(54) СПОСОБ СБОРКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КОРПУСОМ Изобретение относится к технологии изгоА товпения электрических маишн и может быть использовано при сборке сердечников статоров электрических машин, в частности сердечников турбогенераторов, с корпуЬом. Известен способ сборки сердечника статора электрической машины с корпусом, включающий размещение в корпусе ктпгьев-ребер, крепление их уголками сваркой, сборку на них сердечника из сегментов листовой электротехнической стали, опрессовку сердеч} ика посредством торцовых плит, насаженных на резьбовые концы клиньев-ребер, и крепление сердечника гайками 1. Недостатком этого способа является недостаточная надежность собранной электрической маишны иэ-за деформации к; иньев-ребер при опрессовке, которые жестко связаны с корпусом, и нагрева маптаны. Наиболее близким к предлагаемому является способ сборки сердешшка статора электрической машины с корпусом, включающий установку корпуса в вертикальное положение, размещение в нем с одновременным креплеиием уголками клиньев-ребер, содержащих продольно расположенные пружины, сборку на них сердечников из сегментов листовой электротехнической стали, ог1рессонку сердечника посредством торцовых плит, насаженных на резьбовые концы клиньев-ребер и крепление сердечника гайками 2. Недостатком способа является недостаточная надежность собранной электрической машины из-за допол штельных деформаций пружин при опрессовке и нагреве магинны во время эксплуатации. Цель изобретения - повышение надсжискти электрической машины за счет устранения дополнительных деформаций пружин при опрессовке и нагреве машины. Поставленная цель достигается тем, что перед размещением в корпус клинья-ребра мо.шсргают упругой деформации в раляальном на11равле1даи, величина которой соотпетстнует деформации сердечника при опрессовке и нагреве М311ШНЫ при эксплуатации, а илправлеиие деформации противоположно, пере.ч on390рессовкой серде1мика упругую деформацию снимают. Кроме того, упругую деформацию каждого клина-ребра осуществляют путем забивки клиньев между ребром и его пружиной. На фиг, 1 изображен статор электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 то же, продольный разрез; на фиг. 3 показан участок клина-ребра; на фиг, 4 - разрез А-А на фиг. 3. Сборка сердечника статора электрической машины с корпусом производится следующим образом. Для сборки сердечника 1 корпус 2 статора ставят вертикально. Между телом каждого клина-ребра 3 и его пружинами 4 забивают встречные клинья 5, в результате чего деформируют пружины 4 на величину, равную расчетной сумме деформащ1Й от опрессовки сердечника 1 статора и его теплового расщирения при нагреве во время эксплуатации. Далее ребра 3 размещают в корпусе равномерно по его внутренней расточке, совмещая середины пружин с поперечными стенками 6 Kopiryca 2. Проверив расстояния от хвоста 7 ребра 3 до продольной оси корпуса 2 статора пружины 4 скрепляют с корпусом 2 с помощью угольников 8 и сваркой. На хвосты ребер 3 насаживают соответствующими пазами сегменты листовой электротехнической стали. Собрав таким образом сердечник о1, встречны клинья 5 выбивают и посредством торцовых плит 9, насаженных на резьбовые концы ребер 3, опрессовывают его и стягивают гайками 10, навинчивая их на резьбовые конДы ребер. При опрессовке сердечника сегменты стали выпрямляются, диаметр сердечника увеличивается. Тело каждого ребра 3 придвигается к его пружинам 4, зазоры между ними уменьшаются, пружины распрямляются. При нагреве сердечтгака до рабочей температуры его диаметр также увеличивается, и пружины ребер полностью приходят в исходное, до расклиновки, положение. Предлагаемое изобретение позволяет повы сить надежность электрической машины за счет устранения дополнительных деформаций пружин при опрессовке и нагреве машины. Формула изобретения 1.Способ сборки сердечника статора электрической машины с корпусом, установку корпуса в вертикальное положение, размещение в нем с одновременным креплением уголками клиньев-ребер, содержащих продольно расположенные пружины, сборку на них сердечника из сегментов листовой электротехнической стали, опрессовку сердечника посредством торцовых шшт, насаженных на резьбовые концы клиньев-ребер и крепление сердечника гайками, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности электрической машины за счет устранения дополнительных деформаций пружин при опрессовке и нагреве машины, перед размещением в корпус клинья-ребра подвергают упругой деформации в радиальном направлении, величина которой соответствует деформации сердечника при опрессовке и нагреве мапшны при эксплуатации, а направление деформации противоположно, перед опрессовкой сердечника упругую деформацию снимают. 2.Способ по п. 1,отличающийс я тем, что упругую деформацию каждого клина-ребра осуществляют путем забивки клиньев между ребром и его пружиной. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Токов М. И. Проектирование электрических машин. ЛПИ, 1974; с. 184. 2.Титов В. В. и др. Турбогенераторы. М., Энергия, 1967, рис. 2-34.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1981 |
|
SU1035727A1 |
Способ изготовления статора электрической машины | 2016 |
|
RU2652088C1 |
Статор электрической машины и способ его сборки | 1988 |
|
SU1628140A1 |
Статор гидрогенератора | 1990 |
|
SU1781771A1 |
СПОСОБ СБОРКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА | 1991 |
|
RU2027284C1 |
Статор электрической машины и способ его сборки | 1991 |
|
SU1836776A3 |
Статор электрической машины | 1989 |
|
SU1676006A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ | 2011 |
|
RU2487273C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
Способ запресовки сердечника в корпусе статора электрической машины | 1980 |
|
SU884045A1 |
10
///////л
8
Ф&г Z
А
6
Фиг.З
-А
Авторы
Даты
1982-02-07—Публикация
1980-05-29—Подача