1 Изобретение относится к анти, фрикционным пластичным смазкам, предназначенным для спуска судов на воду с наклонных стапелей, рабо тоспособным в интервале температур окружающей среды от минус 20 до «юЧ. Процесс спуска осуществляется после оконмания сборки судна. При этом на нижнюю .часть стапеля Л на дорожки Jнаносится сиазка, по ко торой судно на полозьях под действием сил тяжести перемещается в воду. Смазка для спуска судов долж на выдерживать высокую нагрузку, Иметь высокую адгезию к дереву и одновременно низкие коэ4 фициенты трения покоя и движения:. Известно применение для спуска судов минеральных, комбинированных и мыльных смазок. Минеральные смаз ки приготовляют из продуктов переработки нефти. Примером такой смаз ки является парафино-вазелиновая, состожцая из смеси парафина и технического вазелина, а также парафи но-петролатумная,которая состоит и парафина,, петролатума и веретенног масла. Комбинированные смазки состоят из продуктов перерабтки нефти добавкой texницecкиx эфиров, проду тов лесотехнической промышленности и ДР. При применении таких смазок их наносят на дорожку в несколько сло Нижний слой, прилипакэдий к дереву, покрывает неровности стапеля и выд живает давление. Он должен противостоять выдавливанию смазки изпЬд полозьев. Переходный слой также обладает повышенной твердостью и обеспечивает связь с верхним слоем. Верхний слой - слой скольжения, являет ;Ся наиболее подвижным и обеспечивает должную величину коэффициен та трения l Наиболее близкой по составу к предлагаемой является пластичная хмазка С23, для спуска судов со ст пелей, имеющая следующий состав, масс.%: Парафин 25-85 Церезин5-25 Петролатум 5-25 Канифоль5-25 Однако эта смазка обладает недостаточной прочностью и адгезией к дереву и не отвечает требованиям 1 .2 предъявляемым к смазкам, предназначенным для спуска судов на воду при минусовых температурах окружаю щей среды, так как она обладает низкой температурой каплепадения(5б°С ) и при эксплуатации в осенне-зимний период загустевает и становится хрупкой. Целью изобретения является повышение твердости и улучшение низкотемпературных свойств смазки. Поставленная цель достигается тем, что пластичная смазка для спуска судов со стапелей, содержащая Петролатум, церезин и парафин, допол нительно содержит атактический полипропилен при следующем соотношении компонентов, мас.: Петролатум 5-30 Церезин18-30 Парафин10-75 Атактический полипропилен 2-30 В составе смазки рекомендуется использовать церезин нефтяной неочищеннай, парафин твердый марки Т Петролатум марки ПС, полипропилен атактический по ТУ 6-05-,131-2-78 молекулярной массы 30 тыс. - 500 тыс. Предлагаемую смазку готовят по технологии, обычной для углеводородных смазок. В табл.1 приведены составы предлагаемых и известной смазок. В табл.2 приведены физико-химические свойства предлагаемых и извест- . ной смазок. Кроме того, были испытаны низкотемпературные свойства приготовленных образцов по методике МакНИИ. Сущность методики определения морозостойкости заключается в определении отрицательной температуры при которой происходит растрескивание шелушение или отслаивание смазки от поверхности.образца. При определении применяют следуюг щую annapai py и материала: холодильную камеру, термометр лабораторный с интервалом измеряемых температур ,-от(+20-50) (-100)С, стакан и штапель фарфоровые, кисточка, дубовые пластинки 10x10 см. На предварительно отшлифованные пластинки наносят смазку путем намазывания толщиной 1 см. После нанесения смазки образцы выдерживают при комнатной температуре в течение 2 ч. Пластинки с нанесенной смазкой п мещают в холодильную камеру. Температуру в камере постепенного ско ростью 10-15°С в час понижают до за данной. При достижении необходимой температуры образцы выдерживают в течение 5ч. Образец, извлеченный из камеры, осматривают визуально на предмет об наружения растрескивания, шелушения и отслаивания смазки от его поверхности. Смазка считается выдержавшей испытание, если не происходит растрескивание и ее отслаивание от поверхности пластинки. Результаты проведенных испытаний представлены в табл.3. Как видно из данных табл. 2 и 3 образцы предлагаемой смазки превосходят известную смазку по твердости i. показатель - глубина проникания иг лы, пенетрация, по адгезии к дереву, а также по морозостойкости. Кроме того, предлагаемая смазка обеспечивает снижение коэффициента трения. Предлагаемая смазка (образец 2) была испытана в лабораторных услови ях, приближенных к натурным. Испытания имели своей цвлЛью определение основных физико-механических и эксплуатационных характери тик образцов смазок, необходимых для обеспечения надежности.и безопасности спуска судов на веду. Определялся предел прочности на ежа-, тие при -20, -10 и + предел прочности на отрыв смазки от деревянной ( дубовой ) Поверхности при + 10 С (адгезия ; коэффициент стати ческого трения между образцами смаз ки и полоза при нагрузке на образец В-.1200 и 1бОО кгс; отсутствии и нали чип скользящего слоя, в качестве которого используется солидол С по ГОСТ 3б6-7б; времени неподвижного контакта поверхностей (при наличии скользящего слоя), 0; 10 и 20 мин; температуре + .
Таблица 1
40 В качестве средств испытания ис.пользуются гидравлический пресс фирмы Лозенгаузен на максимальное усилие 35,0 Тс; разрывная машина РМ-05. Размер поверхности образцов для определения коэффициента трения и предела прочности на сжатие QQ см для определения предела прочности на отрыв 98,6 см . Предел прочности на сжатие и отрыв определялись по формуле i Q ; -Г где (1 - нагрузка на образец при сжатии (отрыве), кгс; F - площадь образца, cм. Коэффициент трения покоя определяется по формуле где Р - усилие сдвига, равное силе трения, кгс; Q - нагрузка на образец (по нормали ), кгс. Результаты испытаний образцов смазки на сжатие и адгезию приведены в табл.у определение коэффициента трения покоя - 9 табл.5. Предлагаемый образец (2) смазки сохраняет пластичность, не растрескивается и не выдавливается. Как видно, предлагаемая смазка по основным показателям соответст вует требованиям технического задания на смазку для спуска судов на воду и рекомендуется для применения в судостроительной промышленности в осенне-зимний период. Таким образом, предлагаемая смазка обладает улучшенными эксплуатационными и низкотемпературными свойстйами, необходимыми для обеспечения надежного и безопасного спуска на воду судов всех типов и назначений, особенно крупнотоннажных, в осенне-зимний период.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пластичная смазка для спуска судов со стапелей | 1982 |
|
SU1027192A1 |
Композиция для защиты прививок | 1987 |
|
SU1464997A1 |
Смазка для холодного волочения металлов | 1983 |
|
SU1117310A1 |
Способ оценки работоспособности пластичных смазок в узлах трения | 1978 |
|
SU748187A1 |
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU981350A1 |
Композиция загустителя для насадки спусковых дорожек | 1980 |
|
SU895805A1 |
Защитная смазка | 1974 |
|
SU503896A1 |
Смазка для приработки деталей | 1976 |
|
SU615127A1 |
Способ определения реологических характеристик пластичных смазок | 1983 |
|
SU1155914A1 |
Смазка для прессформ литья металлов" под давлением | 1974 |
|
SU514888A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СПУСКА СУДОВ СО СТАПЕЛЕЙ, содержащая петролатум, церезин и парафин, о т ли ч а ю,щ вися тем, что, с целью повьпиения твердости и низко-, температурных свойств, смазка дополнительно содержит атактический полипропилен при следующем соотношении компонентов, мас.: Петролатум 5-30 Церезин18-30 Парафин10-75 Атактический полипропилен . 2-30,
Церезин
28
30
20
75 Температура каплепадения, ° С Глубина проникания иглы, мм/10 Предел прочности на сжатие, кгс/см Предел прочности на разрыв, кгс/см 1,6 ,1,42 0,167 0,16 Косэффициент трения
Поверхность ровная, гладкая.
Поверхность ровная, гладкая
Поверхность гладкая Поверхность без изменений
Известная
Слабые трещины по поповерхности
Продолжение . 1
10
50
30
10
Таблица 2
Таблица Поверхность без изменений
Поверхность без изменений
Глубокие трещины по поверхности 1,4 0,174
Т а б л и Ц- а
|Таблица5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Синицын В.В | |||
Подбор и применение пластичных смазок | |||
М., Химия 1969, с | |||
Способ получения морфия из опия | 1922 |
|
SU127A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Там же, с.128 (прототип) | |||
i ;V : :.: ( .:.:,с. |
Авторы
Даты
1983-07-07—Публикация
1982-03-11—Подача