Изобретение относится к области буксирных устройств и предназначено для сцепки мотобуксировщика с прицепом в виде саней, колесного полуприцепа.
Известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый крюк и сцепную петлю. Сцепная петля укладывается в зев тягового крюка и удерживается в нем подпружиненным фиксатором. Такое устройство фиг.1 широко используется в снегоходной технике и является наиболее простым и удобным в эксплуатации. Функционально, данное устройство, кроме основного назначения по передаче тягового усилия от буксира к прицепу, обеспечивает свободу вращения в ограниченном диапазоне элементов сцепки в горизонтальной плоскости (изгиб вправо-влево), в вертикальной продольной (изгиб вверх-вниз) и поперечной (вращение вправо-влево вокруг продольной оси) плоскостях.
Известно устройство управляющей сцепки мотобуксировщика и саней по патенту на полезную модель RU 140939 МПК B62D 55/00, B60D 1/00, B62D 53/00, заявка 2013151970/11, 21.11.2013, дата начала отсчета срока действия патента 21.11.2013, опубликовано 20.05.2014, патентообладатель, автор – Серебренников Леонид Олегович (RU), которое можно приять в качестве ближайшего аналога. Предложенное устройство сцепки обеспечивает тяговое усилие на сани и сводное вращение по трем осям в ограниченном диапазоне элементов устройства (ограничивается конструктивными элементами) и никоим образом не передает управляющие воздействия от саней на мотобуксировщик.
Принцип управления мотобуксировщиком основан на повороте руля, жестко связанного с корпусом, вправо или влево в горизонтальное плоскости водителем, который располагается в прицепляемых санях и для выполнения поворота упирается ногами в днище саней. При этом водитель должен прикладывать значительные усилия на руль, чтобы выполнить поворот, особенно при движении по рыхлому снегу. В практике эксплуатации мотобуксировщиков применяются разные методики управления в зависимости от плотности снежного покрова – на ровной, плотно укатанной снежной дороге мотобуксировщик поворачивается практически в горизонтальной плоскости, без наклона в сторону поворота, а на дорогах или на отрытой территории с большим снежным покрытием мотобуксировщик поворачивается с наклоном в сторону поворота. Траектория поворота с наклоном выбирается водителем как наиболее удобная и менее энергозатратная и определяется формой гусеницы. Сани в свободной сцепке с мотобуксировщиком перемещаются по траектории и поверхности оставленной от гусеницы буксира. Иллюстрация поворота мотобуксировщика представлена на фиг.2.
Технический результат, достигающийся заявленным изобретением, заключается в снижении усилия на руль, прикладываемого водителем мотобуксировщика при выполнении поворотов.
Указанный технический результат достигается за счет использования тягово-сцепного устройства мотобуксировщика, обеспечивающего создание «эффекта подкручивания» при управлении буксировщиком. Тягово-сцепное устройство (ТСУ) мотобуксировщика (фиг.2-4) состоит из кронштейна крепления ТСУ (3), дышла (1) и сочлененную крестовину (2), разъемно соединенных друг с другом. Кронштейн (3) жестко крепится к раме мотобуксировщика. Крестовина (2) соединена с кронштейном (3) с возможностью вращения в вертикальной продольной плоскости относительно друг друга с помощью болтового соединения. Дышло шарнирно соединено с металлическим каркасом саней. Крестовина и дышло соединены через палец (4) со шплинтом (5) с возможностью свободного относительного вращения элементов ТСУ в вертикальной продольной и горизонтальной плоскости. При выполнении поворота мотобуксировщика дополнительно к усилию на руль, водитель при перемещении своего центра тяжести в сторону поворота стоя в санях, создает дополнительный момент вращения («заваливание») саней, который передается через ТСУ с жесткой сцепкой на мотобуксировщик. Возможность влияния на управление мотобуксировщиком от вращения саней вокруг продольной оси обеспечивается за счет жесткого зацепления ТСУ мотобуксировщика и саней, тем самым для облегчения выполнения поворота мотобуксировщика дополнительно к усилию на руль водитель перемещает свой центр тяжести в сторону поворота.
Новое свойство - «эффект подкручивания», по сравнению с аналогом, обеспечивается оригинальной конструкцией предлагаемого тягово-сцепного устройства, в котором исключена возможность вращения вокруг продольной оси прицепляемых саней относительно мотобуксировщика, т.е. выполнена их жесткая сцепка и наклон саней вправо или влево вызывает соответствующий наклон мотобуксировщика, и наоборот. Общий вид ТСУ представлен на фиг.3.
Исключение одной из трех степеней свободы вращения (вращение в вертикальной поперечной плоскости) делает предложенную конструкцию ТСУ для мотобуксировщика оригинальной, не имеющей аналогов.
Для пояснения, описываемого устройства для буксировки саней приведены чертежи:
фиг. 1 - общий вид ТСУ снегохода;
фиг. 2 - общий вид фото - техника управления мотобуксировщиком;
фиг. 3 - общий вид зацепления саней к мотобуксировщику;
фиг. 4 - тягово-сцепное устройство в сборе.
На фиг.4 показан общий вид в сборе и раздельно по частям предлагаемого тягового сцепного устройства мотобуксировщика и саней, которое состоит из кронштейна крепления ТСУ (3), дышла саней (1) и сочлененную крестовину (2).
Для зацепления саней используется разъемное соединение крестовины и дышла через палец (4) со шплинтом (5). Кронштейн жестко крепится к раме мотобуксировщика. Крестовина и шарнирное соединение дышла с металлическим каркасом саней обеспечивают свободное относительное вращение элементов ТСУ в вертикальной, продольной и горизонтальной плоскости.
Использование предлагаемого изобретения по сравнению со стандартным ТСУ – петля-крюк обеспечивает облегчение управлением мотобуксировщиком при движении по глубокому снегу за счет наклона в сторону поворота мотобуксировщика от вращения саней. Данный эффект проверен на образцах ТСУ установленных на мотобуксировщике.
Предложенное устройство можно изготавливать промышленным способом на производстве с использованием металлорежущего и сварочного оборудования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мотобуксировщик | 2016 |
|
RU2633832C1 |
Догрузочно-распределительное устройство для автопоезда | 2024 |
|
RU2823379C1 |
Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда | 2024 |
|
RU2823377C1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
RU2011559C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2332309C1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРИЦЕП | 2011 |
|
RU2473448C2 |
Тракторный поезд | 1987 |
|
SU1468813A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2290321C1 |
Устройство для буксировки бортового полуприцепа | 2021 |
|
RU2768081C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1988 |
|
SU1504105A1 |
Изобретение относится к области буксирных устройств и предназначено для сцепки мотобуксировщика с прицепом в виде саней. Тягово-сцепное устройство для мотобуксировщика содержит кронштейн крепления, дышло и сочлененную крестовину, соединенные друг с другом. Кронштейн выполнен с возможностью жесткого крепления к раме мотобуксировщика и соединен с крестовиной с помощью болтового соединения. Дышло выполнено с возможностью шарнирного соединения с металлическим каркасом саней. Крестовина и дышло соединены через палец со шплинтом, обеспечивая возможность свободного относительного вращения элементов ТСУ в вертикальной, продольной и горизонтальной плоскостях, обеспечивая возможность управления мотобуксировщиком за счет вращения саней вокруг продольной оси. Достигается снижение усилия на руль, прикладываемого водителем мотобуксировщика при выполнении поворотов. 4 ил.
Тягово-сцепное устройство (ТСУ) для мотобуксировщика, отличающееся тем, что содержит кронштейн крепления, дышло и сочлененную крестовину, соединенные друг с другом, при этом кронштейн выполнен с возможностью жесткого крепления к раме мотобуксировщика и соединен с крестовиной с помощью болтового соединения, дышло выполнено с возможностью шарнирного соединения с металлическим каркасом саней, крестовина и дышло соединены через палец со шплинтом, обеспечивая возможность свободного относительного вращения элементов ТСУ в вертикальной, продольной и горизонтальной плоскостях, обеспечивая возможность управления мотобуксировщиком за счет вращения саней вокруг продольной оси.
Устройство для пульсационного сжигания топлива | 1960 |
|
SU140939A1 |
Способ производства кремнистых электротехнических сталей в мартеновских и электрических печах | 1957 |
|
SU111093A1 |
US 9862433 B2, 09.01.2018 | |||
Способ получения двухцветной искусственной кожи | 1959 |
|
SU125539A1 |
Авторы
Даты
2024-11-18—Публикация
2024-04-11—Подача