Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины Советский патент 1984 года по МПК F16D29/00 

Описание патента на изобретение SU1067258A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для управления, сцеплениями транспор ных средств. Известно устройство для управления электромагнитом сцепления транс ,портной машины, включающей карбюраторный двигатель с дроссельной заслонкой, содержащее блок питания с генератором переменного тока, переключатель питания, обмотку электромагнита, соединенную параллельнос блоком питания, центрирующий выключатель и кнопку выключения сцепления 1 . . Данное устройство характерируется недостаточно плавным включением сцепления. Целью изобретения является повышение плавности включения сцепления Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления электромагнитом сцепления транспорт ной машины, включающей в себя карбю раторный двигатель с дроссельной заслонкой, :содержащее блок питания с генератором переменного тока, переключатель питания, обмотку электр магнита, соединенную параллельно с блоком питания, центрирующий выключатель и кнопку выключения сцепления , снабжено тиристорами, устано.вленными между выводами обмоток стат ра генератора и обмоткой электромаг нита, шунтируемыми выключателем, потенциометром цепи управления, тиристорами , питаемым от генератора через диоды и связанным с дроссельной заслонкой карбюратора и конденсатором, установленным в цепи управ ления тиристорами, один вывод которого подсоединен к обмотке электромагнита, а другой - к потенциометру и диодом, включенным параллельно потенциометру. На чертеже изображена схема тиристорного устройства для управления электромагнитом сцепления транс портной машины.. Устройство содержит блок питания состоящий иэ генератора переменного .тока 1, выпрямителя 2, регулятора напряжения 3 и аккумуляторной батареи 4, переключатель питания 5, обмотку б электромагнита, кнопку 7 вы ключения сцепления на рычаге коробк передач, тиристоры 8, диоды 9, сист му управления тиристорами, включаю.щую в себя потенциометр 10, диоды 1 12 и конденсатор 13, выключатель 14 шунтирующий.ТИРИСТО1Ж и связанный с дроссельной заслонкой карбюратора, амперметр 15,, вольтметр 16, предохр нитель 17. Переключатель 5 имеет тр положения. При нижнем положении об йотка электромагнита питается от ге нератора (обычный режим движения), при среднем - обмотка отключена от блока питания, а при верхнем - питание осуществляется от аккумуляторной батареи. Сущность работы электрической схемы устройства заключается в следую-щем. положительном полупериоде напряжения в любой из трех обмоток статора генератора 1 возникший ток через один из трех выпpямитeль ыx диодов 9 поступает на потенциометр цепи управления тиристорами .и затем к их управляющим электродам. Если величина тока достаточна для отпирания тиристора (одного из трех)/ то он отпирается (пропускает ток), и импульс тока через переключатель 5 подается в обмотку 6 электромагнита. При отрицательном .полупериоде напряжения в указанной выше обмотке статора тиристор запирается (не: пропускает ток), независимо от величины тока на управляющем электроде. Поскольку в устройстве используется трехфазньтЧ генератор переменного тока, то описанное явление повторяет.ся и в цепях двух других его обмоток со смещением на 120 по углу поворота вала генератора. Таким образом, в цепи электромагнита возникает пульсирующий ток, амплитуда которого зави.сит от сопротивления потенциометра 10,а следовательно, и величины тока на управляю щем электроде- тиристора. Для уменьшения,-(сглаживания) пульсаций тока, а также расширения диапазона непрерывного (плавного) регулирования тока, необходимо уйеличить углы отпирания(время действия) тиристоров. С этой целью в устройстве применяется схема с цепью RC-диод (по- г тенциометр 10 - конденсатор 13 - диод 11), обеспечивающая изменение углов отпирания тиристоров в преде- лах всего полупериода от О до 180°, Во время положительного полупериода анодного напряжения тиристора конденсатор 13 заряжается от напряжения его отпирания. Во время отрицательного полупериода конденсатор перезаряжается до амплитуды отрицательного напряжения, обеспечивай таким образом подготовку схемы для следующего цикла. Назначение диода 12 - препятствовать появлению обратного напряжения между катодами тиристоров и их управляклцими электродами во время обратных полупериодов, в схеме предложенного устройства его можно в принципе не устанавливать, так как функции этого диода попутно выполяют диоды 9, основное назначение которых выпрямлять ,ток, идущий в цепь управления тиристорами. Однако в случае пробоя одного из диодов 9, работающих под большим напряжением, чем диод 12,

последний :предохранит тиристор от повреждения обратным током.

Устройство работает следу101цим образом.

При запуске и прогреве двигателя переключатель 5 находится в нижн.ем положении (питание от генератора),

дроссельная заслонка прикрыта/ двигатель работает на малых оборотах, сопротивление потенциометра 10 максимальное, а ток в системе управления тиристорами недостаточный для их открытия. Тиристоры закрыты и ток.в цепи электромагнита отсутствует, сцепление выключено. Для трогания автомобиля с места водитель включает нижнюю Передачу и нажимает на пвдаль акселератора. Частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается, напряжение генератора повышается, а вследствие уменьшения сопротивления потенциометра 10 ток в системе- управления тиристорами увеличивается и они открываются. В цепи электромагнита появляется ток и сцепление начинает включаться. Величина тока зависит от сопротивления потенциометра 10, т.е.. от величины открытия дроссельной заслонки карбюратора. Чем на больший угол она открыта, тем больше величина тока в цепи электромагнита, тем больше передаваемый сЦеплением крутящий момент . Интенсивность включения сцепления , а следовательно, и плавность трогания айтомобиля с места, определяется скоростью открытия дроссельной заслонки карбюратора. Когда дроссельная заслонка открывается на 80-85%, замыкаются контакты выключателя 14, и тиристоры шунтируются. Сцепление передает максимальный крутящий момент двигателя.

. Для переключения передач при разгоне автомобиля включать сцепление можно путем отпускания педали акселератора. Более быстрое выключение обеспечивается при нажатии на кнопку 7 рычага коробки передач, . которая размыкает цепь обмотки электромагнита. Кнопка срабатывает при прикосновении к рычагу коробки передач. После.включения нужной передачи

тпускают рычаг коробки передач и нажимают на педаль акселератора, сцепление включается. Для переключения с высшей передачи на низшую следует выключить сцепление путем нажатия на кнопку 7, включить нужную пеpejja4y, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя и отпус.тить кнопку. Для движения автомобиля накатом отпускают цедаль акселератора -и оцепление выключается. При этом выключать передачу не обязательно. Остановку автомобиля можно осуществлять без выключения путем от пускания педали акселератора и притормаживания колесными тормозами.

0 Последующее движение автомобиля осуществляется отпусканием педали тормоза и нажатием на педаль акселератора. Для торможения колесными тормозами отпускают педаль акселератора или нажимают кнопку 7 (сцепление

5 выключается), а затем нажимают на педаль тормоза. Для торможения двигателем переводят переключатель 5 в верхнее положение (питание обмотки электромагнита осуществляется от

0 аккумуляторной батареи), и отпускают педаль акселератора. Сцепление остается включенным. Переключатель 5 ставится в верхнее положение и при движении автомобиля с малыми скорос5тями на высших передачах. Это предотвращает излишнюю пробуксовку сцепления и еговыключение при низкой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Для резкого включе0ния сцепления (трогание на крутом подъеме, выезд застрявшего автомог биля методом раскачки) ставят переключатель 5 в среднее положение, увеличивают частоту колен5чатого вала двигателя, и затем переводят переключатель 5 в нижнее или верхнее положение.

Ввведение в устройство тиристоров , управляющая цепь которых имеет потенциометр, связанный с дроссель0ной заслонкой карбюратора, конденсатора, установленного в цепи управления тиристорами, и диода, включенного параллельно потенциометру, позволяет получить практически бесступен5чатое регулирование тока в цепи электромагнита, а следовательно, высокую плавность включения сцепления. Причем последний показатель зависит от интенсивности открытия дроссельной

0 заслонки карбюратора.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить плавность включения электрически управляемого сцепления, что отражается на повышении надеж5ности трансмиссии транспортного средства.

н

Похожие патенты SU1067258A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления электромагнитомСцЕплЕНия ТРАНСпОРТНОй МАшиНы 1979
  • Андреев Борис Васильевич
  • Трошин Георгий Степанович
  • Андреев Александр Владимирович
  • Золотов Сергей Геннадьевич
SU846865A2
Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины 1980
  • Андреев Борис Васильевич
  • Кухоненко Сергей Владимирович
  • Ковалев Валерий Александрович
  • Трошин Герман Степанович
SU928111A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТОМ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2007
  • Бондаренко Елена Викторовна
  • Рассоха Владимир Иванович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
  • Килов Александр Степанович
RU2383793C2
Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины 1975
  • Андреев Борис Васильевич
  • Бареев Валерий Нугманович
  • Комлев Анатолий Михайлович
SU679742A1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Ситников Петр Федотович
  • Молотов Сергей Юрьевич
  • Тарасов Юрий Викторович
RU2034719C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Семенов Игорь Юрьевич
  • Лебедев Илья Валентинович
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Матвеев Павел Константинович
  • Абдурахманов Руслан Абдулмуминович
RU2321502C2
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Ситников Петр Федорович
  • Мопотов Сергей Юриевич
  • Тарасов Юрий Викторович
RU2044663C1
Система питания для двигателя внутреннего сгорания 1979
  • Баюков Леонард Витальевич
  • Марченко Сергей Васильевич
  • Абрамов Николай Сергеевич
  • Баюков Виталий Иванович
SU857527A1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Ситников Петр Федотович
  • Молотов Сергей Юриевич
  • Тарасов Юрий Викторович
RU2090384C1
Экономайзер принудительного холостого хода карбюраторного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами 1990
  • Черноштанов Александр Николаевич
  • Гаевский Виталий Валентинович
  • Сторублинский Андрей Владимирович
SU1763697A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 067 258 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТОМ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ, включающей в себя карбюраторный двигатель с дроссельной заслонкой, содержащее блок питания с генератором переменного тока переключатель питания, обмотку электромагнита, соединенную параллельно с блоком питания,шунтирующий выключа.тель и кнопку выключения сцепления, ,9 т л и ч а ю и е е с я тем,что, с целью повьашёния плавности включения сцепления,оно снабжено тиристорами, установленнынт между выводами обмоток статора генератора и обмоткой электромагнита, шунтируемыми выключателем, потенциомефром цепи управления тиристорами, питаемьзм от генератора через диоды и связанным с дроссельной заслонкой карбюратора и конденсато1)ом, установленным в цепи управления тиристорами, один вывод которого подсоединен к обмотке электромагнита, а другой - к потенциометру, диодом, включенным параллельно потенциометру.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1067258A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 067 258 A1

Авторы

Андреев Борис Васильевич

Подосельников Николай Николаевич

Ковалев Валерий Александрович

Трошин Георгий Степанович

Даты

1984-01-15Публикация

1981-07-23Подача