Способ подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов и устройство его реализующее Российский патент 2025 года по МПК G09B9/00 A63F13/57 

Описание патента на изобретение RU2841411C1

Изобретение относится к области криминалистики и может быть использовано в тренажерах для моделирования проведения расследования парашютного происшествия или инцидента и изучения механизма повреждения материальной части парашютных систем и причинения телесных повреждений парашютисту.

Известны следственные действия, их цели и порядок проведения [1]. Следственные действия производит следователь либо дознаватель. Кроме того, их вправе осуществлять уполномоченные на проведение отдельных процессуальных действий работники правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Следственные действия, независимо от их непосредственной задачи, в совокупности направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела. Техническим результатом следственных действий является обнаружение, проверка и закрепление доказательств.

Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Следственные действия, в частности, включают осмотр, допрос, очную ставку, производство судебной экспертизы.

Осмотр как следственное действие – это личное восприятие и процессуальная фиксация внешних признаков объектов, к которым, как правило, имеется свободный доступ.

Целями осмотра являются: обнаружение следов преступления, выяснение других обстоятельств, имеющих значение для дела, процессуальная фиксация признаков осматриваемых объектов.

Осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта. Поэтому он может быть проведен еще до вынесения постановления о возбуждении дела.

Осмотр трупа требует обязательного участия в нем специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия – иного врача.

Допрос представляет собой процессуальный расспрос одного лица с целью получения от него устных показаний и их процессуальной фиксации.

Особенности допроса свидетеля и потерпевшего состоят в предупреждении их об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей. Следователю необходимо принять меры к тому, чтобы допрашиваемые свидетели по одному уголовному делу не могли общаться между собой. Свидетель вправе явиться на допрос с адвокатом.

Особенность допроса подозреваемого и обвиняемого состоит в том, что дача показаний является их правом, реализующим полномочия стороны защиты.

Очная ставка – следственное действие, в ходе которого проводится одновременный допрос и дознание ранее допрошенных лиц при наличии в их показаниях существенных противоречий. Цель очной ставки – устранить эти противоречия и выяснить их причину.

Судебная экспертиза состоит в проведении лицом – экспертом, на основе его специальных познаний, самостоятельного процессуального исследования по решению органов, ведущих дело.

Производство судебной экспертизы складывается из трех этапов: во-первых, назначения, во-вторых, проведения самостоятельного процессуального исследования лицом (лицами) на основе его специальных познаний и дачи им заключения (сообщения о невозможности дать заключение) по вопросам, поставленным осуществляющим производство по делу органом, и, в-третьих, ознакомление сторон с результатами исследования.

Известен порядок расследования и следственные действия при авиационных происшествиях и инцидентах, их цели и порядок проведения [2, 3].

По каждому авиационному происшествию (инциденту) проводится расследование в строгом соответствии с требованиями Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации [3].

Следственные действия при авиационных происшествиях включают осмотр места авиационного происшествия, выемку служебной документации по уголовным делам об авиационных происшествиях, допрос свидетелей и потерпевших по уголовным делам об авиационных происшествиях, проведение экспертиз по уголовным делам об авиационных происшествиях.

Авиационное происшествия – событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.

Авиационный инцидент – это событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием.

Расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории России организует и проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций, а также авиационных происшествий, в которые одновременно вовлечен авиационный персонал федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций, осуществляются Службой безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководитель следственной группы контактирует со служебной комиссией, присутствует на ее заседаниях, контролирует качество и полноту осмотра места происшествия и других следственных действий.

Осмотр места авиационного происшествия, произошедшего при полете воздушного судна, рекомендуется начинать с борта самолета или вертолета. После установления места падения самолета и определения границ разброса его отдельных частей и трупов дальнейший осмотр места происшествия продолжается на земле путем прочесывания местности. Осмотр на земле, как правило, начинается с центра места происшествия, которым является место падения летательного аппарата.

Осмотр места происшествия, произошедшего при посадке, включает в себя осмотр самолета, взлетно-посадочной полосы, а также отдельных участков аэродрома до взлетно-посадочной полосы и за ее пределами. Задачами осмотра являются: определение состояния взлетно-посадочной полосы, наличия на ней посторонних предметов, а также обнаружение места первого касания воздушного судна, установление расстояния от него до выявленной границы посадки, длины пробега после приземления и других следов, указывающих на обстоятельства совершения, непосредственную и основную причины летного происшествия.

Одновременно с осмотром места авиационного происшествия либо сразу по его окончании производится выемка и осмотр документации, имеющей отношение как к самому полету, так и к его подготовке и организации. Выемка производится в целях предупреждения утраты данных или внесения изменений в документы заинтересованными лицами в различных службах аэродрома, к которому приписано конкретное воздушное судно, а также в аэродромах взлета и посадки этого судна.

В аэропорту подлежат выемке наземные средства объективного контроля. Данные средства осуществляют запись всех команд, подаваемых на борт воздушного судна от диспетчеров, обслуживающих полет с диспетчерского пункта; сообщений, передаваемых экипажем с борта воздушного судна на землю; запись переговоров, ведущихся между диспетчерскими службами аэропорта.

Во всех случаях авиационных катастроф и аварий в неотложном порядке производится выемка магнитной ленты с записью переговоров диспетчера и руководителя полета с экипажем, а также журнала радиообмена командной радиостанции и полетного листа экипажа.

В качестве свидетелей допрашиваются члены экипажа и пассажиры пострадавшего судна, работники наземных авиационных служб, готовивших судно к полету и обеспечивающих безопасность его полета, члены экипажей других судов, находившихся в районе катастрофы или аварии, другие лица, которые наблюдали катастрофу.

Допросы свидетелей и очевидцев авиационного происшествия, особенно на первоначальном этапе расследования авиационного происшествия, представляют собой определенную сложность в связи с активной работой ведомственной комиссии, также проводящей опросы свидетелей авиационного происшествия. Учитывая специфику авиационного происшествия, следователю необходимо обратить особое внимание на психологические аспекты тактических приемов допросов свидетелей.

Допрос членов экипажа воздушного судна и работников группы руководства полетами целесообразно производить с участием специалиста либо консультанта из состава ведомственной комиссии.

Для реализации следственных действий при авиационных расследовании авиационных происшествий и инцидентов чаще всего назначаются авиационно-техническая, судебно-медицинская и криминалистическая экспертизы.

Известен порядок расследования и следственные действия при парашютных происшествиях и инцидентах, их цели и порядок проведения [4].

Под парашютным происшествием понимается событие, которое произошло во время прыжка с парашютом из летательного аппарата и приведшее к гибели парашютиста или причинению ему тяжелого телесного повреждения.

Парашютный инцидент (предпосылка к парашютному происшествию) – понимается – это событие, связанное с выполнением парашютного прыжка и созданием реальной угрозы безопасности парашютиста, но которое не привело к парашютному происшествию.

По каждому парашютному происшествию (инциденту) проводится расследование в строгом соответствии с требованиями положения П 1.1.94-92.

Если парашютное происшествие явилось следствием авиационного (летного) происшествия, то расследование проводится по нормативным документам для авиационного (летного) происшествия с привлечением соответствующих специалистов.

Для расследования парашютного происшествия приказом руководителя ведомства, в организации которого произошло происшествие, создается комиссия.

В ходе расследования комиссия должна

1) произвести совместно всестороннее обследование места происшествия, парашютных систем и страхующих приборов;

2) изучить:

- организацию, обеспечение и руководство полетами и прыжками в день происшествия, соответствия требованиям нормативных документов;

- программу подготовки, характер выполняемого задания и их соответствие уровню подготовки парашютиста;

- методическую последовательность обучения и наземную подготовку парашютиста, в том числе по действиям в особых случаях, особенно введению в работу запасного парашюта;

- фактические метеоусловия в момент происшествия;

- подготовку парашютных систем и страхующих приборов к выполнению данного прыжка;

- состояние основной парашютной системы после происшествия;

- состояние и использование парашютистом запасной парашютной системы;

- выполнение доработок по бюллетеням на парашютной системе;

- состояние здоровья и соблюдение предпрыжкового режима парашютистом;

- результаты медицинского обследования пострадавшего или исследования трупа;

- действия экипажа летательного аппарата в аварийной ситуации;

- дешифрированные записи средств объективного контроля;

- организацию учета, хранения и эксплуатации парашютно-десантного имущества, качество укладки аналогичных парашютных систем;

- состояние и ведение летной и эксплуатационной документации;

- результаты исследования аварийных приборов и деталей парашютных систем, если они имеются в распоряжении комиссии.

В ходе обследования места парашютного происшествия или инцидента категорически запрещается убирать парашютную систему с места и изменять положение деталей и частей парашютной системы до прибытия работников прокуратуры и комиссии по расследованию парашютного происшествия. На месте обследования парашютного происшествия или инцидента производится фотографирование места происшествия и отдельных деталей и частей парашютных систем, имеющих разрушение или неисправности.

Обеспечение сохранности в комиссии носителей информации бортовых и наземных средств объективного контроля, полетная, техническая, медицинская документации и другие материалы, связанные с парашютным происшествием и его расследованием. Носители информации хранятся в комиссии по расследованию парашютного происшествия или инцидента с начала и до конца ее работы.

Во время работы комиссии по расследованию парашютного происшествия опрос лиц, участвующих в производстве прыжков и их обеспечении, производится только членами комиссии и представителями прокуратуры.

Известны результаты расследований парашютных происшествий.

Согласно материалам доведённых департаментом авиации РОСТО (ДОСААФ) [5], 29 марта 2008 г. на аэродроме МГОАК Волосово, при выполнении 576 прыжка с парашютом погиб Тихомиров В.М. 1948 года рождения, выполнял парашютный прыжок по упражнению № 6 («Прыжок с задержкой раскрытия») Курса парашютной подготовки [6] с самолёта Ан-2 на парашютной системе «Мальва-24». Нарушений в допуске Тихомирова В.М. к выполнению данного прыжка комиссией по расследованию происшествия не выявлено.

После выполнения задания Тихомиров В.М. на высоте 850-900 м ввёл в действие мягкое вытяжное устройство, предназначенное для раскрытия основного парашюта, но предварительно секунд пять держал его в вытянутой вперёд правой руке с поджатыми ногами (на кабрировании). Это привело к вращению парашютиста и прижатию соединительного звена вытяжного устройства к ранцу парашютной системы, последующему винтовому захвату верхнего клапана ранца парашютной системы и разблокировке страхующего прибора ППК-У на запасном парашюте, в результате основной парашют находился в камере и не вступил в работу. Пытаясь устранить зацепление, парашютист потерял контроль времени и высоты, запасным парашютом не воспользовался.

Комиссией сделан вывод, что причиной парашютного происшествия стала недисциплинированность парашютиста.

Согласно техническому описанию и инструкции по эксплуатации парашютной системой «Мальва-24» [7], для обеспечения ее надежной работы парашютист должен:

- принять горизонтальное положение лицом вниз;

- правой рукой найти втулку вытяжного парашюта на нижнем обрезе ранца;

- вытащить вытяжной парашют из кармана на ранце и сразу отвести его в сторону на длину вытянутой руки, до уровня плеча;

- затем без задержки выпустить вытяжной парашют в поток.

При прыжках с парашютной системой «Мальва-24» необходимо соблюдать общие требования по действиям в нештатных ситуациях и при отказах парашюта, изложенных в наставлениях и руководствах ведомств, производящих прыжки.

Согласно наставлению по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации [8], в случае отказа парашютной системы парашютист должен произвести отцепку купола основного парашюта и ввести в действие запасной парашют. В случае если конструкцией парашюта не предусмотрены замки отцепки свободных концов купола основного парашюта, ввести запасной парашют таким образом, чтобы избежать спутывания запасного парашюта с элементами основного. Высота принятия парашютистом решения на отцепку отказавшего купола и ввод в действие запасного парашюта – не менее 600 метров.

Вывод комиссии, как следует из приведённых материалов, в соответствии с правилами расследований парашютных происшествий [4] должен быть: нарушение требований эксплуатационной и технической документации при подготовке к прыжкам и во время их выполнения, а не недисциплинированность парашютиста.

Исходя из вышеизложенного примера, становится очевидна необходимость повышения качества подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов, актуальность прилагаемого изобретения, его задача, и достигаемый технический результат.

Известен способ применения технического средства для моделирования процессуальных действий в криминалистике [9], заключающийся в том, что собирается техническое средство для моделирования процессуальных действий в криминалистике, так чтобы на внутренние надувные камеры, формирующие туловище и ноги или только туловище (во втором варианте), были надеты оболочки – комбинезон или куртку. На нижние части оболочки, формирующие конечности, надевают сапоги и закрепляют их на стержневых элементах, прикрепленных к оболочке-комбинезону, предварительно определяют требующийся рост для имитации конкретного человека и выбирают соответствующую по уровню от подошв пару отверстий.

Цилиндро-конические баллоны, определяющие форму рук, в верхней части прикрепляют при помощи шнурового элемента, проходящего через отверстия с металлическими люверсами, окантовывающими их, к верхней части в зоне проймы внутренних надувных камер, формирующих туловище, для увеличения подвижности в плечевой зоне. Имитаторы кистей рук закрепляют на нижних концах цилиндро-конических баллонов, определяющих форму рук, под оболочками комбинезона или куртки, например, тоже с помощью стержневых элементов и отверстий.

Затем техническое средство в сборе укладывают на ровную поверхность, трубки поддува выводят наружу через шейный вырез оболочки комбинезона или куртки и эластичным мех-насосом поочередно наполняют все четыре надувные камеры технического средства. Степень наполнения каждой камеры определяют в зависимости от намеченного моделирования процессуального действия при экспериментах в лаборатории или в полевых условиях непосредственно на местности с учетом обеспечения необходимой подвижности той или иной части манекена для конкретного эксперимента.

Для демонстрации действий с изгибанием конечностей манекена в местах сочленения (плечи, локти, колени) наполнение камер должно быть менее интенсивным. Подготовленное техническое средство может быть либо установлено на ровное место подошвами сапог с соответствующей ориентировкой положения его, либо установлено на сиденье, например, машины для проведения следственных действий при отработке определенных версий и решения указанных выше технических задач.

Недостатком данного способа является то, что он не дает возможности отработки процессуальных действий при имитации повреждения кровеносной системы и/или частей скелета человека.

Заявителем не найдены технические решения, позволяющие реализовать функцию по подготовке специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов, поэтому прототип не выявлен.

В основу изобретения положена задача повышения качества подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов за счет отработки необходимых связанных навыков и действий при наступлении указанных событий.

Для достижения указанной цели в способе подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов выполняется задание начальных условий для проведения расследования парашютного происшествия или инцидента, выполняется формирование виртуального пространства, генерация изображений сформированного виртуального пространства обучаемому, определение положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве, изменение виртуального пространства согласно действиям, совершенным в нем обучаемым, аудиосопровождение действий.

Для задания начальных условий для проведения расследования парашютного происшествия на рабочем месте инструктора (1) с устройства ввода информации (2), связанного с управляющим компьютером (3), задаются пол парашютиста, масса тела парашютиста, вид происшествия (летальное или не летальное), тип парашютной системы, тип летательного аппарата, наличие отказа парашютной системы, повреждение тела, положение тела, метеоусловия, высота десантирования, срабатывание полуавтомата парашютного комбинированного унифицированного (сработал или нет), правильность укладки парашютной системы, наличие или отсутствие камер видеофиксации парашютного прыжка, площадка приземления, наличие свидетелей парашютного происшествия, кто укладывал парашютную систему парашютист или укладчик.

С учетом заданных условий для проведения расследования парашютного происшествия, управляющим компьютером (3) рабочего места инструктора (1), формирует виртуальное пространство, в котором обучаемый (4) видит трехмерное изображение виртуального мира и объектов в нем, которое отображается обучаемому (4) через устройство доведения графической информации (7).

Датчики, определяющие положение конечностей обучаемого в виртуальном пространстве (5), фиксируют положения отслеживаемых конечностей и взаимодействие их с объектами в виртуальном пространстве.

Данные от датчиков определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве (5) поступают в управляющий компьютер (3) рабочего места инструктора (1), который соотносит положение конечностей и их действия в виртуальном пространстве с моделью сгенерированного виртуального пространства, изменение виртуального пространства согласно действий, совершенных в нем обучаемым (4) и через устройство доведения графической информации (7) доводит обучаемому (4) вновь сгенерированное виртуальное пространство, согласно положению в нем обучаемого (4) или совершенных им действий.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, приведено на фиг.1 и состоит из связанных между собой элементов: рабочее место инструктора (1), содержащего устройство ввода информации (2), управляющий компьютер (3), обучаемого (4), датчики определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве (5), акустическую систему (6) и устройство доведения графической информации (7).

Предлагаемое устройство, реализующее предлагаемый способ, работает следующим образом.

Датчики определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве (5) надеваются на обучаемого (4).

Преподаватель с рабочего места инструктора (1) через управляющий компьютер (3) запускает программу, которая осуществляет формирование виртуального пространства.

Преподаватель с устройства ввода информации (2) вводит в программу управляющего компьютера (3) начальные условия для проведения обучаемым (4) расследования парашютного происшествия или инцидента.

Управляющий компьютер (3) генерирует виртуальное пространство, которое доводится обучаемому (4) через устройство доведения графической информации (7).

Аудиосопровождение обучения производится управляющим компьютером (3) через акустическую систему (6). Аудиосопровождение включает имитацию звуки ветра, голос пострадавшего, команды, подаваемые обучаемому (4) преподавателем при необходимости корректировки его действий.

После задания начальных условий для проведения обучаемым (4) расследования, управляющим компьютером (3) формируется виртуальное пространство, согласно заданных параметров, а образованное виртуальное пространство, в котором обучаемый (4) видит трехмерное изображение виртуального мира, отображаемое обучаемому (4) через устройство доведения графической информации (7).

Обучаемый (4) проводит необходимые действия при расследовании парашютного происшествия или инцидента, взаимодействуя с объектами в виртуальном пространстве.

В ходе расследования обучаемый (4) согласно [4] должен изучить:

- соответствия требованиям нормативных документов организацию, обеспечение и руководство полетами и прыжками в день происшествия;

- программу подготовки, характер выполняемого задания и их соответствие уровню подготовки парашютиста;

- методическую последовательность обучения и наземную подготовку парашютиста, в том числе по действиям в особых случаях, особенно введению в работу запасного парашюта;

- фактические метеоусловия в момент происшествия;

- подготовку парашютных систем и страхующих приборов к выполнению данного прыжка;

- состояние основной парашютной системы после происшествия;

- состояние и использование парашютистом запасной парашютной системы;

- выполнение доработок по бюллетеням на парашютной системе;

- состояние здоровья и соблюдение предпрыжкового режима парашютистом;

- результаты медицинского обследования пострадавшего или исследования трупа;

- организацию учета, хранения и эксплуатации парашютно-десантного имущества, качество укладки аналогичных парашютных систем;

- состояние и ведение летной и эксплуатационной документации.

В ходе расследования обучаемый (4) согласно [4] должен произвести фотографирование места происшествия, отдельных деталей и частей парашютных систем, имеющих разрушение или неисправности.

Обучаемый (4) должен провести опрос лиц, участвующих в производстве прыжков и их обеспечении, совместно с представителями прокуратуры.

Для фиксации обстановки на месте происшествия обучаемый (4) должен выполнить фотографирование на месте происшествия [4]. Им должны быть выполнены ориентирующие, обзорные, узловые снимки, а также детальная съемка.

Так, например, для анализа летной документации, обучаемый (4) должен осмотреть и прочитать плановую таблицу полетов и прыжков с парашютом, летную книжку парашютиста, журнал учета и осмотра парашютистов, стартовый журнал регистрации десантников на аэродроме, журналы учета прыжков, список (ведомость) личного состава, назначенного к совершению прыжков с парашютом. Для этого он должен взять требуемый документ и, перелистывая в нём страницы, ознакомиться с их содержанием.

Для фиксации обстановки на месте происшествия обучаемый (4) должен взять в виртуальном пространстве фотоаппарат и выполнить фотографирование на месте происшествия. Им должны быть выполнены ориентирующие, обзорные, узловые снимки, а также детальные съемки.

Выполнив достаточные по мнению обучаемого (4) для расследования действия, обучаемый или озвучивает инструктору причину парашютного инцидента, или пишет ее в виртуальном пространстве на виртуальной клавиатуре в акте расследования парашютного инцидента.

Данные от датчиков определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве (5) поступают в управляющий компьютер (3) рабочего места инструктора (1) и обрабатываются. Согласно взаимодействию обучаемого (4) с объектами в виртуальной реальности, управляющий компьютер (3) генерирует виртуальное пространство согласно обработанным данным и выводит трехмерное изображение виртуального мира обучаемому (4) через устройство доведения графической информации (7).

Правильность действий, выполняемых обучаемым (4) в виртуальном пространстве, анализируются программным обеспечением управляющего компьютера (3) рабочего места инструктора (1). По результатам выполненного обучаемым (4) расследования ему автоматически выставляется оценка управляющим компьютером (3).

В целях практической реализации предложенного способ подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов в качестве устройства доведения графической информации (7) может быть применен серийно выпускаемый шлем виртуальной реальности VIVE PRO фирмы HTC Corporation, а датчиками определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве (5) могут стать трекеры VIVE и беспроводной адаптер VIVE фирмы HTC Corporation.

Предложенный способ подготовки специалистов, за счет обеспечения совершения обучаемым действий, идентичных действиям совершаемых при проведении реальных следственных действий при парашютном происшествии или инциденте, то есть обследования места происшествия, фиксация доказательной базы, анализ документов.

Предложенное устройство дает возможность отрабатывать навыки по проведению следственных действий на месте парашютного происшествия или инцидента, технический результат, заключающийся в возможности отработки связанных навыков и действий установленных в Положении П 1.1.94-92, что повышает качество проведения ими следственных действий и позволяет им на базе полученной практики вырабатывать предложения по повышению безопасности совершения парашютных прыжков.

Источники информации

1. Федеральный закон от 18.12.2001 №177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

2. Расследование авиационных происшествий. Методические рекомендации // Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. Главное управление криминалистики – Москва, 2009.

3. Постановление правительство Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. № 1329 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации».

4. Положение П 1.1.94-92 «Организация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов», утвержденное Министром обороны РФ 21 декабря 1992 г.

5. Письмо департамента авиации общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)» от 28.01.2009 исх. № 1/07-01/44.

6. Приказ Министерство Обороны РФ от 26 мая 2003 г. № 180 «Об утверждении курса парашютной подготовки в государственной авиации Российской Федерации».

7. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 111-2005-3ТО «Система парашютная спортивная «Мальва -24СК».

8. Приказ Министра обороны РФ от 2 апреля 2001 г. № 155 «Об утверждении Наставления по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации».

9. Патент № 2221280 «Техническое средство для моделирования процессуальных действий в криминалистике (варианты) G09B 23/28, Заявка: 2002105357/12, 01.03.2002, опубл. 10.01.2004, бюл. № 1.

Похожие патенты RU2841411C1

название год авторы номер документа
Устройство имитации прыжка с парашютом 2023
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2808184C1
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки и устройство его реализующее 2021
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Коларски Владимир Цветомиров
RU2769481C1
Способ подготовки парашютистов и устройство его реализующее 2019
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2730759C1
Способ подготовки парашютистов на тренажере воздушно-десантной подготовки 2024
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Виктор Георгиевич
  • Коларски Владимир Цветомиров
RU2832446C1
Способ наземной отработки элементов парашютной подготовки и устройство, его реализующее 2023
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
  • Шлыков Юрий Николаевич
RU2832674C2
Тренажер для парашютно-спасательной подготовки летного состава авиации 2022
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2792911C1
Способ подготовки летного состава к аварийному покиданию летательного аппарата и устройство его реализующее 2024
  • Кругликов Виктор Яковлевич
  • Марков Максим Михайлович
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2832486C1
ТРЕНАЖЁР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Абанин Владислав Сергеевич
  • Гончарова Светлана Владимировна
  • Зарецкая Ольга Пантелеевна
  • Просвирнин Владимир Георгиевич
RU2713681C1
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА-ДЕСАНТНИКА И СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕМ 2016
  • Концевой Анатолий Георгиевич
  • Володин Алексей Михайлович
  • Абанин Владислав Сергеевич
  • Кутовой Сергей Степанович
  • Осипов Михаил Петрович
  • Салтан Виталий Валентинович
  • Мордакин Борис Юрьевич
  • Звягинцев Александр Владимирович
  • Никонов Валерий Викторович
  • Чуйко Андрей Николаевич
RU2653900C1
ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА 2019
  • Токмакова Мария Андреевна
  • Горин Андрей Владимирович
  • Зарецкий Роман Константинович
  • Токмаков Никита Владимирович
RU2712355C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 841 411 C1

Реферат патента 2025 года Способ подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов и устройство его реализующее

Группа изобретений относится к способу и тренажеру подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов. Для подготовки специалистов задают начальные условия для проведения расследования, формируют виртуальное пространство, генерируют изображения виртуального простора обучаемому, определяют положение конечностей обучаемого в виртуальном пространстве, изменяют виртуальное пространство согласно действиям, совершенным в нем обучаемым, при этом осуществляют аудиосопровождение действий обучаемого. Тренажер содержит рабочее место инструктора, устройство ввода информации, управляющий компьютер, датчики определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве, акустическую систему, устройство доведения графической информации. Обеспечивается повышение качества подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 841 411 C1

1. Способ подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов, заключающийся в том, что выполняется задание начальных условий для проведения расследования парашютного происшествия или инцидента, выполняется формирование виртуального пространства, генерация изображений сформированного виртуального простора обучаемому, определение положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве, изменение виртуального пространства согласно действиям, совершенным в нем обучаемым, аудиосопровождение действий обучаемого.

2. Тренажер подготовки специалистов для проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов, состоящий из датчиков определения положения конечностей обучаемого в виртуальном пространстве, отличающийся тем, что рабочее место инструктора содержит устройство ввода информации, управляющий компьютер, акустическую систему и устройство доведения графической информации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2841411C1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СТЕНД-ИМИТАТОР-ТРЕНАЖЕР "МОНОБЛОК" ПОДГОТОВКИ, КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА И БЛОКИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, ОСНАЩЕННЫЙ МЕХАНИЗМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРОВ 2007
  • Михалёв Василий Тихонович
  • Нагалин Александр Викторович
  • Савченко Анатолий Васильевич
  • Савченко Максим Анатольевич
  • Фадин Аркадий Георгиевич
  • Холодков Николай Иванович
RU2345421C1
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ОБУЧАЕМАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ГРУППОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМИ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ, ОСНАЩЕННАЯ МЕХАНИЗМАМИ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ 2007
  • Афанасьевский Леонид Борисович
  • Бобрусь Андрей Владиславович
  • Михайлёв Василий Тихонович
  • Подлужный Виктор Викторович
  • Савченко Анатолий Васильевич
  • Савченко Максим Анатольевич
  • Фадин Аркадий Георгиевич
RU2373561C2
CN 107886795 A, 06.04.2018
US 11995311 B2, 28.05.2024
US 20170354887 A1, 14.12.2017.

RU 2 841 411 C1

Авторы

Кругликов Виктор Яковлевич

Луненков Павел Викторович

Марков Максим Михайлович

Просвирнин Владимир Георгиевич

Зарецкая Ольга Пантелеевна

Шлыков Юрий Николаевич

Даты

2025-06-06Публикация

2024-09-30Подача