Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быт использовано в трансмиссиях легких тарнспортных средств, например мотоциклов. Известна коробка скоростей, содержащая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепле+ния размещенные в пазах ведомоч о вала и подпружиненные в направлении включе ния зубчатых колес шпонки с фигурным отверстиями, воздействующий на шпонк и размещенный внутри ведомого вала п Воротный кулачковый вал, имеющий на одном из концов многозаходную резьбу взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях собачками, размещенными в продольных пазах двух разжатых в осевом направл нии пружиной телескопических втулок, установленных на кулачковом валу и зафиксированных от проворота относительно него посредством штифта, жест ко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси и взаимодействующего с продольными пазами втулок. В этой коробке кулачковый вал установлен без возможности осевого перемещения . Недостатками известной коробки являются отсутствие контроля нейтрал ного положения, а также возможность включения высшей передачи из нейтрального положения, что может привес ти к остановке двигателя. Цель изобретения - повышение надежности работы коробки скоростей. Поставленная цель достигается тем что коробка скоростей, содержащая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы, установленные на них зубчатые колеса постотжого зацепления, размещенные в пазах ведомого вала и подпружиненные в направлении Включения зубчатых колес шпонки с фигурными отверстиями воздействующий на шпонки и размещенный внутри ведомого вала поворотный кулачковый вал, имеющий на одном конце многозаходную резьбу, взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях собачками, размещенными в продольных пазах двух разжатых в осевом направлении пружиной телескопических втулок, установленных на кулачковом валу и зафик сированных от проворота относительно него посредством штифта, жестко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси в взаимодействующего с продольными пазами втулок, снабжена датчиком нейтрального положения и установленным во внутренней итулке подпружиненным к торцу кулачкового вала толкателем, взаимодействующим с датчиком, кулачковый вал установлен подвижно в осевом направлении и подпружинен к штифту, а на торце кулачкового вала и на цилиндрической части толкателя выполнены пазы, взаимодействующие со штифтом. На фиг. 1 изображена коробка скоростей, продольный разрез; на фиг.2 разрез А-А на фиг. 1. Коробка скоростей содержит параллельные ведущий 1 и ведомый 2 валы, на которых установлены зубчатые колеса постоянного зацепления, причем колеса 3 жестко связаны с валом 1, а колеса А установлены на валу 2 с возможностью вращения и снабжены шпоночными пазами 5. В ведомом валу 2 выполнены радиальные пазы 6, в которых размещены шпонки 7, подпружиненные в направлении включения зубчатых колес 4. В шпонках 7 выполнены фигурные отверстия 8, на которые воздействует кулачковый вал 9, установленйый внутри ведомого вала 2 с возможностью Поворота и осевого перемещения. В ведомом валу 2 перпендикулярно его оси закреплен штифт 10, к которому пружиной 51 поджат кулачковый вал 9, на одном из концов которого имеется многозаходная резьба 12, взаимодействующая с двумя собачками 13 и 14, закрепленными во встречных направлениях в продольных пазах двух телескопических втулок 15 и 16, разжатых пружиной 17, установленных с возможностью осевого перемещения на кулачковом валу 9 и зафиксированных от проворота штифтом 10. Во внутренней втулке 15 с возможностью осевого перемещения установлен толкатель 18, поджатый к торцу кулачкового вала 9 пружиной 19 и взаимодействующий с датчиком нейтрального положения{не показан). На цилиндрической части толкателя 18 выполнен продольный паз 20,, постоянно взаимодействующий с штифтом 10,. а на торце кулачкового вала 9 другой радиальный паз 21, взаимо31действующий со штифтом 10 периоди(чески. Управление перемещениями вту|ЛОК 15 и 16 осуществляется рукояткой 22. Коробка скоростей работает следующим образом. В нейтральном положении (фиг. 1) .все шпонки 7 утоплены в пазы 6 ведомого вала 2, колеса 4 имеют возможность свободного вращения, а радиальный паз 21 кулачкового вала 9 совмещен с выступающей внутрь частью штифта 10, вследствие чего пружиной Л вал 9 и толкатель 18 смещены в крайнее правое положение (положение нейтрали), в котором толкатель 18 взаимодействует с датчиком нейтрального положения. При включении коробки рукояткой 2 перемещают влево наружную втулку 16 с собачкой , которая, войдя во.вза имодействие с резьбой 12, перемещает ал 9 также влево до упора, сжима при этом пружину 11. В этом положении штифт 10 выходит из радиального паза 21 вала 9, оставаясь при этом в пазу 20 толкателя 18, который под воздействием пружины 19 перемещается 0 влево вслед за валом 9 и перестает взаимодействовать с датчиком. При дальнейшем перемещении втулки 16 с собачкой происходит поворот вала 9| освобождение соответствующей шпонки 7 и соединение вала 9 с соответствующим колесом , т.е. включение с первой по четвертую передачи. При перемещении рукояткой 22 чнутненней втулки 15 с собачкой 13 вправо происходит поворот вала 9 в противоположном направлении, и переключение с четвертой передачи до нейтрального положения, в котором штифт 10 вновь совпадет с пазом 21 вала Э, в результате чего вал 9 под воздействием пружины 11 переместится в крайнее правое положение и, переместив при этом толкатель 18 вправо, вступит во взаимодействие с датчиком нейтрального положения, из которого можно включить только низшую передачу. Предлагаемая коробка скоростей надежна в работе и исключает возможность случайного включения высшей передачи из нейтрального положения, а также позволяет контролировать нейтральное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка скоростей | 1980 |
|
SU953299A1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗАНИЕМ ПАЗОВ В ОТВЕРСТИИ ДЕТАЛИ | 1992 |
|
RU2088385C1 |
Устройство для вертикальной регулировки валка прокатной клети | 1986 |
|
SU1386322A1 |
ПЕРЕНОСНОЙ РЕЛЬСОСВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК | 1995 |
|
RU2092648C1 |
Коробка скоростей | 1975 |
|
SU684231A1 |
Контроллер управления железнодорожным транспортом и способ его работы | 2022 |
|
RU2788226C1 |
Многооперационный станок | 1991 |
|
SU1775268A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ КОНСТАНТАНОВОЙ ПРОВОЛОКИ СКОБОК И ВСТАВКИ ИХ В АСБЕСТОВЫЕ КОРОБКИ ТЕРМОБЛОКОВ | 1956 |
|
SU108681A1 |
Шагозадающее устройство к пружинонавивочному автомату | 1985 |
|
SU1301538A1 |
СИСТЕМА ЗАРЯЖАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ | 2003 |
|
RU2231728C1 |
КОРОБКА СКОРОСТЕЙ, содержащая параллельные ведущий и пустотелый с радиальными пазами ведомый валы, установленные на них зубчатые колеса постоянного зацепления, размещенные в пазах ведомого вала и подпружиненные в направлении включения зубчатых колес шпонки с фигурными отверстиями, воздействующий на шпонки и размещенный внутри ведомого вала поворотный кулачковый вал, имеющий на одном конце многозаходную резьбу. взаимодействующую с двумя подпружиненными во встречных направлениях собачками, размещенными в продольных пазах двух разжатых в осевом направлении пружиной телескопических втулок, установленных на кулачковом валу и зафиксированных от проворота относительно него посредством штифта, жестко закрепленного в ведомом валу перпендикулярно его оси и взаимодействующего с продольными пазами втулок, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности ее в работе, коробка снабжена датчиком, нейтрального положения и установленным во внутренней втулке подпружиненным к торцу кулачкового вала тол(Л кателем, взаимодействующим с датчиком, кулачковый вал установлен подвижно в осевом направлении и подпружинен к штифту, а на торце кул.тчкового вала и на цилиндрической части толкателя выполнены пазы, взаимодействующие со штифтом.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР по заявке h 2875389/25-28, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1983-11-07—Публикация
1981-06-04—Подача