Опора скольжения Советский патент 1985 года по МПК F16C25/02 

Описание патента на изобретение SU1141238A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах различных машин.

Известен самоустанавливающийся подшипник скольжения, содержащий вал, корпус с размещенными в нем и охватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, при этом вкладыши с наружной сферической поверхностью и каждый из них подпружинен индивидуальной пружиной 1.

Однако данный подшипник не обеспечивает возможности равномерной компенсации износа вкладышей, что снижает его долговечность.

Известен также подшипниковый узел, содержащий вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и охватываюшими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами и винтами, выполненными с двумя резьбовыми участками с резьбой разного направления, взаимодействующими каждый с двумя гайками, размещенными в пазах клиньев, установленных с возможностью радиального перемещения и находящихся под действием пружин. Кроме того, устройство содержит два подпружиненных рычага и фиксаторы 2.

Однако известный подшипниковый узел сложен по конструкции и не обеспечивает надежность и долговечность опоры в режиме автоматического регулирования зазора.

Целью изобретения является повышение долговечности путем автоматической компенсации износа вкладышей.

Указанная цель достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, вкладыши выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковь1х дисков со сходящимися к центру пазами, в которых размещены пальцы вкладышей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками.

На фиг. 1 схематически показана опора скольжения в аксонометрии; на фиг. 2 - то же, осевое сечение; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2.

Опора скольжения содержит вал 1, корпус 2 с размещенны.ми в его радиальных пазах 3 и обхватывающими вал 1 вкладышами 4, устройство для автоматического регулирования радиального зазора, которое выполнено в виде двух дополнительных опор 5 скольжения с фланцами 6, обхватывающих выполненные на валу 1 с обеих сторон вкладышей 4 конические участки 7 двух поводковых дисков 8 со сквозными сходящимися к центру пазами 9, и соединяющих их штанг 10, размещенных в выполненных в корпусе 2 дуговых сквозных пазах 11 и совмещенных с ними по радиусу отверстиях 12 и 13 в поводковых дисках 8 и фланцах б дополнительных опор 5 соответственно.

Вкладыши 4 выполнены с торцовыми пальцами 14, которые размещены в пазах 9 поводковых дисков 8. Дополнительные опоры 5 скольжения подпружинены относительно друг друга с заданным усилием пружинами 15, расположенными на штангах 10. Регулировка усилия сжатия пружин 15 осуществляется гайками 16.

Вкладыши 4, изготовленные из антифрикционного материала, например, полимера или самосмазывающейся древесины, могут быть выполнены как цельные, так и из отдельных элементов 17. В этом случае роль торцовых пальцев 14 выполняет стяжка 18.

Опора скольжения работает следующим образом.

При вращении между валом 1 и вкладышами 4 существует определенная (рабочая) величина радиального зазора, а в дополнительных опорах 5 скольжения возникает определенный момент трения. Величина его определяется усилием пружвн 15, конусностью участков 7 вала 1 и коэффициентом трения в дополнительных опорах.

По мере износа антифрикционных вкладышей 4 происходит возрастание нагрузки на дополнительные опоры 5, в результате чего увеличивается и момент трения в них. При достижении моменто.м трения определенной величины происходит поворот дополнительных опор 5 относительно корпуса 2 по ходу вращения вала I вместе со штангами 10 и поводковыми дисками 8. Поворот последних вызывает радиальное (к центру) перемещение вкладышей 4, при этом восстанавливается первоначальная величина радиального зазора в опоре.

Таким образом, осуществляется автоматическое регулирование заданного эксплуатационного радиального зазора в опоре скольжения.

Изобретение позволяет повысить долговечность опоры за счет возможности обеспечения поддержания оптимального рабочего зазора между валом и подшипником.

////л М1 уУ /у) ivw/y.

L.. Й }

I i / //l//////y}(/////,t u

,

/ „/I I 1

5 7

J 10

Л.

10 if 12 П / / I

16

J

-И « 7

&i/2.2

Похожие патенты SU1141238A1

название год авторы номер документа
Опора скольжения 1989
  • Арон Исаак Вульфович
  • Пейсахович Валерий Абрамович
SU1640469A1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Волошин Ю.П.
  • Крукович А.Р.
RU2186266C2
Опора скольжения 1988
  • Казимиров Игорь Павлович
  • Плошенко Иван Григорьевич
  • Бурдиян Виктор Павлович
  • Пистунов Игорь Николаевич
  • Балев Андрей Витальевич
  • Коваленко Олег Владимирович
SU1557379A1
Устройство для обработки тел вращения 1973
  • Шиманович М.А.
  • Аслибекян Ф.С.
  • Наплатанов Н.Г.
  • Панин В.Н.
SU504343A1
Устройство для раскладки нити 1989
  • Прошков Игорь Алексеевич
  • Прошкова Татьяна Ивановна
SU1712292A1
Устройство для натяжения длинномерных материалов при намотке их на гибкие трубы 1985
  • Панин Виктор Иванович
  • Ратьков Геннадий Алексеевич
  • Позняк Виктор Иванович
SU1294437A1
КОНУСНАЯ ГЙРАЦИОННАЯ ДРОБИЛКА 1971
  • А. А. Левишлсо
SU299247A1
Подшипник скольжения 1981
  • Купчинов Борис Иванович
  • Немогай Николай Викторович
  • Львов Александр Александрович
  • Худан Петр Алексеевич
  • Гончаренко Павел Васильевич
  • Деркач Михаил Максимович
SU1143901A1
Подшипниковый узел скольжения 1989
  • Михин Николай Матвеевич
  • Долгов Геннадий Сергеевич
  • Логинов Анатолий Родионович
SU1737174A1
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1989
  • Уткин Вадим Севастьянович
RU2013671C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 141 238 A1

Реферат патента 1985 года Опора скольжения

ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая вал, корпус с размещенными в его радиальных пазах и обхватывающими вал вкладышами, устройство для автоматического регулирования радиального зазора с пружинами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматической компенсации вкладыщей подщипника, вкладыши выполнены с торцовыми пальцами, а устройство для автоматического регулирования радиального зазора выполнено в виде двух дополнительных опор скольжения, обхватывающих выполненные на валу с обеих сторон вкладышей конические участки двух поводковых дисков со сходящимися к центрц пазами в которых размещены пальцы вкладь1шей, и соединяющих дополнительные опоры скольжения с поводковыми дисками. /

Формула изобретения SU 1 141 238 A1

74

M

11

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1141238A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
0
SU289233A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 0
SU336441A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 141 238 A1

Авторы

Немогай Николай Викторович

Худан Петр Алексеевич

Гайдук Борис Сергеевич

Юницкий Анатолий Эдуардович

Паркалов Виктор Павлович

Баранов Юрий Дмитриевич

Даты

1985-02-23Публикация

1982-10-11Подача