Изобретение относится к учебным моделям или тренажерам для обучения управлению транспортными средствами, в частности для обучения подготовке двигателя к пуску в условиях низких температур за счет применения его предпускового подогрева, имеет возможность корректировки действий обучаемого, их сопровождения аудиовизуальными эффектами, оценивания правильности их выполнения и может использоваться в качестве тренажера для обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур.
Сложность пуска двигателя транспортного средства в условиях низких температур обусловлена наличием значительного сопротивления проворачиванию коленчатого вала двигателя при его пуске в связи с повышением вязкости моторного масла. Кроме того, повышение вязкости дизельного топлива из-за низкой температуры приводит к его плохому истечению и низкой испаряемости. Также при низких температурах окружающей среды происходит увеличение утечки воздуха и снижение степени сжатия в камере сгорания. К тому же при пуске двигателя в условиях низких температур из-за снижения частоты вращения коленчатого вала и ее неравномерности температура в конце такта сжатия нарастает крайне медленно.
Одним из способов облегчения пуска двигателя в условиях низких температур, является его предпусковой подогрев перед пуском, в том числе с применением предусмотренных конструкцией транспортного средства предпусковых подогревателей.
От твердых знаний устройства и принципов функционирования предпускового подогревателя, практических умений и навыков водителя поприменению систем и устройств предпускового подогрева двигателя зависит надежность пуска двигателя в сложных климатических условиях, уровень готовности к использованию по назначению и безопасность эксплуатации транспортного средства.
Из уровня техники известен динамический компьютерный тренажер вождения БТР-80 (индекс ТВ-БТР-80) [ссылка доступа: https://muromteplovoz.ru/product/sim_btr80.php], состоящий из рабочего места механика-водителя, установленного на динамической трехстепенной платформе и оснащенный органами управления, контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими имитацию пуска двигателя и вождения, монитором с изображением местности, системой воспроизведения тангажа и крена корпуса машины, и рабочего места инструктора, предназначенного для включения тренажера, ввода исходных данных, контроля и оценки деятельности механика-водителя, управления процессом обучения, и оснащенного монитором, манипулятором управления, гарнитурой переговорной связи.
Указанный тренажер предназначен для обучения механиков-водителей навыкам вождения бронетранспортера БТР-80. Применение тренажера позволяет сократить стоимость и сроки подготовки механиков-водителей (обучаемых), снизить расход моторесурса машин, горючего, специальных жидкостей и смазочных материалов в учебных заведениях и учебных подразделениях силовых ведомств.
Рассматриваемый динамический компьютерный тренажер вождения БТР-80 имитирует показания контрольно-измерительных приборов, размещение, положение органов управления и сопротивление при воздействии на них, подготовку и пуск двигателя, разгон, изменение скорости движения, процесс торможения, повороты и другие динамические характеристики машины, шум двигателя, агрегатов машины, звуки выстрелов, крен, тангаж и перемещение по вертикали рабочего места механика-водителя, а типовые отказы двигателя и систем его обеспечения: повышение температуры охлаждающей жидкости, повышение температуры масла в двигателе, понижение давления масла в двигателе, разряд аккумуляторной батареи.
Известен динамический тренажер по вождению БТР-80 [ссылка доступа: http://specprofmat.ru/products/btr-80], представляющий собой имитацию кабины механика-водителя БТР-80, в которой функционируют все органы управления. Кабина установлена на системе динамической подвижности с максимальными углами отклонения не менее чем 18 градусов. В комплектацию тренажера входит место инструктора. Начальные условия, учебные упражнения и прочие установки перед началом учебного процесса задает инструктор. Инструктор имеет возможность контролировать учебный процесс, находясь на отдельном рабочем месте, и имеет возможность менять ракурсы наблюдения за движением машины, устанавливать условия движения (например, плотность трафика), задавать учебные задания. Общение с обучаемым осуществляется посредством двухсторонней связи (микрофон, наушники).
Рассматриваемый динамический тренажер по вождению БТР-80 обеспечивает:
эффект присутствия на рабочем месте механика-водителя, как результат воздействия на обучаемого искусственных факторов, обеспечивающих максимальное приближение условий обучения к условиям работы механика-водителя реальной машины БТР-80 за счет визуального виртуального изображения местности наружного пространства на основе компьютерной генерации и акустического уровня шума работающих агрегатов машины в различных режимах;
изучение состава, расположения органов управления и контрольно-измерительных приборов кабины, а также практическое обучение правилам пользования органами управления;
имитацию пуска двигателя, прогрева его после пуска, остановки двигателя, контроль его работы;
имитацию приемов трогания с места с различных позиций, переключения передач, руления, поворотов, торможения различными способами, движения задним ходом;
имитацию разгонных характеристик, изменения скорости движения в диапазоне скоростей реальной машины, времени движения по инерции, времени скатывания на подъемах и спусках, имитацию поворотов в зависимости от действий обучаемого, характеристик грунта и профиля синтезируемой местности в программе;
имитацию звукового сигнала, шума работающего двигателя, и основных агрегатов и узлов машины на месте обучаемого, а также ударов, стуков и скрежетов при задевании за ограничители и элементы упражнений, а также шума колес при буксовании, юзе и заносе в программе;
автоматическую фиксацию допускаемых ошибок с выводом информации на монитор инструктора и автоматическое формирование оценки за выполнение упражнений, а также формирование базы данных о результатах выполнения упражнений обучаемым с просмотром информации на экране монитора инструктора и возможностью вывода ее на печать;
выбор упражнений из набора и задание начальных условий их выполнения, управление подготовкой, началом и ходом выполнения упражнений с возможностью изменения условий их выполнения.
В качестве недостатков указанных тренажеров отмечается, что вопрос приобретения умений и навыков подготовки и пуска двигателя на них реализуется в пределах изучения и практической отработки порядка подготовки, пуска и прогрева двигателя в нормальных условиях. Подготовка двигателя к пуску в условиях низких температур с использованием предпускового подогревателя на тренажерах не предусмотрена, изучение устройства и принципов функционирования предпускового подогревателя с динамическим сопровождением происходящих при этом процессов невозможно.
Изучение устройства и принципов функционирования предпускового подогревателя двигателя бронетранспортера осуществляется в рамках самостоятельного освоения обучаемым эксплуатационной документации [Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). 2-е издание. - М.: Воениздат, 2001. - 567 с], либо на групповых занятиях, в том числе с использованием учебных плакатов [ссылка доступа: https://www.drive2.ru/c/519054151779353368/] или мультимедийных презентаций [ссылка доступа: https://ppt-online.org/43491] с последующей отработкой практических навыков в ходе практических занятий на материальном объекте (бронетранспортере).
При этом применение технической, учебной литературы и учебных плакатов не обеспечивает необходимой наглядности, обусловленной динамикой происходящих в ходе функционирования любой технической системы процессов, что на фоне теоретических знаний устройства, работы и правил пользования предпусковым подогревателем не раскрывает глубины понимания сущности происходящего в известной в определенной степени конструкции этой технической системы в результате известных в необходимой последовательности управляющих воздействий на эту систему.
Динамика процессов, происходящих в предпусковом подогревателе в ходе его функционирования, может быть обеспечена применением мультимедийных презентаций, но при отсутствии практической возможности воздействия на органы управления предпусковым подогревателем при этом может отсутствовать понимание причинно-следственной связи между происходящим процессом функционирования и управляющим воздействием на него со стороны механика-водителя (обучаемого).
Практическое изучение правил использования предпускового подогревателя на материальном объекте (бронетранспортере) только посредством имитации управления предпусковым подогревателем воздействуя на органы управления, но без реального его запуска и работы способствует твердым знаниям мест расположения органов управления и последовательности воздействия на них, но также не обеспечивает понимания причинно-следственной связи между происходящим и управляющим воздействием на процесс функционирования со стороны механика-водителя (обучаемого).
Выполнение указанных работ с реальным запуском предпускового подогревателя наряду с недостаточным опытом обучаемых сопряжено с повышенной пожароопасностью, а также обусловлено повышенным расходом ресурса машины, горючего, специальных жидкостей и смазочных материалов и ухудшением технического состояния материальной части из-за вероятных ошибок и неправильных действий обучаемых. Следовательно, отработка таких практических вопросов целесообразна с обучаемыми, имеющими высокий уровень теоретической подготовки, для обеспечения чего понадобится значительная затрата учебного времени.
Кроме того, выполнение практических работ на бронетранспортере обусловлено требованием наличия и исправного технического состояния материальной части, что в определенных условиях может быть неосуществимо.
Комплексное обеспечение выполнения требований наглядности, доступности и безопасности в целях повышения качества обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур, обусловленные динамическим аудиовизуальным сопровождением процессов, происходящих в предпусковом подогревателе при соответствующем управляющем воздействии со стороны водителя в совокупности с оценкой действий обучаемого может быть достигнуто применением обучающих компьютерных тренажеров с элементами визуализации при воздействии на органы управления.
Технический результат изобретения направлен на обеспечение высокой степени качества изучения правил запуска предпускового подогревателя двигателя бронетранспортера, мест установки на бронетранспортере органов управления предпусковым подогревателем, порядка и очередности воздействия на них, процессов, происходящих при этом в предпусковом подогревателе и продолжительности работы предпускового подогревателя в зависимости от температуры окружающей среды за счет динамического аудиовизуального сопровождения управляющих воздействий обучаемого на органы управления предпусковым подогревателем и процессов происходящих в предпусковом подогревателе при этом, приобретения обучаемым практических навыков пользования предпусковым подогревателем двигателя бронетранспортера при подготовке его к пуску в условиях низких температур и оценку правильности выполнения действий обучаемого при отработке практических навыков.
Технический результат достигается тем, что способ обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур осуществляется с использованием тренажера, на котором предусматривается имитация обучаемым пуска и выключения предпускового подогревателя с сопровождением аудиовизуальными эффектами на тренажере каждого действия обучаемого и соответствующего этому действию процесса, происходящего в предпусковом подогревателе, сначала в режиме самостоятельного обучения, при котором каждому этапу воздействия на органы управления предпусковым подогревателем предшествует аудиовизуальная подсказка о последовательности воздействия на органы управления предпусковым подогревателем в соответствии с порядком, предусмотренным эксплуатационной документацией (эталонными действиями), местах расположения органов управления предпусковым подогревателем на бронетранспортере и продолжительности воздействия на них, при этом выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего, указываемого в подсказке тренажера, невозможно, затем осуществляется переход на режим обучения с показом (тренировку), при котором очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются, а управляющее воздействие выполняется обучаемым по памяти, при этом если последовательность воздействия обучаемым на органы управления будет отличаться от эталонных действий, то тренажером указываются невыполненные действия, а выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего возможно, если это предусмотрено конструкцией и принципом функционирования предпускового подогревателя, далее осуществляется переход на режим контрольного упражнения, при котором очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются, а управляющее воздействие выполняется обучаемым по памяти, при этом если последовательность воздействия обучаемым на органы управления будет отличаться от эталонных действий, то невыполненные действия тренажером не указываются, а выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего возможно, если это предусмотрено конструкцией и принципом функционирования предпускового подогревателя, при этом выполнение обучаемым режимов обучения с показом (тренировки) и контрольного упражнения оценивается тренажером в зависимости от числа отклонений действий обучаемого от эталонного управления, а реализация способа осуществляется тренажером, содержащим персональный компьютер, имеющий связь с устройством ввода исходных данных, манипулятором для управления курсором и отдачи различных команд персональному компьютеру, звуковым устройством, монитором и блоком органов управления предпусковым подогревателем двигателя с датчиками их положения, содержащим переключатель предохранителя щитка предпускового подогревателя, топливный краник, резьбовой имитатор клапана на бачке предпускового подогревателя, рукоятку топливоподкачивающего насоса, переключатель предпускового подогревателя и крышку газоотводящей трубы.
Способ обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур осуществляется с использованием тренажера и предусматривает:
изучение правил запуска предпускового подогревателя двигателя, мест установки органов управления предпусковым подогревателем на бронетранспортере, порядка и очередности воздействия на них, продолжительности работы предпускового подогревателя в зависимости от температуры окружающей среды и процессов, происходящих при этом в предпусковом подогревателе, сопровождаемое аудиовизуальными эффектами;
приобретение практических навыков пользования предпусковым подогревателем двигателя при подготовке его к пуску в условиях низких температур.
На фиг. 1 представлена схема предлагаемого тренажера, на фиг. 2 представлена демонстрация на мониторе тренажера мест расположения органов управления предпусковым подогревателем, на фиг.3 представлена демонстрация на мониторе тренажера динамической комплексной структурной схемы работы предпускового подогревателя.
В ходе реализации способа обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур используется тренажер, состоящий из персонального компьютера 1, имеющего связь с устройством 2 ввода исходных данных, манипулятором 3 для управления курсором и отдачи различных команд персональному компьютеру 1, звуковым устройством 4, монитором 5 и блоком 6 органов управления предпусковым подогревателем двигателя с датчиками их положения.
Блок 6 органов управления содержит переключатель 7 предохранителя щитка предпускового подогревателя, топливный краник 8, резьбовой имитатор 9 клапана на бачке предпускового подогревателя, рукоятку 10 топливоподкачивающего насоса, переключатель 11 предпускового подогревателя и крышку 12 газоотводящей трубы.
Посредством устройства 2 ввода исходных данных в персональный компьютер 1 вводится алгоритм работы предпускового подогревателя двигателя в соответствии с порядком управления органами управления предпусковым подогревателем, предусмотренным эксплуатационной документацией (эталонное управление), варианты условий окружающей среды (температура воздуха, время нахождения бронетранспортера на открытом пространстве при соответствующей температуре, сорт топлива), критерии оценки действий обучаемого в зависимости от числа и характера совершенных ошибок, а также выбирается режим обучения.
Отклонение действий обучаемого от эталонного управления определяется на основании информации, полученной от датчиков положения органов управления, о последовательности и времени воздействия обучаемого на органы управления в соответствии с заданной алгоритмом зависимостью времени прокачки и прогрева дизельного топлива в подогревателе, обусловленных степенью повышения вязкости топлива, и времени работы предпускового подогревателя от исходных данных.
Тренажером предусмотрены режимы обучения: самостоятельное обучение, обучение с показом (тренировка), контрольное упражнение.
Конечной целью любого режима обучения ставится подготовка двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур, результатом которой является имитация запуска предпускового подогревателя и его работы, продолжительность которой определяется достижением значения температуры охлаждающей жидкости двигателя, достаточного для его надежного пуска и принятия им при этом соответствующей нагрузки и выключение предпускового подогревателя после этого.
При выборе режима самостоятельного обучения последовательность воздействия на органы управления предпускового подогревателя для его пуска, работы и выключения сопровождается предварительными аудиовизуальными подсказками с последующим выполнением обучаемым действий указанным ниже способом.
На мониторе 5 демонстрируется корпус бронетранспортера (а на фиг. 2) с разделением его отделений статическими серыми контурами с последующим выделенным мигающим зеленым контуром силового отделения, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «откройте крышки надмоторного люка силового отделения». Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на мониторе 5 курсор на силовое отделение и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур, которым выделено силовое отделение на корпусе бронетранспортера, заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на мониторе 5 демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками и обозначением статическими серыми контурами мест установки органов управления предпусковым подогревателем и изображениями с уменьшенной яркостью органов управления предпусковым подогревателем, расположенными слева и справа от изображения открытого силового отделения (б на фиг. 2), что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
После этого на мониторе 5 демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с выделенным мигающим зеленым контуром местом 13 установки в силовом отделении щитка предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «включите переключатель предохранителя щитка подогревателя». Остальные места установки органов управления предпусковым подогревателем обозначены статическими серыми контурами.
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на мониторе 5 курсор на выделенное мигающим зеленым контуром место 13 установки в силовом отделении щитка предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем монитор 5 разделяется на две половины: на левой половине монитора 5 демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками и увеличивается яркость изображения 14 щитка предпускового подогревателя (б на фиг. 2), у которого переключатель находится в положении ВЫКЛ, а на правой половине монитора 5 демонстрируется комплексная структурная схема предпускового подогревателя (фиг. 3), что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
При функционировании тренажера в любом режиме обучения наведение курсора на мониторе 5 на место установки какого-либо органа управления предпусковым подогревателем и его выбор нажатием левой кнопки манипулятора 3 означает готовность обучаемого оказать управляющее воздействие на этот орган на блоке 6 органов управления. Это предусматривается с целью изучения мест установки органов управления на машине.
Если во время функционирования тренажера в режиме самостоятельного обучения при выделении мигающим зеленым контуром места 13 установки в силовом отделении щитка предпускового подогревателя обучаемый посредством манипулятора 3 наведет на мониторе 5 курсор на место установки в силовом отделении другого органа управления предпусковым подогревателем, обозначенного статическим серым контуром, и нажимает левую кнопку манипулятора 3, то это место, куда был наведен курсор, выделяется дважды мигающим красным контуром, а звуковое устройство 4 издает звук критической ошибки, после чего продублирует подсказку «включите переключатель предохранителя щитка подогревателя», а на мониторе 5 так и будет демонстрироваться силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с выделенным мигающим зеленым контуром местом 13 установки в силовом отделении щитка предпускового подогревателя до выполнения обучаемым действия, соответствующего указываемой подсказке - наведение курсора и выбор места 13 установки щитка предпускового подогревателя.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления включает переключатель 7 предохранителя щитка предпускового подогревателя. При этом на изображении 14 щитка предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение переключателя предохранителя с положения ВЫКЛ на положение ВКЛ, звуковым устройством 4 издается характерный звук включения тумблера переключателя, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя замыкается контакт 15, обозначающий переключатель предохранителя.
Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 14 щитка предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
Если после появления на левой половине монитора 5 яркого изображения 14 щитка предпускового подогревателя обучаемый вместо переключателя 7 на блоке 6 органов управления будет воздействовать на другой орган управления предпусковым подогревателем, то звуковое устройство 4 издает звук критической ошибки, после чего продублирует подсказку «включите переключатель предохранителя щитка подогревателя», а на левой части монитора 5 изображение 14 щитка предпускового подогревателя выделяется мигающим зеленым контуром до выполнения обучаемым действия, соответствующего указываемой подсказке.
(Здесь и далее в ходе реализации режима самостоятельного обучения наведение курсора на место установки органа управления предпусковым подогревателем, не соответствующего рекомендуемой тренажером подсказке, и выбор этого места левой кнопкой манипулятора 3 сопровождается звуком критической ошибки, выделением красным контуром этого места и дублированием рекомендуемой аудиовизуальной подсказки до выполнения обучаемым действия, соответствующего указываемой подсказке.
Воздействие обучаемым на блоке 6 органов управления на орган управления, не соответствующий рекомендуемой тренажером подсказке также сопровождается звуком критической ошибки и дублированием рекомендуемой аудиовизуальной подсказки до выполнения обучаемым действия, соответствующего указываемой подсказке).
После включения обучаемым переключателя 7 предохранителя щитка предпускового подогревателя на блоке 6 органов управления, на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 16 установки в силовом отделении топливного краника, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «поставьте рукоятку краника в положение ПРОКАЧКА».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 16 установки в силовом отделении топливного краника предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 17 топливного краника предпускового подогревателя, рукоятка которого поставлена в положение ЗАКР, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает рукоятку топливного краника 8 в положение ПРОКАЧКА. При этом на изображении 17 топливного краника предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение рукоятки топливного краника с положения ЗАКР на положение ПРОКАЧКА, звуковым устройством 4 издается характерный звук поворота вентиля гидрораспределителя шарового типа, а на правой половине монитора 5, на комплексной структурной схеме предпускового подогревателя в месте установки топливного краника 18 обозначается соединение топливной магистрали подвода топлива от фильтров 19 тонкой очистки топлива с магистралью подвода топлива к бачку 20 предпускового подогревателя и топливному насосу насосного агрегата 21. Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 17 топливного краника предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После этого на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 22 установки в силовом отделении бачка предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «отверните клапан на бачке подогревателя».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 22 установки в силовом отделении бачка предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 23 бачка предпускового подогревателя с завернутым клапаном, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления отворачивает резьбовой имитатор 9 клапана бачка предпускового подогревателя до определенного положения, при котором на изображении 23 бачка предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение положения клапана с завернутого на отвернутое, звуковым устройством 4 создается характерный кратковременный шипящий звук, что свидетельствует об открытии клапана, после чего необходимо прекратить вращение резьбового имитатора 9. Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 23 бачка предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После этого на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 24 установки в силовом отделении ручного топливоподкачивающего насоса, расположенного на топливном насосе высокого давления, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «прокачайте топливопроводы».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 24 установки в силовом отделении ручного топливоподкачивающего насоса, расположенного на топливном насосе высокого давления, и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 25 ручного топливоподкачивающего насоса с завернутой на корпусе рукояткой, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления отворачивает рукоятку ручного топливоподкачивающего насоса 10 и поочередным ее перемещением вверх-вниз имитирует прокачку топливопроводов предпускового подогревателя. При этом на изображении 25 ручного топливоподкачивающего насоса, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение его рукоятки с нижнего положения на верхнее и наоборот, звуковым устройством 4 создается характерный звук перемещения штока поршневого гидравлического насоса и шипящий звук, имитирующий выход воздуха через открытый клапан бачка предпускового подогревателя, а на правой половине монитора 5, на комплексной структурной схеме предпускового подогревателя показывается движение топлива по топливной магистрали от фильтров 19 тонкой очистки топлива через топливный краник 18 предпускового подогревателя к топливному насосу насосного агрегата 21, блоку электромагнитного клапана 26 и штифтового электронагревателя 27 топлива, установленного на котле 28 подогревателя, и к бачку 20 предпускового подогревателя. Количество перемещений рукоятки ручного топливоподкачивающего насоса 10 и скорость перемещения топлива по топливопроводам комплексной схемы предпускового подогревателя на правой части монитора 5 будут зависеть от вязкости топлива, обусловленной введенными исходными данными: сортом топлива, температурой окружающего воздуха, временем нахождения бронетранспортера на открытом пространстве, что и определяет время прокачки топливопроводов. Таким образом демонстрируется процесс отделения через бачок воздуха, попавшего в топливопроводы, который из бачка удаляется через клапан. Как только на комплексной схеме, изображенной на правой части монитора 5, движущееся во время прокачки топливо достигнет клапана на бачке 20 предпускового подогревателя, звуковым устройством 4 создается характерный шипящий звук, сопровождаемый шумом жидкости, выходящей совместно с воздухом через отверстие малого диаметра. Таким образом обозначается появление топлива в клапане бачка 20, что свидетельствует о необходимости завершения прокачки топливопроводов. В этом случае обучаемому необходимо переместить рукоятку ручного топливоподкачивающего насоса 10 вниз и завернуть ее на корпусе.
Если обучаемым при таких обстоятельствах это выполнено не будет, то по истечении пяти секунд через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «завершите прокачку, заверните рукоятку насоса».
Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 25 ручного топливоподкачивающего насоса уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После этого на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 22 установки в силовом отделении бачка предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «заверните клапан на бачке подогревателя». Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 22 установки в силовом отделении бачка предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 23 бачка предпускового подогревателя с отвернутым клапаном и сочащимся через него топливом, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый заворачивает до конца резьбовой имитатор 9 клапана бачка предпускового подогревателя на блоке 6 органов управления, при этом на изображении 23 бачка предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение положения клапана с отвернутого на завернутое, подача звуковым устройством 4 звуков, имитирующих выход топлива через клапан прекращается, что свидетельствует о закрытии клапана. Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 23 бачка предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После этого на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 16 установки в силовом отделении топливного краника, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «поставьте рукоятку краника в положение РАБОТА».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 16 установки в силовом отделении топливного краника предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 17 топливного краника предпускового подогревателя, рукоятка которого поставлена в положение ПРОКАЧКА, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает рукоятку топливного краника 8 в положение РАБОТА. При этом на изображении 17 топливного краника предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение рукоятки топливного краника с положения ПРОКАЧКА на положение РАБОТА, звуковым устройством 4 создается характерный звук поворота вентиля гидрораспределителя шарового типа, а на правой половине монитора 5, на комплексной структурной схеме предпускового подогревателя в месте установки топливного краника 18 обозначается соединение топливной магистрали подвода топлива от тройника 37 с магистралью подвода топлива к бачку 20 предпускового подогревателя и топливному насосу насосного агрегата 21.
Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 17 топливного краника предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После этого на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 29 установки в силовом отделении крышки на газоотводящей трубе котла предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «откройте крышку на газоотводящей трубе».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 29 установки в силовом отделении крышки на газоотводящей трубе котла предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 30 газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с закрытой крышкой, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления открывает крышку 12 газоотводящей трубы. При этом изображение 30 газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с закрытой крышкой, демонстрируемое в это время на левой половине монитора 5, меняется на изображение газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с открытой крышкой, а на правой половине монитора 5, на комплексной структурной схеме предпускового подогревателя на газоотводящей трубе 31 показывается путь выхода отработавших газов. Затем на левой половине монитора 5 яркость изображения 30 газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется изображение силового отделения корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами всех мест установки органов управления предпусковым подогревателем, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После этого на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 32 установки в силовом отделении переключателя предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «поверните ручку переключателя режимов работы в положение ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 32 установки в силовом отделении переключателя предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 33 переключателя предпускового подогревателя, ручка которого поставлена в положение ВЫКЛ, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает ручку переключателя 11 предпускового подогревателя в положение ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА. При этом на изображении 33 переключателя предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение ручки с положения ВЫКЛ на положение ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА, звуковым устройством 4 создается характерный звук работы электродвигателя насосного агрегата, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается замыкание через соответствующие контакты переключателя 34 электрической цепи привода электродвигателя насосного агрегата 21 и электрической цепи штифтового электронагревателя 27 (при этом происходит медленное изменения цвета штифтового электронагревателя на красный, что имитирует его нагрев), а на основной части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается: зеленым цветом - циркуляция охлаждающей жидкости двигателя от системы охлаждения двигателя через жидкостный насос насосного агрегата 21, теплообменник котла 28 и обратно в систему охлаждения; голубым цветом - циркуляция воздуха из атмосферы, через воздушный насос насосного агрегата 21 в горелку котла 28, далее - через газоотводящий патрубок 35, двойные стенки масляного картера 36 и газоотводящую трубу 31 обратно в атмосферу; желтым цветом - движение топлива от тройника 37, через топливный краник 18, топливный насос насосного агрегата 21, к электромагнитному клапану 26 и к полости штифтового электронагревателя 27, где происходит изменение цвета топлива на оранжевый, имитирующее его нагрев. Одновременно с этим на левой половине монитора 5 под изображением 33 переключателя предпускового подогревателя представляются варианты (не показаны) продолжительности нагрева топлива в зависимости от температуры окружающего воздуха, значение которой задается при вводе исходных данных и демонстрируется на протяжении всего режима обучения в левом верхнем углу 38 монитора 5 и появляется транспарант ВЫБЕРИТЕ ВРЕМЯ НАГРЕВА ТОПЛИВА (не показан). В режиме самостоятельного обучения представляются варианты с подсказками: время нагрева 20 секунд при температуре окружающего воздуха минус 20°С, 30 секунд - при минус 30°С, 60 секунд - при минус 40°С. В целях экономии времени обучения продолжительность режима работы предпускового подогревателя ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА на тренажере не соответствует действительности, а имитируется выбором обучаемым посредством наведения манипулятором 3 на левой части монитора 5 курсора на соответствующее введенной в исходных данных температуре окружающего воздуха значение продолжительности нагрева топлива и нажатием левой кнопки манипулятора 3.
После имитации продолжительности нагрева топлива через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «поверните ручку переключателя режимов работы в положение ПУСК». Обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает ручку переключателя 11 предпускового подогревателя в положение ПУСК и удерживает ее в этом положении (но не более 30 секунд) до появления в котле характерного гула, означающего воспламенение топливовоздушной смеси в горелке котла предпускового подогревателя, имитируемого звуковым устройством 4.
Одновременно с поворотом ручки переключателя 11 предпускового подогревателя в положение ПУСК, еще до появления гула в котле, на изображении 33 переключателя предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение ручки с положения ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА на положение ПУСК, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается одновременное замыкание через соответствующие контакты переключателя 34 электрических цепей электромагнитного клапана 26 и электроискровой свечи 39, размыкание электрической цепи штифтового электронагревателя 27, отключение его и остывание (постепенная смена цвета с ярко-красного на черный), электрическая цепь привода электродвигателя насосного агрегата 21 остается замкнутой, что оставляет демонстрацию работы насосного агрегата, имитацию потоков топлива, воздуха и охлаждающей жидкости без изменений.
При демонстрации на правой половине монитора 3 замыкания электрической цепи электроискровой свечи 39 происходит демонстрация появления на ее электродах электрических разрядов.
При демонстрации на правой половине монитора 3 замыкания электрической цепи электромагнитного клапана 26 демонстрируется его открытие и прохождение через него топлива, нагнетаемого топливным насосом в форсунку 40, где демонстрируется его распыливание в горелку котла 28 предпускового подогревателя, смешивание с воздухом, нагнетаемым воздушным насосом, и при контакте образовавшейся топливовоздушной смеси с электрическим разрядом электроискровой свечи 40 демонстрируется возгорание топливовоздушной смеси, сопровождаемое появлением характерного гула, создаваемого звуковым устройством 4, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе и завершение очередного этапа.
После имитации запуска предпускового подогревателя обучаемый отпускает ручку переключателя 11 предпускового подогревателя из положения ПУСК. При этом она автоматически сама займет положение РАБОТА. На изображении 33 переключателя предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение ручки с положения ПУСК на положение РАБОТА, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается размыкание электрической цепи электроискровой свечи 40, демонстрация электрических разрядов на ее электродах прекращается, электрические цепи электромагнитного клапана 26 и привода электродвигателя насосного агрегата 21 остаются замкнутыми, что оставляет демонстрацию работы насосного агрегата 21, имитацию потоков топлива, воздуха и охлаждающей жидкости без изменений. Демонстрация горения топливовоздушной смеси в горелке котла предпускового подогревателя продолжается.
Если по истечении 30 секунд после пуска предпускового подогревателя обучаемый не отпустил ручку переключателя 11 предпускового подогревателя из положения ПУСК в положение РАБОТА, независимо от того запустился предпусковой подогреватель или не запустился, то звуковым устройством 4 осуществляется подсказка «отпустите ручку переключателя режимов работы из положения ПУСК». При этом если пуск не произошел, то звуковым устройством 4 осуществляется подсказка «после минутного перерыва нагрейте топливо и повторите попытку пуска».
Если после тридцатисекундного удержания ручки переключателя 11 предпускового подогревателя после имитации его пуска и после подсказки отпустить ручку переключателя обучаемый так и не отпустил ее из положения ПУСК, то изображения на мониторе 5 начинают медленно тускнеть, имитируя интенсивный разряд аккумуляторной батареи, а на левой половине монитора появляется транспарант РАЗРЯД БАТАРЕИ (не показан) до перевода ручки переключателя 11 предпускового подогревателя в положение РАБОТА.
При демонстрации горения топливовоздушной смеси в горелке котла 28 предпускового подогревателя после перевода ручки переключателя 11 предпускового подогревателя в положение РАБОТА на основной части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается: зеленым цветом - циркуляция охлаждающей жидкости двигателя от системы охлаждения двигателя через жидкостный насос насосного агрегата 21, теплообменник котла 28 и обратно в систему охлаждения; голубым цветом - поток воздуха из атмосферы, через воздушный насос насосного агрегата 21 в горелку котла 28, а далее - серым цветом поток отработавших газов через газоотводящий патрубок 35, двойные стенки масляного картера 36 и газоотводящую трубу 31 в атмосферу; желтым цветом - движение топлива от тройника 37, через топливный краник 18, топливный насос насосного агрегата 21, к корпусу котла 28, а далее оранжевым цветом движение подогретого топлива к электромагнитному клапану 26 и к форсунке 40. Спустя пять секунд на основной части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается постепенное изменение цвета стенок горелки и теплообменника котла 28 предпускового подогревателя с черного на красный и цвета охлаждающей жидкости, изображенной в теплообменнике, а также движущейся из теплообменника обратно в систему охлаждения - с зеленого на темно красный, остальное - без изменений.
На протяжении всего режима самостоятельного обучения в правом верхнем углу 41 монитора показывается значение температуры охлаждающей жидкости двигателя, зависящее от температуры окружающего воздуха и от продолжительности нахождения бронетранспортера на открытом пространстве. После имитации запуска предпускового подогревателя значение температуры охлаждающей жидкости начнет увеличиваться. Для подготовки двигателя к пуску необходимо поднять его до величины 60-80°С. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем дольше нужно прогревать двигатель. При минус 40°С двигатель прогревается до 80°С за время около 30 минут.
В этой связи в целях экономии времени обучения продолжительность режима работы предпускового подогревателя РАБОТА на тренажере не соответствует действительности, а имитируется выбором обучаемым посредством наведения манипулятором 3 на левой части монитора 5 курсора на соответствующее введенной в исходных данных температуре окружающего воздуха значение продолжительности нагрева топлива и нажатием левой кнопки манипулятора 3. При этом на левой половине монитора 5 под изображением 33 переключателя предпускового подогревателя предварительно представляются варианты (не показаны) продолжительности работы предпускового подогревателя в зависимости от температуры окружающего воздуха, значение которой задается при вводе исходных данных и демонстрируется на протяжении всего режима обучения в левом верхнем углу 38 монитора 5, и появляется транспарант ВЫБЕРИТЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ (не показан). В режиме самостоятельного обучения представляются варианты с подсказками.
После выбора обучаемым соответствующего значения продолжительности работы предпускового подогревателя значение температуры охлаждающей жидкости двигателя достигает требуемой для его нормального запуска величины, которая указывается в правом верхнем углу 41 монитора. На левой половине монитора 5 под изображением 33 переключателя предпускового подогревателя появляется транспарант ДВИГАТЕЛЬ ПОДОГРЕТ (не показан). В этом случае необходимо перевести предпусковой подогреватель из режима работы в режим продувки, в связи с чем звуковым устройством 4 осуществляется подсказка «поверните ручку переключателя режимов работы в положение ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА». Обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает ручку переключателя 11 предпускового подогревателя в положение ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА.
При этом на изображении 33 переключателя предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение ручки с положения РАБОТА на положение ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА, после чего звуковым устройством 4 имитируется только характерный звук работы электродвигателя насосного агрегата 21, гул прекращается, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается размыкание электрической цепи электромагнитного клапана 26, замыкание электрической цепи штифтового электронагревателя 27 (при этом происходит медленное изменения цвета штифтового электронагревателя на красный, что имитирует его нагрев), состояние электрической цепи электродвигателя насосного агрегата 21 остается без изменений. Продувка котла 28 предпускового подогревателя осуществляется в течение 20 секунд. В течение этого времени на основной части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается:
закрытие электромагнитного клапана 26 и прекращение подачи через него топлива в форсунку 40;
прекращение распыления топлива в горелке котла 28 и смешивания его с воздухом;
прекращение демонстрации горения в горелке котла 28 предпускового подогревателя топливовоздушной смеси;
голубым цветом - циркуляция воздуха из атмосферы, через воздушный насос насосного агрегата 21 в горелку котла 28, далее - через газоотводящий патрубок 35, двойные стенки масляного картера 36 и газоотводящую трубу 31 обратно в атмосферу;
постепенное изменение цвета стенок горелки и теплообменника котла 28 предпускового подогревателя с красного на черный и цвета охлаждающей жидкости, изображенной в теплообменнике, а также движущейся из теплообменника обратно в систему охлаждения - с темно красного на зеленый, остальное - без изменений.
По истечении 20 секунд звуковым устройством 4 осуществляется подсказка «поверните ручку переключателя режимов работы в положение ВЫКЛ». Обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает ручку переключателя 11 предпускового подогревателя в положение ВЫКЛ.
При этом на изображении 33 переключателя предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение ручки с положения ПРОДУВКА, НАГРЕВ ТОПЛИВА на положение ВЫКЛ, звуковым устройством 4 прекращается имитация звука работы электродвигателя насосного агрегата, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя показывается размыкание всех электрических цепей. На основной части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя демонстрация циркуляции топлива, воздуха и охлаждающей жидкости прекращается.
После этого на левой половине монитора 5 яркость изображения 33 переключателя предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, где появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 16 установки в силовом отделении топливного краника, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «поставьте рукоятку краника в положение ЗАКР».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 16 установки в силовом отделении топливного краника предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 17 топливного краника предпускового подогревателя, рукоятка которого поставлена в положение РАБОТА, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления поворачивает рукоятку топливного краника 8 в положение ЗАКР. При этом на изображении 17 топливного краника предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение рукоятки топливного краника с положения РАБОТА на положение ЗАКР, звуковым устройством 4 создается характерный звук поворота вентиля гидрораспределителя шарового типа, а на правой половине монитора 5, на комплексной структурной схеме предпускового подогревателя в месте установки топливного краника 18 соединение топливной магистрали подвода топлива от тройника 37 с магистралью подвода топлива к бачку 20 предпускового подогревателя и топливному насосу насосного агрегата 21 разобщается.
После этого на левой половине монитора 5 яркость изображения 17 топливного краника предпускового подогревателя уменьшается и демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, где появляется выделенное мигающим зеленым контуром место 29 установки в силовом отделении крышки на газоотводящей трубе котла предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «закройте крышку на газоотводящей трубе».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на левой части монитора 5 курсор на место 29 установки в силовом отделении крышки на газоотводящей трубе котла предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой части монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 30 газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с открытой крышкой, что означает правильное выполнение обучаемым действий на данном этапе.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления закрывает крышку 12 газоотводящей трубы. При этом изображение 30 газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с открытой крышкой, демонстрируемое в это время на левой половине монитора 5, меняется на изображение газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с закрытой крышкой.
После этого на левой половине монитора 5 яркость изображения 30 газоотводящей трубы котла предпускового подогревателя с закрытой крышкой уменьшается и демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с выделенным мигающим зеленым контуром местом 13 установки в силовом отделении щитка предпускового подогревателя, а через звуковое устройство 4 осуществляется подсказка «выключите переключатель предохранителя щитка предпускового подогревателя».
Обучаемый посредством манипулятора 3 наводит на мониторе 5 курсор на выделенное мигающим зеленым контуром место 13 установки в силовом отделении щитка предпускового подогревателя и нажимает левую кнопку манипулятора 3. При этом контур заполняется зеленым полупрозрачным цветом и перестает мигать, а затем на левой половине монитора 5, где демонстрируется силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками, увеличивается яркость изображения 14 щитка предпускового подогревателя, у которого переключатель находится в положении ВКЛ.
Для завершения выполнения этапа обучаемый на блоке 6 органов управления выключает переключатель 7 предохранителя щитка предпускового подогревателя. При этом на изображении 14 щитка предпускового подогревателя, демонстрируемого в это время на левой половине монитора 5, меняется изображение переключателя предохранителя с положения ВКЛ на положение ВЫКЛ, звуковым устройством 4 создается характерный звук выключения тумблера переключателя, а на правой половине монитора 5, на электрической части комплексной структурной схемы предпускового подогревателя размыкается контакт 15, обозначающий переключатель предохранителя.
После этого на левой половине монитора 5 появляется изображение бронетранспортера (а на фиг. 2), над которым загорается транспарант ДВИГАТЕЛЬ ГОТОВ К ПУСКУ (не показан), что означает завершение работы тренажера в режиме самостоятельного обучения, а на правой половине монитора появляется диалоговое окно с кнопками выбора дальнейший действий (не показано): САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОКАЗОМ (ТРЕНИРОВКА), КОНТРОЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ, ЗЕВЕРШИТЬ РАБОТУ. Наведением курсора и нажатием левой кнопки манипулятора 3 обучаемый выбирает дальнейшие действия.
При выборе режима обучения с показом (тренировки) аудиовизуальные подсказки последовательности воздействия на органы управления предпускового подогревателя для его запуска, работы и выключения не осуществляются. Обучаемый имитирует пуск предпускового подогревателя самостоятельно, без подсказок по памяти в соответствии с ранее изученными им правилами эксплуатации.
Обучаемый предварительно на левой половине монитора, где изображено силовое отделение корпуса бронетранспортера с открытыми надмоторными люками с обозначением статическими серыми контурами мест установки органов управления предпусковым подогревателем, посредством курсора выбирает место установки в силовом управлении органа управления предпусковым подогревателем, на который он намеревается воздействовать, нажимает на левую кнопку манипулятора 3, вследствие чего на левой половине экрана рядом с изображением силового отделения увеличивается яркость изображения выбранного органа управления в исходном положении.
Такая манипуляция демонстрирует знания обучаемым места установки органов управления, а также активирует датчики положения выбранных органов управления. После выбора таким способом соответствующего органа управления и демонстрации его изображения, обучаемый воздействует на него в блоке 6 органов управления.
Если обучаемый будет оказывать воздействие на другой орган управления, а не на тот, который им был выбран, то на тренажере никаких действий происходить не будет. Если обучаемый произвел выбор органа управления ошибочно и не воздействовал на него или воздействовал на другой орган, то обучаемый может выбрать установленным способом другой, необходимый орган управления.
При воздействии на орган управления, который был предварительно выбран обучаемым, на мониторе 5 обеспечивается динамическая демонстрация процессов, происходящих в предпусковом подогревателе таким же образом, как было рассмотрено ранее, с соответствующим звуковым сопровождением в соответствии с заложенным в персональном компьютере алгоритмом, но без подсказок-указаний выполнения дальнейших действий. Но при этом если обучаемым будет нарушена последовательность порядка пуска предпускового подогревателя, предусмотренная эксплуатационной документацией (эталонные действия), то тренажер через звуковое устройство 5 оповещает обучаемого об отклонении от эталонных действий и будет продолжать обучение с аудиовизуальной демонстрацией процессов следующим образом: если обучаемый не выбрал на мониторе 5 и не поставил на блоке 6 органов управления в заданное положение орган управления в соответствии с очередностью, предусмотренной эксплуатационной документацией, а выбрал другие органы управления, управление которыми предусмотрено последующей очередностью, и стал на них воздействовать, то звуковым устройством указывается о невыполнении предыдущих действий.
Например, если обучаемый забыл выбрать на мониторе 5 и включить на блоке 6 органов управления переключатель 7 предохранителя щитка управления предпусковым подогревателем и приступил к выполнению последующих действий, например, выбрал на мониторе 5 и перевел на блоке 6 органов управления рукоятку топливного краника 8 или ручку переключателя 11 предпускового подогревателя в одно из положений, то звуковым устройством будет озвучено одно или несколько действий по порядку, которые были пропущены обучаемым, например, «не включен переключатель предохранителя» и т.п.
А аудиовизуальная демонстрация процессов, происходящих в предпусковом подогревателе при неправильных действиях обучаемого будет продолжаться до тех пор, пока это будет обеспечиваться конструктивными возможностями предпускового подогревателя, например, обучаемый не включил переключатель 7 предохранителя щитка управления предпусковым подогревателем и стал управлять другими органами управления, то тренажером будет осуществляться аудиовизуальная демонстрация положений других органов управления (изменение положений рукоятки топливного краника, ручки переключателя предпускового подогревателя, клапана бачка, ручного топливоподкачивающего насоса) и процессов, вызываемых этими действиями (соединение и прокачка топливопроводов), кроме процессов, зависящих от подачи электрических сигналов (подогрев топлива, работа электродвигателя насосного агрегата, включение электромагнитного клапана и электроискровой свечи, циркуляция топлива, охлаждающей жидкости, воздуха, горение).
После завершения режима обучения с показом (тренировки) на мониторе 5 выдается информация о количестве и виде ошибок, выполненных обучаемым в ходе отработки этого режима, и выставляется оценка за выполнение работы в соответствии с введенными критериями оценки.
Режим обучения с показом (тренировку) возможно использовать при изучении порядка и правил подготовки к пуску двигателя бронетранспортера в условиях низких температур одновременно с несколькими обучаемыми с аудиовизуальной демонстрацией учебного материала на тренажере одним обучающим (преподавателем) или наиболее подготовленным обучаемым.
При выборе режима контрольного упражнения аудиовизуальные подсказки последовательности воздействия на органы управления предпускового подогревателя для его запуска, работы и выключения не осуществляются, при отклонении действий обучаемого от эталонных действий звукового оповещения об этом не производится. Аудиовизуальная демонстрация процессов, происходящих в предпусковом подогревателе, обусловленных действиями обучаемого, осуществляется так же, как и при отработке режима обучения с показом (тренировки).
По окончании выполнения режима контрольного упражнения на мониторе 5 выдается информация о количестве и виде ошибок, выполненных обучаемым в ходе отработки этого режима, и выставляется оценка за выполнение работы в соответствии с введенными критериями оценки.
Завершение режима контрольного упражнения возможно и без имитации запуска предпускового подогревателя с выставлением неудовлетворительной оценки, если обучаемым будет сделано число ошибок, превышающее предельно допустимое количество, либо действия обучаемого могут привести к нарушению противопожарной безопасности.
В результате достигается обеспечение высокой степени качества изучения правил запуска предпускового подогревателя двигателя бронетранспортера, мест установки на бронетранспортере органов управления предпусковым подогревателем, порядка и очередности воздействия на них, процессов, происходящих при этом в предпусковом подогревателе и продолжительности работы предпускового подогревателя в зависимости от температуры окружающей среды за счет динамического аудиовизуального сопровождения управляющих воздействий обучаемого на органы управления предпусковым подогревателем и процессов происходящих в предпусковом подогревателе при этом, приобретения обучаемым практических навыков пользования предпусковым подогревателем двигателя бронетранспортера при подготовке его к пуску в условиях низких температур и оценка правильности выполнения действий обучаемого при отработке практических навыков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2797331C1 |
Предпусковой подогреватель дизельного двигателя | 2024 |
|
RU2828463C1 |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2190256C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ БОЕВОГО РАСЧЕТА БРОНЕТРАНСПОРТЕРА | 2021 |
|
RU2771840C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542694C1 |
Способ обучения приемам управления четырехколесным внедорожным мототранспортным средством (квадроциклом) и тренажер для его реализации | 2024 |
|
RU2830015C1 |
ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2828735C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ | 2024 |
|
RU2826147C1 |
ТРЕНАЖЕР РАСЧЕТА ПОДВИЖНОГО НАЗЕМНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2020 |
|
RU2730274C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТЧИКОВ ПИЛОТИРОВАНИЮ УДАРНОГО ВЕРТОЛЕТА И ПРИМЕНЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2367026C1 |
Изобретение относится к тренажерам для обучения подготовке двигателя к пуску в условиях низких температур за счет применения его предпускового подогрева. Тренажер имеет возможность корректировки действий обучаемого, их сопровождения аудиовизуальными эффектами. Способ обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур осуществляется с использованием тренажера. На тренажере предусматривается имитация обучаемым пуска и выключения предпускового подогревателя с сопровождением аудиовизуальными эффектами каждого действия обучаемого. При этом выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего, указываемого в подсказке тренажера, невозможно. Затем осуществляется переход на режим обучения с показом, при котором очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются. Достигается обеспечение высокой степени качества изучения правил запуска предпускового подогревателя двигателя бронетранспортера, мест установки на бронетранспортере органов управления предпусковым подогревателем, порядка и очередности воздействия на них. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
1. Способ обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур, характеризующийся тем, что он осуществляется с использованием тренажера, на котором предусматривается имитация обучаемым пуска и выключения предпускового подогревателя путем определенного воздействия на переключатель предохранителя щитка предпускового подогревателя, топливный краник, резьбовой имитатор клапана на бачке предпускового подогревателя, рукоятку топливоподкачивающего насоса, переключатель предпускового подогревателя и крышку газоотводящей трубы блока органов управления тренажера с сопровождением аудиовизуальными эффектами на тренажере каждого действия обучаемого и соответствующего этому действию процесса, происходящего в предпусковом подогревателе, сначала в режиме самостоятельного обучения, при котором каждому этапу воздействия на органы управления предпусковым подогревателем предшествует аудиовизуальная подсказка о последовательности воздействия на органы управления предпусковым подогревателем в соответствии с порядком, предусмотренным эксплуатационной документацией (эталонными действиями), местах расположения органов управления предпусковым подогревателем на бронетранспортере и продолжительности воздействия на них, при этом выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего, указываемого в подсказке тренажера, невозможно, затем осуществляется переход на режим обучения с показом (тренировку), при котором очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются, а управляющее воздействие выполняется обучаемым по памяти, при этом если последовательность воздействия обучаемым на органы управления будет отличаться от эталонных действий, то тренажером указываются невыполненные действия, а выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего возможно, если это предусмотрено конструкцией и принципом функционирования предпускового подогревателя, далее осуществляется переход на режим контрольного упражнения, при котором очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются, а управляющее воздействие выполняется обучаемым по памяти, при этом если последовательность воздействия обучаемым на органы управления будет отличаться от эталонных действий, то невыполненные действия тренажером не указываются, а выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего возможно, если это предусмотрено конструкцией и принципом функционирования предпускового подогревателя, при этом выполнение обучаемым режимов обучения с показом (тренировки) и контрольного упражнения оценивается тренажером в зависимости от числа отклонений действий обучаемого от эталонного управления.
2. Тренажер для обучения подготовке двигателя бронетранспортера к пуску в условиях низких температур, характеризующийся тем, что содержит персональный компьютер, имеющий связь с устройством ввода исходных данных, манипулятором для управления курсором и отдачи различных команд персональному компьютеру, звуковым устройством, монитором и блоком органов управления предпусковым подогревателем двигателя с датчиками их положения, содержащим переключатель предохранителя щитка предпускового подогревателя, топливный краник, резьбовой имитатор клапана на бачке предпускового подогревателя, рукоятку топливоподкачивающего насоса, переключатель предпускового подогревателя и крышку газоотводящей трубы, при этом алгоритмом, заложенным в компьютер, предусмотрено применение тренажера в режиме самостоятельного обучения, когда каждому этапу воздействия на органы управления предпусковым подогревателем предшествует аудиовизуальная подсказка о последовательности воздействия на органы управления предпусковым подогревателем в соответствии с порядком, предусмотренным эксплуатационной документацией (эталонными действиями), местах расположения органов управления предпусковым подогревателем на бронетранспортере и продолжительности воздействия на них, при этом выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего, указываемого в подсказке тренажера, невозможно, в режиме обучения с показом (тренировки), когда очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются, а управляющее воздействие выполняется обучаемым по памяти, при этом если последовательность воздействия обучаемым на органы управления будет отличаться от эталонных действий, то тренажером указываются невыполненные действия, а выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего возможно, если это предусмотрено конструкцией и принципом функционирования предпускового подогревателя, в режиме контрольного упражнения, когда очередность воздействия на органы управления предпусковым подогревателем, места их размещения на бронетранспортере и продолжительность воздействия на них аудиовизуальными подсказками не сопровождаются, а управляющее воздействие выполняется обучаемым по памяти, при этом если последовательность воздействия обучаемым на органы управления будет отличаться от эталонных действий, то невыполненные действия тренажером не указываются, а выполнение последующего этапа без выполнения предыдущего возможно, если это предусмотрено конструкцией и принципом функционирования предпускового подогревателя, а выполнение обучаемым режимов обучения с показом (тренировки) и контрольного упражнения оценивается тренажером в зависимости от числа отклонений действий обучаемого от эталонного управления.
0 |
|
SU86029A1 | |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СЛИЗНЕЙ ИЗ-ПОД ПОЛОЗЬЕВ СПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА СУДНА | 0 |
|
SU195346A1 |
US 9865175 B2, 09.01.2018 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКОГО ХРОМАТИЧЕСКОГО ПИГМЕНТА | 2011 |
|
RU2457226C1 |
RU 2063651 C1, 10.07.1996 | |||
Учебный стенд-тренажер по электронной системе управления двигателем внутреннего сгорания и способ его работы | 2022 |
|
RU2793016C1 |
Даты
2025-04-07—Публикация
2024-06-25—Подача