Фрикционная дисковая муфта Советский патент 1983 года по МПК F16D13/52 

Описание патента на изобретение SU1006814A1

Од 00

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам рпя передачи врашения.

Известна фрикционная дисковая муфта, содержащая две полу муфты, взаимодействующие через фрикционные диски с упорами, и расположенные между ними наборы упругих элементов С

Недостатком этой муфты является сложность конструкции, так как диски разводятся набором упругих элементов.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является фрикционная дисковая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с фрикционны- 15 ми дисками, смонтерованными между опо ным и нажимным дисками, и расположенные между ними упругие элементы, тоетшина которых больще топщины фрикционных дисков С2 3 Недостатком известной муфты явдяется низкая надежность жесткого включения. Цель изобретения - повьпиение надежности путем увеличения плавности .включения. Поставленная цепь достигается тем, что фрикционйая дисковая муфта, содержа щая ведущую -и ведомую полумуфты с фрикционными дисками, смоитирсшанные между опорным w нажимным дисками, и расположенные между ними упругие элементы, толщина которых больще толщины фрикционных дисков, снабжена упором, смонтированным на ведущей папумуфте на расстоянии от ближайшего диска ежа- того пакета фрикционных дисков, ракюм суммарному зазору между- дисками в сво бодном состоянии. На фиг. 1 изображена предлагаемая фрикционная муфта в разрезе( где опорный диск конструктивно выполнен за одно целое с ведомь1м барабаном; на фиг,2то же, где опорный диск кинематически связан с ведущим барабаном;на фиг. 3 кинематическая схема представденной на фиг. 1 муфты в выключенном состоянии; на фиг. 4 - то же, в первом этапе вклю чения; на фиг, 5 - то cejBo втором этапе включения; нафиг. 6 - то же, во включенном состоянии; на фиг. 7 - кинематическая схема представленной на фиг. 2 муфты в выключенном состоянии; на фиг. 8 - то же, в первом этапе вклкх чения; на фиг. 9 - то же, во втором эта пе включения; на фиг. Ю - то же, во включенном состоянии. Ведомая подумуфта-барабан 1 через шлицы соединена с ведомым нажимным

ДИСКОМ2 и ведомыми дисками трения3, а ведущие диски трения 4 - с ведущей полу муфтой-барабном 5. Между ведомыми дисками трения 3, ведомым барабаном 1 и

ведомым нажимным диском 2 расположены упругие элементы 6, топшина которых больще толщины дисков, выполненные в виде го(|ф)ированных кольцевых пружин и ориентируюише ведомые диски трения 3 относительно ведомого барабана 1 в определенном положении и на равном расстоянии друг от друга. На ведущей попумуфте 5 установлены упоры 7, между которыми расположены ведущие диски трения 4, соединенные с ним через шлицы, и упругие элементы 8, ориентирующие ведущие диски трения 4 относительно ведущей полумуфты 5. также в определенном положении и также на равном расстоянии друг от друга. Расстояние между поверхностями трения ведомых дисков трения равно расстоянию между поверхностями трения ведущих дисков трения. Ведомая попумуфта 1 кинематически связана с ведущей лолумуфтой 5 так, что после сборки исключается возможность их осевого перемещения друг относительно друга. В процессе сборки обеспечивается равное расстояние между пов хностями трения ведущих и ведомых дисков трения, образующих Пары трения. В Первом варианте конструктив&ого исполнения муфты (фиг. 1) ведомый опорный диск 9 выполнен конструктивно за одно целое с ведомой попумуфтой 1, . Во втором варианте конструктивного исполнения муфты (4мг. 2) ведущий опорный диск 10 кинематически связан с ве.-г1ущей попумуфтой бив частном случае может быть выполнен конструктивно за одно целое с ним. Для включения муфты нажимной диск 2 (фиг. 1, 2 или фиг. 3, 7) перемещается в осевсж направлении. На первом этапе включения муфты (фиг. 1 и 2) нажимной диск 2 перемещается до соприкосновения с первым ведущим диском 4 (фиг. 4 и 8). При этом основное усилие от нажимного диска передается на все ведомые диски трения 3 через упругие элементы 6. На этом этапе включения муфты ведущие диски трения 4 не перемещаются, а ведомые диски трения 3, переместивщись под воздействием упругих элементов 6,.занимают промежуточное положение с гарантированным зазоромщих и Крутящий момент на этсм этапе включения обоих вариантов муфт не передается, так как выбирается зазор между нажимным диском 2 и ближайшим к нему ведущим диском трения (фиг. 4, 8). .На втором этапе включения муфты перемещения нажимного диска 2 обеспечивает передачу осевого усилия как на ведомые диски трения 3 через расположенные между ними упругие элементы 6, так и на ведущие 4. В этом случае нажимной диск 2 давит непосредственно на ближайший к нему ведущий диск трения 4, обеспечивая передачу крутящего момента посредством одной пары трения. Остальные ведущие диски 4 перемещаются под воздействием осевого усилия, передаваемого через расположенные между ними упругие элементы 8, и в передаче крутящего момента не участвуют, так как сохраняется гаранитрованный зазор между поверхностями трения ведущих 4 и ведомых 3 дисков трения. Заканчивается второй этап включения муфты тогда, когда зазор между опорным диском 9 (фиг. 5) или Ю (фиг. 9) и ближайшим к нему ведущим диском трения 4 (фиг. 5) или ведомым диском трения 3 (фиг. 9) полностью выбран. Зазор между остальными поверхностями трения изменяется, но не выбирается полностью в nepBcfti варианте конструктиваого исполнения муфты (фиг. 5) или выбирается полностью только с одной стороны дисков трения во втором варианте конструктивного исполнения муфты (фиг 9). Крутящий момент на этом этапе включения муф ты передается одной парой трения (между нажимным диском 2 и ведущим диском трения 4) и его величина зависит от реактивного усилия сжимаемых упругих элементов 8, расположенных между ведущими дисками трения 4. На третьем этапе включения муфты в работе участвуют две пары трения в первом варианте конструктивного исполне ния муфты (фиг. 5) или четыре пары тре ния во вторе варианте конструктивного исполнения (фиг. 9). Величина передаваемого участвующими в работе парамк трения крут5пдего мо мента по мере перемещения нажимного диска 2 также как и на втором этапе включения.определяется реактивным усилием сжимаемых упругих элементов 8, расположенных между ведущими дисками трения 4. 31006814 . .4 между поверхностями трения веду-Заканчивается третий этап включения ведомых дисков трения (фиг. 4 и 8). муфты тогда, когда полностью выбраны азоры между поверхностями трения веомых 3 и ведущих 4 дисков трения. На четвертом этапе включения муфты (после полного выбора зазоров между поерхностями трения) пакет дисков 3 и 4 жимается величиной осевого усилия,обесечивающего требуемый коэффициент за- аса муфты по крутящему моменту. Процесс выключения муфты протекает в обратной последовательности и также условно может быть разбит на четыре этапа как и процесс включения. Первый этап, когда снижается осевое усилие сжатия пакета дисков 3 и 4, что обуславливает снижение коэффициента запаса муфты по крут5Щ1ему моменту, так как в работе останется две или четыре пары трения (в зависимости от конструктивного исполнения). Второй этап когда под воздействием упругих элементов 6 и 8 при снижении i нажимного усилия разводятся диски трения 3 и 4 так, что остается в работе одна пара трения. Третий этап , когда дальнейшее уменьшение нажимного усилия приводит к полному выключению из работы последней пары трения между нажимным диском 2 и ведущим диском трения 4. При этом ведущий диск трения 4, ближайший к нажимному 2, упирается в упор 7 (фиг. 1, 2), ограничивающий дальнейшее осевое перемещение ведущих дисков 4. Четвертый этап, когда нажимной диск 2 под воздействием упругих элементов 6, расположенных между ведомыми дисками трения 3, отжимается в исходное положение, а диски трения разводятся ими так, что между поверхностями трения ведомых и ведущих дисков устанавливаются равньге зазоры. При сборке упругие элементы устанавливаются в предварительно поджатом состоянии. Обеспечение частоты выключения повышает надежность муфты, позволяет исключить потери мощности в выключенных муфтах и повысить таким образом КПД трансмиссии. Поэтапное (последовательное) включение в работу пар трения обеспечивает плавное включение муфты, что способствует снижению динамических нагрузок на элементы трансмиссии при трогании, переключении передач и реверсирование, что способствует увеличению надежности и долговечности машины в целом.

Je/

Похожие патенты SU1006814A1

название год авторы номер документа
Предохранительная фрикционная муфтапОВышЕННОй ТОчНОСТи СРАбАТыВАНия 1979
  • Сазыкин Сергей Сергеевич
  • Франкштейн Семен Абрамович
  • Ескевич Лев Павлович
  • Шиков Виктор Васильевич
SU821802A1
Предохранительная фрикционная муфта 1982
  • Зарх Ион Сидорович
  • Агапова Алла Вениаминовна
  • Гурышев Вячеслав Николаевич
SU1128010A1
Фрикционная муфта 1978
  • Жарнов Эдуард Михайлович
  • Байбурина Тамара Мавлютовна
SU868173A1
Фрикционная муфта 1981
  • Савенко Виталий Поликарпович
SU956853A1
Фрикционная муфта 1984
  • Зверев Геннадий Александрович
  • Беляев Александр Петрович
  • Захарова Марта Федоровна
  • Бурцев Анатолий Захарович
SU1293389A1
Реверсивная фрикционная муфта преимущественно транспортного рольганга литейных автоматических линий 1983
  • Герега Игорь Иванович
  • Фиголь Ярема Богданович
  • Козулькевич Мирон Рафаилович
  • Цюняк Владимир Николаевич
SU1146491A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА 1994
  • Сигаев Е.Л.
RU2125192C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1992
  • Шишкарев М.П.
RU2095656C1
Муфта свободного хода 1976
  • Чекмазов Владимир Сергеевич
  • Щербаков Александр Григорьевич
  • Румянцев Геннадий Алексеевич
SU585343A1
Предохранительная фрикционная муфта 1989
  • Алюков Сергей Викторович
SU1754965A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 006 814 A1

Реферат патента 1983 года Фрикционная дисковая муфта

ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с фрикционными дисками, смонтированными между опорным и нажимным Дисками, и расположенные между дисками упругие элементы, топшина которых больше толщины фрикционных дисков, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения плавности включения, она снабжена упорсмм, смонтированным на ведущей полумуфте на расстоянии от ближайшего диска сжатого пакета 4 рикционных дисков, равном суммарному зазору между дисками в свободном состоянии.

SU 1 006 814 A1

Авторы

Данченко Александр Семенович

Зайцев Виктор Андреевич

Даты

1983-03-23Публикация

1980-07-17Подача