00
э ел
00
о
Изобретение относится к технологии сварки металлов с алюминиевым покрытием и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для повьашения качества сварного соединения за счет сохранения защитных свойств алюминиевого покрытия в околошовной зоне в процессе сварки.
Известен способ предварительной обработки деталей с алюминиевым покрытием, заключающийся в том, что в местах наложения сварного шва на трубах, фланцах, кольцах и отростках покрытие полностью удаляют, зачищая эти участки наждачным кругом, обточкой на токарном станке или другим механическим способом на глубину 0,1-0,2 мм Щ .
В этом случае эффект покрытия сводится практически к нулю, так как из-за удаления покрытия защищаемая от коррозии конструкция выходит из строя .в этой зоне.
Известен также способ предварительной обработки деталей с алюминиевым покрытием перед сваркой, при котором разделывают свариваемые кромки, не удаляя покрытие в около шов ной зоне 2 .
Основной недостаток этого способа заключается в повышенном содержании алюминия в металле шва, что снижает его ударную вязкость и сдвигает порог хладоломкости в область положительных температур. Наличие на поверхности свариваемого металла алюминия приводит к образованию hop и трещин в сварных швах.
Кроме того, как показали эксперименты, после сварки наблюдается нарушение алюминиевого покрытия в околошовной зоне, и, следовательно, в этом случае эффект от применения покрытия также сводится практически к нулю.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ обработки деталей с алюминиевым покрытием, заключающийся в проведении предварительного диффузионного отжига з .
Отжиг в известном способе обработки деталей с алюминиевым покрытием проводят для повышения жаро- и коррозионной стойкости покрытия за счет создания алитированного (диффузионного) слоя на поверхности детали.
Однако при этом не обращают внимание на влияние алитированного сло на свариваемость металлаj а также процесса сварки на сохранность защитных свойств покрытия в околошовной зоне. Как показали эксперименты, при сварке деталей с алитированным слоем, существует определенна|Я зависимость качества свар ного шва и способности алитированного слоя сохранять защитные свойстт ва в околошовной зоне после сварки от глубины алитированного слоя. 5 Найдено, что существует оптимальная глубина алитированного слоя, которая обеспечивает как удовлетворительное качество сварного шва, так и сохранность защитных свойств
10 в околошовной зоне после сварки.
Таким образом, диффузионный отжиг, проповодимый по известному способу, не может полностью обеспечить получения качественного свар5 ного шва и йохранения защитных
свойств покрытия в околошовной зоне, так как он проводится не в связи с последующей сваркой деталей с покрытием, а лишь с целью повыQ шения жаро- и коррозионной стойкости.
Цель изобретения - повышение качества сварного соединения и сохранение защитных свойств покрытия
5 в околошовной зоне после сварки. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу подготовки под сварку деталей с алюминиевым покрытием, включающему разделку кромок и диффузионный отжиг, отжиг
.производят до образования диффузионного защитного слоя глубиной 8-.20% толщины свариваемых кромок.
Способ ocs цecтвляют следующим
5 образом (на примере изготовления болочек радиационных электронагревателей цементационных печей).
На трубы 120-6 и диски толщиной 6 мм из стали марки 20Х23Н18
Q наносят алюминиевое покрытие толщиной 0,2-0-,5 мм методом газотермического напыления (или путем погружения в расплав алюминия). Затем детсши в зоне свариваемых кромок подвергают диффузионному отжигу, осуществляемому например, в индукторе ТВ (или печи сопротивления) причем путем подбора соответствующего режима отжига получают алитированный. слой глубиной 8-20% тол0 щины свариваемых кромок. Контроль глубины диффузионного слоя осуществляют металлографическим методом на шлифах, вырезанных из натурных. ;деталей или образцов-свидетелей.
5 При достижении диффузионного слоя 8-20% толщины кромок отжиг прекращают. Подготовленные детали сваривают между собой электродуговой сваркой штучными электродами, например
0 марки ГС-1 и ОЗЛ-31. Контроль качества сварного шва и сохранности покрытия в околошовной зоне осуществляют металлографическим методом и подвергают испытаниям согласно требованию, предъявляемому к изделию.
например, проверке на герметичность жаро- и коррозионную стойкость и др
С йелью получения сравнительных данных были изготовлены образгъы из стали марки 20Х23Н18 с алюминиевым покрытием, нанесенным способом га зотермического напыления. Образцы перед сваркой были подвергнуты диффузионному отжигу по известному и предлагаемому способам. Контроль глубины диффузионного слоя в обоих случаях осуществляли металлографическим методом на шлифах, вырезанных из образцов. Результаты представлены в таблице.
Образцы были сварены электродуговой сваркой штучными электродами марки ГС-1 и ОЭЛ-31.
После сварки осуществляли металлографический контроль сварного шва и рколошовкой зоны на шлифах, изготовленных из сваренных образцов. Результаты представлены в таблице..
Затем все образцы испытывали в цементационной среде при 930-950 С и углеродном потенцйгше 0,9г-1, в течение 900-1000 ч, т.е. в условиях, при которых наиболее наглядно и убедительно проявляется способность алитированного слоя защищать металл от газовой коррозии науглероживания.
После испытаний из образцов были изготовлены шлифы сварного шва и
околошовной зоны. Результаты метгшло: графического контроля представлены
в таблице.
Анализ результатов, приведенных в таблице, показывает, что приме0нение предлагаемого способа предварительной обработки деталей с алюминиевым покрытием перед их свайкой ;позволяет повысить качество сварного шва и сохранить Зсицитные свойст-
5 ва покрытия в околошовной зоне после сварки деталей. Как видно из таблицы, этого можно достичь при получении на свариваемых кромках диффузионного ешитированного слоя
0 глубиной 8-20% толщины свариваекссс кромок.. При меньшей глубине наблюдаются трещины поры в сварных швах, а в околошовиой зоне.происходит науглероживание метгшла, что являет5ся признакснх отсутствия защитных свойств покрытия, при большей глубин не наблюдается науглероживание Ьколошовной зоны.
,1-0,4 1,7-6,7 Диффузной- В csapjibixНауглероные слои швах на-живание
в удовлет- блюдсши по-околошовворительном ры, трещи-ной зоны,
состоянии вы, в око-трещины в
Известный способ
лошовнойсварных
зоне -швах сколы, отсутствиепокрытия
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ автоматической сварки плавлением гетерогенных никелевых сплавов | 2022 |
|
RU2794085C1 |
Способ соединения трубы с концевой деталью и устройство для его осуществления | 1980 |
|
SU944838A1 |
Способ контактной стыковой сварки трубы оболочки твэла с заглушкой | 1987 |
|
SU1520763A1 |
Способ сварки неплавящимся электродом в среде защитных газов | 2019 |
|
RU2705827C1 |
Способ многослойной электрошлаковой сварки | 1990 |
|
SU1756074A1 |
Способ сварки сформованной трубной заготовки с индукционным подогревом | 2017 |
|
RU2660540C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И КОМПОНЕНТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЕ ИЛИ ИЗГОТОВЛЕННЫЕ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2015 |
|
RU2635688C2 |
СПОСОБ НАПЛАВЛЕНИЯ И СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ СВЕРХПРОЧНЫХ СПЛАВОВ | 2012 |
|
RU2610198C2 |
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2005 |
|
RU2293632C1 |
Способ импульсно-дуговой сварки плавящимся электродом | 1980 |
|
SU935226A1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОД СБАРКУ ДЕТАЛЕЙ С АЛЮМИНИЕВЫМ ПОКРЫТИЕМ, включающий разделку кромок и диффузионный отжиг, отличающийся .тем, что, с целью улучшения качества сварного соединение и сохранения защитных свойств покрытия в околошовной зоне, отжиг производят до образования диффузионного завштного слоя глубиной 8-20% толщины свариваемых кромок. (Л
2, 0,5-.1,1 8,3-18,3 То же
Более 20 То же
Науглеро- .Предлаживаниегаемый
околошов-способ ной зоны
СтруктураНауглерошва удов-живание
летвори-околошовтельна,пор,ной зоны,
трещин нешвы в
обнаружено,удовлетВ околошов-ворительной зоненом соснаблюдалитоянииотсутствие покрытия
Авторы
Даты
1984-03-30—Публикация
1982-10-29—Подача