второго элемента И, соединенного с третьим входом первого триггера, первый выход которого подключен к второму входу первого элемента И, а второй выход - к бторому входу третьего элемента. И, выход которого соединен с первым входом пятого элемента ИЛИ, с вторым входом третьего элемента ИЛИ и с первым входом четвертого регистра, первый вход которого соединен с первым регистром, а второй вход -с выходом генератора, подключенного к первому входу первого регистра и первому входу третеего дешифратора, второй вход которого подключен к выходу второго элемента ИЛИ, соединенному с входами первого регистра и третьего элемента задержки, выход которого подключен к второму входу первого блока памяти, третий вход которого соединен с первым выходом блока вывода учебной информации, второй выход которого соединен.
с вторым входом второго элемента ИЛИ а третий выход - с первым входом седьмого блока памяти, выход которого соединен с вторым входом пятого регистра, а второй вход - с выходом первого регистра, причем выход второго дешифратора соединен с вторым входом четвертого элемента ИЛИ, вьГ;код которого соединен с входом второго элемента задержки, выход пятого элемента ИЛИ соединен с входом первого элемента задержки, выход третьего регистра соединен с входом четвертого дешифраторов, выход которого подключен к первому входу первого дешифратора, второй Вход которого соединен с выходом третьего триггера, а второй выход - с первым входом первого элемента И/)и, второй Вход которого соединен о четвертым элементом задержки, а выход с вторым входом третьего триггера.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1005152A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU985811A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1336082A1 |
Устройство для обучения | 1980 |
|
SU907570A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU842924A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1001152A1 |
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ | 2006 |
|
RU2315364C1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1246126A1 |
Устройство для обучения | 1980 |
|
SU985814A1 |
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники; и может быть использовано в качестве устройства для генерации тестов, предназначенных для контроля знаний в учебных заведениях по различным дисциплинам.
Известно устройство для контроля знаний учащихся, содержащее блок вво« да ответов, соединенный с блоком упрйвления и блоком анализа ответов, подключенным к блоку предъявления информации, блоку оценки и блоку индикации и регистрации, который соеди ней с блоком оценки, блок ввода учебной информации, подключенный к блоку управления, генератор вопросов и ответов, счетчик вопросов и ответов и блок анализа учебной информа- . ции, подключенный к блоку предъявления информации, блоку анализа отве- , тов, блоку управления и к генератору вопросов и ответов tO.
Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности из-за невозможности .Оценивать знания учащихся по тестам.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является устройство для обучения, содержащее блок ввода учебной информации, блок вывода учебной информации, счетчик, последовательно соединенные первый регистр, первый блок памяти и второй блок памяти, генератор, последовательно соединенные первый и второй элементы ИЛИ, второй регистр, блок элементов И, периый триггер и последовательно соединенные третий и четвертый блоки памяти 2J.
Однако такое устройство не позволяет оценивать моторные реакции обучаемого на знание логики курюа, т.е. контролировать текстовые понятия типа. Определение, Классификация, Сущность понятия, что снижает качество контроля и обучения.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства и повышение точности контроля путем генерации тестов, учитывающих структуру курса и оценив.ающих умение обучаемых анализировать текст понятий курса.
Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода учебной информации, блок вывода учебной информации, счетчик, последовательно соединенные первый регистр, первый блок памяти и втоРОЙ блок памяти, генератор, пбследовательно соединенные первый и второй элементы ИЛИ, второй регистр, блок элементов И, первый триггер и последовательно соединенные третий и четвертый блоки памяти, введены пятый, шестой и седьмой блоки памяти, третий, четвертый и пятый регистры, четыре элемента задержки, второй и третий триггеры, три элемента И, третий, четвертый и пятый элементы ИЛИ,- четыре дешифратора и блок совпадения, первый выход которого подключен к первым входам блока элементов И, первого, второго и третьего элементов И и первого триггера, второй вход которого подключен к выходу первого элемента ИЛИ, подключенного к второму входу второго блока памят третий вход которого соединен с первым выходом первого дешифратора,.четвертый вход - с выходом первого элемента задержки, а пятый вход - с выходом третьего регистра, первый вход которого подключен к выходу первого элемента И, а второй вход - к ВЫХОДУ пятого блока памяти, первый вход которого соединен с третьим эл ентом ИЛИ, второй вход - с четвертым регистром, а третий вход - с пятым регистрЬм, первый вход которого соединен с выходом второго элемента задержки, соединенного с первым входом четвертого элемента ИЛИ и с первым входом счётчика, второй вход которого подключен к второму выходу блока совпадения, а выход - к шестому входу второго блока памяти, вы-ход которого соединен с входом второго регистра, подключенного выходом к второму дешифратору и к первому входу блока совпадения, второй вход которого подключен к третьему регистру и к второму входу блока элементов И, выход которого соединен с входом шестого блока памяти, выход которого подключен к первому вхсьду блока вывода учебной информации, второй вход которого соединен с выходом третьего блока памяти, первый вход которого подключен к выходу второго блока памяти, а второй вход - к выходу четвертого блока памяти.
подключенного к входам первого триггера и второго триггера, при этом второй вход второго триггера соединен с выходом третьего дешифрара, а выход - с .вторым входом второго элемента И, соединенного с третьим входом первого триггера, первый выход которого подключен к врому входу первого элемента И, а втРОЙ выход - к второму входу третьего элемента И, выход которого соединен с первым входом пятого элемента ИЛИ, с вторым входом третьего элёйента ИЛИ и с первым входом четвертого регистра, первый вход которого . соединен с первым регистром, а второй вход - с выходом генератора, подключенного к первому входу первого регистра и первому входу третьего дешифратора, второй вход которого подключен к выходу второго элемента ИЛИ, соединенному с входами первого регистра и третьего эле-/ мента задержки, выход которого, подключен к второму входу первого блока памяти, третий вход которого соединен с первым выходом блока вывода учебной информации, второй выход которого соединен с вторым входом второго элемента HJW, а третий выход - с первым входом седьмого блока памяти, выход которого соединен с вторым входом пятого регистра, а .второй вход - с выходом первого регистра i причем выход второго дешифратора соединен с вторым входом четвертого элемента ИЛИ, выход которого соедини с входом второго элемента задержки, выход пятого элемента ИЛИ соединен с входом первого элемента задержки, выход третьего регистра соединен с входом четвертого дешифратора., выход которого подключен к первому входу первого дешифратора, .второй вход которого соединен с выходом третьего триггера а второй выход с первым входом первого элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с четвертым элементом задержки, а выход - с вторым входом третьего триггера.
На чертеже представлена структурная схема предложенного устройства для контроля знаний обучаемых.
Устройство содержит блок 1 ввода учебной информации, последовательно соединенные первые регистр 2, первый блок 3 памяти и второй блок памяти, генератор 5, последовательно соединенные первый элемент 6 ИЛИ и второй элемент 7 ИЛИ, второй регистр 8, блок элементов 9 И, первый триггер 10, последовательно соединенные третий блок 11 памяти и четвертый блок 12 памяти, выход которого подключен к входу второго триггера 13. пятый блок 14 памяти, шестой блок 15 памяти и седьмой блок 16 памяти, первый вход которого соединен с блоком 1 ввода учебной информа ции, а второй вход - с первым, регистром 2. Первый вход элемента 6 ИЛ соединен с первым входом первого дешифратора 17. Дешифратор 17 соединен с третьим триггером 18. Выход регист ра 8 подключен к входам второго дешифратора 19 11 блока 20 совпадения Триггер 10 соединен с первым элементом 21 И, с вторым элементом 22 И и с третьим элементом 23 И, выход кото рого подключен к входу третьего элемента 2 ИЛИ. Выход блока 20 совпадения подключен к входам четвертого элемента 25 ИЛИ и счетчика.2б. Выход элемента 21 И соединен с входЬм пятого элемента 27 ИЛИ подключенного к первому элементу 28 задержки.Счетчик 26 соединен с вторым элементом 2 задержки. Выход элемента 7 ИЛИ подкпючен к входам третьего элемента 30 задержки и третьего дешифратора ЗК Блок И памяти соединен с третьим 32, с четвертым 33 и с пятым 3 регистрами. Регистр 32 соединен с чет.вертЫм дешифратором 35. Выход дешифратора 18 соединен с четвертым элементом 36 задержки. Выход блока 11 памяти подключен к входу блока 37. вывода учебной информации. Устройство работает в трех режимах . Первый режим с типом вопросов доопределите когда в полном тексте содержания исключаются ключевые, слова и обучаемый должен при ответе заполнить пробелы е тексте. Вопросы могут иметь следующие управляющие слова: Доопределите..., Дополните текст..., Вставьте необходимые слова... и т.п. Второй режим с типом вопросов Исправьте, когда все ключевые слова заменяются другими, ошибочными. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом : Исправте текст...-, Найдите и устраните ошибки в текИсправьте неправильно упот сте... ребленные слова... и др. Третий режим с типом вопросов Доопределите, и исправьте, когда часть ключевых слов исключается из текста, а часть заменяется другими ключевыми словами этого же типа понятия. Вопросы могут иметь следу1йщие управляющие слова: Доопределите и исправьте текст..., Дополните текст и исправьте ошибки..., Вставьте необходимые слова и исправьте неправильно употребленные... и т.п. Режим генерации вопроса определяется управляющими словами, выбираемыми случайным образом из блока 12. Начало работы устройства обеспечивается занесением из блока 1 текста контролируемого курса в блок 16 и блок 3. В блоке 3 содержится учебный курс, поделенный на элементарные информационно-логические единицы текста - понятия . .Блок 16 содержит цепочки номеров понятий,, связанных по смыслу и образующих логический граф, МОДУ.ЛИРУЩИЙ закон формирования знаний по данному курсу. Генерация контрольного текста начинается запуском гене.ратора 5 (связь на чертеже не показана). Случайное число с генератора 5 по сигналу Прием кода (ПК), поступающему через элемент 7 с блока 1, заносится на регистр 2. Через время необходимое для выполнения указанной операции, задаваемое элементом .30, сигнал через элемент 7 как сигнал Выдача кода поступает в блок 16 и блок 3. В результате по адресу, записанному в регистре 2, из блока 16 выбирается соответствующая, цепочка номеров понятий, а из блока 3 в блок - teKCT понятия. Информация с выхода блока 16 поступает на регистр 37, k разрядов которого адресуют в блоке И первое понятие в цепочке. Первое слово из блока по адресу, задаваемому счетчиком 26, поступает на регистр 8. Одновременно случайное число из генератора 5 через дешифратор 31 адресует в блоке 12 конкретную формулировку запроса, которая записывается в блок 11 и устанавливает соответствующий режим. Первый режим обеспечивается подачей единичного потенциала по второй шине на установочный вход триггера 10, второй режим - подачей сигнала на нулевой вход триггера 10, а тре7 . тий - установкой в единичное состоя ние триггера 13, разрешающее прохож дение сигнёла через элемент 22 на счетный вход триггера 10. В соответствии с таблицей переходов счетного триггера на его выходе чередуются единичное и нулевое значения. Единица на выходе - режим дополнения текста, единица на инверсном выходе - режим исправления -текста. Формирование вопроса начинается с того, что по адресу, находящемуся р 4i-м разряде регистра 37, из блок 14 выбирается первое имя понятия. Выбранное имя поступает на регистр 32. Код слова с регистра 8 поступае на схему 20, .где .сравнивается с содержанием регистра 32. Если имя понятия, записанное в регистре 32, со падает с выбранным словом из содержания понятия, хранимым на регистре В, то данное понятия считается ключевым V определяющим словом для данного понятия. Найденное ключевое слово, представляющее собой элемент эталона пр вильного ответа, через блок 9 зано- сится в блок 15. Если при этом установлен первый режим, то сигнал, совпадения через элемент 21 сбрасывает регистр 32 в нуль, а через элемент 27 и элемент 28 поступает как команда Запись в блок 4. В результате по адресу, определяемому счетчиком 2б, на место ключевого слова в тексте донятия заносится содержимое регистра 32, т.е. нуль. Через определенное время счетчий 26 сбрасывается в начальное состояние, адресующее снова первое слово в блоке 4, и выдается сигнал сдвига на регистр 37 и сигнал .Выдача кода (через элемент 24 на блок 14. В регистр 32 поступает код нового понятия, и операция повторяется. Если установлен второй режим, то сигнал совпадения через элемент 23 обеспечивает прием на регистр 33 части от генератора 5, ДРУ SO гая часть разрядов которого поступает от регистра 17 и определяет рассматриваемую область курса. Из блока 14 случайное имя понятия за3писывается в регистр 32,а затем описанным способом заносится на место ключевого слова. Если совпадения нет, к счетчику 26 прибавляется единица. Причем, если адресуется последнее слово, то дешифратор 19 обеспечивает через эле меНт 25 сброс счетчика 26 и сравнение всего массива блока 4с новым именем понятия. Если же считано последнее имя понятия в цепочке понятий с регистра 34, то дешифратор 35 формирует сигнал опроса состояния. Деигифратора 18. Дешифратор 17 оценивает состояние триггера 18. Если триггер 18 находится в единице, то,-следовательно, в данном тексте понятия проводилась хотя бы одна операция кодирования и. следовательно, контрольный тест может быть сформулирован.Сигнал с дешифратора 17 в этом случае обеспечивает режим Считывание из.блока 4 в блок 11 и задерт ваясь на время считывания элементом Зб, через эле« мент 6 сбрасывает блок 4 в нуль. Триггер 18 через элемент 7 обеспечивает запуск устройства на формирование нового текста. Если триггер 18 в нуле, то просто обеспечивается смена понятия, и этап генерации повторяется с новым понятием. Сформированные тексты и эталонные значения ответов к ним выводят блоком 37. Данный метод генерации предназнауен для создания текстов,,контролирующих не столько понятия курса, сколько связи этих понятий между собой, закон образования которых подчиняется структурно-логической модели знаний, Ьоставленной в данному курсе и определяющей логику его усвоения. Таким образом, предложенное устррйство позволяет выявить и оценить моторные .реакции обучаемого на знание логики курса, способность обучаемого осмыслить, материал в абстрактном плане, таккак имена понятий или их идентификаторы должны ассоциироваться обучаемыми с их содержанием и ими должна быть определена степень соответствий содержания каждого понятия-раздела с исследуемым текстом.
Авторы
Даты
1983-08-15—Публикация
1982-04-01—Подача