Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к якорно-швартовному механизму для большого калибра якорной цепи. Предназначено для судов с большим водоизмещением.
Известен двухякорный брашпиль, содержащий грузовой вал, на котором неподвижно закреплены две турачки и свободно установлены две звездочки якорных цепей, имеющие шкив ленточного тормоза и элемент сцепной муфты. Звездочка соединяется с грузовым валом вторым элементом сцепной муфты, закрепленным на грузовом валу подвижно вдоль его оси. Грузовой вал установлен опорными стойками на палубный фундамент, также на фундамент установлен привод грузового вала, состоящий из электродвигателя и червячно-цилиндрического редуктора, (см. Камнев Г.Ф. и др. «Подъемно-транспортные машины и палубные механизмы», Л. «Судостроение», 1976 г., стр. 182, рис. 91).
Выполнив грузовой вал с одной турачкой и одной звездочкой, такая компоновочная схема применима для одноякорного брашпиля.
Недостатки конструкции: низкий коэффициент полезного действия привода брашпиля, высокие массогабаритные показатели.
Также известен одноякорный брашпиль, содержащий грузовой вал на котором неподвижно закреплена турачка и свободно установлена звездочка якорной цепи.
Звездочка соединяется с грузовым валом сцепной муфтой. Грузовой вал установлен на двух опорных стойках, закрепленных на палубном фундаменте.
Привод брашпиля - мотор-редуктор, выходной вал которого соединяется с грузовым валом зубчатой муфтой.
Мотор-редуктор состоит из электродвигателя и волновой зубчатой передачи, у которой гибкое колесо выполнено в виде кольца, на торце которого нарезаны бочкообразные зубья, взаимодействующие с прямобочными зубьями четырех секторов, соединенных с ведомым валом передачи частями элементов двойной зубчатой муфты, кроме элемента муфты ведомого вала, выполненного целым. При этом генератор волн гибкого колеса соединен с выходным концом вала электродвигателя двойной зубчатой муфтой, (см. патент № 2721610 C1 RU, Фиг. 1)
Волновая передача привода брашпиля имеет высокий коэффициент полезного действия, а компактность привода с небольшой массой снижают массогабаритные показатели конструкции брашпиля.
При большом калибре якорной цепи, большой расчетный диаметр звездочки цепи, а при соосной установке турачки со звездочкой, большая высота турачки над палубой судна, что усложняет выполнение швартовной операции. При большом тяговом усилии на якорной цепи, большой крутящий момент на валу звездочки цепи с небольшой угловой скоростью вала звездочки.
Указанное выше определяет: несоосную установку турачки со звездочкой якорной цепи; привод брашпиля - многоступенчатый.
Прототипом принят двухякорный брашпиль, содержащий две звездочки якорных цепей и две турачки, привод брашпиля, состоящий из электродвигателя, конической и двух цилиндрических зубчатых передач.
При этом на ведомом валу одной цилиндрической передачи установлены две звездочки якорных цепей, ведомый вал другой цилиндрической передачи соединен с турачками. (см. Камнев Г.Ф. и др. «Подъемно-транспортные машины и палубные механизмы», Л. «Судостроение», 1976 г., стр. 188, рис. 97).
Компоновочная схема брашпиля с одной звездочкой якорной цепи и одной турачкой применима для одноякорного брашпиля.
Недостатки - высокие массогабаритные показатели конструкции.
Цель изобретения - снижение массогабаритных показателей конструкции брашпиля.
Указанная цель достигается тем, что одноякорный брашпиль содержит звездочку якорной цепи, имеющую тормозной шкив, установленную свободно, на подшипниках на валу и соединяемую с валом сцепной муфтой. Вал звездочки установлен на двух опорных стойках, закрепленных на палубном фундаменте. На одной из опорных стоек неподвижно закреплена ось установки турачки и выполнен кронштейн крепления мотора-редуктора привода брашпиля. Турачка установлена на оси свободно, на подшипниках, мотор-редуктор крепится к кронштейну лапами корпуса редуктора. Мотор-редуктор состоит из электродвигателя и волновой зубчатой передачи, у которой гибкое колесо выполнено в виде кольца, на торце которого нарезаны бочкообразные зубья, взаимодействующие с прямобочными зубьями четырех секторов, соединенных с ведомым валом передачи частями элементов двойной зубчатой муфты, кроме элемента муфты ведомого вала, выполненного целым. Генератор волн гибкого колеса соединен с выходным концом вала электродвигателя двойной зубчатой муфтой. На выходном валу мотора-редуктора неподвижно закреплена ведущая звездочка цепной передачи, которая многорядной цепью соединена с двумя ведомыми звездочками. При этом одна ведомая звездочка неподвижно закреплена на тыльной стороне корпуса турачки и соосно с ней, другая ведомая звездочка неподвижно закреплена на конце вала звездочки якорной цепи.
Привод брашпиля, состоящий из мотора-редуктора с компактной и небольшой массой волновой зубчатой передачи, простой цепной передачи, у которой одна ведущая звездочка соединена цепью с двумя ведомыми звездочками, снижает массогабаритные показатели конструкции одноякорного брашпиля. Техническая сущность предложенного одноякорного брашпиля поясняется чертежом, на котором:
Фиг. 1 - брашпиль одноякорный, компоновочная схема;
Фиг. 2 - вид А на Фиг. 1, вид Б;
Фиг. 3 - мотор-редуктор, продольный разрез;
Фиг. 4 - разрезы В-В, Г-Г на Фиг. 3, узел I.
Одноякорный брашпиль содержит звездочку 1 якорной цепи, имеющую тормозной шкив, установленную свободно на вал 2 и соединяемую с валом сцепной муфтой 3.
Вал звездочки установлен на двух опорных стойках 4, 5, закрепленных на палубном фундаменте 6. На опорной стойке 5 неподвижно закреплена ось 7 установки турачки 8 и выполнен кронштейн 9 крепления мотора-редуктора 10 привода брашпиля. Мотор-редуктор состоит из электродвигателя 11 и волновой зубчатой передачи, у которой гибкое колесо 12 выполнено в виде кольца, на торце которого нарезаны бочкообразные зубья 13, взаимодействующие с прямобочными зубьями 14 четырех секторов 15, соединенных с ведомым валом 16 передачи частями 17, 18 элементов двойной зубчатой муфты, кроме элемента 19 муфты ведомого вала, выполненного целым. При этом генератор 20 волн гибкого колеса 12 соединен с выходным концом вала электродвигателя 11 двойной зубчатой муфтой 21. На выходном валу мотора-редуктора 10 неподвижно закреплена ведущая звездочка 22 цепной передачи, которая двухрядной цепью 23 соединена с двумя ведомыми звездочками. При этом ведомая звездочка 24 неподвижно закреплена на тыльной стороне корпуса турачки 8, другая ведомая звездочка 25 неподвижно закреплена на конце вала 2 звездочки якорной цепи. Натяжение цепи цепной передачи регулируется устройством 26.
Работа брашпиля при якорных операциях
1. При отдаче якоря: привод брашпиля выключен, тормоз звездочки якорной цепи замкнут, сцепная муфта, соединения звездочки с валом привода, разомкнута, при этом: тормоз звездочки размыкается, под действием веса якоря звездочка вращается, якорь опускается на дно моря, после окончания операции тормоз звездочки замыкается.
2. При подъеме якоря: сцепная муфта, соединения звездочки якорной цепи с валом привода, замыкается, тормоз звездочки размыкается, включается привод брашпиля, звездочка вращается, якорь поднимается со дна моря на судно, при этом вращается и швартовная турачка, после окончания операции привод брашпиля выключается, тормоз звездочки замыкается, сцепная муфта, соединения звездочки с валом привода, размыкается.
Работа брашпиля при швартовной операции
Включается привод брашпиля, при этом вращаются турачка и вал звездочки якорной цепи, после окончания операции привод брашпиля выключается.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЯКОРНО-ШВАРТОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ | 2019 |
|
RU2721610C1 |
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ВОДОМЁТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 2023 |
|
RU2798792C1 |
Якорно-швартовное устройство | 1981 |
|
SU1062109A1 |
ВЕТРЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2021 |
|
RU2788466C1 |
Волновая зубчатая передача | 2017 |
|
RU2665977C1 |
Брашпиль | 1980 |
|
SU874453A1 |
Волновая зубчатая передача | 1987 |
|
SU1446386A1 |
ПОЛНОПРИВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД | 2017 |
|
RU2667709C1 |
Брашпиль | 1977 |
|
SU1058826A1 |
Устройство для формирования пакетов круглых лесоматериалов | 1986 |
|
SU1370035A1 |
Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к одноякорному брашпилю для большого калибра якорной цепи. Брашпиль содержит звездочку якорной цепи, установленную свободно на валу и соединяемую с валом сцепной муфтой. Вал звездочки установлен на двух опорных стойках, закрепленных на палубном фундаменте. На одной из стоек неподвижно закреплена ось, на которой свободно на подшипниках установлена турачка. На этой же стойке выполнен кронштейн, к которому лапами крепится мотор-редуктор, состоящий из электродвигателя и волновой зубчатой передачи. На выходном валу мотора-редуктора неподвижно закреплена ведущая звездочка цепной передачи, которая многорядной цепью соединена с двумя ведомыми звездочками. Одна ведомая звездочка неподвижно закреплена на тыльной стороне корпуса турачки и соосно с ней, другая ведомая звездочка неподвижно закреплена на конце вала звездочки якорной цепи. Привод брашпиля состоит из мотора-редуктора с компактной и небольшой массой волновой зубчатой передачи, простой цепной передачи, у которой одна ведущая звездочка соединена цепью с двумя ведомыми звездочками. Достигается снижение массогабаритных показателей конструкции брашпиля. 4 ил.
Брашпиль одноякорный, содержащий звездочку якорной цепи, имеющую тормозной шкив, установленную свободно на валу и соединяемую с валом сцепной муфтой, вал звездочки, установленный на двух опорных стойках, закрепленных на палубном фундаменте, турачку, установленную не соосно со звездочкой якорной цепи, привод брашпиля, имеющий мотор-редуктор, состоящий из электродвигателя и волновой зубчатой передачи, у которой гибкое колесо выполнено в виде кольца, на торце которого нарезаны бочкообразные зубья, взаимодействующие с прямобочными зубьями четырех секторов, соединенных с ведомым валом передачи частями элементов двойной зубчатой муфты, кроме элемента муфты ведомого вала, выполненного целым, генератор волн гибкого колеса соединен с выходным концом вала электродвигателя двойной зубчатой муфтой, отличающийся тем, что с целью снижения массогабаритных показателей конструкции брашпиля на одной из опорных стоек неподвижно закреплена ось установки турачки и выполнен кронштейн крепления мотора-редуктора привода брашпиля, при этом турачка установлена на оси свободно на подшипниках, мотор-редуктор прикреплен к кронштейну лапами корпуса редуктора, на выходном валу мотора-редуктора неподвижно закреплена ведущая звездочка цепной передачи, которая многорядной цепью соединена с двумя ведомыми звездочками, при этом одна ведомая звездочка неподвижно закреплена на тыльной стороне корпуса турачки и соосно с ней, другая ведомая звездочка неподвижно закреплена на конце вала звездочки якорной цепи.
ЯКОРНО-ШВАРТОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ | 2019 |
|
RU2721610C1 |
Волновая зубчатая передача | 2017 |
|
RU2665977C1 |
CN 100346091 C, 31.10.2007 | |||
СПИРАЛЬНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ПОЛОСЫ | 2011 |
|
RU2481905C1 |
Авторы
Даты
2025-04-10—Публикация
2024-08-26—Подача