Регулятор сцепного веса колёсного трактора Российский патент 2025 года по МПК B60B11/02 B62D13/00 

Описание патента на изобретение RU2836496C1

Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно-устанавливаемым вспомогательным устройствам, устанавливаемым для увеличения проходимости, снижения буксования, повышения производительности и эффективности эксплуатации колёсных тракторов в составе сельскохозяйственных агрегатов при их движении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности.

Известно устройство повышения проходимости колёсных тракторов, агрегатируемых с прицепом (Патент РФ № 2303547 МПК B62D53/04), содержащее основную силовую связь дышла прицепа с трактором, гидронавесную систему трактора, подъемные рычаги, траверсу и гибкий тросовый элемент, датчик буксования ведущих колес, устройство привода золотника регулятора навесной системы трактора и электромагнит, управляющий указанным золотником.

Недостатком данного устройства является большое количество задействованных узлов и деталей, техническая сложность устройства, высокая материалоёмкость, трудоёмкость установки и регулировки.

Известно техническое решение для повышения проходимости колёсных тракторов, агрегатируемых с прицепом - догрузочное устройство агротехнического агрегата, выполненное в виде конструкции, содержащей гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, гибкую цепную связь, установленную в проушинах нижних тяг навески трактора и рым-болт с проушиной, вваренный методом сварки в середину нижней части силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), при этом гибкая цепная связь проходит через проушину рым-болта (Патент РФ № 198619 МПК B62D13/00, взято за прототип).

Недостатками данного устройства являются значительная жёсткость, а также фигурные особенности звеньев цепной силовой связи, в связи с чем принудительное проскальзывание через проушину рым-болта затрудняет поворот трактора, затормаживая его, а также оказывает воздействие на быстрый возврат звеньев цепной силовой связи после поворота в положение прямолинейного движения.

Технической задачей изобретения является увеличение проходимости, снижение буксования, повышение агротехнической скорости, производительности и эффективности использования колёсных тракторов в составе сельскохозяйственного агрегата при движении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности за счёт применения достаточно простой конструкции вспомогательного устройства, его низкой материалоёмкости, простоте изготовления, высокой надёжности, долговечности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.

Техническим решением задачи является создание устанавливаемой на стандартном оборудовании, навесной системе колёсного трактора и дышле сельскохозяйственной машины (прицепа) вспомогательной конструкции – регулятора сцепного веса колёсного трактора, способного передавать часть собственной нагрузки агрегатируемой машины (прицепа) на ведущие колёса, ходовую систему и буксировочное устройство трактора через силовое нагружение дышла и вывешивание передней части прицепа на его крепёжных шарнирах, производить догружение передней оси, крепёжных шарниров и конструкции агрегатируемой сельскохозяйственной машины (прицепа) через нагружение дышла за счёт перераспределения веса с колёсного трактора, осуществлять догружение трактора или сельскохозяйственной машины (прицепа) при повороте без затормаживания агрегата и быстрый возврат силовой связи устройства после поворота в положение прямолинейного движения в целях увеличения проходимости, снижения буксования, повышения агротехнической скорости, производительности и эффективности использования колёсных тракторов в составе сельскохозяйственного агрегата при движении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности.

Поставленная задача достигается тем, что регулятор сцепного веса колёсного трактора выполнен в виде конструкции, содержащей гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, тяговый модуль, выполненный в виде гибкой тросовой связи с установленными на её окончаниях пружинами растяжения, зафиксированный в проушинах нижних тяг навески трактора и рым-болт с разрезной проушиной, вваренный методом сварки в середину нижней части силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), при этом гибкая тросовая связь проходит через проушину рым-болта, устанавливаясь в её разрез.

На фиг. 1 изображён тыльный вид трактора с установленным регулятором сцепного веса колёсного трактора, на фиг. 2 изображена схема трактора с регулятором сцепного веса колёсного трактора и установленным в буксировочное устройство дышлом прицепа (вид сверху), на фиг. 3 изображена принципиальная схема дышла прицепа и рым-болта с разрезной проушиной регулятора сцепного веса колёсного трактора, на фиг. 4 изображена принципиальная схема гибкой тросовой связи с установленными на её окончаниях пружинами растяжения тягового модуля регулятора сцепного веса колёсного трактора, на фиг. 5 изображена принципиальная схема сельскохозяйственного агрегата с установленным регулятором сцепного веса колёсного трактора.

Регулятор сцепного веса колёсного трактора выполнен в виде конструкции, содержащей гидроцилиндр 1 регулировки навески 2 трактора 3, нижние тяги 4 навески 2, тяговый модуль 5, выполненный в виде гибкой тросовой связи 6 с установленными на её окончаниях пружинами 7 растяжения, зафиксированный в проушинах нижних тяг 4 навески 2 трактора 3 и рым-болт 8 с разрезной проушиной 9, вваренный методом сварки в середину нижней части силовой траверсы дышла 10 сельскохозяйственной машины (прицепа) 11, при этом гибкая тросовая связь 6 проходит через проушину 9 рым-болта 8 устанавливаясь в её разрез.

Устройство работает следующим образом:

При передвижении агрегата, состоящего из колёсного трактора 3 и прицепа 11 по грунтам с низкой несущей способностью, увеличении буксования или зарывания колёсных движителей трактора 3 машинистом через гидрораспределитель подаётся гидрожидкость в гидроцилиндр 1 регулировки навески 2 трактора 3, шток которого при втягивании приподнимает навеску 2, нижние тяги 4 которой при подъёме гибкой тросовой связью 6 тягового модуля 5, проходящей через проушину 9 рым-болта 8, поднимают зафиксированное в буксировочном устройстве трактора 3 дышло 10 агрегатируемой машины (прицепа) 11, вывешивая переднюю часть машины (прицепа) 11 на его крепёжных шарнирах и передавая сцепной вес с передней части машины (прицепа) 11 на ведущие колёса, ходовую систему и буксировочное устройство трактора 3. Указанный режим работы устройства увеличивает тягово-сцепные свойства трактора 3, проходимость машинно-тракторный агрегат (МТА), тракторно-транспортный агрегат (ТТА) по слабонесущим почвам, позволяет без пробуксовки передвигаться, производя сельскохозяйственные работы и грузоперевозки, повышает производительность и эффективность эксплуатации колёсных тракторов в составе агротехнических агрегатов.

При необходимости догружения машины (прицепа) 11 машинистом через гидрораспределитель подаётся гидрожидкость в гидроцилиндр 1 регулировки навески 2 трактора 3, шток которого при выдвижении опускает навеску 2, нижние тяги 4 которой при опускании через гибкую тросовую связь 6 тягового модуля 5, проходящей через проушину 9 рым-болта 8, надавливают зафиксированное в буксировочном устройстве трактора 3 дышло 10 агрегатируемой машины (прицепа) 11, что позволяет перераспределить сцепной вес с трактора 3 на машину (прицеп) 11 в целях повышения удобства и безопасности движения МТА (ТТА), достижения определённых эксплуатационных характеристик машины (прицепа) 11 в условиях переменного уклона местности, производительности и эффективности.

При повороте агрегата тросовая силовая связь 6 тягового модуля 5 свободно перемещается в проушине 9 рым-болта 8, а возникающее при этом силовое натяжение устраняется пружиной растяжения 7, позволяющей без затормаживания агрегата провести быстрый возврат тросовой силовой связи 6 устройства после поворота в положение прямолинейного движения.

При отсутствии необходимости работы с регулятором сцепного веса колёсного трактора регулировка навески 2 трактора 3 не производится.

Использование данного изобретения, обладающей высокой надёжностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно простой конструкции и простоте изготовления регулятора сцепного веса колёсного трактора позволит увеличить проходимость МТА (ТТА), снизит буксование, повысит производительность, эффективность эксплуатации колёсных тракторов и сельскохозяйственной машины (прицепа) при проведении работ и движении по скользкой дороге, бездорожью, почвам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности, что приведёт к экономии энергозатрат и увеличит экономический эффект от его применения в сельском хозяйстве.

Похожие патенты RU2836496C1

название год авторы номер документа
Гидроцепное догружающе-регулирующее устройство сельскохозяйственного агрегата 2018
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Худовец Валентина Ивановна
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
RU2729095C2
ТРОСОВЫЙ ДОГРУЖАТЕЛЬ ВЕДУЩЕГО МОСТА КОЛЁСНОГО ТРАКТОРА ТИПА "МТЗ" 2014
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Поликутин Леонид Леонидович
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
RU2553494C1
Догрузочно-распределительное устройство для автопоезда 2024
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Беляков Дмитрий Владимирович
  • Бутенко Алексей Александрович
  • Михайлов Андрей Валентинович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Вторников Александр Сергеевич
RU2823379C1
РЕГУЛЯТОР СЦЕПНОГО ВЕСА КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРНЫХ ПОЕЗДОВ 2013
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Поликутин Леонид Леонидович
  • Кузнецова Ольга Александровна
RU2548249C1
ТЯГОВО-ДОГРУЖАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИХ АГРЕГАТИРОВАНИИ С ПРИЦЕПАМИ 2012
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Кузнецова Ольга Александровна
RU2496674C1
ДОГРУЖАТЕЛЬ УПРАВЛЯЕМОГО МОСТА КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА ТИПА "МТЗ" 2014
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Поликутин Леонид Леонидович
  • Кузнецова Ольга Александровна
RU2547323C1
КОРРЕКТОР ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ НЕПОЛНОПРИВОДНОГО КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА ТИПА "МТЗ" 2014
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Поликутин Леонид Леонидович
  • Кузнецова Ольга Александровна
RU2547303C1
ТРОСОВЫЙ ДОГРУЖАТЕЛЬ ВЕДУЩЕГО МОСТА КОЛЕСНОГО ТРАКТОРА ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ С ПРИЦЕПАМИ 2015
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Поликутина Елена Сергеевна
RU2590777C1
Догружающее устройство машинно-тракторного агрегата 2015
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Сенников Вячеслав Анатольевич
  • Пашин Дмитрий Александрович
RU2613367C2
ПРУЖИННЫЙ РЕГУЛЯТОР ТЯГОВОЙ НАГРУЗКИ 2015
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кузнецова Ольга Александровна
  • Лоскутова Елена Викторовна
RU2590783C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 836 496 C1

Реферат патента 2025 года Регулятор сцепного веса колёсного трактора

Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно-устанавливаемым вспомогательным устройствам. Регулятор сцепного веса колёсного трактора содержит гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, гибкую силовую связь и рым-болт с проушиной. Тяговый модуль выполнен в виде гибкой тросовой связи с установленными на её окончаниях пружинами растяжения, зафиксированными в проушинах нижних тяг навески трактора. Рым-болт выполнен с разрезной проушиной. Гибкая тросовая связь проходит через проушину рым-болта, устанавливаясь в её разрез. Достигается увеличение проходимости, снижение буксования, повышение производительности и эффективности эксплуатации колёсных тракторов. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 836 496 C1

Регулятор сцепного веса колёсного трактора, содержащий гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, гибкую силовую связь и рым-болт с проушиной, отличающийся тем, что тяговый модуль выполнен в виде гибкой тросовой связи с установленными на её окончаниях пружинами растяжения, зафиксированными в проушинах нижних тяг навески трактора, а рым-болт выполнен с разрезной проушиной, при этом гибкая тросовая связь проходит через проушину рым-болта, устанавливаясь в её разрез.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836496C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ДВУХОСНЫМИ ПРИЦЕПАМИ 2006
  • Кухарев Михаил Николаевич
  • Гребнев Виктор Петрович
  • Бурдыкин Владимир Дмитриевич
  • Панин Василий Иванович
RU2303547C1
Догрузочно-распределительное устройство для автопоезда 2024
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Беляков Дмитрий Владимирович
  • Бутенко Алексей Александрович
  • Михайлов Андрей Валентинович
  • Кузнецов Константин Евгеньевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Вторников Александр Сергеевич
RU2823379C1
Основовязаная эластичная тесьма 1985
  • Ромашевская Наталия Михайловна
  • Головня Александр Васильевич
  • Омельченко Василий Дмитриевич
  • Филатов Владимир Николаевич
  • Шукштулис Йонас Ионович
  • Моисеенко Федор Андрианович
SU1280063A1
СТРОИТЕЛЬНАЯ НЕСУЩАЯ ПЛИТА 0
SU192386A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ ПРИ РАБОТЕ С ДВУХОСНЫМИ ПРИЦЕПАМИ 2000
  • Гребнев В.П.
  • Панин В.И.
  • Хвастунов С.В.
RU2190549C2

RU 2 836 496 C1

Авторы

Кузнецов Евгений Евгеньевич

Беляков Дмитрий Владимирович

Бутенко Алексей Александрович

Михайлов Андрей Валентинович

Гончарук Алексей Иванович

Вторников Александр Сергеевич

Степанов Сергей Геннадьевич

Даты

2025-03-17Публикация

2024-09-25Подача