Опора скольжения Советский патент 1983 года по МПК F16C27/00 

Описание патента на изобретение SU1059301A1

Изобретение отйосится к машиностроению и может быть использовано в качестве опор валов различных машин, напри:мер, в погружных жидкостнозаполненных электродвигателях.

Известен радиальный подшипник скольжейия, содержащий корпус и расположенные в нем секторные вкладыши, установленные в пазах кррпуса, выполненных в форме ласточкиного хвоста 1.

Однако данный подшипник обладает малой долговечностью, так как при работе вкладыши нагружены неравномерно.

Известен также самоустанавливающийся подшипник скольжения, содержащий кор пус и размешенные в нем секторные антифрикционные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа.

При этом секторные вкладыши выполнены с наружной сферической поверхностью, а элементы компенсации износа выполнены в виде пружин .(2.

Однако известный подшипник сложен по конструкции, недостаточно технологичен в изготовлении и сборке, ненадежен в работе.

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции подшипника.

Указанная цель достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей корпус и размещенные в нем секторные антифрикционные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом и антифрикционными вкладышами прокладки из материала, обладающего «памятью формы, и имеющей бурт, обращенный в сторону вала и образующий с ним рабочий зазор.

На фиг. 1 изображена, опора скольжения, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - характеристика изменения толщины прокладки в зависимости от температуры.

Опора содержит корпус 1 и размещенные в нем секторные антифрикционные вкладыши 2, охватывающие вал 3 с рабочим зазором. Элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом 1 и антифрикционным вкладышем 2 прокладки 4, изготовленной из материала, обладающего «памятью формы и имеющей бурт 5, обращенный в сторону вала 3 и образующий с ним рабочий зазор а, равный допустимому радиальному смещению вала 3. Вкладыши 2 вставлень в пазы прокладок 4, выполненные по форме ласточкиного хвоста, а прокладки. 4 - в аналогичные пазы корпуса .

Опора работает следующим образом.

В исходном состоянии между валом 3 и каждым буртом 5 выставляют зазор а. Прокладка 4 в этот момент имеет толщину hj. При работе, по мере износа наиболее нагруженного вкладыша, вал 3 смещается в радиальном направлений в сторону указанного вкладыша 2 до тех пор, пока не соприкоснется с буртом 5. В этот момент ось вала 3 смещается на допустимую, заранее заданную величину а от своего исходного положения. В результате трения вала

3о бурт 5 последний разогревается, это тепло передается прокладке 4 наиболее изношенного вкладыша 2, и прокладка 4, благодаря свойству «памяти формы, увеличивает свою толщину до hj, перемешая вкладыш 2 в радиальном направлении в сторону центра на величину износа. Вал 3 также смещается, занимая первоначальное положение, и между Ним и буртом 5 вновь образуется зазор а. Трение вала 3 о бурт 5 прекращается и он вместе с прокладкой

4остывает, однако, благодаря необратимости характеристики изменения толщины прокладки 4 в зависимости от температуры, прокладка. 4 сохраняет приобретенную толщину h. На фиг. 3 необратимость характеристики показана щтриховой линией и стре лками: при нагреве до температурь t, прокладка 4 увеличивает свою толщину до hj а при последующем охлаждении не возвращается в исходное состояние, а сохраняет толщину Кг. Если требуется вторично изменить толщину прокладки 4, то можно либо после первого увеличения толщины (до h) поменять Наиболее нагруженный и расположенный напротив него ненагружейный вкладыш местами (ненагруженный вкладыш Не износился и может еще раз увеличить свою толщину), либо поставить по две или больше прокладок 4 на каждый вкладыш 2, температура преобразования которых различна. В последнем случае при первом касании вала 3 и бурта 5 свою толщину увеличит прокладка 4, имеющая самую низкую температуру преобразоания (остальные прокладки нагреваются недостаточно для изменения их толщины, так как при температуре i первая прокладка 4 увеличивает свою толщину до hi и бурт 5 выходит из контакта с валом 3 и охлаждается). При вторичном касании трение происходит до тех пор, пока прокладка 4 не нагреется до температуры преобразования второй прокладки и т.д.

Свойством «памяти формы обладают ряд сплавов, например Ni-Ti, Ni-Al, Си- Al и др. Это свойство заключается в том, что предварительно деформированный материал принимает заранее заданную фор.му при нагреве или охлаждении. Преобразование может происходить при заданной температуре и быть либо обратимым (при нагреве материал изменяет свою форму, а при последующем охлаждении восстанавливает первоначальную форму), либо необратимый (изменяет форму при нагреве, а при последующем охлаждении сохраняет приобретенную в результате нагрева форму).

Изобретение позволяет повысить надежность и упростить конструкции опоры.

Похожие патенты SU1059301A1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2000
  • Винник Н.И.
  • Свиридов Л.Т.
  • Поляков Н.В.
  • Аксенов А.А.
  • Мильцын А.Н.
RU2222724C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 1995
  • Ахвердиев К.-С.-О.
  • Мурадов З.А.
  • Луговской Б.К.
RU2108498C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Памфилов Е.А.
  • Евельсон Л.И.
  • Симин А.П.
  • Шевелева Е.В.
RU2226240C2
Опора скольжения 1982
  • Немогай Николай Викторович
  • Худан Петр Алексеевич
  • Гайдук Борис Сергеевич
  • Юницкий Анатолий Эдуардович
  • Паркалов Виктор Павлович
  • Баранов Юрий Дмитриевич
SU1141238A1
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1989
  • Уткин Вадим Севастьянович
RU2013671C1
ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Казанцев Родион Петрович
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Семёновых Александр Сергеевич
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2478841C1
Радиальный подшипник скольжения 1984
  • Игнатович Владимир Сергеевич
SU1183737A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Алексеев Владимир Павлович
  • Акимов Геннадий Яковлевич
  • Дарда Юрий Антонович
  • Бабенко Михаил Антонович
  • Смияненко Игорь Михайлович
RU2229039C2
ТУРБИННАЯ СЕКЦИЯ 2001
  • Печкарев Г.Л.
  • Шулепов В.А.
  • Козлов А.В.
RU2206694C2
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ 2007
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2334138C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 059 301 A1

Реферат патента 1983 года Опора скольжения

ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая корпус и размещенные в нем секторные антифрикционные вкладыши, охватывающие вал с рабочим зазором, элемент компенсации износа, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения ее конструкции, элемент компенсации износа выполнен в виде размещенной между корпусом и антифрикционными вкладышами, прокладки из материала, обладающего «памятью формы, и имеющей бурт, обращенный в сторону вала и образующий с ним рабочий зазор. СЛ ;о оо

Формула изобретения SU 1 059 301 A1

Фьг.г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1059301A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Давыдов А
П
Резиновые подшипники в машиностроении
Л., «Машиностроение, 1968, с
Схема обмотки ротора для пуска в ход индукционного двигателя без помощи реостата, с применением принципа противосоединения обмоток при трогании двигателя с места 1922
  • Шенфер К.И.
SU122A1
Машина для разделения сыпучих материалов и размещения их в приемники 0
  • Печеркин Е.Ф.
SU82A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
0
SU289233A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 059 301 A1

Авторы

Вербицкий Давид Израилович

Гольдман Исаак Михайлович

Даты

1983-12-07Публикация

1982-02-25Подача