Изобретение относится к тракторостроению, преимущественно к механизации горного земледелия.
По основному авт. св. № 759344 известен бортовой редуктор транспортного средства, содержащий корпус, выполненный из верхней и нижней телескопически соединенных частей, связанных между собой силовым цилиндром с порщнем и полым щтоком, в каждой из которых размещены конические передачи, связанные телескопическим валом, причем корпус силового цилиндра выполнен за одно Целое с нижней частью корпуса редуктора и снабжен муфтой и несамотормозящейся кинематической парой, выполненной из винта и гайки, связанной с верхней частью корпуса редуктора через поршень силового цилиндра, а муфта через винт связана с нижней частью корпуса редуктора, при этом муфта выполнена фрикционной с двумя порщнями, телескопически соединенными между собой посредством стаканов, при этом один порщень подпружинен и зафиксирован от поворота относительно нижней части корпуса редуктора, а каждый из дисков фрикционной муфты соединен с каждым из порщней.
Недостатком указанного бортового редуктора является малая надежность вследствие отсутствия блокировки муфты при установке редуктора в верхнее положение при действии динамических растягивающих усилий на редуктор, превышающих усилия, на которые рассчитана муфта, а также при износе деталей муфты.
Цель изобретения - повышение надежности блокирования.
Поставленная цель достигается тем, что бортовой редуктор транспортного средства дополнительно снабжен нажимным диском, подвижно связанным в осевом направлении с корпусом редуктора и жестко связанным с упорным подщипником винта, нажимной и айбой с проходными отверстиями, установленной между закрепленными на корпусе упорами и нажимным порщнем с диском фрикционной муфты, установленными на полом винте с возможностью осевого перемещения, при этом пружины -оперты на упомянутый диск.,
На чертеже приведена схема бортового редуктора транспортного средства.
Бортовой редуктор содержит телескопически соединенные верхнюю 1 и нижнюю 2 части, для взаимного перемещения которых предназначен силовой цилиндр 3. Корпус 4 цилиндра 3 объединен с нижней частью 2 корпуса редуктора и разделен порщнем 5 с полым щтоком 6 на порщнейую 7 и щтоковую 8 полости. По оси штока 6 в упорном подшипнике 9, прикрепленном к нажимному диску 10 стаканом 11, установлен полый винт 12, который соединен с диском 13
при помощи щпонки 14 и совместно с гайкой 15, закрепленной в порщне 5, образует несамотормозящую пару. Редуктор содержит также фрикционную муфту 16, связьшающую винт 12 с нижней частью 2 корпуса редуктора, в состав которой входят, кроме того, диск 13, пружины 17 и два нажимных порщня 18 и 19, телескопически сое.циненных посредством, стаканов 20 и 21 и контактирующих между собой кольцевым
выступом 22. Пружины 17 установлены между порщнем 18 и нажимным диском 10. Подпружиненный порщень 18, зафиксированный от поворота относительно редуктора шпонкой 23, и порщень 19 образуют камеРУ 24, сообщающуюся трубопроводом 25 со щтоковой полостью 8 силового цилиндра. Рабочие полости 7 и 8 подключены к гидросистеме (не показана) посредством трубопроводов 26 и 27.
В нижней части редуктора расположена
коническая передача 28, связанная с полуосью 29 и телескопическим валом 30, пропущенным сквозь полый винт 12. В верхней части 1 редуктора расположена коническая передача 31, связанная с валом 30 и
полуосью 32, на наружном конце которой закрелено ведущее колесо 33 транспортного средства. Для фиксации части 2 корпуса от проворачивания относительно части 1 служит щпонка 34, а для фиксации нажимного диска 10 относительно части 2 корпуса - щпонка 35. Кроме того, редуктор снабжен нажимной щайбой 36, содержащей проходные отверстия 37 и установленной между упорами 38 и нажимным поршнем
19с диском 13.
Бортовой редуктор работает следующим образом.
Для перемещения части 1 редуктора, а следовательно, и ведущего колеса 33, прикрепленного к ней, вверх в поршневую полость 7 подают рабочее давление, которое,
проходя через отверстия 37 нажимной щайбы 36 и перемещая порщень 19 муфты 16 совместно с ее порщнем 18 и стаканами
20и 21, сжимает пружины 17 и тем самым разблокирует диск 13 и винт 12. При этом
винт 12, свободно поворачиваясь в подщип,нике 9 и гайке 15, не препятствует перемещению штока 6, а следовательно, и верхней части 1 редуктора с колесом 33 вверх. Как только колесо 33 переместится на нужное расстояние, обе полости цилиндра 3 соединяют со сливом (не показано). Пружины 17 прижимают дно стакана 21 к диску 13 и тем самым блокируют винт 12 от поворачивания. А так как гайка 15 и поршень 5 со щтоком 6 не имеют возможности повернуться относительно винта 12, то верхняя часть 1 с колесом 33 не имеют возможности для перемещения относительно нижней части 2. Кроме того, несмотря на увеличение силы, действующей на колесо, например, при наезде на неровность или при износе диска 13, винт 12 и гайка 15 не разблокируются, так как пружины 17 при действии растягивающих усилий дополнительно прижимают дно стакана 21 к диску 13 за счет перемещения нажимного диска 10, связанного упорным подшипником 9 с полым винтом 12. Причем чем больще величина силы, действующей на колесо, тем больше сжимаются пружины 17, а следовательно, надежность блокировки винта выше.
С целью перемещения колеса 33 в обратном направлении, т. е. вниз, рабочую жидкость нагнетают в штоковую полость 8 и камеру 24. В результате этого нажимной поршень 18 со стаканом 20 перемещается вниз, сжимая пружины 17 и разблокировав винт 12 с диском 13, а следовательно, и шток 6, который под действием давления в полости 8 перемещает колесо 33 вниз.
Броцесс блокирования частей 1 и 2 редуктора при аварийном падении давления
в полости силового цилиндра протекает так же, как и в случае подключения указанной полости к сливу.
При этом независимо от положения частей 1 и 2 редуктора относительно друг друга, а также независимо от того, находятся указанные части 1 и 2 в относительном движении или в состоянии покоя,, к ведущему колесу 33 постоянно подводится крутящий момент. Это достигается благодаря наличию телескопического вала 30 в конструкции редуктора, связывающего кинематически, посредством передачи 28 и 31 полуось 29-с ведомой полуосью 32, на наружном конце которой, как уже указывалось, посажено колесо 33.
Использование изобретения позволяет повысить надежность работы бортового редуктора транспортного средства, что особенно важно при транспортировке грузов и выполнении технологических операций транспортным средством в условиях горного земледелия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлический домкрат | 1976 |
|
SU1074813A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВИНЧИВАНИЯ БОЛТОВ И СНЯТИЯ КРЕПИТЕЛЬНЫХ КРЫШЕК РОЛИКОВЫХ БУКС | 1972 |
|
SU428966A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ДЕРНИНЫ, СТЕРНИ И НЕТОВАРНЫХ ЧАСТЕЙ С КОРНЕЙ В СОЛОДКОВЫХ АССОЦИАЦИЯХ | 2000 |
|
RU2179790C2 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОР-КОЛЕСАSCSOOIOSHA?! I•} дт crsriir; vrt?l';i>&jr-;; ^ г=-iSft t '.:5! Sitr f LAl'.Ellh-,;;;':?:; EHBJIi'iO-^r^XA I | 1973 |
|
SU382529A1 |
Силовой цилиндр | 1978 |
|
SU840529A2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1999 |
|
RU2152545C1 |
Автоматизированный комплекс для штамповки крупногабаритных деталей | 1985 |
|
SU1324725A1 |
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243109C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2004 |
|
RU2291991C2 |
Привод ведущих колес многоосного транспортного средства | 1984 |
|
SU1273274A1 |
БОРТОВОЙ РЕДУКТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 759344, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности блокирования, он дополнительно снабжен нажимным диском, подвижно связанным в осевом направлении с корпусом редуктора и жестко связанным с упорным подшипником винта, нажимной шайбой с проходными отверстиями, установленной между закрепленными на корпусе упорами и нажимным поршнем с диском фрикционной муфты, установленными на полом винте с возможностью осевого перемещения, при это.м пружины оперты на упомянутый диск. i (Л С. о 00 NwA. оо о
Авторы
Даты
1983-07-30—Публикация
1981-06-04—Подача