Изобретение относится к строительству аэродромов и касается выполнения аэродромных покрытий из многослойных конструкций.
Известна конструкция асфальтобетонного покрытия, для армирования которой используют геосетки. При этом в узлах пересечения продольных и поперечных волокон геосетки установлен разъемный шип для увеличения сдвигоустойчивости многослойных покрытий, выполненный в виде двух конусообразных частей с защелкой (см. патент РФ №2272093, МПК Е01С 11/18, опубл. 2006 г.).
Недостатками изобретения являются невозможность применения при строительстве покрытий из цементобетона и обеспечения независимых горизонтальных перемещений отдельных слоев покрытия.
Известно аэродромное покрытие, принятое в качестве прототипа, состоящее из верхнего и нижнего плоских слоев с прослойкой между ними. Каждый слой выполнен из плит с температурными швами между ними, смещенными относительно друг друга. Конструкция покрытия снабжена вертикальными связями в виде стальных стержней, имеющих наружный слой из податливого материала - битума. При этом стальные стержни заанкерены своими концами в плиты и установлены вдоль температурных швов нижнего слоя, а слой из битума расположен в контактной зоне слоев покрытия (см. А.С. СССР №1357475, МПК Е01С 5/06, опубл. 1987 г.).
Недостаток изобретения заключается в значительной трудности установки вертикальных связей в существующих жестких слоях аэродромного покрытия. Кроме того, изобретение предполагает устройство двух новых слоев бетона.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является возможность упрощения процесса установки вертикальных связей на новых и существующих слоях покрытия при одновременном обеспечении предотвращения отрыва слоев и возможности их независимых горизонтальных перемещений под нагрузкой и температурным воздействием.
Поставленная техническая задача решается тем, что в аэродромном покрытии, содержащем разделенные прослойкой верхний и нижний жесткие слои, каждый из которых выполнен из плит с температурными швами между ними, а температурные швы одного слоя расположены со смещением относительно температурных швов другого, при этом между слоями аэродромного покрытия установлены ориентированные вдоль температурных швов нижнего слоя вертикальные связи с нанесенным на их поверхность в контактной зоне упомянутых слоев податливым материалом, причем верхний конец упомянутых вертикальных связей заанкерен с помощью конструктивной арматуры в плитах верхнего слоя, согласно полезной модели нижний конец вертикальных связей имеет Т-образный профиль с возможностью захода его выступающих частей под плиты нижнего слоя.
На решение технической задачи направлено и то, что верхний заанкеренный конец вертикальных связей выполнен изогнутым, а также то, что верхний заанкеренный конец вертикальных связей может иметь профиль, повторяющий конфигурацию его нижнего конца.
При использовании конструкции вертикальных связей, отличных от прототипа, существенно упрощается их установка как при новом строительстве, так и при наличии существующего нижнего слоя. При этом арматура, расположенная в слоях плит, в отличие от прототипа, позволяет удерживать вертикальную связь в проектном положении и одновременно не препятствует допустимым горизонтальным и безотрывным смещениям слоев плит.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено предлагаемое покрытие в поперечном разрезе; на фиг. 2 - дан вид А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4 - представлены частные случаи исполнения вертикальной связи (общий вид); на фиг. 5 - дано сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 6 - вид Б на фиг. 3; на фиг. 7 - вид В на фиг. 4; на фиг. 8 - вид Г на фиг. 4.
Аэродромное покрытие содержит разделенные прослойкой 1 верхний и нижний жесткие слои 2 и 3, соответственно, из бетона, каждый из которых выполнен из плит (на чертеже не обозначены) с температурными швами 4 и 5. При этом температурные швы 4 и 5 соответствующих верхнего и нижнего слоев 2 и 3 расположены со смещением относительно друг друга. Вдоль температурных швов нижнего слоя 5 установлены вертикальные связи 6, покрытые слоем 7 податливого материала - битума, верхний конец вертикальных связей заанкерен с помощью конструктивной арматуры 8 в теле верхних слоев 2. Нижний конец вертикальных связей 6 имеет Т-образный профиль с возможностью захода его выступающих частей под плиты нижнего слоя 3. Верхний конец вертикальной связи 6 может быть изогнутым или повторять конфигурацию нижнего конца.
Покрытие работает следующим образом.
При монтаже покрытия вертикальные связи 6 опускают через деформационные швы 5 нижнего слоя 3 до низа последнего с заходом выступающих частей вертикальной связи 6 под плиты нижнего слоя 3, далее вертикальные связи 6 поворачивают на 90° и анкеруют с помощью конструктивной арматуры 8. После этого устраивается верхний слой покрытия 2
При эксплуатации покрытия воздействием вертикальной самолетной нагрузки, приложенной над швами 5 нижнего слоя 3, в обоих слоях 2 и 3 покрытия возникают изгибные напряжения, которые распределяются в слоях пропорционально их жесткостям. В вертикальных связях 6 возникают растягивающие напряжения, препятствующие отрыву слоев, благодаря выступающим Т-образным частям, заходящим под плиты нижнего слоя 3 и одновременно заанкеренных в теле плит верхнего слоя 2. При температурном воздействии прослойка 1 и слой 7 податливого материала обеспечивают независимую работу каждого слоя и необходимую свободу горизонтальных перемещений.
Применение вертикальных связей 6 с Т-образными частями упрощает процесс их установки как при устройстве нового покрытия, так и в случае усиления существующего при сохранении нижнего слоя, обеспечивая безотрывное смещение слоев в горизонтальной плоскости под нагрузкой и температурном воздействии.
Таким образом, изобретение позволяет упростить процесс установки вертикальных связей аэродромного покрытия при одновременном обеспечении независимых горизонтальных перемещений верхнего и нижнего слоев и предотвращения их отрыва под нагрузкой и температурным воздействием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Аэродромное или дорожное покрытие | 1986 |
|
SU1357475A1 |
Жесткое аэродромное или дорожное покрытие | 1986 |
|
SU1474196A1 |
ГИБКОЕ МНОГОСЛОЙНОЕ ПОКРЫТИЕ | 1993 |
|
RU2044813C1 |
ЖЕСТКОЕ ОДНОСЛОЙНОЕ МОНОЛИТНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ АЭРОДРОМНОЕ ПОКРЫТИЕ, ВОЗВОДИМОЕ НА ПУЧИНИСТОМ ГРУНТОВОМ ОСНОВАНИИ | 2007 |
|
RU2351704C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕЗЗАЗОРНОЙ АВТОКОМПЕНСАЦИИ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ (ОСНОВАНИЙ) АВТОДОРОГ | 2010 |
|
RU2463404C2 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ СБОРНО-МОНОЛИТНЫЙ КАРКАС МНОГОЭТАЖНОГО ЗДАНИЯ | 2002 |
|
RU2226593C2 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА С КОМПОЗИЦИОННЫМ ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2022 |
|
RU2790607C1 |
МНОГОЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ | 1990 |
|
RU2021450C1 |
Сборное покрытие | 1988 |
|
SU1622483A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СБОРНОГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО КАРКАСА МНОГОСЕКЦИОННОГО ЗДАНИЯ | 2016 |
|
RU2632829C1 |
Изобретение относится к строительству покрытий аэродромов. Покрытие состоит из верхнего и нижнего слоев 2 и 3 с прослойкой 1 между ними. Нижний и верхний слои 2 и 3 разделены на плиты температурными швами 4 и 5 между ними. Швы 4 и 5 в плане смещены относительно друг друга. Между слоями аэродромного покрытия установлены ориентированные вдоль температурных швов нижнего слоя 3 вертикальные связи 6 с нанесенным на их поверхность в контактной зоне слоев покрытия податливым материалом 7. Верхний конец вертикальных связей 6 заанкерен с помощью конструктивной арматуры 8 в плитах верхнего слоя. Нижний конец вертикальных связей 6 имеет Т-образный профиль с возможностью захода его выступающих частей под плиты нижнего слоя 3. Технический результат - упрощение процесса установки вертикальных связей в слоях покрытия при одновременном обеспечении предотвращения отрыва слоев и возможности их независимых горизонтальных перемещений под нагрузкой и температурным воздействием. 8 ил.
Аэродромное покрытие, содержащее разделенные прослойкой верхний и нижний жесткие слои, каждый из которых выполнен из плит с температурными швами между ними, а температурные швы одного слоя расположены со смещением относительно температурных швов другого, при этом в слоях аэродромного покрытия установлены ориентированные вдоль температурных швов нижнего слоя вертикальные связи с нанесенным на их поверхность в контактной зоне упомянутых слоев податливым материалом, причем верхний конец упомянутых вертикальных связей заанкерен с помощью конструктивной арматуры в плитах верхнего слоя, отличающееся тем, что нижний конец вертикальных связей имеет Т-образный профиль с возможностью захода его выступающих частей под плиты нижнего слоя.
Аэродромное или дорожное покрытие | 1986 |
|
SU1357475A1 |
Аэродромное покрытие | 1978 |
|
SU684077A1 |
Сборное аэродромное или дорожное покрытие | 1984 |
|
SU1209730A1 |
Жесткое аэродромное монолитное покрытие и способ его возведения | 1980 |
|
SU973684A1 |
CN 204875432 U, 16.12.2015 | |||
US 3707901 A1, 02.01.1973 | |||
Земляное полотно автомобильной дороги | 1976 |
|
SU585249A1 |
Авторы
Даты
2025-05-19—Публикация
2024-03-15—Подача