Способ сборки статора электрической машины Советский патент 1983 года по МПК H02K15/02 

Описание патента на изобретение SU1053226A1

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ сборки статора электрической машины, который включает нанесение изоляции на внутреннюю поверхность ярма и последуюшую запрессовку внутрь нагретого ярма гофрированной зубцовой зоны с обмоткой 1.

Однако из-за необходимости сохранения целостности изоляции между ярмом и зубцовой зоной при запрессовке требуется увеличение ее толщины, что приводит к увеличению зазора между ярмом и зубцовой зоной. Кроме того, при запрессовке гофрированной зубцовой зоны внутрь ярма статора неизбежно нарушение изоляции между ярмом и зубцовой зоной и образование короткозамкнутых контуров на пути магнитного потока машины. Все это приводит к снижению КПД и коэффициента мошности. Невозможность надежного закрепления зубцовой зоны в ярме статора при наличии достаточно толстого изоляционного слоя между ними снижает надежность электрической машины.

Цель изобретения - повышение коэффициента мощности, КПД и надежности электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что зубцовую зону располагают внутри ярма с зазором, затем внутрь зубцовой зоны устанавливают оправку с двумя подвижными конусными хвостовиками, центрируют ее и перемешают хвостовики с двух сторон внутри зубцовой зоны, распирая ее, прижимают к внутренней поверхности ярма и образуют клиновые зазоры между гофрами, затем пропитывают изоляционным составом, заполняя им клиновые зазоры, а после отверждения изоляционного состава оправку удаляют. Кроме того, перед пропиткой в клиновые зазоры устанавливают клинья.

На фиг. 1 изображен статор с оправкой, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - статор с центрирующей оправкой и технологическими щитами, продольный разрез.

Способ осуществляется следующим образом.

Перед сборкой разъемного статора внутреннюю цилиндрическую поверхность ярма 1 покрывают тонким слоем изоляционного лака 2, затем производят запечку ярма. Далее устанавливают гофрированную зубцовую зону 3 с обмоткой 4 во внутрь ярма с зазором.

Для сохранения изоляционного слоя ярма 1, закрепленного в корпусе 5 (фиг. 1 и 2),наружную цилиндрическую поверхность

зубцовой зоны выполняют диаметром меньшим, чем диаметр внутренней цилиндрической поверхности ярма.

После установки гофрированной зубцовой зоны 3 с обмоткой 4 во внутрь зубцовой зоны с двух сторон вводят оправку 6 с двумя подвижными конусными хвостовиками 7, центрируют ее и перемещают хвостовики 7, закручивая гайки 8. При этом гофрированная зубцовая зона распирается и плотно

0 прижимается наружными поверхностями зубцов 9 к изолированной внутренней поверхности ярма 1. При распоре гофрированной зубцовой зоны образуются клиновые зазоры между гофрами.

Для заполнения клиновых зазоров, а также пропитки обмотки гофрированную зубцовую зону вместе с обмоткой пропитывают в вакууме или при обычном давлении изоляционным лаком или компаундом и отверждают.

0 В случаях, когда разность внутреннего диаметра ярма и наружного диаметра гофрированной зубцовой зоны превышает 0,2-0,25 мм, гофрированную зубцовую зону закрепляют в ярме с помощью клиньев, располагая их в клиновых зазорах между гофрами зубцовой зоны, а после ввода клиньев осуществляют пропитку. Установку клиньев можно осуществлять в процессе распора гофрированной зубцовой зоны коническими хвостовиками.

В случаях, когда основной воздущный зазор электрической машины мал и требуется очень точная установка гофрированной зубцовой зоны внутри ярма статора, целесообразно применение при сборке разъемнего статора специальных технологических щитов 10 (фиг. 3) с точно выполненными отверстиями под концевые цилиндрические ча,сти 11 оправки.

Перед использованием все элементы технологической оснастки покрывают антиадгезионным по отнощению к лаку или компаунду составом, например селиконовой смазкой.

Применение предлагаемого способа сборки статора с гофрированной зубцовой зоной

обеспечивает возможность получения минимального по величине немагнитного промежутка между ярмом и зубцовой зоной, что приводит к снижению намагничивающего тока и повыТщению коэффициентов мощносQ ти и полезного действия; сохранение изоляции на внутренней поверхности ярма даже при незначительной ее толщине и, таким образом, уменьшение потерь мощности машины; прочное и надежное крепление гофрированной зубцовой зоны с обмоткой в ярме

5 статора.

Похожие патенты SU1053226A1

название год авторы номер документа
Статор электрической машины 1982
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Бойко Евгений Петрович
  • Лопатин Алексей Федорович
  • Кремешный Юрий Андронникович
SU1282261A1
Способ изготовления статора электрической машины 1989
  • Копылов Игорь Петрович
  • Суворов Николай Иванович
  • Олейников Александр Михайлович
  • Яковлев Александр Иванович
  • Яковлев Михаил Михайлович
SU1775803A1
Магнитопровод торцовой электрической машины 1980
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горягин Владимир Федорович
SU1077010A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2127016C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2130681C1
Магнитопровод торцевой электрической машины 1979
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Петров Виктор Михайлович
  • Бойко Евгений Петрович
  • Макаров Феликс Константинович
SU855864A1
Способ изготовления электрической машины 1986
  • Степанянц Эмилен Аракелович
SU1365262A1
Статор электрической машины переменного тока и способ его изготовления 1988
  • Суворов Николай Иванович
  • Копылов Игорь Петрович
  • Костиков Олег Николаевич
  • Яковлев Александр Иванович
SU1663697A1
Магнитопровод электрической машины 1980
  • Кухарский Май Петрович
  • Петров Виктор Михайлович
  • Бойко Евгений Петрович
  • Белов Борис Васильевич
SU955366A1
Магнитопровод торцовой электрической машины 1980
  • Хаит Яков Моисеевич
SU928530A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 053 226 A1

Реферат патента 1983 года Способ сборки статора электрической машины

1. СПОСОБ СБОРКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, заключающийся в том, что наносят изоляционное покрытие на внутреннюю поверхность ярма, устанавливают гофрированную зубцовую зону с обмоткой внутрь ярма и закрепляют ее, отличающийся тем, что, с целью повышения коэффициента мощности, КПД и надежности электрической мащины, зубцовую зону располагают внутри ярма с зазором, затем внутрь зубцовой зоны устанавливают оправку с двумя подвижными конусными хвостовиками, центрируют ее и перемещают хвостовики с двух сторон внутри зубцовой зоны, распирая ее, прижимают к внутренней поверхности, ярма и образуют клиновые зазоры между гофрами, затем пропитывают изоляционным составом, заполняя им клиновые зазоры, а после отверждения изоляционного состава оправку удаляют. .2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед пропиткой в клиновые зазоры устанавливают клинья. (Л ел оо 1C ю о

Формула изобретения SU 1 053 226 A1

/ 2. 3

/У///.

/{//

/4 а

W

Фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1053226A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Разъемный статор электрической машины 1975
  • Степанян Эрнст Аракелович
  • Степанянц Эмилен Аракелович
SU584392A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 053 226 A1

Авторы

Юферов Федор Михайлович

Даты

1983-11-07Публикация

1979-08-15Подача