Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах различных машин.
Известен самоустанавливающийся подшипник скольжения, содержащий вал, корпус с размещенными в нем и охватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, при этом вкладыши с наружной сферической поверхностью и каждый из них подпружинен индивидуальной пружиной 1.
Однако данный подшипник не обеспечивает возможности равномерной компенсации износа вкладышей, что снижает его долговечность.
Известен также подшипниковый узел, содержащий вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и охватываюшими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами и винтами, выполненными с двумя резьбовыми участками с резьбой разного направления, взаимодействующими каждый с двумя гайками, размещенными в пазах клиньев, установленных с возможностью радиального перемещения и находящихся под действием пружин. Кроме того, устройство содержит два подпружиненных рычага и фиксаторы 2.
Однако известный подшипниковый узел сложен по конструкции и не обеспечивает надежность и долговечность опоры в режиме автоматического регулирования зазора.
Целью изобретения является повышение долговечности путем автоматической компенсации износа вкладышей.
Указанная цель достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, вкладыши выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковь1х дисков со сходящимися к центру пазами, в которых размещены пальцы вкладышей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками.
На фиг. 1 схематически показана опора скольжения в аксонометрии; на фиг. 2 - то же, осевое сечение; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2.
Опора скольжения содержит вал 1, корпус 2 с размещенны.ми в его радиальных пазах 3 и обхватывающими вал 1 вкладышами 4, устройство для автоматического регулирования радиального зазора, которое выполнено в виде двух дополнительных опор 5 скольжения с фланцами 6, обхватывающих выполненные на валу 1 с обеих сторон вкладышей 4 конические участки 7 двух поводковых дисков 8 со сквозными сходящимися к центру пазами 9, и соединяющих их штанг 10, размещенных в выполненных в корпусе 2 дуговых сквозных пазах 11 и совмещенных с ними по радиусу отверстиях 12 и 13 в поводковых дисках 8 и фланцах б дополнительных опор 5 соответственно.
Вкладыши 4 выполнены с торцовыми пальцами 14, которые размещены в пазах 9 поводковых дисков 8. Дополнительные опоры 5 скольжения подпружинены относительно друг друга с заданным усилием пружинами 15, расположенными на штангах 10. Регулировка усилия сжатия пружин 15 осуществляется гайками 16.
Вкладыши 4, изготовленные из антифрикционного материала, например, полимера или самосмазывающейся древесины, могут быть выполнены как цельные, так и из отдельных элементов 17. В этом случае роль торцовых пальцев 14 выполняет стяжка 18.
Опора скольжения работает следующим образом.
При вращении между валом 1 и вкладышами 4 существует определенная (рабочая) величина радиального зазора, а в дополнительных опорах 5 скольжения возникает определенный момент трения. Величина его определяется усилием пружвн 15, конусностью участков 7 вала 1 и коэффициентом трения в дополнительных опорах.
По мере износа антифрикционных вкладышей 4 происходит возрастание нагрузки на дополнительные опоры 5, в результате чего увеличивается и момент трения в них. При достижении моменто.м трения определенной величины происходит поворот дополнительных опор 5 относительно корпуса 2 по ходу вращения вала I вместе со штангами 10 и поводковыми дисками 8. Поворот последних вызывает радиальное (к центру) перемещение вкладышей 4, при этом восстанавливается первоначальная величина радиального зазора в опоре.
Таким образом, осуществляется автоматическое регулирование заданного эксплуатационного радиального зазора в опоре скольжения.
Изобретение позволяет повысить долговечность опоры за счет возможности обеспечения поддержания оптимального рабочего зазора между валом и подшипником.
////л М1 уУ /у) ivw/y.
L.. Й }
I i / //l//////y}(/////,t u
,
/ „/I I 1
5 7
J 10
Л.
10 if 12 П / / I
16
J
-И « 7
&i/2.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора скольжения | 1989 |
|
SU1640469A1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ | 1999 |
|
RU2186266C2 |
Опора скольжения | 1988 |
|
SU1557379A1 |
Устройство для обработки тел вращения | 1973 |
|
SU504343A1 |
Устройство для раскладки нити | 1989 |
|
SU1712292A1 |
Устройство для натяжения длинномерных материалов при намотке их на гибкие трубы | 1985 |
|
SU1294437A1 |
КОНУСНАЯ ГЙРАЦИОННАЯ ДРОБИЛКА | 1971 |
|
SU299247A1 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU1143901A1 |
Подшипниковый узел скольжения | 1989 |
|
SU1737174A1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1989 |
|
RU2013671C1 |
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматической компенсации вкладыщей подщипника, вкладыши выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковых дисков со сходящимися к центрц пазами в которых размещены пальцы вкладь1шей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками. /
74
M
11
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
0 |
|
SU289233A1 | |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 0 |
|
SU336441A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-02-23—Публикация
1982-10-11—Подача