Изобретение относится к TpaHCiiopTFibiM средствам вь сокой маневренности и может быть использовано для спортивных и разв/1 ек ат ел ь и ы х пел ей.
Известно транспортное средство, содержащее корпус, в ннжней части которого смонтированы связанные с лТзигателе-м враН1аю1ииеся вертикальные роторы с движителями, ii.ai)HHpHii установленными па вертикальных осях, и механизм поворота движителей, связанный с системой унравлеНИИ 1.
Недостатком данного транспортного средства является то. что оно не может дви аться по твердому грунту, но онор1 ой гюверхностИ: а также его i;. мансвг енность, обусловленная тем, что его роторы 1)асположены на нонеречной оси корпуса но одну сторону его центра масс.
1,1елг.- изобретения - - обеспечение дви/кепик по опорной поверхности и поньниепие MaHeBpeiiiiocTH.
Поставленная и,ель достигается те.м, что в транспортном средстве, содержан1см корпус, в нижней части которого емонтированы связа.чиые с двгиателем вертикальные ьращакмциеся роторы с движителями, Hiapпирн-ю установленными на вертикальных осях, и механизм новорота движителей, связанн и1 с системой управления, poToprj расноложепы 1га продольной оси корпуса симметрично относительно его нептра масс.
Движители вьн10лнеиы в внд.е катков или лыж, или (онлавков.
На фнг. i изображено транспортное средство, вид сбоку; на фиг. 2 -- то же, вид cBe)xv; на фиг. 3 -- то же, вид сверху без корпуса; на фиг. 4 - разрез А-.А на фиг. 2; на фи)-. 5 - опорный элеме1 т в виде катка; на фи1. 6 --- то же, в виде лыжи; на фиг. 7 -- вид Б на фиг. 6.
Тр.чпспортное средство содержит корпус 1 п устагювлепные на пем сидеп)е 2 водите..1Я. двигатель 3 с редуктором 4, вклю4aeMii Ni рукояткой о от аккумуляторных батарей 6. В нижней части корпуса смонтированы связанпые с ,.;ц игателем 3 вертикальные вращаюпи.еся роторы 7 и 8, расноложенпьге на продольной оси корггуса спмметрично относительио его центра масс, с: 1парпи1 по установленньи 1и на вертикал;,ГН)1Х осях 9 движителями 10 с 1л евмошинами 11. Оси вран1ения движителей 10 пересекаются в точках 2 и 3. Движители 10 Morvr быть вь полпены в виде лы/к или иоп;1ав ов (не показаны). Лыжи состоят из жесткой оболочки 14, заполненной унрхчой резиной или пластмассой 15, позволяющей этой оболочке а.мортизировать относительно оси 9 и одьоврел5ен(0 точно следить за этой осью нри ее поворотах. поверхность оболочки является собственно лыжей 16 и. конько.м 17.
Поплавки так же кренятся к осям 9„ как и лыжи, только высота их обо.ючки в несколько раз больше. чем у лыж, и выио;1пены они, наиример, из иенонласта. Их высота выбирается так, чтобы средство облаДало 1 еобходимой 1 лавучестыо. т.е. чтобы кориус 1 не касался воды.
Трансис.фтное средство содержит так же колеео 18, закреп:1енпое посредством ппровых шарниров па рычагах 19 и 20. Для осуитествления посадки водителя П1арниры рычагов вьнюлпены разьемными, т.е. Ko;ieco 18 может откидываться вверх.
Дтсха1Л13м новорота движителей содер:.кпт подвижный эксдеитрик 21, шарнирно связанный через рычаги 9 и 20 с рулевьгм колесом 18, и плайбу 22, становлепную на экснент и-1ке с возгложностью враИ1ения и вьиюлненную с че1ь;р; мя зубчатыми рейками 23. Эти рейки находятся в задег1ле1 ии с четыр мя пр.я.мозубы.ми цил1-:ндри|еекими 1нестерия.мн 24. установ,леппы Н1 с возможностью 1}ран;ения на крестовине 25, жестко связан юй с роторо.м 7. Каждая И1естерия имеет iio середине проточку под шкив 26, при зтом на осях 9 жестко закреплены нн 1-лзы 27. Оси вра|дения ипчивов 26 и 27 перя1енд11к -лярпы, а сами П1КИВЫ охваче1Из1 гибким тросико.ч 28. На каждом 1икивс TIJOCHK от ироска.льзывания закреилеи жеетко в оилой точке, напри.мер в точке 29, на одном из икивоа.
Ротор 7 установлен в жестко соединенно.м с корпусо.м 1 фланне 30 с воз.можностью вращения через кониче( )нестерпн 3 гт вала 32 редуктора 4. Ротор 8 установлен ана.югично рлугору 7, IHJ с :3озможностьк) вран1ения в противоположную сторону.
Траисиортное сг1едетво г;аботает следу К) Ь1U-: .м о б р а з о .м.
Водитель, нахо.дясь на сиденье 2 внутри рулевого колеса 18, которое занимает исходнОС положение, чт еоответств ет параллельно.му рас.по;)ожени1о рычагов 19 и 20, осей роторов 7 и 8 и совпадению с этими осями соответств)Ю1цнх точек 12 и 13 и осей SKcncirrpnKOB 21, включает рукоятхой 5 дв.;1гатель 3 ог батнрей 6. Двигатель через редуктор 4, на, 32 и шестерни 31 врагпает г)оторы 7 и В с |;авп,1ми и постоянными скоростями, но в ;; итг во 1оложные CTCjpoHbb При этом HnivaKf)io дз 1жения средства не ироисходи1, так как дви;-)г1тели 10 катятся ло нпконг1ентрич1 1:1м окруж;1остям на опорной поверхиос и в иротивомо.южиых ианрав:1ениях. Поворота движителей 10 осях 9 пет, так как июстерни 24 одного ,ротора зранипо ciJoio И1айбу 22 (так как оси соседних шее т ер ей ие пеидикуляриы,- а сами гпестерни установлены в крестовине 25, жестко связанной с ротором) вок)уг эксцентрика 21, ось которого совиадает с осью врашсчзия (;го рот.ора. Следовательно, эта шайба неподвижна относителыю сгзоего ротора и не поворачивае через шестерни 24, шкивы 26 и 27 ДЕШЖИтели 10. При этом эксцентрики 21 не могут быть вовлечены во враш,ение Н1айбами 22, так как эти шайбы вращаются п разные стороны, а эксцентрики соединены между собой через рычаги 19 и 20 и колесо 18. При перемещении водителем колеса 18 в какую-нибудь сторону так, чтобы рычаги 19 и 20 оставались параллельны, средство двигается в эту же сторону со скоростью, пропорциональной величине перемещения колеса 18. Так при перемещении рулевого колеса 18 (фиг. 1 и 2) эксцентрики 21 иеремещаются в другую сторону на равные расстояния от соответствующих осей роторов, т.е. занимают положение как на фиг. 3. При этом шайбы 22, вращаясо вокруг своих эксцентриков, перемещаются относительно свои.х роторов и зубчатыми рейками 23 поворачивают шестерни 24, одновременно скользя вдоль осей шестерен 24, если направление поворота шестерни не совпадает с направлением движения зацепленной с ней шайбы 22. Перемещения эксцентриков 21 под действием вращающи.хся шайб не происходит, если даже водитель и выпустит из рук колесо 18 вследствие инерционности системы эксцентрики-рычаги 19 и 20 - колесо 18. Повороты шестерен 24 с помощью П1КИВОВ 26, тросиков 28 и шкивов 27 передаются движителям 10. Направле1шя обхватов тросиками пар пкивов (так как их оси перпендикулярны) выбраны так, чтобы точки 12 и 13 занимали положение, как на фиг. 3, при указанных направ;1ениях вращения роторов и перемещении колеса 18, как на фиг. 1 и 2. Тогда средство двигается в ту же сторону, в какую отклонено колесо 18. Это следует из того факта, что скорость движения любой оси 9 относительно опорной поверхности есть геометрическая сумма линейной скорости вращения этой оси вместе с ротором и скорости ее поступательпого движения относительно опорной поверхности вместе со средством.
Если углы поворотов движителей 10 достигают 45°, то скорость движения средства по величине совпадает с линейной скоростью вращения их вместе с роторами, что
является удобным для расчетов. При возвранхении рулевого колеса 18 в исходное положение, т.е. чтобы точки 12 и 13 совпали с соответствуюп.ими осями роторов, средство тормозится и останавливается, так как движители 10, вращаясь, занимают положения, при которых их оси вращения параллельны направлению движения средства по инерции.
Если рулевое ко.лесо 18 повернуто в какую-нибудь сторону так, чтобы его центр не пере.местился относительно корпуса, т.е. совпадал с центро.м тяжести корпуса, то средство вращается в сторону поворота колеса 18 вокруг центра тяжести корпуса со скоростью, пропорциональной углу поворота колеса. При возвращении колеса 18 в исходное положение средство останавливается. Если же рулевое колесо 18 повернуть вокруг оси, совпадающей с осью ротора 7, т.е. так, чтобы его эксцентрик не переместился относительно оси этого ротора, то средство вращается на опорной поверхности вокруг оси, совпадающей с осью ротора 7, в сторону поворота колеса, так как движитель с ротором 7 не перемещает средство, а движитель с ротором
5 8 nepeMeniaeT его в направлении, перпендикулярном продольной оси средства. Таким образом, можно заставить транспортное средство вращаться вокруг .чюбой точки и в любую сторону. Комбинируя перемещения и повороты рулевого колеса, во0 дптель может выполнять любое маневрирование, т. е. дв11гаться по любой кривой как без поворота, так i с поворотом относительно опорной поверхности.
При необходимости движения по снегу, льду или воде движитети заменяются
5 и вместо них на роторы 7 и 8 ставятся лыжи, коньки или поплавки.
Применение изобретения позволяет разработать rpaiicnopTHoe средство высокой .;апевренпости, развить новые виды техд ппческого спорта, например, такие, как фигурное катание (вождение) на воде, по льд} снегу и другим покрытпям спортивпых площадок, мотороризоваиные игры с мячом и П1айбой. а также организовать новые аттракционы на воде, льду, п т.д..
фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2159722C1 |
Мост ведущий управляемый комбинированный | 2023 |
|
RU2816386C1 |
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ С ФУНКЦИЕЙ АКТИВНОЙ ПОДВЕСКИ | 2017 |
|
RU2671661C1 |
СНЕГОХОД | 2017 |
|
RU2660100C1 |
Система управления транспортного средства | 1985 |
|
SU1311954A1 |
СНЕГОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2013 |
|
RU2559395C2 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2442715C1 |
Транспортное средство Исина | 1985 |
|
SU1294646A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ИНЕРЦИОННО-РЕАКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ | 1998 |
|
RU2146631C1 |
МОСТОВОЙ ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2501703C2 |
1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее корпус, в нижней части которого смонтированы связанные с двигателе.м вертикальные вращающиеся роторы с движителями, щарнирно установленными на вертикальных осях, и механизм поворота движителей, связанный с системой управления, отличающееся тем, что, с целью обеспечения движения по опорной поверхности и повышения маневренности, роторы расположены на продольной оси корпуса симметрично относительно его центра масс. 2.Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что движители выполнены в виде катков. 3.Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что движители выполнены в виде лыж. 4.Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что движители выполнены в виде поплавков. е (Л оо со :о W V VW // (/г. /fo7О
fO
28
12
/J
70
Фиг.д
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1983-09-07—Публикация
1980-05-30—Подача