Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда Российский патент 2024 года по МПК B62D53/04 B60D1/00 

Описание патента на изобретение RU2823377C1

Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно-устанавливаемым вспомогательным устройствам для снижения буксования, увеличения тягового усилия и агротехнической проходимости, стабилизации прямолинейного движения прицепа, снижения его рыскания (горизонтального отклонения при движении), повышения производительности автомобилей, оборудованных лебёдочным натяжным устройством, при агрегатировании с прицепами в условиях их передвижения по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при глубоком снежном покрове, малой несущей способности почв или наличии подстилающего мерзлотного слоя за счёт перераспределения весовой нагрузки в ходовой системе буксирующего автомобиля и прицепа.

Известно устройство повышения проходимости колёсных тракторов, агрегатируемых с прицепом (Патент РФ № 2297938 МПК B62D53/04), содержащее жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством трактора, гибкую тросовую силовую связь, соединяющую поперечину нижних продольных тяг навески трактора с передней осью прицепа, пружину, силовой регулятор, гидроцилиндр, электромагнитный датчик, позиционный регулятор.

Недостатком данного устройства является недостаточная жёсткость фиксации и крепления догружающего устройства - только за счёт гибкой тросовой силовой связи, значительная трудоёмкость установки, большое количество задействованных узлов и деталей, недолговечность гибкого тросового элемента при работе транспортного средства с прицепным агрегатом-прицепом в сложных дорожных условиях.

Известно догружающее устройство автопоезда, содержащее плоскую пружину рессорного типа, шарнир, гибкую тросовую силовую связь (Патент РФ № 2658735 МПК B62D53/04, взято за прототип).

Недостатком данного устройства является его высокая стоимость, невозможность использования для автомобиля, оборудованного лебёдочным устройством, и догружения передней оси прицепа при производственной необходимости стабилизации прямолинейного движения прицепа, снижения его рыскания.

Технической задачей изобретения является снижение буксования, увеличение тягового усилия и агротехнической проходимости, повышение производительности автомобилей, оборудованных лебёдочным натяжным устройством, при их агрегатировании с прицепами в условиях передвижения по скользкой дороге, бездорожью, в глубоком снежном покрове, при малой несущей способности почв или наличии подстилающего мерзлотного слоя, возможность догружения передней оси прицепа при производственной необходимости для стабилизации прямолинейного движения прицепа, снижения его рыскания, при достаточно несложной конструкции вспомогательного устройства, невысокой стоимости, простоте изготовления, надёжности, удобстве в установке, обслуживании и эксплуатации.

Техническим решением задачи является создание устанавливаемого на дышле буксируемого прицепа и раме автомобиля вспомогательного устройства перераспределения нагрузки для автопоезда, которое передаёт часть собственной нагрузки агрегатируемого прицепа через его дышло на тягово-сцепное устройство (ТСУ), ходовую систему и ведущие колёса буксирующего автомобиля, производя их догружение в целях снижения буксования, увеличения тягового усилия и технической проходимости автопоезда, повышения производительности автомобиля при агрегатировании с прицепами в ходе выполнения транспортных операций, а также имеет возможность догружения передней оси прицепа при возникновении производственной необходимости для стабилизации прямолинейного движения прицепа, снижения его рыскания.

Поставленная задача достигается тем, что устройство перераспределения нагрузки для автопоезда состоит из опорного кронштейна с направляющим блоком, установленного в задней фронтальной части рамы автомобиля, плоской пружины рессорного типа с ближним и дальним кольцевыми окончаниями, и прижимными демпферами, закреплёнными с внешней стороны пружины, напротив кольцевых окончаний, при чём пружина установлена динамическим прогибом вниз в шарнирном узле на центральной поперечной траверсе дышла прицепа таким образом, что при повороте плоской пружины в шарнирном узле нижняя часть прижимного демпфера опирается на ближнюю или дальнюю поперечную траверсу дышла прицепа, и тросовой силовой связи с крюковым окончанием лебёдочного натяжного устройства. При этом тросовая силовая связь, выходя из лебёдочного натяжного устройства, проходит с нижней части направляющего блока опорного кронштейна, обвита вокруг центральной части дальней поперечной траверсы прицепа и закреплена крюковым окончанием в ближнем кольцевом окончании плоской пружины рессорного типа (для режима догружения прицепа) или, выходя из лебёдочного натяжного устройства, закреплена в дальнем кольцевом окончании плоской пружины рессорного типа (для режима догружения ТСУ, ходовой системы и ведущих колёс буксирующего автомобиля).

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства перераспределения нагрузки для автопоезда, на фиг. 2 изображена принципиальная схема дышла прицепа с установленной плоской пружиной рессорного типа устройства перераспределения нагрузки для автопоезда (вид сверху), на фиг. 3 изображена принципиальная схема опорного кронштейна с направляющим блоком устройства перераспределения нагрузки для автопоезда (вид фронтальный), на фиг. 4 изображена принципиальная схема опорного кронштейна с направляющим блоком устройства перераспределения нагрузки для автопоезда (вид профильный), на фиг. 5 изображена принципиальная схема устройства перераспределения нагрузки для автопоезда в транспортном режиме без догружения, на фиг. 6 изображена принципиальная схема устройства перераспределения нагрузки для автопоезда в режиме догружения ТСУ, рамы и ведущих колёса буксирующего автомобиля, на фиг. 7 изображена принципиальная схема устройства перераспределения нагрузки для автопоезда в режиме догружения передней оси прицепа.

Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда состоит из опорного кронштейна 1 с направляющим блоком 2, установленного в задней фронтальной части рамы 3 автомобиля 4, плоской пружины 5 рессорного типа с ближним 6 и дальним 7 кольцевыми окончаниями, и прижимными демпферами 8, 9, закреплёнными с внешней стороны пружины 5, напротив кольцевых окончаний 6 и 7, при чём пружина 5 установлена динамическим прогибом вниз в шарнирном узле 10 на центральной поперечной траверсе 11 дышла 12 прицепа 13 таким образом, что при повороте плоской пружины 5 в шарнире 10 нижняя часть прижимного демпфера 8, 9 опирается на ближнюю 14 или дальнюю 15 поперечную траверсу дышла 12 прицепа 13, и тросовой силовой связи 16 с крюковым окончанием лебёдочного натяжного устройства 17. При этом тросовая силовая связь 16, выходя из лебёдочного натяжного устройства 17, проходит с нижней части направляющего блока 2 опорного кронштейна 1, обвита вокруг центральной части дальней 15 поперечной траверсы прицепа 13 и закреплена крюковым окончанием в ближнем 6 кольцевом окончании плоской пружины 5 рессорного типа (для режима догружения прицепа) или, выходя из лебёдочного натяжного устройства 17, закреплена в дальнем 7 кольцевом окончании плоской пружины 5 рессорного типа (для режима догружения ТСУ, ходовой системы и ведущих колёс буксирующего автомобиля).

Устройство работает следующим образом:

Перед осуществлением передвижения автопоезда, состоящего из буксирующего автомобиля 4 и прицепа 13, по грунтам с низкой несущей способностью, и вероятности увеличения величины буксования водителем автомобиля 4 крюковое окончание тросовой силовой связи 16 лебёдочного натяжного устройства 17 устанавливается и закрепляется в дальнем 7 кольцевом окончании плоской пружины 5 рессорного типа и производится натяжение тросовой силовой связи 16 лебёдочным натяжным устройством 17. При этом плоская пружина 5 рессорного типа поворачивается в шарнирном узле 10 и опирается прижимным демпфером 8 на ближнюю 14 поперечную траверсу дышла 12 прицепа 13, таким образом при дальнейшем натяжении осуществляется силовое воздействие на ближнюю 14 поперечную траверсу дышла 12 прицепа 13, что позволяет перераспределить часть весовой нагрузки с прицепа 13 и догрузить ТСУ, ходовую систему и ведущие колёса буксирующего автомобиля, тем самым улучшив реализацию тягового усилия автомобилем 4 и повысив его тягово-сцепные свойства, проходимость и рабочую скорость по слабонесущим грунтам.

Перед осуществлением передвижения автопоезда, состоящего из буксирующего автомобиля 4 и ненагруженного прицепа 13, по дорогам грунтовым или с усовершенствованным покрытием, и необходимости стабилизации прицепа, водителем автомобиля 4 тросовая силовая связь 16 устанавливается с нижней части направляющего блока 2 опорного кронштейна 1, обвивается вокруг центральной части дальней 15 поперечной траверсы прицепа 13 и закрепляется крюковым окончанием в ближнем 6 кольцевом окончании плоской пружины 5 рессорного типа.

При этом плоская пружина 5 рессорного типа поворачивается в шарнирном узле 10 и опирается прижимным демпфером 9 на дальнюю 15 поперечную траверсу дышла 12 прицепа 13, таким образом при дальнейшем натяжении осуществляется силовое воздействие на дальнюю 15 поперечную траверсу дышла 12 прицепа 13, что позволяет перераспределить часть весовой нагрузки с автомобиля 4 на переднюю ось и движители прицепа 13 и в этом режиме догружения уменьшить колебательные нагрузки как в тягово-сцепном устройстве (ТСУ) при движении, так и стабилизировать прямолинейное движение прицепа, снизить рысканье (горизонтальное отклонение от вектора прямолинейного движения) ненагруженного прицепа 13 и эффект «набегания» прицепа 13 при торможении, избежать рывков при трогании и переключении передач автомобилем 4.

При отсутствии необходимости передвижения с подключенным устройством перераспределения нагрузки для автопоезда водителем автомобиля 4 натяжение тросовой силовой связи 16 лебёдочным натяжным устройством 17 не производится.

Использование данного изобретения, обладающего высокой надёжностью, низкой себестоимостью, удобством в установке, обслуживании и эксплуатации, при достаточно несложной конструкции, малой стоимости, надёжности и простоте изготовления устройства перераспределения нагрузки для автопоезда позволит уменьшить колебательные нагрузки в тягово-сцепном устройстве при движении автопоезда, снизить буксование, увеличить тяговое усилие и агротехническую проходимость, автомобилей, оборудованных лебёдочным натяжным устройством, при их агрегатировании с прицепами в условиях передвижения по скользкой дороге, бездорожью, в глубоком снежном покрове, при малой несущей способности почв или наличии подстилающего мерзлотного слоя, осуществить догружение передней оси прицепа при производственной необходимости для стабилизации прямолинейного движения прицепа, снижения его рыскания, что позволит повысить производительность и приведёт к экономии энергозатрат, а также значимо увеличит экономический эффект от его применения в сельском хозяйстве.

Похожие патенты RU2823377C1

название год авторы номер документа
Догрузочно-распределительное устройство для автопоезда 2024
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Беляков Дмитрий Владимирович
  • Бутенко Алексей Александрович
  • Михайлов Андрей Валентинович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Вторников Александр Сергеевич
RU2823379C1
Догружающее устройство автопоезда 2016
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Сиряк Виталий Сергеевич
  • Самуйло Виктор Вацлавович
RU2658735C2
Догружающий модуль для грузового автомобиля 2021
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Ус Семен Сергеевич
  • Щитков Артем Николаевич
  • Пономарев Николай Владимирович
  • Вторников Александр Сергеевич
  • Марков Сергей Николаевич
RU2763005C1
Почворазрыхляющий модуль для грузового полноприводного автомобиля 2023
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Михайлов Андрей Валентинович
  • Беляков Дмитрий Владимирович
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Муратов Алексей Александрович
  • Вторников Александр Сергеевич
RU2807343C1
Догрузочное устройство автомобиля 2017
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Двойнова Наталья Федоровна
  • Лысенко Алексей Владимирович
RU2658710C1
УГОЛКОВЫЙ ГИДРОДОГРУЖАТЕЛЬ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ ИХ АГРЕГАТИРОВАНИИ С ПРИЦЕПАМИ 2015
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Поликутина Елена Сергеевна
RU2590773C1
Почвообрабатывающий модуль для грузового полноприводного автомобиля 2023
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Михайлов Андрей Валентинович
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Муратов Алексей Александрович
  • Ус Семён Сергеевич
  • Вторников Александр Сергеевич
RU2805867C1
Буксирно-распределяющее устройство 2020
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Шуравин Александр Александрович
  • Кушнарев Алексей Николаевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
  • Локтюшин Олег Андреевич
RU2753047C1
ТРОСОВЫЙ ДОГРУЖАТЕЛЬ ВЕДУЩЕГО МОСТА КОЛЁСНОГО ТРАКТОРА ТИПА "МТЗ" 2014
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Поликутин Леонид Леонидович
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
RU2553494C1
Буксирно-распределяющее устройство для многозвенного транспортного агрегата 2020
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кушнарев Алексей Николаевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
RU2739635C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 823 377 C1

Реферат патента 2024 года Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда

Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно-устанавливаемым вспомогательным устройствам. Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда включает плоскую пружину рессорного типа, шарнир, гибкую тросовую силовую связь и опорный кронштейн с направляющим блоком, установленный в задней фронтальной части рамы автомобиля. На плоской пружине рессорного типа с ближним и дальним кольцевыми окончаниями выполнены прижимные демпферы, закреплённые с внешней стороны плоской пружины, напротив кольцевых окончаний. Пружина установлена динамическим прогибом вниз в шарнирном узле на центральной поперечной траверсе дышла прицепа таким образом, что при повороте плоской пружины в шарнирном узле нижняя часть прижимного демпфера опирается на ближнюю или дальнюю поперечную траверсу дышла прицепа. Достигается снижение буксования, увеличение тягового усилия и проходимости автопоезда. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 823 377 C1

Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда, включающее плоскую пружину рессорного типа, шарнир и гибкую тросовую силовую связь, отличающееся тем, что содержит опорный кронштейн с направляющим блоком, установленный в задней фронтальной части рамы автомобиля, тросовую силовую связь с крюковым окончанием лебёдочного натяжного устройства, на плоской пружине рессорного типа с ближним и дальним кольцевыми окончаниями выполнены прижимные демпферы, закреплённые с внешней стороны плоской пружины, напротив кольцевых окончаний, причём пружина установлена динамическим прогибом вниз в шарнирном узле на центральной поперечной траверсе дышла прицепа таким образом, что при повороте плоской пружины в шарнирном узле нижняя часть прижимного демпфера опирается на ближнюю или дальнюю поперечную траверсу дышла прицепа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2823377C1

Догружающее устройство автопоезда 2016
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Сиряк Виталий Сергеевич
  • Самуйло Виктор Вацлавович
RU2658735C2
УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЦЕПОВ 2012
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
RU2484611C1
УГОЛКОВЫЙ ГИДРОДОГРУЖАТЕЛЬ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ ИХ АГРЕГАТИРОВАНИИ С ПРИЦЕПАМИ 2015
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Поликутина Елена Сергеевна
RU2590773C1
Основовязаная эластичная тесьма 1985
  • Ромашевская Наталия Михайловна
  • Головня Александр Васильевич
  • Омельченко Василий Дмитриевич
  • Филатов Владимир Николаевич
  • Шукштулис Йонас Ионович
  • Моисеенко Федор Андрианович
SU1280063A1

RU 2 823 377 C1

Авторы

Кузнецов Евгений Евгеньевич

Беляков Дмитрий Владимирович

Бутенко Алексей Александрович

Михайлов Андрей Валентинович

Кузнецов Константин Евгеньевич

Гончарук Алексей Иванович

Марков Сергей Николаевич

Даты

2024-07-22Публикация

2024-04-09Подача