(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРШАГНИТОМ СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
I
Изобретение относится к машиностроению в частности для передачи вращения .
По основному авт. св. 1 679742 известно устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины, содержащее генератор постоянного тока, реле-регулятор, аккумуляторную-батарею, переключатель питания, кнопку выключения сцепления на рычаге коробки передач, управляющее pejje с замыкакнцими контактами, токосъемное устройство, предохранитель и амперметр р }.
Однако данное устройство обладает недостаточной плавностью включения.
Цель изобретения - повышение плавности включения.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено резистором, установленным в цепи электромагнита, питаемой от генератора межд переключателем питания и реле|регулятор : р, и выключателем, шунти рующим упомянутый резистор.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит генератор 1 постоянного тока, реле-регулятор 2, аккумуляторную батарею 3, переключатель 4 питания, кнопку 5 выключения сцепления на рьгааге коробки передач,
10 управляющее реле 6 с замыкающими контактами 7, токосъемное устройство 8, обмотку злектромагнита 9, предохранитель 10, амперметр П, резистор 12 и вьжлючатель I3. Обмотки
5 управлякмдего реле 6 и электромагнита 9 включены параллельно якорю генератора 1 и аккумуляторной батарее 3. Контакты кнопки 5 включены последовательно в цепь обмотки управляюще20го реле. Резистор 12 введен в цепь электромагнита, питаемую от генератора, между переключателем 4.-питания
.и реле-регулятором 2 и может шунтироваться выключателем 13, срабатывающий при открытии дроссельной заслонки; карбюратора на 80-85%, Переключатель 4 имеет три положения. При нижнем его положении обмотки управляющего реле и электромагнита питаются от генератора (обычный режим движения), при среднем положении обмотки отключены от источников питания, а при верхнем положении питание обмоток осуществляется от аккумуляторной батареи. При запуске и прогреве двигателя (двигатель рабо тает на малых оборотах ) переключатель 4 в нижнем положении, сцепление выключено. Для трогания, например, автомобиля с места водитель включает нужную передачу и нажимает на педаль акселе ратора, обороты коленчатого вала дви гателя увеличиваются, напряжение ге ратора повышается, контакты 7 управляющего реле 6 замыкаются, сцеплени начинает включаться. Если автомобиль трогается с места в легких дорожных условиях, то от сцепления не тр буется передача большого крутящего момента и дроссельная заслонка откры вается водителем на небпльщой угол. В этом случае благодаря включению ре зистора в цепь электромагнита, пита емую от генератора, ток, протекакици по этой цепи, мал, а следовательно, мал крутящий- момент, передаваемый сцеплением, и оно .включается плавно т.е. плавно соединяет двигатель с трансмиссией. В связи с тем, что дв гатель нагружается трансмиссией постепенно, падение оборотов двигателя незначительно, контакты управляющего реле не размыкаются и сцепление не выключается. При дальнейшем увеличении открытия дроссельной заслонки (на 80-85%) замыкаются контакты выключателя 13, резистор шунтируется, ток в цепи электромагнита возрастает и сцепление передает полный крутящий момент двигателя. Плавность включения сцепления опред ляется интенсивностью нажатия на педаль акселератора. При медленном нажатии ток в цепи электромагнита растет медленно и время включения сцепления увеличивается. При быстро нажатии на педаль акселератора ток астет быстрее и время включения уменьшается. 54 Для переключения передач при раз гоне автомобиля выключать сцепление можно путем отпускания педали акселератора. Более быстрое выключение сцепления обеспечивается при нажатии на кнопку 5 рычага коробки передач, которая размыкает цепь обмотки управляющего реле. Кнопка срабатъгоает при прикосновении к рычагу коробки передач. После включения нужной передачи отпускают рычаг коробки передач и нажимают на педаль акселератора. Сцепление включается. Для переключения с высшей на низшую передачу следует выключить сцепление путем нажатия на кнопку 5, включить нужную передачу увеличить обороты коленчатого вала двигателя и отпустить кнопку. Для движения автомобиля накатом отпускают педаль акселератора и сцепление выключается. При этом выключать передачу не обязательно. Остановку автомобиля у светофора можно осуществлять без выключения передачи, путем отпускания педали акселератора и притормаживания колесными тормозами. Последующее движение автомобиля осуществляется отпусканием педали тормоза и нажатием на педаль акселератора. Для торможения колесными тормозами отпускают педаль акселератора или нажимают на кнопку 5 (сцепление выключается),, а затем нажимают на педаль тормоза. Для торможения двигателем переводят переключатель 4 в верхнее положение (питание обмоток управляющего реле и электромагнита осуществляется от аккумуляторной батареи, минуя регистор 12) и отпускают педаль акселератора. Сцепление остается включенным. Переключатель 4 ставится в верхнее положение ,и при движении автомобиля с малыми скоростями на высших передачах. Это предотвращает излишнюю пробуксовку сцепления и его выключение при низких оборотах двигателя. Для резкого включения сцепления (трогание на крутом подъеме выезд застрявшего автомобиля методом раскачки) ставят переключатель 4 в среднее положение, увеличивают обороты двигателя и затем переводят переключатель 4 в нижнее или верхнее положение.
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-06-13—Подача