Способ и система координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства Российский патент 2025 года по МПК G08G7/00 

Описание патента на изобретение RU2838621C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области организации воздушного движения. Изобретение применяется в системах планирования использования воздушного пространства.

Уровень техники

Известны способы управления воздушным движением [1,2] из которых в качестве прототипа выбран патент RU2746058 «Способ и устройство управления воздушным движением» [2].

Известен аналог «Способ управления воздушным движением летательных аппаратов в районе аэродрома». Для осуществления аналога получают данные о местоположении летательных аппаратов с помощью радиолокационного комплекса, содержащего каналы первичного, вторичного радиолокаторов и канал автоматического зависимого наблюдения вещательного типа, присваивают статистический вес данным каждого канала, данные объединяют и коммутируют, вычисляют координаты летательных аппаратов с учетом статистических весов.

Недостатком прототипа является то, что он не решает задачи планирования полетов государственной авиации.

Известен прототип RU2746058 «Способ и устройство управления воздушным движением» [2]. Для осуществления прототипа из внешних источников получают планы полетов, аэронавигационные данные и параметры воздушных судов, которые загружают в базы данных, производят обработку данных определенным образом, предоставляют необходимую информацию на рабочие места диспетчеров, создают общие базы данных, загружают в них информацию из внешних источников.

Недостатком прототипа является то, что он не решает задачи планирования полетов государственной авиации.

Техническая проблема, решаемая заявленным изобретением, заключается в повышении эффективности.

Технический результат заключается в повышении безопасности полетов, сокращении времени, затрачиваемого на принятие решений.

Заявленный технический результат достигается в способе координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, реализующие функции планирования, координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, с помощью которых в автоматизированном режиме создают планы использования воздушного пространства, учитывая аэронавигационную информацию, тактико-технические характеристики и принадлежность воздушных судов, ранее созданные планы полетов, разрешения на использование воздушного пространства и метеорологическую, сохраняя принятые данные из внешних источников, производят обработку данных, передают обработанные данные потребителям, обеспечивают всем потребителям доступ к обработанным данным в порядке времени поступления запросов, при этом перед началом обработки информации задают параметры зон ответственности, через которые проходят плановые траектории полетов; каждой зоне ответственности присваивается уникальный идентификатор; внутри заданных зон ответственности определяют внутренние зоны ответственности; каждой внутренней зоне ответственности также присваивается уникальный идентификатор; из внешних источников получают метеорологическую, радиолокационную, справочную информацию, а также данные об ограничениях использования воздушного пространства; из аэронавигационной и справочной информации выделяют данные относящиеся к заданным зонам ответственности, передают их потребителям, отображают и сохраняют; из данных, относящихся к заданным зонам ответственности, выделяют данные, относящиеся к внутренним зонам ответственности, преобразуют их в формат AIXM, передают потребителям, сохраняют и отображают; по запросу предоставляют метеорологическую информацию по заданной зоне ответственности, принимают и объединяют метеорологическую информацию по всем заданным зонам ответственности; принимают радиолокационную информацию об объектах, находящихся в заданных зонах ответственности; объединяют радиолокационную информацию по всем заданным зонам ответственности, сохраняют и передают ее потребителям; принимают информацию об ограничениях использования воздушного пространства по всем заданным зонам ответственности; выделяют информацию, относящуюся к внутренним зонам ответственности, передают информацию потребителям; принимают планово-диспетчерскую информацию по планам ведомственных пользователей воздушного пространства по всем заданным зонам ответственности; объединяют принятую информацию; выделяют планово-диспетчерскую информацию, относящуюся к заданным зонам ответственности; выделяют планово-диспетчерскую информацию, относящуюся к внутренним заданным зонам ответственности; передают информацию потребителям.

Заявленный технический результат достигается также в системе координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, реализующей способ координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, содержащая трехуровневую иерархическую систему, включающую на первом уровне комплекс средств автоматизации главного центра управления, выполненного с возможностью соединения с комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства главного центра и метеоцентром, на втором уровне комплекс средств автоматизации ЦУА территориального центра правления (КСА ЦУА ТЦУ) и комплекс средств автоматизации командного пункта соединения противовоздушной обороны (КСА КП соединения ПВО), а на третьем уровне комплекс средств автоматизации командного пункта военно-воздушных сил (КСА КП ВВС) и комплекс средств автоматизации командного пункта противовоздушной обороны (КСА КП ПВО), при этом комплексы средств автоматизации второго и третьего уровней выполнены с возможностью соединения с комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства регионального центра (КСА ПИВП РгЦ), а комплексы средств автоматизации второго уровня дополнительно выполнены с возможностью соединения с КСА первого уровня и комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства главного центра, при этом по каналам соединения КСА между собой, а также КСА ПИВН ГЦ и КСА ПИВН РгЦ, осуществляется передача метеорологической, радиолокационной, аэронавигационной информации, сообщений о представленном плане полета, разрешений на использование воздушного пространства.

Заявленное изобретение поясняется на графических материалах, где на фиг.1 –система планирования полетов гражданской авиации и ее взаимодействие с внешними источниками информации, где:

1 -канал соединения, по которому передаются FPL – сообщение о представленном плане полета; PLN – разрешение на использование воздушного пространства

2 - канал соединения, по которому передаются РЛИ – радиолокационная информация (информация наблюдения); FPL – сообщение о представленном плане полета; PLN – разрешение на использование воздушного пространства; АНИ – аэронавигационная информация;

3 - канал соединения, по которому передаются метео – данные, содержащие метеорологическую информацию; ограничения ИВП – данные, содержащие информацию об ограничениях использования воздушного пространства; РЛИ – радиолокационная информация (информация наблюдения); FPL – сообщение о представленном плане полета; PLN – разрешение на использование воздушного пространства

5 - канал соединения, по которому передаются FPL – сообщение о представленном плане полета; PLN – разрешение на использование воздушного пространства; АНИ – аэронавигационная информация;

6 - канал соединения, по которому передаются FPL – сообщение о представленном плане полета; PLN – разрешение на использование воздушного пространства; АНИ – аэронавигационная информация;

7 - канал соединения, по которому передаются РЛИ – радиолокационная информация (информация наблюдения); FPL – сообщение о представленном плане полета; PLN – разрешение на использование воздушного пространства; ограничения ИВП – данные, содержащие информацию об ограничениях использования воздушного пространства.

8 - канал соединения, по которому передаются РЛИ – радиолокационная информация (информация наблюдения)

9 - канал соединения, по которому передаются метео – данные, содержащие метеорологическую информацию; ограничения ИВП – данные, содержащие информацию об ограничениях использования воздушного пространства; РЛИ – радиолокационная информация (информация наблюдения); PLN – разрешение на использование воздушного пространства

10 - канал соединения, по которому передаются метео – данные, содержащие метеорологическую информацию.

Фиг.2 - схема обеспечения уровней системы данными, содержащими аэронавигационную и справочную информацию

Фиг.3 - схема обеспечения уровней метеорологическими данными

Фиг.4 - схема обеспечения системы данными, содержащими информацию наблюдения (радиолокационную информацию)

Фиг.5 - схема обеспечения системы данными о режимах и ограничениях использования воздушного пространства

Фиг.6 - схема потоков данных планово-диспетчерской информации по планам ведомственных пользователей.

Способ планирования полетов государственной авиации реализуется при помощи системы планирования полетов государственной авиации, состоящей из:

- Комплекса средств автоматизации главного центра управления (КСА ГЦУ);

- Комплекса средств автоматизации ЦУА территориального центра управления (КСА ЦУА ТЦУ);

- Комплекса средств автоматизации командного пункта соединения противовоздушной обороны (КСА КП соединения ПВО);

- Комплекса средств автоматизации командного пункта военно-воздушных сил (КСА КП ВВС);

- Комплекса средств автоматизации командного пункта противовоздушной обороны (КСА КП ПВО).

Входящие в состав системы планирования полетов государственной авиации комплексы средств автоматизации (КСА) делятся на три уровня иерархии:

- Первый уровень – Комплекс средств автоматизации главного центра управления (КСА ГЦУ);

- Второй уровень – Комплекс средств автоматизации ЦУА территориального центра управления (КСА ЦУА ТЦУ) и комплекс средств автоматизации командного пункта соединения противовоздушной обороны (КСА КП соединения ПВО);

- Третий уровень – комплекс средств автоматизации командного пункта военно-воздушных сил (КСА КП ВВС) и комплекс средств автоматизации командного пункта противовоздушной обороны (КСА КП ПВО).

Взаимодействие системы планирования полетов государственной авиации с существующими автоматизированными системами планирования использования воздушного пространства из состава Единой системы организации воздушного движения приведено на фиг. 1.

FPL – сообщение о представленном плане полета;

PLN – разрешение на использование воздушного пространства;

РЛИ – радиолокационная информация (информация наблюдения);

АНИ – аэронавигационная информация;

метео – данные, содержащие метеорологическую информацию;

ограничения ИВП – данные, содержащие информацию об ограничениях использования воздушного пространства.

Система координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, реализующая данный способ, может являться масштабируемой и содержать более одного КСА каждого уровня.

Каждый из уровней иерархии устройства имеет в своем составе четыре функциональных модуля:

- Модуль обмена данными;

- Модуль базы данных (БД);

- Модуль обработки данных;

- Модуль АРМ.

Модуль обмена данными предназначен для организации взаимодействия как с внешними КСА, так и между уровнями системы планирования полетов государственной авиации по утвержденным протоколам.

Модуль базы данных предназначен для хранения планово-диспетчерской, аэронавигационной, справочной информации и информации об ограничениях использования воздушного пространства, поступающих на данный уровень.

Модуль обработки данных предназначен для обработки всей поступающей информации.

Модуль автоматизированного рабочего места (модуль АРМ) представляет совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие персонала с устройством.

В связи с большим объемом обрабатываемой информации, на уровнях комплексов средств автоматизации КСА ГЦУ, КСА ЦУА ТЦУ и КСА КП соединения ПВО — модули БД, обмена и обработки данных, размещены на выделенных серверах. Количество серверов может меняться в зависимости от производительности применяемого оборудования и требуемой скорости обработки.

На уровне комплексов средств автоматизации КСА КП ВВС и КСА КП ПВО, применение выделенных серверов является избыточным. В связи с этим, функциональные модули могут быть объединены в рамках АРМ, входящих в их состав.

При реализации данного способа с помощью приведенной системы планирования полетов государственной авиации обмен информацией внутри блоков системы планирования полетов государственной авиации будет осуществляться в соответствии со схемами, приведенными на фиг. 2 – фиг. 6.

Раскрытие сущности изобретения

Технический результат достигается тем, что планы использования воздушного пространства создают в автоматизированном режиме с учетом актуальных данных, содержащих аэронавигационную информацию, тактико-технические характеристики воздушных судов, данные о ранее созданных планах полетов, разрешениях на использование воздушного пространства и данных содержащих метеорологическую информацию. Принятые из внешних источников данные сохраняются, производится их обработка. Обработанные данные передаются потребителям. Обеспечивается доступ к обработанным данным всем потребителям, в порядке времени поступления запросов. При этом:

1. перед началом обработки информации задают параметры зон ответственности, относящиеся к уровням иерархии системы координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, через которые могут проходить плановые траектории; каждой зоне ответственности присваивается уникальный идентификатор;

2. из внешних источников получают метеорологические, радиолокационные, справочные данные, а также данные об ограничениях использования воздушного пространства;

3. из аэронавигационных и справочных данных выделяют часть относящуюся к заданным зонам ответственности, передают данные на соответствующие уровни системы планирования полетов государственной авиации, отображают и сохраняют их. При передаче на нижние уровни иерархии, выделенные данные, преобразуют в формат AIXM, передают, сохраняют и отображают на соответствующих АРМ устройства;

4. по запросу предоставляют метеорологические данные по заданной зоне ответственности, принимают и объединяют метеорологические данные по всем заданным зонам ответственности;

5. принимают радиолокационные данные об объектах, находящихся в заданных зонах ответственности; объединяют радиолокационные данные по заданным зонам ответственности, сохраняют и передают их в КСА в соответствии с зонами ответственности;

6. принимают данные о режимах и ограничениях использования воздушного пространства по всем заданным зонам ответственности; при необходимости выделяют данные, относящиеся к внутренним зонам ответственности, передают данные на соответствующие уровни устройства;

7. принимают данные, содержащие планово-диспетчерскую информацию по планам ведомственных пользователей воздушного пространства по всем заданным зонам ответственности; при необходимости объединяют принятые данные; при необходимости изменяют их; выделяют данные содержащие планово-диспетчерскую информацию, относящуюся к заданным зонам ответственности; выделяют данные, относящуюся к внутренним заданным зонам ответственности; передают данные потребителям.

Осуществление изобретения

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом:

1. Параметры зон ответственности задаются автоматизированно, в табличном или графическом виде. Присвоение уникальных идентификаторов новым зонам ответственности выполняется автоматически при сохранении данных. При корректировке параметров существующей зоны уникальный идентификатор не изменяется (сохраняется прежним). Получение данных, содержащих метеорологическую, радиолокационную и справочную информации, а также данных о режимах и ограничениях использования воздушного пространства осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия между КСА из состава ЕС ОрВД и КСА из состава устройства. Из КСА ПИВП ГЦ данные содержащие аэронавигационную и справочную информацию передаются в КСА ГЦУ, откуда транслируются в КСА ТЦУ. После поступления данных в КСА ТЦУ, в соответствии с зонами ответственности, они преобразуются из внутреннего представления в формат AIXM и предоставляются в КСА соединений ПВО и КСА КП ВВС. КСА соединений ПВО передает полученные данные в КСА КП ПВО. При передаче данных в формате AIXM возможно использование протокола FTP. Процедура выделения и формирования данных для передачи может выполняться как автоматически (по событию изменения данных или по времени), так и автоматизированно. Сама передача данных выполняется в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия между КСА из состава устройства.

Схема обеспечения уровней системы данными, содержащими аэронавигационную и справочную информацию представлена на фиг. 2. Данная схема обеспечивает единство и непротиворечивость данных на всех уровнях устройства, т.к. используется единый источник - КСА ПИВП ГЦ.

Использование протокола FTP для передачи файлов в формате AIXM (модель обмена аэронавигационной информацией (Aeronautical Information Exchange Model) позволяет осуществлять распространение данных по медленным и нестабильным каналам. В случае отсутствия каналов, либо их деградации, данные могут передаваться на сменных носителях.

2. Источником метеорологических данных для существующих автоматизированных систем планирования ИВП из состава ЕС ОрВД является метеосервер, объединяющий данные из различных источников, и снабжающий ими КСА ПИВП РгЦ. В КСА ГЦУ целесообразно получать метеорологические данные непосредственно от метеосервера. Второй и третий уровни устройства могут снабжаться метеорологическими данными от КСА ПИВП РгЦ, в соответствии с зоной ответственности. Прием данных, содержащих метеорологическую информацию, осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованным протоколом информационно-технического взаимодействия между источником (метеосервером, КСА ПИВП РгЦ) и КСА из состава системы планирования полетов государственной авиации. Метеорологические данные имеют строгую географическую привязку. Поступая от различных источников, имеющих непересекающиеся зоны, они не требуют объединения на уровне потока данных. Объединение происходит путем сложения данных от разных источников и отсечения данных, лежащих за границами ответственности каждого источника. Предоставление метеорологических данных осуществляется по запросу потребителей в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия между КСА из состава системы планирования полетов государственной авиации.

Схема обеспечения уровней устройства метеорологическими данными представлена на фиг. 3.

3. Из КСА ПИВП РгЦ данные, содержащие информацию наблюдения (радиолокационную информацию), передаются в КСА ПИВП ГЦ, КСА ТЦУ, КСА КП ВВС и КСА соединений ПВО, находящихся в его зоне ответственности. Объединенные от всех КСА ПИВП РгЦ данные, передаются из КСА ПИВП ГЦ в КСА ГЦУ. При необходимости, КСА ЦУА ТЦУ и КСА соединений ПВО осуществляют объединение данных содержащих информацию наблюдения самостоятельно.

Прием данных, содержащих радиолокационную информацию, осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованным протоколом информационно-технического взаимодействия между источником (КСА ПИВП ГЦ, КСА ПИВП РгЦ) и КСА из состава системы планирования полетов государственной авиации . Данные, содержащие информацию наблюдения, имеют строгую географическую привязку. Поступая от различных источников, имеющих непересекающиеся зоны, они не требуют объединения на уровне потока данных. Объединение происходит путем сложения данных от разных источников и отсечения данных, лежащих за границами ответственности каждого источника. Предоставление данных, содержащих информацию наблюдения, осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия между КСА из состава устройства.

Схема обеспечения устройства данными, содержащими информацию наблюдения, представлена на фиг. 4.

4. Из КСА ПИВП РгЦ данные о режимах и ограничениях ИВП передаются в КСА ТЦУ и КСА соединений ПВО. Прием данных осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованным протоколом информационно-технического взаимодействия между источником (КСА ПИВП РгЦ) и КСА из состава устройства. Данные о режимах и ограничениях использования воздушного пространства (ИВП) имеют строгую географическую привязку. Поступая от различных источников, имеющих непересекающиеся зоны, они не требует объединения на уровне потока данных. Объединение происходит путем сложения данных от разных источников и отсечения данных, лежащих за границами ответственности каждого источника. Предоставление данных осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия между КСА из состава устройства.

Схема обеспечения устройства данными о режимах и ограничениях ИВП представлена на фиг. 5.

Схема независимой передачи режимов и ограничений ИВП от центров единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) в КСА ТЦУ и КСА соединений ПВО выбрана с учетом существующих потоков данных. Применение подобной схемы позволит исключить внесение изменений в отлаженное взаимодействие систем.

5. Обеспечение системы данными планово-диспетчерской информации, получаемой в органах ЕС ОрВД от гражданских пользователей, в силу действующих федеральных правил использования воздушного пространства (ФП ИВП), разделяется на два варианта:

- разрешение на ИВП выдает ГЦ ЕС ОрВД;

- разрешение на ИВП выдает РгЦ ЕС ОрВД.

Из КСА ПИВП РгЦ данные планово-диспетчерской информации по планам гражданских пользователей, ответственности ГЦ ЕС ОрВД, передаются последовательно в КСА ПИВП ГЦ, КСА ГЦУ, КСА ТЦУ. После поступления данных, в КСА ПИВП ГЦ, они передаются последовательно в КСА всех уровней устройства.

В настоящее время пользователи воздушного пространства подают планы на ИВП в ЕС ОрВД через региональный центр аэродрома вылета (района иной деятельности по ИВП). В случае, когда разрешение на ИВП должен выдавать ГЦ ЕС ОрВД, данный план автоматически перенаправляется в Главный центр. Все данные по плану, включая разрешение на ИВП, передаются в ПВО. В целях получения в КСА ГЦУ и КСА ТЦУ полной картины по планам ИВП предлагается направлять данные по каналу связи ГЦ ЕС ОрВД - ГЦУ и далее в соответствии с зоной ответственности ТЦУ.

Ввод данных по планам полетов государственной авиации осуществляется в системе с КСА КП ВВС в автоматизированном режиме. Далее данные о планах полетов передаются на согласование в вышестоящие уровни системе (КСА ЦУА ТЦУ, КСА ГЦУ) и в оперативные органы ЕС ОрВД в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия. Объединение данных выполняется в системе планирования полетов государственной авиации на уровнях КСА ЦУА ТЦУ и КСА ГЦУ в автоматическом режиме на основе ключевых полей планов полетов (номер рейса, аэродром вылета, аэродром посадки, дата и время вылета). При этом каждому новому плану полета присваивается уникальный цифровой идентификатор, который используется в дальнейшем при обмене планово-диспетчерскими данными как внутри системы планирования полетов государственной авиации, так и с оперативными органами ЕС ОрВД. Выделение данных, содержащих планово-диспетчерскую информацию по зонам ответственности, выполняется по территориальному признаку в соответствии с заданными параметрами зон ответственности и данными расчета пространственно-временной траектории полета воздушного судна. Предоставление планово-диспетчерских данных осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия.

Схема потоков планово-диспетчерских данных по планам ведомственных пользователей приведена на фиг. 6.

Источники информации, принятые во внимание

1. Пат. 2746058 RU, МПК G08G7/00 G08G5/00 G06F17/00. Способ и устройство управления воздушным движением / Логунов Н.С., Миролюбов А.М., Саидов А.А. Заявитель и патентообладатель ЗАО "Азимут-Альянс". № 2020124442. Дата приоритета: 23.07.2020.

2. Пат. 2662321 RU, МПК G06F 17/50. Способ управления воздушным движением летательных аппаратов в районе аэродрома: / Велькович М.А., Цветков М.В., Синицын Е.А., Яблоков А.Ю., Шифрин В.В.: Патентообладатель: "Научно-производственное предприятие "Цифровые радиотехнические системы"; Номер заявки: № 2016150623. Дата приоритета: 21.12.2016.

Похожие патенты RU2838621C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 2020
  • Логунов Никита Сергеевич
  • Миролюбов Александр Маркович
  • Саидов Адиль Абукович
RU2746058C1
Способ авиационного наблюдения и устройство для его осуществления 2023
  • Плясовских Александр Петрович
  • Король Виктор Михайлович
  • Княжский Александр Юрьевич
RU2808467C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЦЕНТРОМ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ В ВОЗДУШНОМ, НАЗЕМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 2018
  • Алдюхов Александр Александрович
RU2676519C1
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ БОРТОВОГО ГЛОНАСС/GPS-ОБОРУДОВАНИЯ И GSM/GPRS СЕТЕЙ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССОВ C, G 2015
  • Алдюхов Александр Александрович
RU2609625C2
Интегрированная автоматизированная система контроля и управления средствами поисково-спасательного обеспечения спускаемых космических аппаратов 2017
  • Марков Максим Михайлович
  • Король Виктор Михайлович
RU2668145C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И КООРДИНАЦИИ ПОЛЕТОВ АВИАЦИИ 2016
  • Бреслер Игорь Борисович
  • Титова Елена Витальевна
  • Александров Андрей Витальевич
  • Смирнов Евгений Павлович
  • Говоритель Владимир Владимирович
  • Аршеневская Светлана Владимировна
  • Егоров Андрей Владимирович
  • Люман Виктория Юрьевна
  • Фомин Михаил Сергеевич
RU2648913C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ В ОБЩЕМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2018
  • Ильин Александр Иванович
RU2699613C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ МАЛОЙ АВИАЦИИ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2007
  • Урличич Юрий Матэвич
  • Моисеенко Владимир Павлович
  • Захарова Наталия Юрьевна
RU2343530C1
СЕТЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ 2013
  • Пальгуев Дмитрий Анатольевич
  • Панкратов Сергей Игоревич
RU2543068C1
Способ обеспечения централизованного управления группы беспилотных летательных аппаратов с использованием сервера-агрегатора 2023
  • Баранов Александр Сергеевич
  • Бобров Сергей Викторович
  • Вахрушев Евгений Владимирович
  • Грибов Дмитрий Игоревич
  • Дибин Александр Борисович
  • Истомин Владимир Георгиевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2809495C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 838 621 C2

Реферат патента 2025 года Способ и система координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства

Изобретение относится к области организации и контроля воздушного движения. Технический результат заключается в повышении безопасности полетов, информационной осведомленности, сокращении времени, затрачиваемого на принятие решений. На этапах способа: задают параметры зон ответственности, через которые проходят плановые траектории полетов; каждой зоне ответственности присваивается уникальный идентификатор; из внешних источников получают метеорологическую, радиолокационную, справочную информацию, а также данные об ограничениях использования воздушного пространства; из аэронавигационной и справочной информации выделяют данные, относящиеся к заданным зонам ответственности, передают их потребителям, отображают и сохраняют; из данных, относящихся к заданным зонам ответственности, выделяют данные, относящиеся к внутренним зонам ответственности, преобразуют их в формат AIXM, передают потребителям, сохраняют и отображают. Дополнительно предложена система планирования полетов гражданской авиации. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 838 621 C2

1. Способ координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, включающий этапы, на которых в автоматизированном режиме создают планы использования воздушного пространства, учитывая аэронавигационную информацию, тактико-технические характеристики и принадлежность воздушных судов, ранее созданные планы полетов, разрешения на использование воздушного пространства и метеорологическую информацию, сохраняя принятые данные из внешних источников, производят обработку данных, передают обработанные данные потребителям, обеспечивают всем потребителям доступ к обработанным данным в порядке времени поступления запросов, отличающийся тем, что перед началом обработки информации посредством системы координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства автоматизированно задают параметры зон ответственности, относящиеся к уровням иерархии системы планирования полетов государственной авиации, через которые проходят плановые траектории полетов; каждой зоне ответственности автоматически присваивается уникальный идентификатор; внутри заданных зон ответственности определяют внутренние зоны ответственности; каждой внутренней зоне ответственности также присваивается уникальный идентификатор;

из внешних источников получают метеорологическую, радиолокационную, справочную информацию, а также данные об ограничениях использования воздушного пространства;

из аэронавигационной и справочной информации выделяют данные, относящиеся к заданным зонам ответственности, передают их потребителям, отображают и сохраняют;

из данных, относящихся к заданным зонам ответственности, выделяют данные, относящиеся к внутренним зонам ответственности, посредством КСА ТЦУ преобразуют их в формат AIXM, передают потребителям, сохраняют и отображают; при этом процедуру выделения и формирования данных для передачи выполняют как автоматически, по событию изменения данных или по времени,

так и по запросу, в автоматическом режиме в соответствии с согласованными протоколами информационно-технического взаимодействия между комплексами средств автоматизации (КСА) из состава системы планирования полетов государственной авиации, предоставляют метеорологическую информацию по заданной зоне ответственности, принимают и объединяют метеорологическую информацию по всем заданным зонам ответственности;

принимают радиолокационную информацию об объектах, находящихся в заданных зонах ответственности; прием осуществляют в автоматическом режиме в соответствии с согласованным протоколом информационно-технического взаимодействия между комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства главного центра (КСА ПИВП ГЦ), комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства регионального центра (КСА ПИВП РгЦ) и КСА из состава системы планирования полетов государственной авиации, данные, содержащие информацию наблюдения, имеют строгую географическую привязку; объединяют радиолокационную информацию по всем заданным зонам ответственности, сохраняют и передают КСА в соответствии с зонами ответственности, принимают информацию об ограничениях использования воздушного пространства по всем заданным зонам ответственности; выделяют информацию, относящуюся к внутренним зонам ответственности, передают информацию потребителям;

принимают планово-диспетчерскую информацию по планам ведомственных пользователей воздушного пространства по всем заданным зонам ответственности; объединяют принятую информацию; выделяют планово-диспетчерскую информацию, относящуюся к заданным зонам ответственности; выделяют планово-диспетчерскую информацию, относящуюся к внутренним заданным зонам ответственности; передают информацию потребителям.

2. Система координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства, реализующая способ координирования и контроля полетов государственной авиации по использованию воздушного пространства и содержащая трехуровневую иерархическую систему, включающую на первом уровне комплекс средств автоматизации главного центра управления, выполненного с возможностью обмена данными с комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства главного центра (КСА ПИВН ГЦ) и метеоцентром, а также автоматического задания параметров зон ответственности, присвоения уникальных идентификаторов зонам ответственности и неизменяемости идентификаторов при корректировке указанных параметров,

на втором уровне - комплекс средств автоматизации ЦУА территориального центра управления (КСА ЦУА ТЦУ), выполненного с возможностью преобразования полученных данных из внутреннего представления в формат AIXM, с использованием протокола FTP, и комплекс средств автоматизации командного пункта соединения противовоздушной обороны (КСА КП соединения ПВО),

а на третьем уровне - комплекс средств автоматизации командного пункта военно-воздушных сил (КСА КП ВВС) и комплекс средств автоматизации командного пункта противовоздушной обороны (КСА КП ПВО), при этом

комплексы средств автоматизации второго и третьего уровней выполнены с возможностью обмена данными с комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства регионального центра (КСА ПИВП РгЦ), а также объединения информации путем сложения данных от источников и отсечения данных, лежащих за границами зон ответственности каждого источника,

а комплексы средств автоматизации второго уровня дополнительно выполнены с возможностью обмена данными с КСА первого уровня и комплексом средств автоматизации планирования использования воздушного пространства главного центра,

при этом обмен данными КСА между собой, а также с КСА ПИВН ГЦ и КСА ПИВН РгЦ осуществляется посредством передачи метеорологической, радиолокационной, аэронавигационной информации, сообщений о представленном плане полета, разрешений на использование воздушного пространства, в соответствии с заданными зонами ответственности, содержащими уникальные идентификаторы зон ответственности и внутренних зон ответственности, относящихся к уровням иерархии системы планирования полетов государственной авиации, через которые проходят плановые траектории полетов, каждый из уровней иерархии имеет в своем составе модуль обмена данными, модуль базы данных (БД), модуль обработки данных, модуль автоматизированного рабочего места.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2838621C2

АЛЕКСЕЕВА А.С.: "Модернизация автоматизированных систем управления воздушным движением", Найдено в: https://elibrary.ru/item.asp?id=38243443, 2019
АХМЕДОВ Р
М.: "Автоматизированные системы управления воздушным движением", учебное пособие - СПб
: Политехника, 2004
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ 2020
  • Логунов Никита Сергеевич
  • Миролюбов Александр Маркович
  • Саидов Адиль Абукович
RU2746058C1
US 10909858 B2 (THE BOEING

RU 2 838 621 C2

Авторы

Завистовских Анатолий Евгеньевич

Лукин Леонид Кириллович

Плясовских Александр Петрович

Даты

2025-04-22Публикация

2023-05-29Подача