(21)4336602/27-27
(22)JJ,09,87
(46) 07.03.90. Бюл. № 9
(71)Московский автомобильный завод им. К.А.Лихачева
(72)М.К.Сугробов, В.Н.Нестеренко и В.П.Васильев
(53) 62-592.117 (088.8)
(56) Авторское свидетельство СССР
870797, кл. F 16 D 65/56, 1980.
(54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ I
(57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам, и может быть использовано в тормозных системах транспортных машин. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем совмещения в храповом механизме ступенчатой и плавной регулировки рабочего
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисковый тормоз | 1989 |
|
SU1754973A2 |
Дисковый тормоз | 1987 |
|
SU1627762A2 |
Дисковый тормоз | 1987 |
|
SU1626013A1 |
ЗАДНИЙ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2193126C2 |
Тормоз | 1973 |
|
SU527144A3 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1945 |
|
SU67989A1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1979 |
|
SU846874A1 |
Устройство для автоматической регулировки зазора | 1967 |
|
SU470123A3 |
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СО СВОБОДНЫМ ХОДОМ | 1991 |
|
RU2011907C1 |
Тормоз грузовой тележки | 1979 |
|
SU906766A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тормозам, и может быть использовано в тормозных системах транспортных машин. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем совмещения в храповом механизме ступенчатой и плавной регулировки рабочего зазора и обеспечения дополнительного торможения. В поворотных рычагах 17 выполнены прорези, в которых шарнирно установлены подпружиненные собачки 25 и входящие с ними в зацепление храповики (Х)21, снабженные проушинами с фигурными прорезями, упорными винтами (УВ) 22 со сферическими торцовыми поверхностями. УВ установлены с возможностью взаимодействия со штоками 9 с зазором относительно него. Фигурные прорези в проушинах Х 21, наружные поверхности проушин и торцовая сферическая поверхность УВ 22 выполнены с общим геометрическим центром. Шток 9 установлен с возможностью взаимодействия одним концом с поршнем 8, а со стороны другого конца подпружинен к проушинам Х 21 в направлении к тормозной колодке 6. При износе колодок 6, пропорциональном шагу зубьев Х 21, зубья собачек 25 входят в зацепление с последующими зубьями Х 21, обеспечивая автоматическую регулировку рабочих зазоров в тормозе. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
П
15
V.
С
/НИИ
фиг.1
3
зазора и обеспечения дополнительного торможения. В поворотных рычагах 17 выполнены прорези, в которых гаарнир- но установлены подпружиненные собачки 25 и входящие с ними в зацепление храповики (X) 21 , снабженные проушинами с фигурными прорезями, упорными винтами (УВ) 22 со сферическими торцовыми поверхностями. УВ установлены с возможностью взаимодействия со пто ками 9 с зазором относительно него. Фигурные прорези в проушинах X 21 , наружные поверхности проушин и торцо
35
Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковым тор- 20 мозам, совмещающим сЬункции рабочего и стояночного тормозных механизмов, оснащенных автоматическими регуляторами зазора между тормозными колодками и дисками.25
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем совмещения в храповике функций ступенчатой и плавной регулировки рабочего за- ,Q зора.
На фиг.1 показан дисковый тормоз, общий вид; на фиг.2 - схема взаимодействия храповика и упорного винта- со штоком и поршнем; на фиг.З - схема взаимодействия храповика и собачки; на фиг.4 - расположение общего геометрического центра радиусов дуг торцовых поверхностей упорных винтов, внутренних поверхностей прорезей и 0 наружных поверхностей проушин.
Дисковый тормоз транспортного средства состоит из диска 1, установленного на валу 2, и суппорта 3, охватывающего диск 1. В окне 4 суппорта 3 5 на пальцах 5 с возможностью осевого перемещения установлены тормозные колодки 6. В цилиндрических проточках 7 суппорта 3 установлены поршни 8, выполненные с внутренними полостями, в ,Q которых расположены головки штоков 9, удерживаемые с помощью гаек 10, неподвижно закрепленных в поршнях 8. Средние части штоков 9 расположены в отверстиях ториовых крышек 11 суппорта ,.. 3, а свободные концы штоков снабжены основаниями 12, на которых закреплены пластинчатые пружины 13. Головки штоков 9 установлены в поршнях 8 с
485524
вая сферическая поверхность УВ 22 выполнены с общим геометрическим цент-- h ром. Шток 9 установлен с возможностью взаимодействия одним концом с поршг нем 8, а со стороны другого конца подпружинен к проушинам X 21 в направлении к тормозной колодке 6. При износе колодок 6, пропорциональном JQ шагу зубьев X 21, зубья собачек 25 входят в зацепление с последующими зубьями X 21 , обеспечивая автоматическую регулировку рабочих зазоров в тормозе. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
5
0 5
Q
0
5,Q ,..
осевым зазором оч , В суппорте 3 выполнены каналы 14 для подачи рабочей жидкости в подпоршневые пространства цилиндрических проточек 7. Суппорт 3 оснащен кронштейнами 15, на которых на осях 16 установлены поворотные рычаги 17 с выполненными в них прорезями 1 8 . Рычаги 1 5 своими верхними концами шарнирно соединены с корпусом 19 и штоком 20 управляющего пневмоци- линдра. На осях 16 в прорезях 18 с возможностью поворота установлены храповики 21 . Каждый храповик .21 снабжен упорным винтом 22 со сферической торцовой поверхностью и двумя расположенными в параллельных плоскостях проушинами 23 с фигурными прорезями 24.
В верхних частях.прорезей 18 шарнирно установлены собачки 25, входящие своими зубьями в зацепление с зубчатыми частями храповиков 21 . Каждая собачка 25 удерживается в зацеплении с соответствующим храповиком пружиной 26, один конец которой закреплен на рычаге 17, а другой опирается на собачку.
Свободные концы штоков 9 расположены между проушинами 23 и связаны с ними штифтами 27, жестко закрепленными на штоках и входящими в фигурные прорези 24 храповиков 21 . Установленные на штоках 9 пластинчатые пружины 43 контактируют с внешними поверхностями проушин 23, поджимая внутренние поверхности прорезей 24 к штифтам 27 и обеспечивая наличие зазора b между торцовыми сферическими поверхностями упорных винтов 22 и штоками 9.
Радиусы R., сферических поверхностей упорных винтов 22, радиусы Ra
51548552
внутренних поверхностей фигурных прорезей 24 и радиусы R внешних, поверх,- ностей пррушин 23 имеют общий геометрический центр с.
в
г
HRCco sj( Д
J H г + R1 - 2HRcos U + /з ) + R - Hcosc
P где г - радиус скругления вершины зуба собачки;
Н - расстояние от центра качания храповика до центра качания собачки;
R - расстояние от центра качания храповика до вершины его зуба в месте контакта с зубом собачки (радиус окружности вершин зубьев храповика);
о( - угол между прямой, соединяю- щей центры качания храповика и собачки, и прямой, проходящей через центр качания храповика и вершину зуба храповика в месте контакта с вершиной зуба собачки; угол поворота храповика, соответствующий перемещению упорных винтов в пределах зазора Ь, определяется из
условия
/1 2arcsin ,
где b - зазор между торцовой сферической поверхностью упорного винта и торцовой поверхность штока; г1 - радиус качания центра сАерической поверхности упорного „ винта.
Съемные пружины 28 связаны с одним из рычагов болтом 29 с серьгой 30, а с другим - пальцем 31 с уравнителем 32. Для предотвращения поворота штоков 9 вокруг продольной оси на их концах, расположенных между проушинами 23, выполнены продольные лье ки 33. {
Соотношение жесткостей пружин 26 собачек 25 и пружин 13 штоков 9 выбирается из условия
г г
Пр.. шт
где - жесткость пружин собачек;
Спр.ыт - жесткость пружин штоков.
Дисковый тормоз работает следующим образом.
Вершина зуба каждой собачки 25 имеет скругление, радиус которого выбран из условия
0
5
0 Q
0
5
0
5
Во время рабочего торможения рабочая жидкость под даялением по каналам 14 подается в подпоршневые пространства цилиндрических проточек 7, перемещая поршни 8 и тормозные колодки 6 в направлении диска I. Тормозные колодки 6, взаимодействуя с диском J, осуществляют торможение. Одновременно поршни 8, связанные .гайками JO со штоками 9, увлекают их за собой. Штоки 9, перемещаясь в осевом направлении, взаимодействуют с помощью штифтов 27 с фигурными прорезями 24 храповиков 21 , поворачивая последние вокруг осей 16 на величину, пропорциональную зазору между тормозными колодками 6 и диском 1 .
По мере износа тормозных колодок .. 6 зазор между ними и диском 1 увеличивается, при этом зубья собачек 25, скользя по зубьям храповиков 21, перемещаются в направлении их вершин. При достижении зазоров между тормозными колодками 6 и диском 1 величин, пропорциональных шагу зубьев храповика 21 , собачки 25 изменяют точ-ки зацепления с ними и входят в зацеплении с последующими зубьями храповиков 21.
Храповики 21, поворачиваясь вокруг осей 16, взаимодействуют с установленными в них упорными винтами 22 с торцовыми поверхностями гатоков 9, перемещая последние с поршнями 8 и тормозными колодками 6 в направлении диска 1 .
Во время стояночного торможения давление воздуха в пневмоцилиндре снижается, в результате чего под действием стяжных пружин рычаги 17 поворачиваются вокруг оси 16. Собачки 25, перемещаясь вместе с рычагами 17, поворачивают вокруг осей 16 храповики 21, которые торцовыми сферическими поверхностями упорных винтов 22 воздействуют на торцовые поверхности штоков 9, перемещая последние вместе с поршнями 8 и тормозными колодками 6 в направлении диска 1, осуществляя торможение. Величины радиусов скруг- лений зубьев собачек 25 и наличие соответствующих зазоров b исключают возможность останова зубьев собачек 25 на вершинах зубьев храповиков 21, а соотношение жесткостей пружин 26 собачек и пружин 13 штоков 9 обеспечивает гарантированное зацепление зубьев собачек 25 с зубьями храповиков 21 .
Такт образом, автоматически под- держивается зазор между тормозными колодками 6 и диском 1 как при рабочем, так и при стояночном торможении.
Формула изобретения
J. Дисковый тормоз, содержащий вал с диском, суппорт с установленными в нем с возможностью осевого перемеще- ,ния колодками и механизм управления, выполненный в виде привода, рычага с прорезью, связанного одним концом с приводом, а другим - с суппортом, а также в виде шарнирно установленной на рычаге подпружиненной собачки, находящегося с ней в зацеплении храповика, установленного соосно с рычагом, нажимного элемента с гайкой, толкателя, установленного в углубле- нии гайки и связанного с рычагом, .отличающийся тем, что, с
17
5
0
0
5
целью улучшения эксплуатационных ка-, честв путем совмещения в храповике функций ступенчатой и плавной регулировки рабочего зазора, он снабжен упорным винтом, установленным в хра- повике с возможностью взаимодействия с толкателем и с зазором относительно него, а также штифтом, при этом храповик выполнен с проушинами, имеющими расположенные по дуге окружности прорези и наружные поверхности, штиЛты установлены в прорезях свободно, нажимной элемент выполнен с внутренней торцовой поверхностью, расположенной со стороны колодки, толкатель выполнен в виде штока с головкой, установленной с возможностью взаимодействия одним концом с торцом гайки и с внутренней торцовой поверхностью нажимного элемента, а со стороны другого конца подпружинен к проушинам в направлении к тормозной колодке и соединен со штифтом.
Составитель А.Чернышев Редактор А.Шандор Техред и.ХоданичКорректор С.Шекмар
Заказ 130
Тираж 533
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
33
fuii
Подписное
Авторы
Даты
1990-03-07—Публикация
1987-09-11—Подача