Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам, применяемым для увеличения проходимости, снижения буксования, повышения производительности и эффективности эксплуатации колёсных тракторов в составе сельскохозяйственных агрегатов при их движении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности.
Известно устройство повышения проходимости колёсных тракторов, агрегатируемых с прицепом (Патент РФ № 2303547 МПК B62D53/04), содержащее основную силовую связь дышла прицепа с трактором, гидронавесную систему трактора, подъемные рычаги, траверсу и гибкий тросовый элемент, датчик буксования ведущих колес, устройство привода золотника регулятора навесной системы трактора и электромагнит, управляющий указанным золотником.
Недостатком данного устройства является большое количество задействованных узлов и деталей, техническая сложность устройства, высокая материалоёмкость, трудоёмкость установки и регулировки.
Известно техническое решение для повышения проходимости колёсных тракторов, агрегатируемых с прицепом, - догрузочное устройства агротехнического агрегата, выполненное в виде конструкции, содержащей гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, гибкую цепную связь, установленную в проушинах нижних тяг навески трактора и рым-болт с проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), при этом гибкая цепная связь проходит через проушину рым-болта. (Патент РФ №198619 МПК B62D13/00, взят за прототип).
Недостатком данного устройства являются значительная жёсткость цепной силовой связи, а также фигурные особенности звеньев цепной силовой связи, в связи с чем принудительное проскальзывание через проушину рым-болта затрудняет поворот трактора, затормаживая его, а также оказывает воздействие на быстрый возврат звеньев цепной силовой связи после поворота в положение прямолинейного движения, отсутствие возможности догружения переднего управляемого моста трактора при движении в условиях переменного рельефа местности.
Технической задачей изобретения является увеличение проходимости, снижение буксования, повышение агротехнической скорости, производительности и эффективности использования колёсных тракторов в составе сельскохозяйственного агрегата при движении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя, возможность догружения переднего управляемого моста трактора при движении в условиях переменного рельефа местности за счёт применения достаточно простой конструкции вспомогательного устройства, его низкой материалоёмкости, простоте изготовления, высокой надёжности, долговечности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.
Техническим решением задачи является создание устанавливаемой на стандартном оборудовании раме, навесной системе колёсного трактора и дышле сельскохозяйственной машины (прицепа) вспомогательной конструкции – корректора-распределителя вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата, способного передавать часть собственной нагрузки агрегатируемой машины (прицепа) на ведущие и передние управляемые колёса, ходовую систему и буксировочное устройство трактора через силовое нагружение дышла и вывешивание передней части прицепа на его крепёжных шарнирах, производить догружение передней оси, крепёжных шарниров и конструкции агрегатируемой сельскохозяйственной машины (прицепа) через нагружение дышла за счёт перераспределения веса с колёсного трактора, осуществлять догружение трактора или сельскохозяйственной машины (прицепа) при повороте без затормаживания агрегата и быстрый возврат силовой связи устройства после поворота в положение прямолинейного движения в целях увеличения проходимости, снижения буксования, повышения агротехнической скорости, производительности и эффективности использования колёсных тракторов в составе сельскохозяйственного агрегата при движении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности.
Поставленная задача достигается тем, что корректор-распределитель вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата выполнен в виде конструкции, содержащей гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, тяговый модуль, изготовленный в виде гибкой тросовой связи с установленными на её окончаниях пружинами растяжения, смонтированной и зафиксированной в проушинах нижних тяг навески трактора, рым-болт с разрезной проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части средней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), при этом гибкая тросовая связь тягового модуля проходит через проушину рым-болта, рым-болт с разрезной проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), поперечной трубчатой балки с тарельчатыми ограничителями, проходящей через уголковые подвесные кронштейны, закрепленные побортно на раме трактора, и тросовой силовой связи с крюковыми окончаниями, устанавливаемой одним крюковым окончанием в центре поперечной трубчатой балки между тарельчатыми ограничителями, проходящей через тягово-сцепное устройство трактора и закрепленной последующим крюковым окончанием в рым-болту с разрезной проушиной, вваренном методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа).
На фиг. 1 изображена схема трактора и прицепа с корректором-распределителем вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата (вид профильный), на фиг. 2 изображён тыльный вид трактора с установленным корректором-распределителем вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата, на фиг. 3 изображена принципиальная схема дышла прицепа с рым-болтами корректора-распределителя вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата, на фиг. 4 изображена принципиальная схема тягового модуля корректора-распределителя вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата, на фиг. 5 изображена принципиальная схема трактора с установленным корректором-распределителем вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата (вид сверху), на фиг. 6 изображена принципиальная схема навески трактора и дышла прицепа с установленным корректором-распределителем вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата (вид сверху).
Корректор-распределитель вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата выполнен в виде конструкции, содержащей гидроцилиндр 1 регулировки навески 2 трактора 3, нижние тяги 4 навески 2, тяговый модуль 5, изготовленный в виде гибкой тросовой связи 6 с установленными на её окончаниях пружинами 7 растяжения, смонтированной и зафиксированной в проушинах нижних тяг 4 навески 2 трактора 3, рым-болт 8 с разрезной проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части средней силовой траверсы 9 дышла 10 сельскохозяйственной машины (прицепа) 11, при этом гибкая тросовая связь 6 тягового модуля 5 проходит через проушину рым-болта 8, рым-болт 12 с разрезной проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы 13 дышла 10 сельскохозяйственной машины (прицепа) 11, поперечной трубчатой балки 14 с тарельчатыми ограничителями 15, проходящей через уголковые подвесные кронштейны 16, закрепленные побортно на раме 17 трактора 3, и тросовой силовой связи 18 с крюковыми окончаниями, устанавливаемой одним крюковым окончанием в центре поперечной трубчатой балки 14 между тарельчатыми ограничителями 15, проходящей через тягово-сцепное устройство 19 трактора 3 и закрепленной последующим крюковым окончанием в рым-болту 12 с разрезной проушиной, вваренном методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы 13 дышла 10 сельскохозяйственной машины (прицепа) 11.
Устройство работает следующим образом.
При передвижении агрегата, состоящего из колёсного трактора 3 и сельскохозяйственной машины (прицепа) 11 по грунтам с низкой несущей способностью, увеличении буксования или зарывания колёсных движителей трактора 3 машинистом через гидрораспределитель подаётся гидрожидкость в гидроцилиндр 1 регулировки навески 2 трактора 3, шток которого при втягивании приподнимает навеску 2, нижние тяги 4 которой при подъёме гибкой тросовой связью 6 тягового модуля 5, проходящей через проушину рым-болта 8, поднимают зафиксированное в буксировочном устройстве трактора 3 дышло 10 агрегатируемой сельскохозяйственной машины (прицепа) 11, вывешивая переднюю часть машины (прицепа) 11 на его крепёжных шарнирах и передавая сцепной вес с передней части машины (прицепа) 11 на ведущие колёса, ходовую систему и тягово-сцепное устройство 19 трактора 3. При этом также происходит натяжение тросовой силовой связи 18, которая перераспределяет приходящую вертикальную нагрузку через силовое воздействие, передаваемое на поперечную трубчатую балку 14 с тарельчатыми ограничителями 15, на уголковые подвесные кронштейны 16 и на передний управляемый мост трактора 3.
Указанный режим работы устройства увеличивает тягово-сцепные свойства трактора 3, проходимость машинно-тракторного (МТА) или тракторно-транспортного агрегата (ТТА) по слабонесущим почвам, позволяет без пробуксовки передвигаться, производя сельскохозяйственные работы и грузоперевозки, повышает производительность и эффективность эксплуатации колёсных тракторов в составе агротехнических агрегатов. При этом устройство осуществляет догружение трактора при повороте без затормаживания агрегата и быстрый возврат силовой связи 6 устройства после поворота в положение прямолинейного движения за счёт натяжения пружин 7 растяжения.
При необходимости догружения сельскохозяйственной машины (прицепа) 11 машинистом через гидрораспределитель подаётся гидрожидкость в гидроцилиндр 1 регулировки навески 2 трактора 3, шток которого при выдвижении опускает навеску 2, нижние тяги 4 которой при опускании через гибкую тросовую связь 6 тягового модуля 5, проходящей через проушину рым-болта 8, надавливают зафиксированное в тягово-сцепном устройстве 19 трактора 3 дышло 10 сельскохозяйственной машины (прицепа) 11, что позволяет перераспределить сцепной вес с трактора 3 на сельскохозяйственную машину (прицеп) 11 в целях повышения удобства и безопасности движения МТА (ТТА), достижения определённых эксплуатационных характеристик сельскохозяйственной машины (прицепа) 11, в частности улучшения условий опрокидывания и снижения галопирования при движении в условиях переменного уклона местности.
При этом устройство осуществляет догружение сельскохозяйственной машины (прицепа) 11 при повороте без затормаживания агрегата, так как тросовая силовая связь 6 тягового модуля 5 свободно перемещается в проушине рым-болта 8, а возникающее при этом силовое натяжение устраняется пружиной растяжения 7, позволяющей без затормаживания агрегата провести быстрый возврат тросовой силовой связи 6 устройства после поворота в положение прямолинейного движения.
При отсутствии необходимости работы с корректором-распределителем вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата регулировка навески 2 трактора 3 не производится и режимы корректирования и распределения вертикальной нагрузки не осуществляются.
Использование данного изобретения, обладающего высокой надёжностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно простой конструкции и простоте изготовления корректора-распределителя вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата позволит увеличить проходимость МТА (ТТА), снизить буксование, повысить производительность, эффективность эксплуатации колёсных тракторов и сельскохозяйственной машины (прицепа) при проведении работ и движении по скользкой дороге, бездорожью, почвам с низкой несущей способностью, наличии подстилающего мерзлотного слоя или в условиях переменного уклона местности, что приведёт к экономии энергозатрат, получению материальной прибыли и увеличит экономический эффект от его применения в сельском хозяйстве.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулятор сцепного веса колёсного трактора | 2024 |
|
RU2836496C1 |
Корректор сцепного веса с механическим догружателем для автопоезда | 2024 |
|
RU2837925C1 |
Навесной догружатель для полурамного трактора | 2024 |
|
RU2837927C1 |
Догрузочно-стабилизирующее устройство для автопоезда | 2024 |
|
RU2837434C1 |
Догрузочно-распределительное устройство для автопоезда | 2024 |
|
RU2823379C1 |
Гидроцепное догружающе-регулирующее устройство сельскохозяйственного агрегата | 2018 |
|
RU2729095C2 |
Устройство перераспределения нагрузки для автопоезда | 2024 |
|
RU2823377C1 |
Устройство перераспределения нагрузки с выравнивающим механизмом для автопоезда | 2024 |
|
RU2840979C1 |
РЕГУЛЯТОР СЦЕПНОГО ВЕСА КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРНЫХ ПОЕЗДОВ | 2013 |
|
RU2548249C1 |
Тросовый распределитель сцепного веса | 2017 |
|
RU2659349C1 |
Корректор-распределитель вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата, содержащий гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, гибкую цепную связь, рым-болт с проушиной. В конструкции присутствует рым-болт с разрезной проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), поперечная трубчатая балка с тарельчатыми ограничителями, проходящая через уголковые подвесные кронштейны, закрепленные побортно на раме трактора, и тросовая силовая связь с крюковыми окончаниями, устанавливаемая одним крюковым окончанием в центре поперечной трубчатой балки между тарельчатыми ограничителями, проходящая через тягово-сцепное устройство трактора и закрепленная последующим крюковым окончанием в рым-болту с разрезной проушиной, вваренном методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа). Технический результат - повышение проходимости колесного трактора при упрощении конструкции корректора-распределителя вертикальной нагрузки. 6 ил.
Корректор-распределитель вертикальной нагрузки тракторно-транспортного агрегата, содержащий гидроцилиндр регулировки навески трактора, нижние тяги навески, гибкую цепную связь, рым-болт с проушиной, отличающийся тем, что в конструкции присутствует рым-болт с разрезной проушиной, вваренный методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа), поперечная трубчатая балка с тарельчатыми ограничителями, проходящая через уголковые подвесные кронштейны, закрепленные побортно на раме трактора, и тросовая силовая связь с крюковыми окончаниями, устанавливаемая одним крюковым окончанием в центре поперечной трубчатой балки между тарельчатыми ограничителями, проходящая через тягово-сцепное устройство трактора и закрепленная последующим крюковым окончанием в рым-болту с разрезной проушиной, вваренном методом электродуговой сварки в середину нижней части дальней силовой траверсы дышла сельскохозяйственной машины (прицепа).
АППАРАТ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ | 0 |
|
SU198619A1 |
Догрузочное устройство колёсного трактора | 2018 |
|
RU2727445C2 |
DE 1630559 A1, 09.09.1971. |
Авторы
Даты
2025-04-22—Публикация
2024-10-21—Подача