Изобретение относится к производству летательных аппаратов, а именно к приспособлениям для сборки агрегатов летательных аппаратов.
Известны конструкции приспособлений, состоящие из жесткого каркаса с закрепленными на нем фиксирующими элементами, определяющими положение основных деталей и узлов собираемого агрегата.
Каркас связывает все элементы конструкции приспособления в единое целое. От жесткости каркаса зависят и неподвижность, и точность расположения всех элементов приспособления.
Каркас приспособления состоит из отдельных стандартных монолитных элементов (фундаментных плит, колонн, кронштейнов) и сварных балок. Сборка элементов в единый каркас осуществляется непосредственно на месте установки приспособления на фундаменте с опорой на бетонную подушку.
На плитах, заделываемых в фундамент, закрепляют вертикальные колонны, а на колонны угловые кронштейны под крепление продольных балок. Между собой элементы крепятся при помощи болтовых соединений с применением компенсирующих прокладок и прослабленных отверстий.
К недостаткам этого технического решения относится то, что каркасы приспособлений являются только связывающими и поддерживающими органами, несущими те элементы, которые определяют и фиксируют положение собираемого агрегата и его составных частей. В этом приспособлении все элементы, кроме рубильников, являются несъемными.
Наиболее близким техническим решением является приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов, содержащее плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы.
Однако каркас приспособления является неразборным. Составные части каркаса (фундаментные плиты, колонны, продольные балки) соединяются между собой по приближенным размерам, с применением прослабленных отверстий и компенсирующих цементных прокладок. Фиксирующие и зажимные узлы закрепляются на каркасе приспособлений при помощи болтовых соединений на точно обработанные поверхности или с применением компенсирующих прокладок.
Кроме того, при установке приспособления на фундамент осуществлять работы можно только с применением измерительного инструмента (линейки, рулетки, штанген-циркуля и т.п.) без универсального оборудования (например, координатною стенда ), что является нетехнологичным.
Цель изобретения повышение технологичности при монтаже, эксплуатации, ремонте.
Поставленная цель достигается тем, что в приспособлении для сборки агрегатов, содержащем плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы, плиты, заделанные в фундамент, вертикальные колонны, продольные балки, плиты разъема и рамы с узлами стыка в местах их сочленений снабжены стаканами с закрепленными на них реперными площадками, выполненными с элементами крепления и фиксации и образующими базовую плоскость разъема, взаимодействующую с ответной плоскостью на сочленяемом элементе.
На фиг. 1 изображено сборно-разборное приспособление, общий вид (фундаментные плиты с левой стороны приспособления условно не показаны); на фиг. 2 балка приспособления, которая несет на себе реперные площадки; на фиг. 3 колонна приспособления с закрепленными реперными площадками; на фиг. 4 фундаментная плита с реперными площадками и отверстиями, образующими базовую разъемную плоскость; на фиг. 5 угловой кронштейн с закрепленными реперными площадками.
Приспособление состоит из следующих секций: фундаментных плит 1, вертикальных колонн 2, продольных балок 3, рамы с плитой 4 разъема, а также рам 5 с узлами стыка.
Продольные балки 3, рамы с плитой 4 разъема и рамы 5 с узлами стыка выполнены съемными и снабжены реперными площадками, образующими базовые разъемные плоскости, выполненные в системе прямоугольных и кратных координат и заданные от единых базовых осей агрегатов. Вертикальные колонны 2 являются также съемными. На них установлены ответные реперные площадки, образующие базовые плоскости разъема под крепление секций 3 5 и самих колонн на плитах 1.
На плиты 1, заделанные в фундамент 6, установлены вертикальные колонны 2. На колоннах 2 закреплены продольные балки 3, рама с плитой 4 разъема и рама 5 с узлами стыка. Колонны 2, несущие на себе реперные площадки 7 с отверстиями 8, установленные в стаканы 9, закреплены болтами 10 в отверстиях ответных реперных площадок 11, заделанных в стаканы плиты 1.
Балки 3, несущие на себе реперные площадки 12 с отверстиями 15, заделанные в приваренные стаканы 14, фиксируются классными болтами 15 в ответных реперных площадках 16, установленных в стаканы 17 угловых кронштейнов 18, которое прикреплены болтами 19 к колоннам 2.
Рама с плитой 4 разъема и рама 5 стыка, несущие на себе реперные площадки 20 с отверстиями 21, заделанные в стаканы 22, закрепляются классными болтами 23 на ответных реперных площадках 24 с отверстиями 25, установленных в стаканы 26 колонны 2.
Наличие в приспособлении разъемных плоскостей и крепежных отверстий дает возможность собирать приспособления, состоящие из большего или меньшего количества секций другой схемы и компоновки. Количество секций приспособлений и схемы компоновки должны быть оптимальны для обеспечения надежности и удобства сборки агрегатов летательных аппаратов.
Работа в приспособлении по сборке в нем агрегатов летательных аппаратов остается прежней, как в известном приспособлении. Однако имеются некоторые отличия. В эксплуатации при сборке агрегатов секции снимают постепенно, открывая для работы отдельные участки (улучшая подходы) по мере выполнения операций в данной зоне. Далее, при отсутствии необходимости в приспособлении (например, использования рабочей площадки) оно разбирается по секциям (кроме плит, заделанных в фундамент), консервируется и сдается на склад, а при потребности снова устанавливается на прежнее место, в прежнее положение, без подгоночных работ. При доработках или планово-предупредительном ремонте приспособления необходимые секции снимаются с него, осуществляется процесс доработки (непосредственно на монтажном оборудовании координатном стенде), а после они устанавливаются на прежнее место.
Фундаментные плиты, колонны, угловые кронштейны выполнены не цельными (монолитными), а сборными, облегченной конструкции, состоящими из каркаса и реперных площадок, закрепляемых на приспособлении только в зоне разъема с другими секциями. Из-за незначительного усовершенствования конструкции элементов (плит, колонн, кронштейнов) сокращается металлоемкость на 20 30% исключается механическая обработка их поверхностей и упрощается технология сборки и монтажа координатно-расчлененным способом.
На фиксирующих и зажимных элементах приспособления выполняются базовые площадки с отверстиями и цилиндрическими хвостовиками, что упрощает фиксирование по отверстиям на стенде, а также крепление с каркасом приспособления посредством хвостовика в стакане на цементном заполнителе вместо болтовых соединений на точно обработанные поверхности. Все это позволяет уменьшить металлоемкость элементов, трудоемкость изготовления и монтаж и исключить из конструкции и производства болты, гайки, шайбы, шпильки для их крепления.
В связи с тем, что секции являются съемными, доработка и ремонт их осуществляются на монтажном оборудовании, исключаются работы на высоте, что способствует безопасным условиям по сравнению с известной конструкцией, когда 30% монтажных работ выполняется на высоте 1,5 7 м. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4
Приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов, содержащее плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности приспособления при его монтаже, эксплуатации и ремонте, в нем плиты, заделанные в фундамент, вертикальные колонны, продольные балки, плиты разъема и рамы с узлами стыка в местах их сочленений снабжены стаканами с закрепленными в них реперными площадками, выполненными с элементами крепления и фиксации и образующими базовую плоскость разъема, взаимодействующую с ответной плоскостью на сочленяемом элементе.
Приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов, содержащее плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности приспособления при его монтаже, эксплуатации и ремонте, в нем плиты, заделанные в фундамент, вертикальные колонны, продольные балки, плиты разъема и рамы с узлами стыка в местах их сочленений снабжены стаканами с закрепленными в них реперными площадками, выполненными с элементами крепления и фиксации и образующими базовую плоскость разъема, взаимодействующую с ответной плоскостью на сочленяемом элементе.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Бойцов В.В | |||
Нормализованные приспособления для сборки агрегатов самолета | |||
М.: "Оборонгиз", 1955, С.163-187 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Григорьев В.П | |||
Взаимозаменяемость агрегатов в самолетостроении, М.: "Машиностроение", 1969, с.183-213. |
Авторы
Даты
1996-07-20—Публикация
1981-11-13—Подача