Дисковый тормоз Советский патент 1992 года по МПК F16D65/40 

Описание патента на изобретение SU1754973A2

ЫДО Фиг1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам.

Цель изобретения - повышение надежности дискового тормоза (при сохранении габаритных размеров).

На фиг. 1 представлен общий вид дискового тормоза; на фиг. 2 - конструктивное выполнение регулятора зазора; на фиг. 3 - схема взаимодействия храповика и собачки; на фиг. А - расчетная схема с обозначе- нием параметров входящих в математическое выражение.

Дисковый тормоз содержит диск 1, охватываемый суппортом 2, внутри которого с возможностью осевого перемещения уста- новлены тормозные колодки 3. В цилиндрических проточках суппорта установлены поршни 4, выполненные с внутренними полостями, в которых расположены головки штоков 5, удерживаемые с помощью гаек 6, закрепленных на поршнях 4. На свободных концах штоков 5 закреплены пластинчатые пружины 7. Поворотные рычаги 8 нижними концами установлены на осях 9, которые закреплены на суппорте 2, а верхними кон- цами шарнирно соединены со штоком пнев- моцилиндра 10. В прорезях рычагов 8 на осях 9 с возможностью поворота установлены храповики 11, снабженные упорными винтами 12 со сферическими торцовыми по- верхностями и проушинами 13с фигурными прорезями 14. Фиксированное положение каждого храповика 11 относительно пово- ротного рычага 8 обеспечивается шарнирно установленной в верхней части прорези упомянутого рычага собачкрй 15, входящей в зацепление с зубчатой частью храповика 11. Собачки удерживаются в зацеплении с храповиками с помощью пружин 16, каждая из которых одним концом закреплена на рычаге 8, а другим опирается на собачку. Свободные концы штоков 5 расположены между проушинами 13 и связаны с ними штифтами 17, жестко закрепленными на штоках и входящими своими концами в фи- гурные прорези 14 храповиков 11.

Установленные на штоках 5 пластинчатые пружины 7 контактируют с внешними поверхностями проушин 13, поджимая внутренние поверхности фигурных прорезей 14 к штифтам 17 и обеспечивая наличие зазора между торцовыми сферическими поверхностями упорных винтов 12 и штоков 5. Величина зазора поддерживается гюстоян- ной за счет того, что радиусы сферических торцовых поверхностей упорных винтов, радиусы внутренних поверхностей фигурных прорезей и радиусы внешних поверхностей проушин имеют общий

геометрический центр. Поворот рычагов 8 вокруг осей 9 обеспечивается стяжными пружинами 18. Усилие пружины 16, затрачиваемое на преодоление усилия пружины 7 и сил трения, обеспечивает поворот храповика 11 на угол /,, соответствующий перемещению упорного винта в пределах зазора.

Для исключения возможности передачи усилия через вершины зубьев храповика и собачки, снижающей надежность дискового тормоза, минимальное значение зазора определено в зависимости от размеров и взаимного расположения составных частей дискового тормоза.

Дисковый тормоз работает следующим образом.

Во время рабочего торможения рабочая жидкость под давлением подается в под- поршневые пространства, перемещая поршни 4 и тормозные колодки 3 в направлении диска 1.

Тормозные колодки 3, взаимодействуя с диском 1, осуществляют торможение. Одновременно поршни 4, связанные гайками 6 со штоками 5, увлекают их за собой. Штоки 5, перемещаясь в осевом направлении, взаимодействуют с помощью штифтов 17 с фигурными прорезями 14 храповиков 11, поворачивая их вокруг осей 9 на величину, пропорциональную зазору между тормозными колодками 3 и диском 1 (фиг. 1, 2).

По мере износа тормозных колодок 3 зазор между ними и диском 1 увеличивается, при этом зубья собачек 15, скользя по зубьям храповиков 11, перемещаются в направлении их вершин. Увеличение зазоров между тормозными колодками и диском до значения, пропорционального шагу зубьев храповиков 11, собачки изменяют точки зацепления с ними и входят в зацепление с последующими зубьями храповиков.

Во время стояночного торможения давление воздуха в пневмоцилиндре снижается до нуля, в результате чего под действием стяжных пружин 18 рычаги поворачиваются вокруг осей 9. Собачки 15. перемещаясь вместе с рычагами 8, поворачивают вокруг осей 9 храповики 11, которые, выбирая зазоры, торцовыми сферическими поверхностями упорных винтов 12 воздействуют на торцовые поверхности штоков 5, перемещая последние вместе с поршнями 4 и тормозными колодками 3 в направлении диска 1, осуществляя тем самым торможение.

Для исключения возможности остановки вершины зуба храповика на скругленной радиусом вершине зуба собачки храповик 11 имеет возможность под действием усилия пружины 16, которая преодолевает сопротивление сил трения и усилия пружины 7, повернуться на угол /, пропорциональный зазору, давая возможность зубу собачу ки зайти во впадину зубчатого венца храповика. Это исключает возможность стояночного торможения с вьгсокими.линейны- ми давлениями в элементах храпового зацепления и повышает надежность дискового тормоза (фиг. 3).

Обеспечение в конструкции дискового тормоза определенного расположения вершины зуба собачки относительно зуба храповика исключает возможность заклинивания собачки на вершине зуба храповика, которое приводит к нарушению работоспособности тормоза и позволяет повысить надежность дискового тормоза.

Формула изобретения

Дисковый тормоз по авт. св. № 1548552, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, вершина зуба со- 25 бачки выполнена с цилиндрической пдверх0

5

0

5

ностью, сопрягающейся с плоскими поверхностями зуба, при этом в одном из крайних положений собачки, в котором упорный винт и толкатель расположены с максимальным зазором один относительно другого, цилиндрическая поверхность вершины зуба собачки расположена по касательной к наружной поверхности зуба храповика, одна из точек сопряжения цилиндрической поверхности с плоской поверхностью собачки, контактирующая с указанной поверхностью зуба храповика, расположена на линии, проходящей через центр качания храповика и геометрический центр цилиндрической поверхности собачки, а в другом крайнем положении собачки цилиндрическая поверхность вершины зуба собачки расположена по касательной к поверхности передней стенки зуба храповика, вторая точка сопряжения расположена на линии, проходящей через центр качания собачки и геометрический центр цилиндрической поверхности, а упорный винт и толкатель расположены с минимальным зазором.

Похожие патенты SU1754973A2

название год авторы номер документа
Дисковый тормоз 1987
  • Сугробов Михаил Иванович
  • Нестеренко Владимир Николаевич
  • Васильев Валерий Павлович
SU1548552A1
Дисковый тормоз 1987
  • Сугробов Михаил Иванович
  • Нестеренко Владимир Николаевич
  • Васильев Валерий Павлович
SU1627762A2
Дисковый тормоз 1987
  • Сугробов Михаил Иванович
  • Нестеренко Владимир Николаевич
  • Васильев Валерий Павлович
SU1626013A1
ЗАДНИЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Дудкин А.Т.
  • Квасов В.Г.
RU2193126C2
Дисково-колодочный тормоз 1979
  • Акопян Рубен Абгарович
  • Демьянюк Владимир Андреевич
  • Королевич Борис Александрович
  • Шишкина Тамара Петровна
  • Меламуд Роман Александрович
SU846874A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ 1945
  • Ершов А.М.
SU67989A1
Тормоз 1973
  • Жан Марк От
  • Ролан Клод Мишель Шейлак
SU527144A3
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Батенков Владимир Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2556824C1
СУППОРТ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 1995
  • Ларс Северинссон
RU2129679C1
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2019
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780499C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 754 973 A2

Реферат патента 1992 года Дисковый тормоз

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в круннога- баритных транспортных средствах, например тягачах и прицепах. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения стабильности и предотвращения блокировки колес. Для этого внутри тормозного барабана 1 расположены тормозные колодки 2 и 3. На оси 12 разжимного кулака (РК)7 установлены два фрикционных ролика 14. Ось 12 РК 7 связана через подшипник 11 с управляющим кольцевым цилиндром 10 Антиблокировочная система имеет аккумуляторную батарею, ультразвуковой генератор, излучатели ультразвука и выключатель При блокировке колеса фрикционные ролики 14 останавливаются, замыкая а люча- тель и включая ультразвуковой генератор. . который выдает команду на отход тормозных колодок 2 и 3 от тормозного барабана 1 4 ил. 1д 1Q

Формула изобретения SU 1 754 973 A2

Центр сферч упорного Ёйима.

s

15

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1754973A2

Дисковый тормоз 1987
  • Сугробов Михаил Иванович
  • Нестеренко Владимир Николаевич
  • Васильев Валерий Павлович
SU1548552A1

SU 1 754 973 A2

Авторы

Сугробов Михаил Иванович

Нестеренко Владимир Николаевич

Васильев Валерий Павлович

Даты

1992-08-15Публикация

1989-05-26Подача