Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в междугородных, туристических, экскурсионных автобусах.
Первым аналогом предлагаемого изобретения является форма боковой поверхности автобуса, предполагающая наклон к продольной оси симметрии автобуса боковых окон, верхних поверхностей дверей, и нижних боковых поверхностей, образованных крышками багажников и технологических отсеков, подкрылками и нижними поверхностями дверей, при вертикальном среднем боковом листе.
Такую форму боковой поверхности имеют автобусы «Икарус» 2-ого поколения, например, автобус «Икарус» - 250, изображенный в [1] на рис. 3, стр. 6. На этом рисунке представлен чертеж автобуса, включающий чертеж правостороннего вида сбоку и чертежи передней и задней масок автобуса, из которых видна форма боковой поверхности автобуса. Боковые окна этого автобуса наклонены к его продольной оси симметрии, боковой лист обшивки вертикален, крышки багажников и технологических отсеков также наклонены к продольной оси симметрии автобуса.
Такую форму боковой поверхности имеют также автобусы ПАЗ семейства 3205 и ПАЗ-4234, описанные в [2], и изображенные в этой книге на рис. 1-1 и рис. 1-2, соответственно, а чертеж этих автобусов изображен на рис. 1-4 и рис. 1-5, также соответственно, но при этом их складные передние двери эту форму не повторяют.
Вторым аналогом предлагаемого изобретения является форма боковой поверхности автобуса, предполагающая наклон по кривой в поперечном сечении, к продольной оси симметрии автобуса, боковых окон и нижних поверхностей корпуса.
Такую форму боковой поверхности имеют автобусы семейства Mercedes-0303. Этот автобус изображен и описан в [3] на рис. 1.8.17, стр. 66. Подобную форму боковой поверхности имеет автобус Neoplan Starliner, описанный и изображенный в [4] на стр. 52.
Третьим аналогом предлагаемого изобретения является форма боковой поверхности автобуса с нижними поверхностями корпуса, наклоненными по кривой, в поперечном сечении, к продольной оси симметрии автобуса, и вертикальными боковыми окнами.
Такую форму боковой поверхности имеют автобусы семейства ГолАЗ-5291, описанные в [4] на стр. 22, этот автобус изображен на этой стр. , на фотографии.
Прототипом предлагаемого изобретения является форма боковой поверхности автобусов Neoplan №116 с вертикальными нижними поверхностями корпуса, вертикальным боковым листом и наклоненными к продольной оси симметрии, по кривой, в поперечном сечении автобуса, боковыми окнами. Этот автобус описан в [5] и изображен в этой книге на илл. 46, стр. 230.
Недостатком прототипа и первого аналога, и первым недостатком второго и третьего аналогов предлагаемого изобретения является неудовлетворительная пассивная безопасность боковой поверхности автобусов, т.к. при боковых ударах, боковая поверхность деформируется, что приводит к уменьшению внутреннего салона, сокращению оконных проемов боковых окон и неизбежному травмированию пассажиров, и может являться причиной списания автобуса.
Недостатком второго и третьего аналогов предлагаемого изобретения является дороговизна формы боковой поверхности автобуса, т.к. для обеспечения наклона нижних боковых поверхностей к продольной оси симметрии автобуса, необходимо применять штамповку крышек багажников и технологических отсеков, подкрылков и дверей, что сложно и дорого.
Задача работы заключается в увеличении активной и пассивной безопасности, увеличении маневренности, уменьшении коэффициента аэродинамического сопротивления, при уменьшении стоимости автобуса и обеспечении неповторимого стиля дизайна.
Задача работы достигается следующим. При габаритной ширине 2550 мм, измеренной по вертикальной поверхности корпуса, боковые поверхности автобуса, образованные боковыми листами обшивки, и верхние боковые поверхности дверей, наклонены к вертикали так, что ширина автобуса, измеренная по обшивке силовых профилей корпуса, расположенными под окнами, меньше, чем 2550 мм, и имеет минимальное значение 2500 мм, определяющее угол наклона боковых поверхностей, зависящий также от их высоты. Нижняя поверхность корпуса вертикальна, или наклонена к плоскости симметрии, увеличивая наклон к низу, при этом, в последнем случае, к низу боковой поверхности крепится упругий бампер, который представляет собой брус из упругого материала или упругую трубу, крепящиеся к корпусу по краям, в обоих случаях, с зазором между корпусом. Передняя и задняя части боковой поверхности имеют трапецеидальную форму. Требуемая форма элементов кузова, включая фермы основания боковин, обеспечивается штамповкой.
Цель изобретения: увеличение пассивной и активной безопасности, уменьшение стоимости автобуса, повышение маневренности, уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления, уменьшение массы автобуса, обеспечение собственного стиля дизайна.
Увеличение пассивной безопасности достигается тем, что при наклоненных к продольной оси симметрии автобуса боковых окнах и габаритной ширине 2550 мм, измеренной по вертикальному низу корпуса, боковые поверхности автобуса, образованные боковыми листами обшивки, и верхние боковые поверхности дверей, наклонены к продольной оси симметрии автобуса так, что ширина автобуса, измеренная по обшивке силовых профилей корпуса, расположенными под окнами меньше, чем 2550 мм, и имеет минимальное значение 2500 мм, определяющее угол наклона боковых поверхностей, зависящий также от их высоты, при нижней поверхности корпуса, вертикальной или наклоненной к плоскости симметрии автобуса, увеличивая наклон к низу, при этом, в последнем случае, к низу боковой поверхности крепится упругий бампер, который представляет собой брус из упругого материала, крепящийся к кузову по краям, с зазором между корпусом и брусом по большей части длины, или представляет собой упругую трубу, также крепящуюся к корпусу по краям с зазором между корпусом.
Увеличение активной безопасности достигается тем, что при такой форме боковой поверхности, автобус лучше противостоит боковому ветру, и тем, что при трапецеидальной форме переднего и заднего свесов уменьшаются габаритный коридор автобуса и радиус поворота.
Уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления и повышение маневренности достигается по причине обеспечения трапецеидальной формы переднего и заднего свесов, обеспечивая уменьшение минимального габаритных радиуса поворота и коридора автобуса, при радиусе поворота близком к минимальному.
Уменьшение стоимости автобуса достигается тем, что предлагаемая форма боковой поверхности обеспечивается штамповкой, что позволяет штамповать боковину корпуса в целом.
Уменьшение стоимости автобуса достигается тем, что при вертикальной форме боковой поверхности предельно просто изготовить крышки багажников и технологических отсеков, вырезать с чертежа колесные арки, и проще, чем у аналогов отштамповать элементы кузова, при этом весь кузов получается дешевле.
Уменьшение массы автобуса достигается применением штампованных боковин и применением трапецеидальных переднего и заднего свеса.
Обеспечение собственного стиля дизайна достигается тем, что при этом можно сформировать свой неповторимый стиль дизайна, в сочетании с округлыми аэродинамическими формами.
Проведение патентного поиска в отделении ФИПС ВПТБ показало, что междугородный, туристический, экскурсионный автобус с такими признаками предлагается впервые.
Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус удовлетворяет условию патентоспособности «изобретательский уровень».
Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус является изобретением, т.к. удовлетворяет критериям «новизна» и «существенные отличия».
Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус, в поперечном сечении корпуса, показан на фиг. 1.
Предлагается междугородный, туристический, экскурсионный автобус, имеющий кузов с багажниками и технологическими отсеками, расположенными под полом автобуса и закрытыми крышками, имеющими вместе с подкрылками и нижней частью корпуса в целом, боковую поверхность с вертикальным участком.
Новизна и существенные отличия сводятся к следующему.
При наклоненных к продольной оси симметрии автобуса боковых окнах и габаритной ширине 2550 мм, измеренной по вертикальной поверхности корпуса, боковые поверхности автобуса, образованные боковыми листами обшивки, и верхние боковые поверхности дверей, наклонены к продольной оси симметрии автобуса, под острым углом α, так, что ширина автобуса, измеренная по обшивке силовых профилей корпуса, расположенными под окнами меньше, чем 2550 мм, и имеет минимальное значение 2500 мм, определяющее угол наклона α (см. фиг. 1) боковых поверхностей, зависящий также от их высоты. Нижняя поверхность корпуса вертикальна, или наклонена к плоскости симметрии, увеличивая наклон к низу, при этом, в последнем случае, к низу боковой поверхности крепится упругий бампер, который представляет собой брус из упругого материала, крепящийся к кузову по краям, с зазором между корпусом и брусом по большей части длины, или представляет собой упругую трубу, также крепящуюся к корпусу по краям с зазором между корпусом. Передняя и задняя части боковой поверхности наклонены под острыми углами к продольной плоскости симметрии автобуса, образуя трапецеидальную форму кузова, в сечении горизонтальными плоскостями, при габаритной длине автобуса больше 12 м. Передняя часть боковой поверхности наклонена под максимальным углом 15°, измеренным в плоскости, параллельной плоскости днища автобуса, при этом поверхность перехода от трапецеидальной формы к прямоугольной форме горизонтального сечения, выполненная на поверхности кузова, ниже подооконного силового профиля, перпендикулярна плоскости днища автобуса, а поверхность перехода, выполненная на стеклопакетах, параллельна боковым стойкам окон корпуса, и наклонена вперед, или перпендикулярна плоскости днища автобуса, в проекции на вертикальную плоскость. При этом передние стойки наклонены к продольной плоскости симметрии. Задняя часть боковой поверхности наклонена к продольной плоскости симметрии под переменным углом, уменьшающимся к верху автобуса, а по достижении некоторой высоты, опять увеличивается, при этом задние углы имеют коническую форму с переменным радиусом кривизны.
Требуемая форма элементов кузова, включая фермы основания боковин, с наклоненной поверхностью обеспечивается штамповкой. Штампованные боковины приклепаны к сварному основанию кузова, которое, в свою очередь, установлено на клепаном шасси.
При полностью сварной ферме кузова, ферма корпуса автобуса имеет вертикальные силовые профиля жестко соединенные с подоконным силовым профилем, с которыми жестко соединены треугольные силовые профиля незамкнутого сечения, а также горизонтальные силовые профиля расположенные сверху крышек багажников, с которыми соединены дополнительные силовые профиля незамкнутого П-образного сечения, к этим профилям, посредством клея или сварки, прикреплен наклоненный боковой лист.
Крышки багажников и/или технологических отсеков крепятся к вертикальным силовым профилям корпуса, ширина которого, измеренная по ним меньше 2550 мм и равна ширине корпуса, измеренной под боковыми окнами.
В местах установки домкрата, горизонтальные поперечные силовые профиля шасси и/или корпуса имеют ширину, большую ширины корпуса, измеренной по вертикальным силовым профилям, расположенным под окнами.
Вертикальная нижняя поверхность корпуса находится ниже пола сидений, и отделена от наклоненной поверхности декоративным элементом отделки.
Предлагаемый междугородный, туристический, экскурсионный автобус, обеспечивает большую эффективность обеспечения заявленных целей.
Список использованных источников:
1. Автобусы Икарус. Устройство и техническая эксплуатация. Под ред. Е.С. Кузнецова. М, "Транспорт", 1976. 288 с. (Гос. науч. исслед. ин-т автомобильного транспорта, Северо-Кавказский филиал). Авт.: Г.И. Абраменко, А.И. Фоменко, А.И. Будников, В.С. Васильев, В.Н. Ишичкин. УДК 629.11453.004.5.
2. Автобусы ПАЗ-32053 - 07 и ПАЗ-4234. Руководство по эксплуатации. 32053-07-3902010 РЭ, 4234-3902010 РЭ, Издание седьмое, г. Павлово, 2009 г. 144 с.
3. Раймпель Й. Шасси автомобиля. / Сокр. Пер. 1 тома 4 нем. изд. В.П. Агапова; Под ред. И.Н. Зверева. М.: Машиностроение, 1983. - 356 с., ил., Р18, ББК 39.33-04, УДК 629.113: 629.02.11.011.1.03.20-30.
4. Коммерческие автомобили. Автожурнал 2006. ООО "Издательский Дом Третий Рим", 2006 г., 186 стр. , илл..
5. Автобусы Neoplan №116. Руководство по ремонту и эксплуатации. Модели с дизельными двигателями EURO2/EURO3. Производственно-практическое издание. Составитель Гусь СВ., 244 стр., Минск УП «Гуси-Лебеди», 2014, УДК 629.33-181.4.078., ББК 39.33-08, Р85.
Изобретение относится к машиностроению. Автобус имеет кузов с багажниками и технологическими отсеками. При наклоненных к продольной оси симметрии автобуса боковых окнах и габаритной ширине 2550 мм, измеренной по вертикальной поверхности корпуса, боковые поверхности автобуса и верхние боковые поверхности дверей наклонены к вертикали так, что ширина автобуса меньше, чем 2550 мм. Нижняя поверхность корпуса вертикальна или наклонена к плоскости симметрии, увеличивая наклон к низу. Передняя и задняя части боковой поверхности наклонены под острыми углами к продольной плоскости симметрии, образуя трапецеидальную форму кузова. Передняя часть наклонена под максимальным углом 15°. Поверхность перехода от трапецеидальной формы к прямоугольной форме горизонтального сечения ниже подооконного силового профиля, перпендикулярна плоскости днища. Поверхность перехода, выполненная на стеклопакетах, параллельна боковым стойкам окон и наклонена вперед или назад или перпендикулярна днищу. Достигается улучшение безопасности автобуса. 7 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Автобус, имеющий кузов с багажниками и технологическими отсеками, расположенными под полом автобуса и закрытыми крышками, имеющими вместе с подкрылками и нижней частью корпуса в целом боковую поверхность с вертикальным участком, отличающийся тем, что при наклоненных к продольной оси симметрии автобуса боковых окнах и габаритной ширине 2550 мм, измеренной по вертикальной поверхности корпуса, боковые поверхности автобуса, образованные боковыми листами обшивки, и верхние боковые поверхности дверей наклонены к продольной оси симметрии автобуса так, что ширина автобуса, измеренная по обшивке силовых профилей корпуса, расположенных под окнами, меньше чем 2550 мм и имеет минимальное значение 2500 мм, определяющее угол наклона боковых поверхностей, зависящий также от их высоты; нижняя поверхность корпуса вертикальна или наклонена к плоскости симметрии, увеличивая наклон к низу, при этом, в последнем случае, к низу боковой поверхности крепится упругий бампер, который представляет собой брус из упругого материала, крепящийся к кузову по краям, с зазором между корпусом и брусом по большей части длины, или представляет собой упругую трубу, также крепящуюся к корпусу по краям с зазором между корпусом; передняя и задняя части боковой поверхности наклонены под острыми углами к продольной плоскости симметрии автобуса, образуя трапецеидальную форму кузова, в сечении горизонтальными плоскостями, при габаритной длине автобуса, большей 12 м; передняя часть боковой поверхности наклонена под максимальным углом 15°, измеренным в плоскости, параллельной плоскости днища автобуса, при этом поверхность перехода от трапецеидальной формы к прямоугольной форме горизонтального сечения, выполненная на поверхности кузова, ниже подооконного силового профиля, перпендикулярна плоскости днища автобуса, а поверхность перехода, выполненная на стеклопакетах, параллельна боковым стойкам окон корпуса и наклонена вперед или перпендикулярна плоскости днища автобуса, в проекции на вертикальную плоскость; при этом передние стойки наклонены к продольной плоскости симметрии, задняя часть боковой поверхности наклонена к продольной плоскости симметрии под переменным углом, уменьшающимся к верху автобуса, а по достижении некоторой высоты опять увеличивается, при этом задние углы имеют коническую форму с переменным радиусом кривизны.
2. Автобус по п.1, отличающийся тем, что требуемая форма элементов кузова, включая фермы основания боковин, с наклоненной поверхностью обеспечивается штамповкой.
3. Автобус по п.2, отличающийся тем, что штампованные боковины приклепаны к сварному основанию кузова, которое, в свою очередь, установлено на клепаном шасси.
4. Автобус по п.1, отличающийся тем, что при полностью сварной ферме кузова ферма корпуса автобуса имеет вертикальные силовые профиля, жестко соединенные с подоконным силовым профилем, с которыми жестко соединены треугольные силовые профиля незамкнутого сечения, а также горизонтальные силовые профиля, расположенные сверху крышек багажников, с которыми соединены дополнительные силовые профиля незамкнутого П-образного сечения, к этим профилям, посредством клея или сварки, прикреплен наклоненный боковой лист.
5. Автобус по п.4, отличающийся тем, что крышки багажников и/или технологических отсеков крепятся к вертикальным силовым профилям корпуса, ширина которого, измеренная по ним, меньше 2550 мм и равна ширине корпуса, измеренной под боковыми окнами.
6. Автобус по п.4, отличающийся тем, что в местах установки домкрата горизонтальные поперечные силовые профиля шасси и/или корпуса имеют ширину, большую ширины корпуса, измеренной по вертикальным силовым профилям, расположенным под окнами.
7. Автобус по п.1, отличающийся тем, что вертикальная нижняя поверхность корпуса находится ниже пола сидений и отделена от наклоненной поверхности декоративным элементом отделки.
8. Автобус по п.1, отличающийся тем, что трапецеидальная форма передней и задней частей кузова применяется при длине автобуса, большей 12 м.
Междугородный, туристический или экскурсионный автобус | 2020 |
|
RU2747161C1 |
Междугородный, туристический, экскурсионный автобус | 2022 |
|
RU2801179C1 |
GB 696961 A, 09.09.1953 | |||
US 11312279 B2, 26.04.2022 | |||
CN 102582689 A, 18.07.2012 | |||
KR 100680829 B1, 08.02.2007. |
Авторы
Даты
2024-08-12—Публикация
2024-02-13—Подача