные, светлые, одаренные люди открыли нам глаза и дали уверенность в жизни. И в сентябре 2019 года мы попали к нейропсихологам Э. и Е. в г. Якутске. Они специально набрали 3 детей с тяжелыми диагнозами и на безвозмездной основе начали заниматься по своей индивидуальной методике. Мы дочку стали возить один-два раза в неделю, т.к. у них все записано вперед и нагрузка у них была огромная.
Мы ходим уже первый год и результаты налицо. Наша дочка стала совсем другой. Начала четко говорить отдельные слова, с нами увлеченно, эмоционально разговаривает (большинство на своем языке), словарный запас прибавляется с каждым днем, подпевает очень сложные мелодии, появился осознанный взгляд, проявляет свой характер, стала более энергичной и требовательной. Появилась чувствительность, запоминает слова. Потихоньку выучиваем стишок. Начали ходить в коррекционную школу. Она уже не любит, когда ее ругают, обижается, притворяется. Видно, что у нее просыпается артистический талант. Если раньше она на уколах даже не плакала, на щекотку не реагировала, то сейчас уже боится боли и щекотки, т.е. голова начинает работать.
Но у нее есть один минус. Она очень стесняется посторонних людей. А как мы только остаемся одни, сразу же показывает свои лидерские качества, начинает командовать своим властным, командирским голосом, дерется, кричит. Больше конечно, достается нашей мамочке. Мы считаем, что мы идем по правильному пути. Передаем огромную благодарность нашим ангелам Э. и Е., наш земной поклон!
Мы никогда не забудем сказанные пророческие слова Э.: «Интеллект у вашей девочки сохранен. Будем работать» (текст и грамматика сохранена).
На второй год занятий в программу были добавлены игровые занятия, т.к. пациентка А. стала понимать и принимать распределение функций. Кроме этого были добавлены процедуры аквареабилитации в душевой кабине в положении сидя и стоя в подвесной системе.
Структура занятий:
Массаж - 45 мин.
Гимнастика в формате игровых занятий - 45 мин.
Душевая кабина - 20 мин.
Нейромышечная коррекция - 30 мин.
За два года занятий по программе получены следующие результаты:
Уверенно ползает на четвереньках, держит голову, сидит без опоры долго, во время занятий или игре в школе и дома комментирует короткими фразами, задает осмысленные вопросы, проявилась способность к диалогу. Появились шутки «твоя любовь пришла» (фраза, сказанная маме о приходе отца домой).
Основной эффект от прохождения получили при регулярных занятиях во время Гранта Главы РС (Я), т.е. при каждодневных занятиях. Было проведено 24 очных занятия продолжительностью по 60 мин. каждое:
Массаж - 7 занятий/45 мин. и душевая кабина 7 занятий/20 мин.;
Гимнастика - 7 занятий/45 мин. и душевая кабина 7 занятий/20 мин.;
Нейромышечная коррекция - 5 занятий/45 мин. и душевая кабина - 5 занятий/20 мин.;
Занятия с нейропсихологом - 5 занятий/45 мин. и нейромышечная коррекция 5 занятий/30 мин.
МАРТ 2022 ГОДА ОТЗЫВ МАМЫ:
«В 2019 году осенью в реабилитационном центре для детей и подростков с ОВЗ познакомились с нейропсихологом Э. И он, посмотрев А. сказал, что у неё интеллект сохранный. И впервые за 8 лет услышали, что наша малышка может все понять, говорить сразу ухватились за него. В то время А. на имя не реагировала, на обращенную к ней речь не воспринимала. Речи не было, кроме слова Степа, медленно передвигалась на четвереньках, не стояла, в основном сидела и лежала. И к нашему счастью как раз в центре Б. (общественная организация родителей, имеющих детей с ДЦП) он набирал для занятий на благотворительной основе, без оплаты 3 детей с ДЦП. Занимались по воскресеньям. Потом они объединились с Е. и открыли центр двигательной коррекции и начали дальше заниматься по своей авторской методике. Ходим 1-2 раза в неделю. За эти 2.5 года А. кардинально изменилась. Стала совсем другим человеком. Она заговорила. В 9 лет я впервые услышала осознанное от неё слово мама. Сейчас я для нее мамочка, мама, Тока, Тоня, Токанай. Всяко по настроению зовёт. На вопросы отвечает. Собакой командует. Много поёт. Набрала в весе, вытянулась. Ушли непроизвольные движения руками. Уверенно начала ползать на четвереньках. Эмоционально на все стала реагировать. Спина выпрямилась. Научили правильным шаговым движениям. Осенью 2021 года мне с дочкой предложили участвовать в проекте Гранта Главы РС(Я) "Национальная культура и этнические традиции оздоровления народа Саха в авторской программе этнореабилитации". Мы были просто счастливы, что нас выбрали. Прошли 2 курса реабилитации (ЛФК, массаж, этнореабилитация, осмотр врача, анализы сдавали, УЗИ, МРТ) и 2 курса домашней реабилитации. Нам составили индивидуальную программу для домашней реабилитации выдали весь инвентарь по программе. После курса А. стала более подвижной. Появилась сила в руках и на ногах. Расширился словарный запас, реакция на все стала быстрой, появился глазной контакт. Уверенно начала стоят у опоры. Ходит с поддержкой. В школе учителя и родственники сразу заметили улучшения. В реабилитационном центре куда мы сейчас поступили, массажист и инструктор ЛФК сказали, что за 9 лет работы с такими хорошо работающими мышцами ребёнка с ДЦП ещё не видели. У меня после реабилитации прошли головные боли, забыла слово остеохондроз. Раньше только уколы помогали. Прошла отчётность тела. Когда была беременной первым ребёнком. Это было 22 года тому назад. Упала и ударилась копчиком. И с этого момента периодически беспокоило. Много не могла ходить начинала сразу болеть. После реабилитации даже могу ходить в день 22000 шагов и ничего не беспокоит. Как я терпела 22 года эту боль иногда еле еле вставала с кровати. А в центре взяли да исправили. И я на себе убедилась, что если у человека отуор сломан, то можно ее восстановить. Курс этнореабилитации - это не только наше физическое тело, но энергетическое. Научили правильно дышать диафрагмой. Если мы не дышим диафрагмой, то наша лимфа не качается и начинается сбои в здоровье. Здесь нас восстановили, научили и дальше только от нас зависит возвращаться к прежнему образу жизни или шагать вперёд к счастливой жизни. Наша семья очень благодарна этому проекту, Э., Е., Д., А. за профессионализм, за все добрые дела, которые вы делаете» (текст и грамматика сохранена).
В настоящее время пациентка А. чувствует себя хорошо, учится в школе и общается с учителями, отвечает на вопросы, много интересуется.
Клинический случай № 2.
Пациентка М., 27 лет, после дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 5 апреля 2020 г., с многочисленными травмами: взрывной оскольчатый перелом 5 поясничного позвонка с ушибом спинного мозга, разрыв кишечника, закрытый перелом левой ключицы, открытый перелом бедренной кости правой ноги.
В центр реабилитации пациентка М. пришла на консультацию в начале мая 2021 года в состоянии средней тяжести: «передвигалась только с поддержкой, очень медленно, нижняя часть тела от линии травмы полностью потеряла чувствительность. Не двигались пальцы ног и ступни. Походка была медленной и «воспроизводилась по инерции», то есть сопровождающий был опорой и регулятором ходьбы (со слов пациентки М.), не было движений ногами назад и в стороны, нарушения работы органов малого таза (полное отсутствие контроля и чувствительности), подавленное психоэмоциональное состояние (в общество не выходила, ни с кем практически не общалась, постоянно сидела дома в одиночестве, принимала обезболивающие препараты на постоянной основе, из-за болей плохо спала)».
После консультации был назначен курс этнореабилитации, целью которого являлось восстановление кожной и мышечной чувствительности для коррекции функциональных нарушений организма и двигательных алгоритмов.
Курс этнореабилитации включал в себя:
- массаж (7 сеансов) - для восстановления кожной и мышечной чувствительности, коррекции биомеханического мышечного взаимодействия (работа мышц агонистов, синергистов, антагонистов);
- гимнастика (7 занятий) - для восстановления двигательных навыков и алгоритмов;
- нейромышечная коррекция (7 занятий) - для восстановления опорного (точек опоры), двигательного (регуляция соотношения работы мышц в анатомических плоскостях: переднее-заднее, левое-правое, верхнее-нижнее) и восходящего (координация, синхронизация движений) ритмов;
- аквареабилитация (9 занятий), с применением душевой кабины - для восстановления кожной и мышечной чувствительности, стимуляции двигательных навыков и алгоритмов.
По окончании курса этнореабилитации получены следующие результаты:
1. Полное восстановление кожной чувствительности в нижней части тела, за исключением промежности и рубца от проведенной операции.
2. Восстановление мышечной чувствительности в нижней части тела, за исключением внутренней поверхности левой голени, области промежности (контроль и чувствительность органов малого таза - восстановились позывы к мочеиспусканию и актам дефекации).
3. Восстановились движения пальцев и ступней обеих ног, ходьба назад и в стороны.
4. Восстановилась самостоятельная ходьба без поддержки, назад и в сторону.
5. Улучшилась координация и синхронизация движений (самостоятельные упражнения на фитболах и балансирах).
6. Ушли постоянные боли в ногах, улучшился сон.
7. Резко увеличился объем общения и коммуникаций, улучшилось настроение, появились самостоятельные передвижения по городу: магазины, кино и т.д.
8. Вернула 3-летнего ребенка обратно к себе от родителей.
9. Вернулась к своему хобби - печь торты.
10. Устроилась на работу администратором.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2000 |
|
RU2175251C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2345754C2 |
Способ коррекции возрастных изменений в периорбитальной области лица | 2022 |
|
RU2797274C1 |
СПОСОБ ОМОЛОЖЕНИЯ ЛИЦА И ЧАСТЕЙ ТЕЛА | 2020 |
|
RU2743448C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПАЦИЕНТА ПУТЕМ СИСТЕМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСТЕОПАТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПО МЕТОДУ "ИВ" | 2010 |
|
RU2431456C1 |
Способ дифференцированной сенсомоторной коррекции при болезни Паркинсона | 2024 |
|
RU2826783C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ В РАННЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИНСУЛЬТА | 2012 |
|
RU2513418C1 |
Способ мультимодальной коррекции двигательных и когнитивных нарушений у пациентов, перенесших ишемический инсульт | 2023 |
|
RU2813807C1 |
СПОСОБ МАССАЖА ЕЛЕНЫ МУСТАФАЕВОЙ | 2011 |
|
RU2469695C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2012 |
|
RU2509547C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для восстановления опорно-двигательного аппарата человека. Выполняют процедуры физиотерапии - физкультуры, массажа и водолечения. Физкультура включает выполнение упражнений опорного, двигательного и восходящего ритма с ограниченной, свободной и гиперподвижной амплитудой движения. Вначале упражнения выполняют пассивно с помощью инструктора, а затем самостоятельно. Осуществляют массаж путем ручного и механического воздействия на кожу человека. Проводят нейромышечную коррекцию путем мануальных воздействий рук специалиста на мышцы пациента, которые включают фиксацию руками специалиста места прикрепления мышцы и выжимающие движения пальцем или ребром ладони в прямом и обратном направлении мышечной ткани. Водолечение проводят в душевой кабине путем одновременного разнотемпературного воздействия струй воды на организм человека под напором. Способ обеспечивает восстановление опорно-двигательного аппарата человека. 8 з.п. ф-лы, 10 ил., 2 пр.
1. Способ восстановления опорно-двигательного аппарата человека, включающий выполнение процедур физиотерапии - физкультуры, массажа и водолечения, отличающийся тем, что физкультура включает выполнение упражнений опорного, двигательного и восходящего ритма с ограниченной, свободной и гиперподвижной амплитудой движения, вначале упражнения выполняют пассивно с помощью инструктора, а затем самостоятельно, причем упражнения опорного ритма, характеризующиеся выполнением упражнений без смены исходного положения включают: из исходного положения лежа на спине выполняют повороты тела на 180 градусов - переворачиваются на живот и обратно на спину; из исходного положения лежа на животе выполняют повороты тела на 180 градусов - переворачиваются на спину и обратно на живот; из исходного положения лежа на боку выполняют повороты тела на 180 градусов - переворачиваются на другой бок и обратно; из исходного положения стоя на четвереньках раскачивают тело вперед и назад, а также из стороны в сторону; из исходного положения сидя выполняют повороты туловища влево и вправо до 90 градусов относительно исходного положения; упражнения двигательного ритма, характеризующиеся выполнением упражнений в разных плоскостях, включают: скручивания, наклоны, развороты туловища, поочередные подъемы, сгибания, отведения и махи ног; упражнения восходящего ритма, характеризующиеся выполнением упражнений в нарастающем и убывающем ритмах, включают: поочередное изменение исходного положения тела: лежа, сидя, стоя, в движении, выполнение движений снизу вверх, вперед назад, вправо влево; осуществляют массаж путем ручного и механического воздействия на кожу человека и нейромышечную коррекцию путем мануальных воздействий рук специалиста на мышцы пациента, которые включают фиксацию руками специалиста места прикрепления мышцы и выжимающие движения пальцем или ребром ладони в прямом и обратном направлении мышечной ткани; водолечение проводят в душевой кабине путем одновременного разнотемпературного воздействия струй воды на организм человека под напором.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что механическое воздействие включает скользящее перемещение камней: речной гальки, песчаника, известняка по коже человека.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что механическое воздействие включает скользящее перемещение деревянных скребков по коже человека.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что механическое воздействие включает скользящее перемещение металлических скребков по коже человека.
5. Способ по п. 3, отличающийся тем, что деревянные скребки выполнены с полукруглой выпуклой и вогнутой рабочей поверхностью, изготовленные из осины, березы, лиственницы.
6. Способ по п. 4, отличающийся тем, что металлические скребки выполняют из меди и серебра с полукруглой выпуклой и прямолинейной заостренными рабочими поверхностями.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека с одинаковым напором.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека с разновеликим напором.
9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что водолечение включает одновременное разнотемпературное воздействие струй воды на организм человека с пульсирующим напором.
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2000 |
|
RU2175251C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОЖИРЕНИЯ АБДОМИНАЛЬНОГО ТИПА | 2013 |
|
RU2525007C1 |
СПОСОБ УРАВНИВАНИЯ КРЕНА НА СУДАХ | 1967 |
|
SU215057A1 |
Устройство в воздушных тормозах для неистощимости их | 1933 |
|
SU40408A1 |
Автоматический фрикционный аппарат для врубовых машин системы "Сулливан" типа ОZЕ | 1932 |
|
SU34484A1 |
ПОПОВ С.Н | |||
Физическая реабилитация: уч | |||
для студентов высш | |||
уч | |||
заведений | |||
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
Авторы
Даты
2024-07-22—Публикация
2023-06-28—Подача