Изобретение относится к области малогабаритного тракторостроения.
Существуют различные конструкции полноприводных колесных транспортных средств с шарнирно-сочлененной рамой, например, вездеход (RU 213992 U1.17.26.09.2022), содержащий две полурамы, кабину, двигательную группу, ведущие мосты без поворотных осей, шкворней, шрусов, колеса с шинами низкого давления, гидрообъемную систему управления. Полурамы соединены между собой шарнирным соединением.
Недостатком данного вездехода являются большие габариты и сложность системы управления.
Частично данные недостатки устранены в колесном малогабаритном тракторе (RU 2732143 С2. 05.10.2018), принятым за прототип, который содержит шарнирно-сочлененную раму с двумя степенями свободы и с двумя мостами со всеми ведущими колесами одного типоразмера. Трактор имеет между мостами продольный горизонтальный шарнир, позволяющий мостам качаться относительно друг друга в вертикальной поперечной плоскости, передний тягово-энергетический модуль с силовой установкой, агрегатами трансмиссии и передним ведущим мостом, задний транспортно-тяговый модуль с задней полурамой, на которой закреплен задний ведущий мост с технологическим оборудованием.
Недостатками данного колесного малогабаритного трактора являются большие габариты трансмиссионных агрегатов с раздельными ведущими мостами и карданными передачами, а также наличие сложной системы рулевого управления.
Целью предлагаемого изобретения является максимальное уменьшение габаритов и упрощение системы управления мини-трактора.
Указанная цель достигается колесным мини-трактором, содержащим шарнирно-сочлененную раму с двумя степенями свободы, два ведущих моста с колесами одного типоразмера, тягово-энергетический модуль, сиденье водителя и рычажный механизм навески.
Новизной предлагаемого колесного мини-трактора является то, что:
- тягово-энергетический модуль, выполненный в одном блоке с передней частью рамы, двигателем, коробкой передач, передним ведущим мостом и рычагами управления, размещен между ног водителя;
- задний ведущий мост кинематически связан с передним посредством двух цепных передач и поперечного карданного вала, центр шарнира которого совпадает с вертикальной осью шарнирного соединения рам. При этом поворот шарнирных рам и трактора в целом осуществляется упором ног водителя.
Устройство колесного мини-трактора поясняется чертежами.
Фиг. 1 - общий вид, вид сбоку
Фиг. 2 - вид сверху на трансмиссию при повороте мини-трактора.
Колесный мини-трактор содержит тягово-энергетический модуль, состоящий из коробки передач 1, объединенной в один блок с передним ведущим мостом 2 и силовым агрегатом 3 мотокультиватора «Тарпан», прицепную полураму с задним ведущим мостом 5, подрессоренным сиденьем водителя 6 и рычажным механизмом навески 7.
Тягово-энергетический модуль сопрягается с задней полурамой соединительным шарниром 8 с возможностью поворота в вертикальной плоскости и вдоль продольной оси.
Внутри соединительного шарнира смонтирован поперечный карданный вал 9, центр шарнира которого совмещен с геометрическими осями поворота рам.
На концах поперечного карданного вала жестко закреплены звездочки 10 и тормозные шкивы 11.
Одна из звездочек посредством цепной передачи связана с ведущей звездочкой 12 переднего ведущего моста.
Другая звездочка карданного вала связана с ведомой звездочкой 13 заднего ведущего моста.
Передаточные числа цепных передач переднего и заднего мостов одинаковы. Такая конструкция позволяет осуществить передачу крутящего момента от переднего к заднему ведущему мосту, сохранив при этом возможность поворота рам относительно друг друга.
Один из тормозных шкивов 11 связан с ленточным тормозным механизмом ножного рабочего тормоза 14, другой - с ленточным тормозным механизмом ручного стояночного тормоза 15.
Для обеспечения безопасности и защиты от грязи имеются задние крылья 17 с площадками и упорами для ног водителя.
Схема трансмиссии с вертикальными валами коробки передач и конической главной передачей переднего ведущего моста, объединенных общим картером, позволяет получить компактную конструкцию и разместить ее между ног водителя.
Применение автоматического центробежного сцепления позволяет обойтись одной рукояткой управления двигателем и одной тормозной педалью.
Такое конструктивное решение позволяет освободить ноги водителя для осуществления ими поворота шарнирных рам и всего мини-трактора в целом, отказавшись при этом от специального рулевого механизма.
При этом отсутствие карданных передач к ведущим мостам и раздаточной коробке позволяет существенно упростить конструкцию при ее сверхкомпактных размерах.
Колесный мини-трактор работает следующим образом.
После запуска и прогрева двигателя водитель садится на сиденье и ставит ноги на подножки в пространство между передними крыльями и корпусом коробки передач.
Далее он включает нужную передачу для движения вперед или назад, после чего опустив рычаг ручного тормоза вниз, освобождает его.
Затем водитель рычагом «газа» увеличивает обороты двигателя. При этом срабатывает центробежное автоматическое сцепление и мини-трактор начинает движение.
При необходимости осуществить поворот водитель, упираясь ногой в соответствующий упор подножки, поворачивает переднюю части мини-трактора относительно задней вокруг вертикальной оси соединительного шарнира.
Копирование горизонтальных неровностей рельефа местности в движении происходит за счет взаимного поворота передней части мини-трактора относительно задней вокруг горизонтальной оси соединительного шарнира.
При необходимости использования навесных сельхозорудий водитель снимает со стопора соответствующий рычаг и опускает механизм навески в рабочее положение.
При необходимости остановки водитель сбрасывает обороты двигателя и нажимает на педаль тормоза. При этом благодаря автоматическому центробежному сцеплению двигатель разобщается с трансмиссией и происходит остановка мини-трактора.
Предлагаемый колесный мини-трактор благодаря своим сверхмалым габаритам может быть использован на небольших участках земли и храниться в ограниченном пространстве.
Особенности посадки водителя и управления поворотом оставляют необычные ощущения от управления данным агрегатом, что может быть использовано для развлекательных поездок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 2018 |
|
RU2732143C2 |
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2303546C2 |
Трактор колесный сельскохозяйственный с электромеханической трансмиссией | 2022 |
|
RU2814696C1 |
Колесное транспортное средство | 2024 |
|
RU2828499C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2226474C2 |
АВТОГРЕЙДЕР | 2023 |
|
RU2824766C1 |
Транспортное средство | 1975 |
|
SU745759A1 |
Снегоочиститель роторный | 1989 |
|
SU1752590A1 |
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ ПОСЕВНОЙ АГРЕГАТ | 2009 |
|
RU2414112C1 |
Трансмиссия механическая модульная | 2022 |
|
RU2780248C1 |
Изобретение относится к области машиностроения. Колесный мини-трактор содержит шарнирно-сочлененную раму с двумя степенями свободы, два ведущих моста с колесами одного типоразмера, тягово-энергетический модуль, состоящий из объединенных в один блок коробки передач, переднего ведущего моста и силового агрегата, а также сиденье водителя, рычажный механизм навески и рычаги управления, согласно изобретению сиденье водителя расположено на задней части рамы, а на передней части рамы выполнены подножки для упора ног водителя, при этом задний ведущий мост кинематически связан с передним мостом посредством двух цепных передач и поперечного карданного вала, центр шарнира которого совпадает с вертикальной осью шарнирного соединения рам. Достигается максимальное уменьшение габаритов и упрощение системы управления мини-трактора. 2 ил.
Колесный мини-трактор, содержащий шарнирно-сочлененную раму с двумя степенями свободы, два ведущих моста с колесами одного типоразмера, тягово-энергетический модуль, состоящий из объединенных в один блок коробки передач, переднего ведущего моста и силового агрегата, а также сиденье водителя, рычажный механизм навески и рычаги управления, отличающийся тем, что сиденье водителя расположено на задней части рамы, а на передней части рамы выполнены подножки для упора ног водителя, при этом задний ведущий мост кинематически связан с передним мостом посредством двух цепных передач и поперечного карданного вала, центр шарнира которого совпадает с вертикальной осью шарнирного соединения рам.
МОТОБЛОЧНЫЙ АДАПТЕР | 2019 |
|
RU2726345C1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ ШТАМПОВОЧНОГО ПРЕССА | 0 |
|
SU192560A1 |
КОЛЕСНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 2018 |
|
RU2732143C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ НА СТЕПЕНЬ ВЕЗИКУЛЯЦИИ ЭРИТРОЦИТОВ | 2015 |
|
RU2606042C1 |
Авторы
Даты
2024-10-31—Публикация
2024-01-25—Подача