Устройство для контроля знаний обучаемых Советский патент 1983 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU1005152A1

блок вывода учебной информации, а также генератор, триггер, первый блок сравнения, блок элементов ИЛИ и регистр, введены последовательно соединенные дешифратор и первый элемент ИЛИ, выход которого подклю чен к первому входу триггера, пост ледовательно включенные первый сче чик и формирователь импульсов, выход которого соединен с вторыми вх дами блока ввода учебной информаци ,и распределителя К9дов, последовательно соединенные второй блок сра нения и второй элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом первого элемента ИЛИ, последовател но включенные третий элемент ИЛИ и второй счетчик, выход которого сое динен с первыми входами блока элементов ИЛИ и первого блока сравнения, и Формирователь кодов, вход которого подключен к выходу тригге . ра, первый выход - к первому входу генератора, второму входу триггера и входу регистра, а второй выход к второму входу формирователя импульсов , третий вход которого соединен с вторым ВЫХОДОМ блока ввода учебной информации, а четвертый вход - с выходом второго блока срав нения, подключенным к второму входу блока памяти и первому входу тре тьего ;элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход - с вторыми выходами второго элемента ИЛИ и генератора, выход которого подклю чен к второму входу второго счетчика, первый и второй входы второго блока сравнения соединены соответст венно с выходом регистра и вторым выходом блока памяти, третий выход которого подключен ко входам дешифipaTopa и первого счетчика, первый выход которого соединен с вторыми входами блока элементов ИЛИ и первого блока сравнения, а второй выход - с третьим входом блока памяти четвертый вход блока памяти подключен к выходу блока элементов ИЛИ. На чертеже изображена структурная схема устройства для контроля знаний обучаемых. Устройство содержит блок 1 ввода учебной информации, накопитель 2, последовательно соединенные гене ратор 3 случайной последовательности кодов, блок 4 сравнения, блок 5 элементов И, регистр б и коммутатор 7, регистр 8, накопители 9 и 10, блок 11 вывода учебной информации, регистр 12, накопитель 13, де шифратор 14, счетчик 15, дешифратор 16, блок 17 элементов ИЛИ, блок 18 сравнения, элемент ИЛИ 19, счетчик 20, генератор 21, элементы ИЛИ 22 и 23, триггер 24, формирователь 25 кодов, регистр, 26, блок 27 сравнения, счетчик 28, блок 29 сравнения, регистр .30, элемент ИЛИ 31, элемент И 32, элемент 33 задержки. Генератор 3, блоки 4 и 5, регистры 6 и 8, элементы 31-33 объединены в распределитель 34 кодов. Накопители 2, 9, 10, 13 и регистр 12 объединены в блок 35 памяти, а дешифратор 16, счетчик 28, блок 29 и регистр 30 - в формирователь 36 импульсов. Накопитель содержит понятия учебного курса и поделен на три зоны, в первой из которых содержится код типа понятия (определение, описание схемы (графа), классификация), во второй - имя понятия (т.е. идентификатор, понятный обучаемому), а в третьей - ключевые слова, т.е. термины, специфические названия, которые должны быть использованы в контролируемом определении или описании, и определяющие смысл данного понятия. Таким образом, накопитель 2 имеет следующую структуру: 1 зона 2 зона 3 зона № ячейки тип поня- имя поЧключетия нятия вые словаО Накопитель 9 представляет собой ПЗУ управляющих слов, в котором в качестве управляющей информации могут кодироваться вопросы, например, для типа понятия определение : сформулируйте..., дайте определение ..о, какова сущность..., Накопитель 10 является блоком памяти теста и имеет три зоны, структура заносимой информации в котором иллюстрируется таблицей 1 зона 2 зона 3 зона ; вопрос имя поня- ключевые тия слова Накопитель 13 - буферный блок памяти, предназначенный для хранения ключевых слов. Счетчик 15 предназначен для фик-сирования количества заданных ключевых слов, представляющего эталонную информацию. Счетчик 28 фиксирует количество ключевых слов, правильно использованных обучаемым при ответе на вопрос. Дешифратор 16 служит для преобразования относительной величины погрешности, заданной в процентах, в абсолютную величину и корректировки эталонного числа ключевых слов. Скорректированная величина хранится в регистре 30, Устройство работает следующим образом. С помощью блока 1 в накопитель 2 заносится тип понятия, его имя и список ключевых слов. Одновременно с началом работы в старший разряд регистра 8 заносится единица (связь на чертеже не указана). Случайное число, получаемое генератором 3, .задающее номер выбираемого понятия (тип его), сравнивается блоком 4 с числом, находящимся в регистре 6, что исключает генерацию теста на одно и то же понятие. При несовпадении чисел через блок 5, при подаче сигнала Прием кода (через элемент ИЛИ 31) , число за.нрсится в регистр 6, а затем через ко1умутатор 7 поступает в качестве адреса в накопитель 2, чем обеспечивается выбор очередного понятия. Через время, определяемое элементом 3 и необходимое для выполнения указанных операций, код типа понятия из нкопителя 2 заносится в старшие разряды регистра 12, в младшие разряды которого поступает случайное число с генератора 3. При этом формируется на выходе регистра 12 адрес, по которому в накопителе 9 выбирается определенная форма вопроса, допустимая для заданного типа понятия и которая передается в накопитель 10, куда поступает из второй зоны накопителя 2 и имя понятия. Происходит окончательное формирование теста. Одновременно из третьей зоны накопителя- 2 в накопитель 13 заносятся ключевые слова, количество которых фиксируется счетчиком 15.

Маркер конца текста третьей зоны накопителя 2 распознается дешифратором 14 и обеспечивает перевод триггера 24 в единичное состояние, которое разрешает ввод ответа через формирователь 25. Поступление очередного слова из формирователя 25 в регистр 26 запускает генератор 21 Триггер 24 блокирует ввод информации . В это время с помощью генератора 21, счетчика 20 и схемы совпадения блока 18 происходит последовательная выборка ключевых слов и сра нение их с содержимым регистра 26, где находится слово вйодимого ответа. При совпадении ключевых слов, фиксируемом блоком 27, содержимое счетчика 28 увеличивается на единицу, ячейка накопителя 13, в которой было записано распознанное ключевое слово, очищается и триггер 24 с помо.щью элементов ИЛИ 22 и 23 переводится в единичное состояние, разрешая ввод новой части информации. Если совпадение не фиксируется блоком 27, а все ключевые слова перебраны, что обнаруживается блоком 18 (по совпадению содержимого счетчиков 15 и 20), то через элемент ИЛИ 19 поступает сигнал, останавливающий генератор 21 и восстанавливающий единичное состояние триггера 24 (по цепочке элементы ИЛИ 22, 23, единичный вход триггера 24),

После окончания ввода всего отве-. та с помощью формирователя 25 выдается сигнал готовности, по которому происходит перевод относительной величины погрешности дешифратором 16 в абсолютную величину, корректировка эталонного числа ключевых слов, также поступакмцих на дешифратор 16. Итоговая величина заносится на регистр 30 и сравнивается в блоке 29 с содержимым счетчика 28,

0 хранящим число правильно введенных ключевых слов. Если содержимое счетчика 28 больше или равно эталонному, то происходит сдвиг маркерной единицы на один разряд в регистре

5 8, чем обеспечивается выбор нового понятия, и черед элемент ИЛИ 31 выдается сигнал Прием кода для записи в регистр б нового адреса. Если ответ неправильный, т.е. количество

0 введенных слов меньше заданного, маркерная единица остается на месте, генерируется тест на то же понятие , но в другой форме. Когда маркерная единица дойдет до последне5го разряда регистра 8, выдается сигнал Конец операции, выводимый на экран блока 11, определяющего также в ходе контроля сформированный вопрос и итог анализа правильности

0 ответа на него.

Устройство позволяет повысить качество контроля знаний за счет расширения возможностей устройства по распознаванию свободно сконструируе5мых текстов, отражающих содержание учебного курса.

В предлагаемом устройстве формирование ответа производится на основе знанийобучаемого. Возможность угадывания правильного ответа иск0лючается за счет отсутствия в содержании и форме вопроса; дополнительной информации. Критерием качества ответа служат ключевые слова, определяющие смысл и сущность

5 данного учебного текста.

Устройство защищено от намеренного дублирования ключевых слов в ответе, что повышает надежность процесса контроля знаний и сводит ве0роятность случайно правильного ответа к нулю.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные блок ввода учебной информации,, распределитель кодов, коммутатор, блок памяти и блок вывода учебной информации, а также генератор, триггер, первый блок сравнения, блок, элементов ИЛИ и регистр, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройст

ва, в него введены последовательно соединенные дешифратор и первый элемент ИЛИ, выход которого подключен к перво№/ входу триггера, последовательно включенные первый счетчик и формирователь импульсов, выход которого соединен с вторыми входами блока ввода учебной информации и распределителя кодов, последовательно соединенные второй блок сравнения и второй элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом первого элемента ИЛИ, последо- : вательно включенные третий элемент ИЛИ и второй счетчик, выход которого соединен с первыми входами блока элементов ИЛИи первого блока / сравнения, и формирователь кодов, вход которого подключен к выходу триггера, первый выход - к первому входу генератора, второму входу триг гера и входу регистра, а второй выход - к второму входу формирователя импульсов, третий вход которого сое.динен с вторым выходом блока ввода учебной информации, а четвертый вход - с выходом второго блока сравнения, подключенным к второму входу

блока памяти и первому входу третье.го элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход - с вторыми выходами, второго элемента ИЛИ и генератора., выход которого подключен ..к второму входу второго счетчика, первый и второй входы второго блока сравнения соединены соответственно с выходом регистра и вторым выходом блока памяти, третий выход которого подключен к входам дешифратора и первого счётчика, первый выход которого соединен с вторыми входами блока элементов ИЛИ и первого блока сравнения, а второй выход с третьим входом блока памяти, четвертый вход блока памяти подключен к выходу блока элементов ИЛИ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 662955, кл. G 09 В 7/02, 1979.

2.Авторское свидетельство СССР 674079, кл.С 09 В 7/02, 1979.

3.Авторское свидетельство СССР по заявке 2904627/18-24,

кл. G09 В 7/02, 1980 (прототип).

Похожие патенты SU1005152A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля знаний обучаемых 1982
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Чимбай Людмила Леонидовна
SU1035633A1
Устройство для обучения 1980
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Буров Александр Юрьевич
  • Пиксотов Валерий Владимирович
SU907570A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Плужникова Людмила Леонидовна
  • Марковский Александр Петрович
SU985811A1
Устройство для обучения 1981
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Мозговая Людмила Николаевна
SU985813A1
Устройство для обучения 1980
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Пиксотов Валерий Владимирович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Тимченко Виктор Васильевич
  • Черная Юлия Арнольдовна
SU985814A1
Обучающее устройство 1981
  • Котелянец Людмила Ивановна
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Марковский Александр Петрович
  • Пиксотов Валерий Владимирович
  • Сороко Владимир Николаевич
SU974394A1
Устройство для обучения 1977
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Ескенази Аврам Моис
  • Саюк Евгений Куприянович
  • Тодорова Маргарита Кръстева
  • Тодоров Георги Стоянов
SU674078A1
Обучающее устройство 1979
  • Каминская Людмила Федоровна
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Пиксотов Валерий Владимирович
SU842924A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Кунцевич Марина Всеволодовна
  • Марковский Александр Петрович
SU982063A1
Устройство для обучения 1983
  • Бабий Владимир Иванович
SU1273974A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 005 152 A1

Реферат патента 1983 года Устройство для контроля знаний обучаемых

Формула изобретения SU 1 005 152 A1

SU 1 005 152 A1

Авторы

Корнейчук Виктор Иванович

Сороко Владимир Николаевич

Плужникова Людмила Леонидовна

Тодорова Маргарита Кърстева

Даты

1983-03-15Публикация

1981-08-10Подача