Изобргетение OTHOCvitcfl к транспортному машиностроению и касается устройств для гашения колебаний надрессорного строения железнодорожных экипажей на рессорном подвешивании.
Известен дисковый фрикционный амортизатор транспортного средства, содержащий стержень с размещенными на нем фрикционными дисками с рычагами пневматический цилиндр с регулируемым давлением в рабочей камере, в котором поршень цилиндра соединен со стержнем, несущим фрикционные диски f1} .
Недостатком известного амортизато.ра является использование воздуха в качестве управляющего рабочего тела и связанные с этим сложности в обслуживании подвижного состава в эксплуатации.
Известен также дисковый фрикционный демпферу содержащий корпус с за-, крепленными а нем неподвижными фрикционными дисками с рычагом, кинематически связанным с подрессоренной частью транспортного средства, и стакан с жестко смонтированными фрикционными дисками, подпружиненный относительно корпуса и кинематически связанный через рычаг с неподрессоренной частью транспортного средства 2Д .
Недостатком известного фрикционного демпфера является двухступенчатый режим работы, соответствукиций груженому и порожнему состоянию транспортного средства. Однако для транспортного средства с частичной загрузкой жесткость фрикционного амортизатора, соответствующая одному из режимов работы амортизатора, не является оптимальной с точки зрения демпфирования колебаний.
Цель изобретения - повышение эффективности работы путем регулирования демпфирующей способности фрйкциононого демпфера в зависимости от загрузки транспортного средства.
: Поставленная цель достигается тем, что во фрикционном демпфере, содержащем корпус с закрепленными в нем неподвижными фрикционными дисками с рычагом, кинематически связанным с подрессоренной частью транспортно|о средства, и стакан с жестко смонтированными фрикционными дисками, подпружиненный относительно корпуса и кинематически связанный через рычаг ,с неподрессоренной астью транспортjHoro средства, поверхности контактирующих дисков выполнены с встречными клиновыми выступами и оборудованы установленными между ними телами качения,
5 При этом тела качения выполнены в зиде конических роликов, ориентированных вершинами к оси вращения фрикционных дисков.
На фиг.1 показан демпфер, продоль ный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг,1.
Фрикционный демпфер состоит из корпуса 1 и установленного в нем стакана 2. К корпусу 1 прикреплены по5 средством заклепок 3 и шпонок фрикционные 5 и 6 и направляющий 7 диски Стакан 2 установлен в корпусе 1с возможностью осевого и углового перемещения и снабжен фрикционными 8
20 и 9 и направляющим 10 диском, закрепленными на нем с помощью заклёпок 11 и шпонок 12. На боковых поверхностях направляющих дисков 10 и 7 выполнены встречно расположенные
25 клиновые Выступы, между которыми установлены тела вращения, например конические ролики 13, ориентированные вершинами к оси вращения фрикционных дисков. От выпадания из клиновых выступов направляющих дисков 10 и 7 ролики 13 удерживаются за счет размещения их в выемках клиновых выступов. Поджати фрикционных дисков корпуса и стакана осуществляется
35 пружиной Н с болтом 15Корпус 1 и нажимной стакан 2 снабжены рычагами 16 и 17, один из которых кинематически соединен с непод40рессоренной, а другой - с порессоренной частями транспортного средства.
Демпфер работает следующим образом При относительно перемещении под45рессоренных и неподрессоренных частей транспортного средства, кинематически связанных через рычаги 16 и 17 с корпусом 1 и стаканом 2 демпфера, происходит относительное вращение взаимоЗОдействующих боковыми поверхностями фрикционных дисков 9, 5 и 6, 8. При этом клинообразные выступы направляющих дисков 10 и И также перемещаю.ся друг относительно друга, вызывая 55перекатывание по ним конических роликов 4, что приводит к осевому перек щению дисков и соответственно корпуса 1 относительно стакана 2. Вследствие этого изменяется затяжка пружйны Ttf, а следовательно сила трения
гасителя.
; Демпфирующая способность демпфера
олределяётся степенью затяжки пружи:ны, которая по мере загрузки трансщортногр средства увелйчиегается.
, Предлагаемое изобретение позволит, повысить эффективность работы рикционмого демпфера за счет регулиро, вания его демпфирующей способности 5 в зависимости от загрузки транспортного, средства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОРЕГУЛЯТОР РЕЖИМОВ ТОРМОЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2311308C1 |
Демпфер подвески транспортного средства | 1977 |
|
SU651980A1 |
Гидроэластомерное упругодемпфирующее устройство системы подрессоривания транспортного средства | 2021 |
|
RU2767801C1 |
СИСТЕМА ПОДВЕСКИ, РАСПОЛОЖЕННАЯ ВНУТРИ КОЛЕСА | 2008 |
|
RU2482976C2 |
Демпфер подвески транспортного средства | 1987 |
|
SU1497067A2 |
Фрикционный амортизатор | 1988 |
|
SU1793126A1 |
Пневматическая подвеска транспортного средства | 1982 |
|
SU1058800A1 |
АНТИШОКОВАЯ ПОДВЕСКА | 2018 |
|
RU2676843C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ | 2002 |
|
RU2224150C1 |
Фрикционный дисковый гаситель колебаний | 1982 |
|
SU1082634A1 |
t. ФРЙКШЮННЫЙ ДЕМПФЕР i прё(имуцествён о для рельсовых транспортных средств, содержаций корпус с эакрепяенйьмт в нем неподвижными фрик сйонными дисками с рычагом, кинематически еояэанным с по/:и ессор| ной частью траиспортного средства, и стекай с жестко смонтирсжанныии фрикционными. дисками, подпружиненный относительно к( и кинематически связанный через рычаг с неподрессоренной , частью транспсфтного средства, о т л и - ч а ю |ц и и с я тем, что, с цельв повышения эффективности в ttaSore tty тем регулирования демпфирующей способностн в зависи1мости от загрузки транспортного средства, поверхности контактируювйк дисков выполнены С . встречными кга4новыми выступами и оборудованы установленными- между ни.ми телами каченияv 2. Демпфер по h.1, о т л и ч а ю|щ и и с я тем, что тела каче1 ия1м.полнены в виде конических роликов, ориентировё нных верижнани к оси вра {цения фрикционных дисков.
Авторы
Даты
1983-05-23—Публикация
1981-10-12—Подача