(54) ФРИКЦЙОНН; МУФТА Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения. Известна фрикционная муфта, содер жащая две полумуфты, взаимодейству1рщ через пакет фрикционных дисков Ш . Недостатком ее является сложность конструкции. Известна фрикционная муфта, содер жшдая концентрично расположенные наружную и внутреннюю полумуфты и смон тированные на них фрикционные диски И . -. Недостатком ее является повышенная вибрация, что снижает надежность привода в целом. Цель изобретения - повышение надёжности путем уменьшения вибрации. Поставленная цель достигается тем что муфта снабжена упорами, расположенными равномерно по окружности против каждого диска наружной полумуфты . На фиг.1 изображена фрикционная муфта, резрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - вариант выполнения упоров на внутренней поверх ности наружной полумуфты; на фиг.4 вариант выполнения упоров на наружной поверхности ведущих дисков. Муфта содержит наружную полумуфту в виде кожуха 1, жестко соединенного с маховиком 2, и смонтированные на ней диски нажимной 3 и промежуточный 4. Диски-5 с фрикционными накладками 6, система отжимных рычагов 7, нажимные пружины 8, отводка 9 смонтированы на внутренней полумуфте - валу трансмиссии 10. Упоры 11 расположены вокруг дисков 3 и 4. Ведущие диски 3 и 4 с кожухом 1 соединяются посредством сопряжений паз 12 - выступ 13. На внутренней поверхности кожуха 1 напротив ведущих дисков нажимного 3 и промежуточного 4 закреплено по , три равнорасположенных по окружности упора 11 с зазором а относительно дисков 3 и 4. 3 другом варианте конструктивного исполнения (фиг.З) упоры 11 закреплены на внутренних поверхностях маховика 2 относительно наружных поверхностей нажимного 3 и промежуточного 4 дисков. Упоры 11 могут быть расположены на наружной поверхности нажимного 3 и промежуточного 4 дисков. При включенной муфте сцепления крутящий момент двигателя от маховчка
2 передается на кожух 1 и далее на ведущие диски 3 и 4. За счет сил трения, создаваемых усилием нажимных пружин 8, крутящий момент передается на ведомые диски 5 и-затем на вал трансмиссии 10. При включении муфты сцепления ведомые диски 5 пробуксовывают относительно ведущих дисков 3 и 4. В результате трения торцовых поверхностей ведущих дисков 3 и 4 о фрикционные накладки 6 ведомых дисков 5 нажимной диск 3 ,и промежуточный диск 4 нагреваются и происходит расширение дисков,Следствием этого является уменьшение Зазора а между упорами 11 и наружными поверхностями ведущих дисков 3 и 4 или уменьшение зазора а между упорам 11 и внутренней поверхностью кожуха 1, Чтобы искпючить заклинивание ведущих дисков, величины зазоров л устанавливают равными тепловым.
Наружная поверхность упора 11 имеет форму либо шара, либо цилиндра, благодаря чему контакт между ведущими дисками к упорам осуществляется соотвьтств-зино либоВ точке, либо по линии. Делается это с той целью, чтобы уменьшить силы трения в местах контактов с- упорами. Число упоров должно (лыть но менее трех, равнорасполож-энных по окружности дпя обеспечения центровки.-.
При выключении муфты сцепления перемещается отводка 9, воздействуя на систему отжимных рычагов 7, которые связаны с нажимным диском 8 и кожухом 1. Рычаги 7 оттягивают нажимной диск 3, преодолевая усиЛие нажимных пружин 8, а также диск 4 (не показан от ведомых дисков 5. В результате между ведущими 3 и 4 и ведомыми дисками 5 образуется зазор и крутящий момент двигателя от маховика 2 не передается на вал трансмиссии 10.
Наличие упоров 11 существенно ограничивает смещение ведущих дисков С( оси вращения при операциях включения-выключения муфты как в начале , эксплуатации машины, так и в процессе ее эксплуатации, когда за счет износов существенно возрастает начальный зазор в сопряжениях кожуха или маховика с ведущими дисками, т.е. благодаря 3TOMj достигается постоянство величины дисбаланса сцепления в течение срока ее службы.
Предлагаемое устройство позволяет снизить дисбаланс муфты сцепления, передающей крутящий момент ot двигателя на трансмиссию машины, в результате чего снижаются вибрации двигателя и машины, уменьшается число поломок, повышается надежность и долговечность машины в целом, улучшаются условия труда обслуживающего персонала.
формула изобретения
Фрикционная /Iyфтa, содержащая концентрично расположенные наружную и внутреннюю полумуфты и смонтированные на них фрикционные диски, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения вибрации, она снабжена упорами, равномерно расположенными по окружности против Кс1ждого диска наружной полу М фТЫ.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидете/ibCTBO СССР № 570737, кл. F 16 D 13/00, 1976.
2.Кожевников С.В., Есиленко Я.И., Рыскин Я.М, Механизмы. М., Машиностроение, 1976, с.403, рис.6-52 (прототип) .
/(-А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1973 |
|
SU476385A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Двойная фрикционная муфта сцепления | 1976 |
|
SU579469A1 |
Двухпоточная муфта сцепления | 1979 |
|
SU863916A1 |
Муфта | 1978 |
|
SU898160A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1083005A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
ДВОЙНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ С ДИФФЕРЕНЦИАТОРОМ | 2011 |
|
RU2561431C2 |
Двухпоточная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1281448A1 |
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1978-10-20—Подача