Изобретение относится к конструкции турбобуров для бурения скважин и может найти применение в горной промышленности.
Известно, что в многосекционных турбобурах (3ТСШ1-2450, 3ТСШ1-195; 3ТСШ1-172, ТПС-172 и др.) применялись турбинные секции, общей осевой опорой которых был шпиндель (см. Вальдман И.Я. Забойные двигатели и запчасти. Каталог. М. Недра, 1980, с.65).
В односекционных турбобурах Т12М3Е, Т12РТ-240 и др. аналогичных турбобурах использовалась осевая опора резинометаллическая с проточными подпятниками или многосекционная шаровая опора качения с расположением в верхней части секции.
Недостатком существующих многосекционных турбобуров является то, что при преждевременном выходе из строя общей опоры шпинделя во всех турбинных секциях наступает катастрофический износ и поломка статора турбины. Кроме того, вся система ротора многосекционного турбобура во время бурения при любом изменении нагрузки на долото перемещается и расстояние между ротором и статором турбины постоянно меняется, что отрицательно влияет на работу всей турбины и снижает КПД.
Известна турбинная секция, включающая корпус, установленный в корпусе вал с верхней и нижней посадочными поверхностями, на которых размещены многоступенчатые турбины, радиальные резинометаллические опоры, осевые опоры и соединительную муфту (см. патент РФ 2166604, МПК Е 21 В 4/02, опубл. 10.05.01). Данное устройство взято за прототип.
Недостатками устройства прототипа является сложность конструкции, трудоемкость в изготовлении, ее ненадежность и низкая стойкость используемых опор.
Задачей создания изобретения является разработка конструкции турбинной секции, позволяющей увеличить КПД турбобура, повысить надежность и долговечность его работы, возможность секционирования.
Поставленная задача решается с помощью признаков, указанных в формуле изобретения, общих с прототипом, таких как турбинная секция, включающая корпус, установленный в корпусе вал с верхней и нижней посадочными поверхностями, на которых размещены многоступенчатые турбины, радиальные резинометаллические опоры, осевые опоры и соединительную муфту, и отличительных существенных признаков, таких как вал, выполненный разъемным из двух частей, на нижней из которых размещены упругий элемент и опоры, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки, которые выполнены в виде секторных подшипников скольжения, имеющих корпус цилиндрической формы с опорными поверхностями, который выполнен разъемным в виде двух наружных обойм, имеющих полости, и снабжен внутренней цельной обоймой, имеющей выточки, и опорный уступ, а также снабжен вкладышами-секторами из антифрикционного материала, размещенными в полостях, при этом упругий элемент, как составная часть опоры, воспринимающей радиальные и осевые нагрузки, содержит корпус цилиндрической формы, имеющий внутреннюю и наружную обоймы, в которых установлены диски и подпятники.
Выполнение вала разъемным из двух частей - для размещения турбины многоступенчатой (90-120 ступеней) и нижней для опор восприятия осевых и радиальных нагрузок турбины секции и передачи крутящего момента позволяет увеличить КПД турбобура. Повысить его надежность и долговечность работы.
Вал турбины унифицирован и позволяет использовать осевые и радиальные опоры как новых конструкций, так и серийно выпускаемые (резинометаллическая пята или шаровые опоры). Предлагаемая конструкция позволяет бурить одной секцией. А также предусматривает секционирование.
Размещение в нижней части вала турбинной секции опор, воспринимающих радиальные и осевые нагрузки, и упругого элемента позволяет обеспечить постоянство люфта между ротором и статором, что повышает КПД, исключает проседание лопаток ротора и статора при значительном износе опоры шпинделя или его преждевременный выход из строя, тем самым повышается ресурс работы в целом многоступенчатых турбобуров.
Вышеперечисленная совокупность признаков, как известных, так и новых, позволяет повысить ресурс работы гидравлического забойного двигателя, увеличить его надежность при сравнительно простой конструкции турбинной секции.
Изобретение иллюстрируется чертежами.
На фиг.1 представлен продольный разрез турбинной секции, на фиг.2 - упругий элемент, на фиг.3 - опоры, воспринимающие осевые и радиальные нагрузки.
На фиг.1 изображена турбинная секция, включающая корпус 1, установленный в корпусе вал 2 с верхней 3 и нижней 4 посадочными поверхностями, на которых размещены многоступенчатые турбины 5 (от 90 до 120 ступеней), радиальные резинометаллические опоры 6 и осевые опоры 7, и соединительная муфта 8.
Вал 2 снабжен упругим элементом 9 и выполнен разъемным из двух частей, на верхней из которых установлена многоступенчатая турбина 5 и радиальные резинометаллические опоры 6 (серийно выпускаемые), а на нижней - опоры 7, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки, и упругий элемент 9, содержащий корпус 10 цилиндрической формы, имеющий внутреннюю 11 и наружную 12 обоймы, в которых установлены диски 13 и подпятники 14 (фиг.2).
Опоры, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки (фиг.3), выполнены в виде секторных подшипников, имеющих корпус 15 цилиндрической формы с опорными поверхностями 16, который выполнен разъемным в виде двух наружных обойм 17, имеющих полости 18, и снабжен внутренней цельной обоймой 19, имеющей выточки 20 и опорный уступ 21, а также снабжен вкладышами-секторами 22 из антифрикционного материала, например из антифрикционного чугуна или углеродно-керамических материалов, размещенными в полостях 18.
Турбинная секция работает следующим образом.
Над шпинделем устанавливается одна или несколько турбинных секций. Поступающая в них рабочая жидкость, направляемая лопатками статоров на лопатки роторов многоступенчатой турбины 5 приводит во вращение вал 2 турбинной секции.
Затем через проточные каналы нижней части вала 2 промывочная жидкость поступает в следующую турбинную секцию и т.д., наконец, в шпиндель (на черт. не показан), далее жидкость через долото (на черт. не показано) поступает на забой скважины, охлаждая долото и очищая забой от разрушаемой породы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШПИНДЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2209910C2 |
ПОДШИПНИК ОПОРЫ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2231678C2 |
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2192533C2 |
ШПИНДЕЛЬ ТУРБОБУРА | 2001 |
|
RU2176015C1 |
ТУРБОБУР-АМОРТИЗАТОР | 2000 |
|
RU2161235C1 |
ТУРБОВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2295023C1 |
Шпиндель-амортизатор | 1990 |
|
SU1792481A3 |
ТУРБОБУР | 1994 |
|
RU2072023C1 |
СТУПЕНЬ ДАВЛЕНИЯ ТУРБИНЫ ТУРБОБУРА | 2000 |
|
RU2174584C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ БУРЕНИЯ СТВОЛОВ СКВАЖИН | 1997 |
|
RU2111333C1 |
Изобретение относится к конструкции турбобуров для бурения скважин и может найти применение в горной промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что вал турбинной секции выполнен разьемным из двух частей, на нижней из которых размещены упругий элемент и опоры, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки, которые выполнены в виде секторных подшипников скольжения, имеющих корпус цилиндрической формы с опорными поверхностями, который выполнен разъемным в виде двух наружных обойм, имеющих полости, и снабжен внутренней, цельной обоймой, имеющей выточки, и опорный уступ, а также снабжен вкладышами-секторами из антифрикционного материала, размещенными в полостях, при этом упругий элемент, как составная часть опоры, воспринимающей радиальные и осевые нагрузки, содержит корпус цилиндрической формы, имеющий внутреннюю и наружную обоймы, в которых установлены диски и подпятники. Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность работы турбинной секции. 3 ил.
Турбинная секция, включающая корпус, установленный в корпусе вал с верхней и нижней посадочными поверхностями, на которых размещены многоступенчатые турбины, радиальные резинометаллические опоры, осевые опоры и соединительную муфту, отличающаяся тем, что вал выполнен разьемным из двух частей, на нижней из которых размещены упругий элемент и опоры, воспринимающие радиальные и осевые нагрузки, которые выполнены в виде секторных подшипников скольжения, имеющих корпус цилиндрической формы с опорными поверхностями, который выполнен разъемным в виде двух наружных обойм, имеющих полости, и снабжен внутренней, цельной обоймой, имеющей выточки, и опорный уступ, а также снабжен вкладышами-секторами из антифрикционного материала, размещенными в полостях, при этом упругий элемент, как составная часть опоры, воспринимающей радиальные и осевые нагрузки, содержит корпус цилиндрической формы, имеющий внутреннюю и наружную обоймы, в которых установлены диски и подпятники.
ТУРБОБУР | 2000 |
|
RU2166604C1 |
Турбобур | 1958 |
|
SU121732A1 |
0 |
|
SU187692A1 | |
Турбобур | 1974 |
|
SU832014A1 |
SU 1563280 A1, 10.12.1999 | |||
ТУРБОБУР | 1994 |
|
RU2072023C1 |
ТУРБОБУР | 1994 |
|
RU2078896C1 |
Авторы
Даты
2003-06-20—Публикация
2001-08-06—Подача