Изобретение относится к области технологии самолетостроения и может быть использовано при производстве сборочных приспособлений для сборки агрегатов летательных аппаратов.
Известен способ увязки и монтажа оснастки с помощью инструментального стенда, при котором фиксирующие и обводообразующие элементы сборочных приспособлений ориентируются в пространстве в трехкоординатной системе стенда.
Недостатком этого способа является сложность контроля оснастки при ремонте и сложность проведения конструктивных изменений в оснастке из-за невозможности вновь поместить сборочные приспособление в инструментальный стенд [1]
Известен плазаво-шаблонный способ увязки, с помощью которого производится увязка контуров плоских сечений и межагрегатных стыков. Узловой комплект шаблонов позволяет изготовить и вязать между собой сборочные приспособления для узлов, входящих в агрегат. Взаимозаменяемость по межагрегатными стыкам обеспечивают калибрами разъема.
Недостатком данного способа является низкая точность увязки и высокая трудоемкость монтажа и ремонта сборочной оснастки из-за сложности базирования шаблонов [2]
Известен способ увязки и монтажа сборочной оснастки для сборки агрегатов, заключающийся в изготовлении жестких носителей размеров агрегатов летательного аппарата (монтажных эталонов), увязке их между собой, установке их в сборочное приспособление и монтаже элементов оснастки [3]
Недостатком указанного способа является высокая трудоемкость увязки из-за высокой трудоемкости изготовления монтажных эталонов, т.к. в их состав входит весьма сложный в изготовлении каркас, на котором устанавливают обводообразующие элементы, и стыковые узлы, устанавливаемые по размерам. Каждый монтажный эталон соответствует конкретному агрегату летательного аппарата и не может быть применен для других агрегатов, что приводит к росту номенклатуры монтажных эталонов, а следовательно, к увеличению трудоемкости увязочных работ.
Технической задачей изобретения является сокращение трудоемкости увязки и монтажа сборочной оснастки для агрегатов летательного аппарата.
Техническая задача изобретения решается за счет того, что в способе увязки и монтажа оснастки для сборки агрегатов, заключающемся в изготовлении жестких носителей размеров агрегатов летательного аппарата, увязке их между собой, установке их в сборочное приспособление и монтаже элементов оснастки, увязку жестких носителей размеров между собой и монтаж элементов оснастки осуществляют в приспособлении с помощью инструментальной балки с базовыми координатными отверстиями, заданными на строительных осях агрегатов, в которые устанавливают жесткие носители размеров агрегатов, при этом доводку контуров обводообразующих элементов производят непосредственно в приспособлении с базой на координатные отверстия в инструментальной балке.
Таким образом, снижается номенклатура увязочной оснастки. Обводообразующие элементы сборочной оснастки монтируют по отверстиям на них, заданным от строительных осей агрегатов по фитингам, установленным на координатные отверстия инструментальной балки, причем контура этих элементов обрабатывают с базой на эти же отверстия. Фитинги выполнены переставными и служат для монтажа обводообразующих элементов для всего агрегата.
Сетка координатных отверстий известна и применяется, например, на монтажных плитах, плаз-кондукторах, но координатные отверстия на переносных балках, снабженных реперными стойками, позволяющие комплектовать калибры и узлы непосредственно в сборочном приспособлении для монтажа фиксирующих устройств, а также монтировать обводообразующие элементы сборочной оснастки составляют новый изобретательский уровень.
На фиг. 1 показан общий вид стапеля сборки носовой части фюзеляжа при монтаже фиксаторов и обводообразующих элементов по инструментальной балке; на фиг. 2 поперечное сечение стапеля с фитингами для монтажа обводообразующих элементов.
Монтаж сборочного приспособления (стапеля) выполняют следующим образом.
В раму стапеля 1 на реперные площадки 2 на реперных стойках 3 выставляют жесткую балку 4 с рядами координатных отверстий 5 на верхней 6 и нижней 7 поверхностях балки 4. На балке 4 по координатным отверстиям 5 в ней выставляют жесткие носители размеров агрегатов монтажные эталоны: эталон шпангоута 8 с узлом навески передней ноги шасси 9, по которому монтируют фиксатор узла передней ноги сборочного приспособления 10; эталон каркаса остекления кабины 11, по которому монтируют фиксаторы каркаса остекленения 12 и 13; узел главной ноги шасси 14 на кронштейне 15 и монтируют по нему фиксатор главной ноги 16 сборочного приспособления; калибр стыка 17 и монтируют по нему стыковую панель плиты 18 сборочного приспособления; фитинг 19 и монтируют по нему рубильник 20 сборочного приспособления. Увязку по стыковым элементам сопрягаемых агрегатов проводят на монтажной плите с размещением калибров стыка на балках, соответствующих стыкуемым агрегатам, причем для облегчения размещения балок на монтажной плите, а калибров и узлов на балках расстояния между реперными точками балок и расстояния между координатными отверстиями на самих балках выполняют кратными расстояниям между отверстиями в монтажной плите.
Таким образом, по сравнению с увязкой и монтажном оснастки с помощью монтажного эталона предлагаемый способ позволяет снизить трудоемкость увязки: за счет снижения трудоемкости размещения в пространстве узлов, калибров с помощью инструментальной балки с сеткой координатных отверстий, трудоемкость изготовления которой существенно ниже трудоемкости изготовления каркаса монтажного эталона; существенно снижена доля ручного труда; за счет снижения номенклатуры увязочной оснастки, т.к. на одной балке можно комплектовать узлы и калибры для монтажа различных сборочных приспособлений.
Кроме того, при смене изделия инструментальные балки с координатными отверстиями пригодны для комплектования на них калибров и узлов агрегатов другого летательного аппарата.
Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано при производстве сборочных приспособлений для сборки агрегатов летательных аппаратов. Сущность способа увязки и монтажа оснастки для сборки агрегатов заключается в следующем. Изготавливают жесткие носители размеров агрегатов летательного аппарата 8, 9, 11, 14, увязывают их между собой, затем устанавливают их в приспособление 1 и осуществляют монтаж элементов оснастки. Увязку жестких носителей размеров между собой 8, 9, 11, 14, 17 и монтаж элементов оснастки 10, 12, 13, 16, 18, 20 осуществляют с помощью инструментальной балки 4 с базовыми координатными отверстиями 5, которые заданы от строительных осей агрегатов. При этом доводку контуров обводообразующих элементов 20 производят непосредственно в приспособлении 1 с базой на координатные отверстия 5 в инструментальной балке. 2 ил.
Способ увязки и монтажа оснастки для сборки агрегатов, заключающийся в изготовлении жестких носителей размеров агрегатов летательного аппарата, увязки их между собой, установки их в сборочное приспособление и монтаже элементов оснастки, отличающийся тем, что увязку жестких носителей размеров между собой и монтаж элементов оснастки осуществляют в приспособлении с помощью инструментальной балки с базовыми координатными отверстиями, заданными от строительных осей агрегатов, в которые устанавливают жесткие носители размеров агрегатов, при этом доводку контуров обводообразующих элементов производят непосредственно в приспособлении с базой на координатные отверстия в инструментальной балке.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Абибов А.Л | |||
Технология самолетостроения | |||
- М.: Машиностроение, 1982, с | |||
532 - 533 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Там же, с | |||
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины | 1921 |
|
SU34A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Григорьев В.П | |||
Технология самолетостроения | |||
Оборонгиз, 1960, с | |||
Аппарат, предназначенный для летания | 0 |
|
SU76A1 |
Авторы
Даты
1997-05-20—Публикация
1993-07-01—Подача