Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и т.п.
Известен подшипник, состоящий из втулки, собранной из брусков с радиальным расположением волокон, которая запрессована в деревянную обойму. При прессовании края обоймы образуют бурты, которые исключают продольные перемещения вкладыша и позволяют применять подшипник для условий реверсивной нагрузки (авторское свидетельство СССР №1227840, кл. F 16 С 33/18, 1984).
Значительным недостатком этого подшипника является недолговечность при работе в абразивной среде, слабая стойкость к повышенным температурам, возникающим в контакте при повышенных скоростях вращения вала или значительной радиальной нагрузке.
Наиболее близким к заявляемому выбран подшипник скольжения, который содержит опорную втулку, облицовку вала и антифрикционный вкладыш, расположенный между втулкой и облицовкой (авторское свидетельство СССР №1636609, кл. F 16 С 33/18, 1989).
В процессе работы у вкладыша изменяется температура, что приводит к попеременному вращению вкладыша в паре с опорной втулкой или с облицовкой вала. В связи с этим изменяются антифрикционные свойства контакта (т.е. изменяется площадь контакта и, как следствие, коэффициент трения), что влияет на характер работы подшипника. Другой недостаток подшипника заключается в сложности конструкции и качестве центрирования вала и втулки, приводящих к нестабильности эксплуатационных свойств подшипников из различных сборок, относительная недолговечность при работе в абразивной среде.
Задача изобретения - стабилизация антифрикционных свойств контактирующих поверхностей и обеспечение работы в абразивной среде.
Технический результат - повышение грузоподъемности и долговечности подшипника при работе в абразивной среде с одновременным упрощением его конструкции.
Это достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем опорную втулку и установленный в ней антифрикционный вкладыш с внутренней охватывающей поверхностью для теплопередающего элемента, охватывающая поверхность вкладыша выполнена с продольными пазами, а теплопередающий элемент - в виде вставок, которые закреплены в пазах, при этом радиус кривизны рабочей поверхности вставок равен радиусу внутренней поверхности вкладыша. Кроме того, вставки выполнены из антифрикционного металлического материала, например из бронзы.
Металлические вставки имеют форму тавра(уголка) и располагаются так, что между полкой тавра(уголка) и боковыми стенками паза пластин существует зазор, в котором задерживаются попадающие в зону контакта абразивные частицы. Это позволяет удалить абразив из зоны контакта и, тем самым, предотвратить возможность абразивного износа подшипника. Благодаря тому, что коэффициент теплопроводности бронзы гораздо больше, чем у древесины, основное тепло, образующееся при трении, будет выходить через металлические вставки на вал, что значительно снижает вероятность термического разложения древесной поверхности и, тем самым, увеличивает долговечность подшипника. С другой стороны, в сравнении с металлическими материалами, древесина обладает свойством демпфировать механические колебания в подшипниковом узле. Таким образом, созданная из комбинации древесных и металлических элементов втулка подшипника скольжения обладает большей грузоподъемностью при сохранении свойств гасителя колебаний, возникающих в системе.
На фиг.1 показан осевой разрез подшипника скольжения; на фиг.2 - элемент его поперечного сечения; на фиг.3 - общий вид антифрикционной вставки.
Подшипник скольжения содержит опорную втулку 1, антифрикционный вкладыш 2 и теплопередающий элемент в виде вставок 3 из антифрикционного материала, например из бронзы.
Прочность антифрикционного вкладыша 2 обеспечивается при прессовании и сборке подшипника. Стабильного положения металлических вставок 3 добиваются благодаря предварительному прессованию древесных брусков, которые при окончательном прессовании имеют повышенную твердость. При этом каждый брус имеет паз 4 по наружному краю. При сборке в этих пазах размещаются полки металлических вставок с зазором относительно боковых стенок пазов. Ширина зазора выбирается из расчета того, что размер абразивных частиц 0,5-1,5 мм. Для обеспечения формы внутренней поверхности подшипника скольжения, верхняя полка металлических вставок выполнена с радиусом кривизны d/2, равным радиусу рабочей поверхности подшипника. При сборке подшипника набор брусков с расположенными между ними вставками помещают в цилиндр из натуральной древесины и прессуют по известной технологии.
Подшипник скольжения работает следующим образом: подшипник устанавливают на его рабочее место в машине так, что вкладыши 2 (древесные бруски) и металлические вставки 3 взаимодействуют с шейкой вала (не показан). При работе машины нагрузка, вследствие наличия вставок, перераспределяется между вкладышем и вставками. Причем, большую часть нагрузки воспринимают вставки, что снижает давление в зоне трения “сталь-древесина” и уменьшает нагрев древесных брусков. Наличие вставок 3 способствует увеличению теплоотдачи в окружающую среду. Абразивная стойкость обеспечивается благодаря наличию зазоров "а", имеющихся между металлическими вставками и вкладышем. Абразивные частицы, попадая в зону контакта, перемещаются в зазоры и в дальнейшем не являются опасными.
Выполненный анализ показал, что существует оптимальное сочетание геометрических размеров металлических вставок и их количества. Соотношения могут иметь вид где d - диаметр вала, b - ширина древесных брусков, b1 - ширина металлических вставок, h - высота брусков, h1 - высота ножки металлической вставки, x1 - толшина полки вставки, x2 - толщина ножки вставки. Анализ выполнялся по двум критериям: увеличение общей теплопроводности поверхностного слоя (для древесной части), уменьшение схватывания (для металлических вставок). Геометрические размеры вставок для некоторых диаметров валов представлены в таблице.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2286489C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2289732C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2727301C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1970 |
|
SU278103A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2305804C1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2000 |
|
RU2222724C2 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2432508C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫПУКЛЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2022 |
|
RU2801839C1 |
Устройство для формообразования вкладыша в корпусе подшипника скольжения | 1983 |
|
SU1155793A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1090615A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в опорах валов различных машин, в частности, в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности. Подшипник скольжения содержит опорную втулку и установленный в ней антифрикционный вкладыш с внутренней охватывающей поверхностью для теплопередающего элемента. Особенность подшипника состоит в том, что охватывающая поверхность вкладыша выполнена с продольными пазами, а теплопередающий элемент - в виде вставок, которые закреплены в пазах, при этом радиус кривизны рабочей поверхности вставок равен радиусу внутренней поверхности вкладыша, а полки вставок размещены в пазах с зазором относительно боковых стенок пазов. Вставки могут быть выполнены из антифрикционного металлического материала, например из бронзы, в виде тавров или уголков. Предложенное техническое решение позволяет повысить грузоподъемность и долговечность подшипника скольжения при работе в абразивной среде при одновременном упрощении его конструкции. 2 з.п.ф-лы, 3 ил., 1 табл.
Подшипник скольжения | 1984 |
|
SU1227840A2 |
Подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1636609A1 |
Способ образования гидродинамического слоя жидкой или газовой среды | 1991 |
|
RU2002135C1 |
RU 2066407 C1, 10.09.1996 | |||
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2020307C1 |
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТЕ | 2004 |
|
RU2261443C1 |
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы | 1917 |
|
SU93A1 |
0 |
|
SU158242A1 | |
WO 00/08343 А1, 12.02.2000 | |||
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАЦЕНТАРНО-СПЕРМАЛЬНОГО ГАММА-ГЛОБУЛИНА | 1991 |
|
RU2031653C1 |
US 4208075 А, 17.06.1980 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
DE 3103868 А, 09.09.1982 | |||
Patent Abstracts of Japan | |||
Vol | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Аппарат для передачи изображений неподвижных и движущихся предметов | 1923 |
|
SU405A1 |
US 3873056 A, 25.03.1975 | |||
DE 8911391 U, 02.11.1989. |
Авторы
Даты
2004-03-27—Публикация
2001-11-23—Подача