Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины Советский патент 1983 года по МПК H02K3/48 

Описание патента на изобретение SU1046850A1

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способу капс.улирования обмотки в пазах магнитопровода, и может быть использовно при изготовлении малогабаритных электрических машин, обмотка которых подвергается капсулированию диэлектрической массой.

Известен способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины магнитоэлектрической массой. Заливка внутренних полостей статора массой производит.ся через отверстия в корпусе, а также через пазы магнитопровода CljНедостатком известного способа капсулирования обмотки электрической машины является то, что масса полностью заполняет пазы со стороны расто.чки и остается в пазах после того, как выполнена окончательная об)заботка расточки статора. В процессе работы электрической машины частицы массы могут откалываться под влиянием вибраций, ударов, колебаний температуры. Попадая в зазор между ротором и статором/ эти частицы способны заклинить ротор и вывести электрическую машину из строя.

Известен также способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода путем установки пазовых клиньев 2

При установке клиньев в пазы в процессе сборки статора между их торцами и торцами упоров корпуса образуются зазоры, так как сложно выполнить клин в точности равным по ддлине матнитопроводу. Если же длина клина будет больше длины магнтопрово.ца, то зазор образуется между кбрпусом j; магнитопроводом. Диэлектрическая масса, капсудирующая обмотку, вьщаеггся через эти зазор и попадает в расточку статора.

Известен способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода, при котором в пазы устанавливают клинья закрепляют магнитопровод в корпусе электричес1 :ой машины и заливают обмотку диэлектрической массой Г3 . Недостатком способа является то, что капсулирующая обмотку диэлектрческая масса затекает через образовавшиеся между клином и корпусом зазоры в расточку статора электрической машины. Это особенно опасно при выполнении электрической машины со сквозной расточкой. В этом случае зоны возможного затекания диэлектрической массы расположены в . вредней части сквозной расточки, и к ним чрезвычайно затруднен доступ для контроля или удаления частиц компаунда/ стружки, попавших в процессе обработки расточки, например, в недозалитые полости между торцами клина и корпуса.

Цель изобретения - повышение нaJ5eжнocти и качества путем исключения затекания диэлектрической массы между торцами клиньев и упоров корпуса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины,-при котором в .пазы магнитопровода устан-авQ ливают клинья, закрепляют магнитопровод в корпусе электрической машины и заливают обмотку диэлектрической массой, клинья изготавливают из материала, обладающего эффектом

r цамяти формы, например из сплава никель-титан, длиной, превышающей длину паза магнитопровода и перед установкой в паз клинья осаживают вдоль продольной оси при температуре, меньшей нижней температуры интервала мартенситного превращения материала до длины меньшей длины паза, а перед заливкой обмотки диэлектрической массой клинья нагревают до температуры, превышающей

5 верхнюю температуру интервала обратного мартенситного превращения ма териала. ,.

Клинья выполняют из материала, обладающего эффектон памяти формы.

например из сплава никель-.титан

(содержание никеля 54,5%, остальное-; титан; интервал температур мартенситного превращения40-6О С).

Длина клиньев вначале больше фак5 тической длины магнитопровода статора, -например, на 1,5-2 лш (при фактической длине магнитопровода 20-25 мм).

Клинья размещают в штампе так,

0 чтобы они по своему поперечному

размеру, соответствующему ширине паза, были 3 }неволены, а по осевому ; размеру находились в свободном состоянли.

5 Затем клинья с торцов осаживают вдоль их продольной оси максимум на 10-15% так. Чтобы их фактическая длина была минимум на 0,1-0,2 мм меньше фактической длины магнито- провода статора. Эту операцию осу. ществляют при температуре , которая ниже нижней температуры интервала мартенситного превращения Материала.

Затем устанавливают клинья, имеющие меньшую длину, чем длина магнидгопровода статора, в пазы, закрепляют статор в корпусе, зажимая его магнитопровод по торцам в зоне расточки, и .ведут окончательную уста0 новку до заливки диэлектрической массой путем нагрева клиньев до температуры 120-150с, превышающей верхнюю температуру интервала обратного мартенситного превращения их

5 материала.

В результате этой операции клинья принимают свою первоначальную форму, т.е. восстананливсцот свою длину, предшествующую операции осаживания.

Поскольку клинья изготовлены по длине больше, чем магнитопровод статора, они упираются в выступы корпуса, зажимающие магнитопровод с торцов, и теряют свое свойство памяти формы.

На фиг. 1 показаны основные элементы электрической машины с пазовыми клиньями из сплава никель-титан; на фиг. 2 - паз, поперечный разрез.

Клинья 1 вставлены в пазы магнитопровода 2, будучи в осажденном состоянии. Затем магнитопровод 2 вместе с обмоткой 3 текстолитовыми распорными клиньями 4 и никель-титановыми клиньями 1 устанавливают

в корпус 5, закрывают полость в корпусе щитом 6 и скрепляют щит с корпусом, например, завальцовкой или сваркой. При этом торцы выступа 5 и щита б упираются в торцы магнитопровода 2. После восстановления длины клиньев 1 до такого положения, когда их концы упираются в торцы корпуса, и щита, через отверстия 7 производят заливку внутренней полости эпоксидным компаундом 8. При этом воздух вытесняется через отверстие 9, а в расточку статора компаунд не попадает.

Таким образом, предлагаемый способ капсулирования обмотки повышает надежность и качество электрической машины благодаря тому, что исключается заклинивание диэлектрической массы в зону расточки.

Похожие патенты SU1046850A1

название год авторы номер документа
Статор электрической машины 1982
  • Ефименок Эдуард Ефимович
  • Нинбург Евгений Борисович
  • Шмелев Альберт Анатольевич
SU1091274A1
Способ сборки электрической машины 1978
  • Петров Виктор Михайлович
  • Ищенко Анатолий Иванович
  • Суворов Николай Иванович
  • Конопленко Валерий Федорович
  • Тихонов Анатолий Александрович
SU741378A1
Способ капсулирования обмотки статора взрывозащищенного электродвигателя и оснастка для его осуществления 1991
  • Цибизов Виктор Владимирович
  • Бастрыгин Юрий Николаевич
  • Богомолов Игорь Дмитриевич
SU1819367A3
Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода и устройство для его осуществления 1988
  • Боцвин Валерий Викторович
  • Усачев Виктор Николаевич
  • Лещенко Людмила Анатольевна
  • Удовенко Николай Павлович
  • Кулик Алексей Николаевич
  • Мильнер Светлана Борисовна
SU1640792A1
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2019
  • Паршуков Владимир Иванович
  • Колпахчьян Павел Григорьевич
  • Шайхиев Алексей Рифкатович
  • Подберезная Маргарита Сергеевна
RU2741070C1
Устройство для капсулирования обмоток в пазах магнитопроводов электрических машин 1974
  • Буачидзе Нодар Иванович
  • Картвелишвили Юрий Захарович
  • Самхарадзе Василий Константинович
  • Асланиди Леонид Георгиевич
SU518842A1
Бесконтактная электрическая машина 1980
  • Орлов Борис Петрович
  • Иняшкин Владимир Иванович
  • Ивченко Юрий Григорьевич
  • Леонов Николай Иванович
  • Костюшин Александр Александрович
  • Евграфов Борис Иванович
  • Купеев Юрий Александрович
  • Еремин Анатолий Александрович
SU936227A1
СОВМЕЩЕННАЯ ГРЕБНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ОТКРЫТОГО ТИПА 2006
  • Олейников Александр Михайлович
  • Попов Сергей Валентинович
  • Бабенко Юрий Викторович
  • Матвиенко Сергей Иванович
RU2306656C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2023
  • Каримов Руслан Динарович
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2798501C1
Способ изготовления магнитных клиньев и установки их в пазы электрической машины 1982
  • Борзяк Юрий Гордеевич
  • Яковлев Александр Иванович
  • Мосина Ирина Ивановна
SU1046858A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 046 850 A1

Реферат патента 1983 года Способ капсулирования обмотки в пазах магнитопровода электрической машины

СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИ-. ЧЕСКОЙ МАШИНЫ, при котором в пазы магнитопровода устанавливают клинья, закрепляют магнитопровод в Корпусе электрической машины и заливают обмотку диэлектрической массой, о тл и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и качества путем исключения затекания диэлектрической массы между торцами клиньев и-упоров Корпуса, клинья изготавливают из материала, обладающего эффектом памяти формы, например из сплава никель-титан. Длиной, превышайвдей длину паза магнитопровода, а перед: установкой в паз клинья осаживают вдоль продольной оси при температуре, меньшей нижней температуры интервала мартенситного. превращения материала, до длины, меньшей длины паза, а перед заливкой обмотки диэлектрической массой кли«ья Hat-ревают до температуры W превь шакя1(ей верхнюю температуру интервала обратного мартенситного с превращения материала. 4; Од эо ел

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1046850A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ КАПСУЛИРОВАНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ 0
  • А. И. Ролик, Г. Я. Шкилько А. И. Яковлев Харьковский Авиационный Институт
SU391680A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
и др
Расчет управляемьхх короткозамкнутых электродвигателей
- Л., Энергия, 1972, с
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1

SU 1 046 850 A1

Авторы

Ефименок Эдуард Ефимович

Канер Вадим Фроимович

Шмелев Альберт Анатольевич

Даты

1983-10-07Публикация

1981-12-07Подача