Тренажер транспортного средства Советский патент 1984 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU1100635A1

Изобретение относится к техничес ким средствам обучешГя вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению при подготовке водителей. Известен тренажер транспортного средства, содержащий рабочего места водителя с органами управле(ния, вычислительное устройство, вхо ды которого связаны с органами упра ления, кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорос связан с одним из выходов вычислител ного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электри чески с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов, блоки, индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора, связанный с вычислительным устройством 1 J. Недостатком известного тренажера является невозможность воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки, что снижает качество обучения водите лей управлению транспортными средствами, оборудованными системой охлаждения двигателя поЬле его остановки и органами управления его, Цель изобретения - повышение ка-чества обучения путем воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки. Указанная цель достигается тем, что тренажер транспортного средства содержащий макет рабочего места води теля с органами управления, вычислительное, устройство, входы которого связаны с органами управления, кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорости связан с одним из вьЬсодов вычислительного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электрически с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов, блоки индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора, связанный с вычислительным устройством снабжен имитатором автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, а один из вьпсодов - с одним из входов переключателя режимов, имитатором ручIного включения системы охлаждения двигателя после его остановки, подключенным к другому входу переключателя режимов, и блоком управления, один вход которого соединён с выходом переключателя режимов, другой с другим выходом имитатора автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, а выход - с блоком регистрации, при этом выход переключателя режимов соединен с блоком индикации. На фиг, 1 изображена блок-схема тренажера; на фиг. 2 - принципиальная схема имитаторов автоматического и ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки и блоков управления, индикации и регистрации. Тренажер содержит макет 1 рабочего места водителя с органами управления, вычислительное устройство 2, входы которого связаны с органами управления, регулятор 3 скорости проекции, вход которого связан с одним из выходов вычислительного устройства 2, кинопроектор 4, один вход которого электрически соединён с регулятором 3 скорости проекции, а другой вход кинематически соединен с механизмом 5 поворота, экран 6, оптически соединенный с кинопроектором 4, блок 7 считывания информации, вход которого оптически соединен с кинопроектором, а вьЬсод электрически связан с одним из входов вычислительного устройства, имитатор 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, переключатель 9 режимов, один вход которого соединен с одним из выходов имитатора 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, имитатор 10 ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки, подключенный к друпому входу переключателя 9 режимов, блок 11 управления, один вход которого соединен с выходом переключателя 9 режимов, другой - с другим выходом имитатора 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, блок 12 индикации, соединенный с выходом переключателя 9 режимов, и блок 13 регистрации, подключенный к выходу блока 11 управления. Имитатор 8 автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки содержит логический элемент 14 типа 2И-НЕ, вход которого является входом имитатора триггер 15, вход S которого соединен с выходом логического элемента 14, логический элемент 16, один вход которого соединен с выходом логического элемента 14, другой - с выходом триггера 15, а выход - с входом 17 переключателя 9 режимов, резистор 18, подключенный к плюсу источника питания, резистор 19, подключенный через кнопку 20 к плюс источника питания, логический элемент 21, входа которого соединены с резисторами 18 и 19, конденсатор подключенный к минусу источника питания, к одному изтвходов логическо го, элемента 21, соединенному с рези тором 18, логический элемент 23, вх которого соединен с выходом логичес кого элемента 21, а выход - с входом R триггера 15. Вькоды логическо го элемента 16 и триггера 15 являют ся выходами имитатора 8 автоматичес кого включения системы охлаждения двигателя после «го остановки. Имитатор 10 ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки содержит выключатель 24, подключенный к плюсу источ ника питания, резистор 25, подключе ный к выключателю 24, логический эл мент 26, вход которого соединен с резистором 25, а выход - с входом 2 переключателя 9 режимов. Выход логи ческого элемента 26 является вьгходо имитатора 10 ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки. Блок 12 индикации содержит транзистор 28, база которого соединена с выходом 29 переключателя 9 режимо диод 30, тиристор 31, посредством которых коллектор транзистора 28 соединен с индикатором 32. База транзистора 28 является входом блока 12 индикации. Блок 13 регистрации содержит транзистор 33, реле 34, разомкнутый контакт 35 которого соединен с базой транзистора 33, последовательно соединенные ре:зистор 36 и конденсатор 37, подключенные посредством замкнутого контакта 38 реле 34 к источнику питания. Коллектор транзистора 33 соединен с регистрирующими приборами 39 и через резистор 40 - с плюсом источника питания В цепь базы транзистора 33 включены контакты 41 реле 34. База транзистора 33 является входом блока 13 регистрации. Блок. 11 управления содержит триггер 42, вход R которого подключен к выходу 29 переключателя 9 режимов, вход S через конденсатор 43 - к минусу источника питания, а через резистор 44 - к плюсу источника питания, логический элемент 45, один вход которого соединен с выходом триггера 42, а другой - с выходом триггера 15, логический элемент 46, вход которого соединен с выходом логического элемента 45, а выход с контактами 41. Тренажер работает следующим образом. Обучаемый, находясь в макете 1 рабочего места, воздействует на органы управления. В зависимости от положения органов управления вычислительное устройство 2 формирует сигнал, соответствующий уровню логического О при остановленном двигателе, сигнал, соответствующий уровню логической 1 после запуска двигателя, и сигнал, пропорциональный скорости движения транспортного средства, который через регулятор 3 скорости проекции обеспечивает необходимую скорость протяжки киноленты в кинопроекторе. Изображение местности, заснятое на киноленте с помощью кинопроектора 4,проецируется на экран 6. Сигналы с выхода вычислительного устройства 2 поступают на вход логического элемента 14. Тренажер работает в двух режимах, устанавливаемых инструктором с помощью переключателя 9 режимов: в режиме автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки (1-е положение переключателя 9 режимов) и в режиме ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки- (И-е положение переключателя 9 режимов). При работе тренажера в режиме автоматического включения системьт охлаждения двигателя после его остановки при включении источника питания на выходе триггера 13 формируется сигнал, соответствукйций уровню логического О, так как на входе S его есть сигнал, соответствующий уровню логической 1, сформированный логическим элементом 14, а на

входе R кратковременно появляется сигнал, соответствующий уровню логического О (только в момент включения источника питания), после включения источника питания н входе R будет сигнал 1 , сформированный логическими элементами 21 и 23, конденсатором 22 и резисторами 18 и 19. С выхода триггера 15 сигнал, соответствующий уровню логического О, подается на вход логических элементов 16 и 45, на другой вход логичес,кого элемента 16 подается сигнал, соответствующий уровню логической 1 с-выхода логического элемента 14. В результате на выходе логического элемента 16 формируется сигнал, соответствунлций уровню логической 1, который через контакты переключателя 9 режимов подается на вход триггера 42и на вход транзистора 28. Транзистор 28 открывается, в результате чего тиристор 31 закрыт, индикаторы 32 не светятся, реле 34 обесточено.

На выходе триггера 42 формируется сигнал, соответствующий уровню логической 1, так как на входе R его есть сигнал, соответствующий уровню логической 1, поданный с выхода переключателя 9 режимов, а на входе S кратковременно появляется сигнал, соответствующий уровню логического О (только в моменты включения источника питания), сформированный конденсатором 43 и резистором 44. С выхода триггера 42 сигнал, соответствующий уровню логической 1, подается «на вход логического элемента 45. На второй вход логического элемента 45 подается сигнал, соответствующий уровню логического О с выхода триггера 15. В результате на выходе логического элемента 45 формируется сигнал, соответствующий уровню логической 1, который поступает на вход логического элемента 46, на выходе которого формируется сигнал, соответствующий уровню логического О, который через замкнутые контакты 41.подается на базу транзистора 33. В результате транзистор 33 закрыт, показания регистрирующих приборов 39 отсутствуют.

После запуска двигателя на вход логического элемента 14 с выхода вычислительного устройства 2 поступает сигнал, соответствующий уровню логической 1. На выходе логического

элемента 14 О, на выходе триггера 15 сигнал .Г, .на выход;е логического элемента 16 остается сигнал. На выходе триггера 42 остается сиг5 на 1, который подается на один из входов логического элемента 45, а на другой вход логического элемента 45 поступает сигнал Г с выхода триггера 15. В результате на выходе

О логического элемента 45 формируется сигнал, соответствующий уровню логического О, на выходе логического элемента 46 - сигнал Г,.который через замкнутые контакты 41 по5 ступает на базу транзистора 33 и открывает его. Регистрирующие приборы 39 показывают температуру охлаждакяцей жидкости и масла.

После остановки двигателя с вычис0 лительного устройства 2 на вход логического элемента 14 подается сигнал, соответствующий уровню логического О. На выходе логического элемента 14 формируется сигнал Г, ко5 торый подается на вход S триггера 15 и на вход логического элемента 16. На выходе триггера 15 останется сигнал О, который подается на другой вход логического элемента 16. На вы0 ходе последнего формируется сигнал О, который с выхода переключателя 9 режимов Поступает на вход R триггера 42 и на базу транзистора 28. Транзистор 28 закрывается, и на вход тиристора 31 через диод 30 будет подан отпирающий потенциал, который откроет тиристор 31, в результате чего засветятся индикаторы 32, сигнализируя обучаемому и инструктору

о включении системы охлаждения двигателя. При этом сработает также реле 34, подключая заряженный конденсатор 37 через резистор 36 и контакт 35 к базе транзистора 33. Кон5 такты 41 реле 34 размыкаются., отключая выход логического элемента 46 от базы транзистора 33. Изменение потенциала конденсатора 37 обеспечивает плавное уменьшение показаний регистрирующих приборов 39, что указывает обучаемому и инструктору о снижении температуры охлаждающей жидкости и масла в процессе охлаждения двигателя.

По окончании процесса охлаждения двигателя, контролируемого по изменениям показаний регистрирующих приборов 39, обучаемый нажимает кнопку 20 и на вход R триггера 15 подается сигнал, соответствующий уровню логического О, сформированный логическими элементами 21 и 23, конденсатором 22 и резисторами 18 и19. На выходе триггера 15 формируется сигнал О, под действием которого на выходе логического элемента 16 формируется сигнал 1, который через контакт переключателя 9 режимов подается на вход R триггера 42 и на базу транзистора 28. Транзистор 28 открывается закрывая тиристор 31. При этом инди.каторы 32 отключаются от источника питания, сигнализируя обучаемому и инструктору о завершении процесса охлаждения двигателя. Реле 34 обесточивается, контакты 38 за Ф1каются, подключая резистор 36 и конденсатор 37 к источнику питания, контакты 41 замыкаются, подключая выход логического элемента 46 к базе транзистора 33. На выходе триггера 42 остается сигнал О, который подается на один из входов логического элемента 45, на другой вход которого подается сигнал О с выхода триггера 13. На выходе логического элемента 45 формируется сигнал 1, а на выходе логического элемента 46 - сигнал О. При этом показания регистрирующих приборов 39 отсутствуют.

В режиме ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки(11-е положение переключателя 9 режимов) блок 11 управления работает аналогично описанному. Отличие работы тренажера в режиме ручного включения системы охлаждения состоит в том, что после остановки двигателя на выходе логического элемента 26 будет сигнал 1, который держит транзистор 28 открытым. В результате тиристор 31 остается закрытым и индикаторы 32 не засвечиваются до тех пор, пока обучаемый не включит выключатель 24. После остановки двигателя обучаемый вручную включает выключатель 24. При этом на выходе логического элемента 26 появляется сигнал 1, а на выходе его формируется сигнал О, который через контакты переключателя 9 режимов подается на базу транзистора 28, закрывая его. В результате на вход тиристора 31 через диод 30 подается напряжение, которое открывает тиристор 31. При этом засветятся индикаторы 32, сигнализируя обучаемому инструктору о включении системы охлаждения двигателя. Одновременно плавно уменьшаются показания регистрирующих приборов 39, указывая на постепенное снижение температуры охлаждающей жидкости и масла.

По завершении процесса охлаждения двигателя, устанавливаемому по стабилизации показаний регистрирующих приборов 39, обучаемый отключает выключатель 24. На выходе логического элемента 26 появляется сигнал 1, транзистор 28 открывается, тиристор 31 закрывается, индикаторы 32 отключаются от источника питания, сигнализируя обучаемому и инструктору о завершении процесса охлаждения, двигателя.

Таким о.бразом, в предлагаемом тренажере имитируется работа системы охлаждения двигателя после его остановки, что повьшает качество обуче- ния водителей управлению транспортны средством.

Похожие патенты SU1100635A1

название год авторы номер документа
Тренажер транспортного средства 1985
  • Беляков Николай Михайлович
  • Никольский Владимир Васильевич
SU1244701A1
Тренажер транспортного средства 1985
  • Беляков Николай Михайлович
  • Никольский Владимир Васильевич
SU1361605A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Рудь Александр Геннадьевич
  • Алексеенко Анатолий Иванович
  • Корольков Алексей Иванович
RU2306615C1
Имитатор шума двигателя 1981
  • Хазов Геннадий Иванович
  • Семенов Виктор Николаевич
SU1005095A2
Тренажер для обучения водителей транспортных средств 1985
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Караваев Михаил Григорьевич
SU1257694A1
Кинотренажер водителя гусеничной машины 1987
  • Артемьев Ю.А.
  • Бельке А.А.
SU1531707A1
Тренажер оператора энергетического объекта 1983
  • Коновалов Николай Иванович
  • Кузнецов Евгений Степанович
  • Бирюков Николай Николаевич
SU1136202A2
Тренажер оператора энергетического объекта 1990
  • Скиданчук Анатолий Иванович
  • Дубинец Александр Иванович
SU1764073A1
Тренажер для обучения вождению транспортных средств 1980
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Макаров Валерий Владимирович
SU936013A1
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ 2001
  • Филиппов В.В.
  • Алешечкин Н.Д.
  • Радин А.А.
RU2190256C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 100 635 A1

Реферат патента 1984 года Тренажер транспортного средства

ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий макет рабочего .места водителя с органами управления, вычислительное устройство, входы которого свяэаны с органами управления, кинопроектор, вход которого электрически через регулятор скорости связан с одним из выходов вычислительного устройства, экран, блок считывания информации, связанный электрически с одним из входов вычислительного устройства, переключатель режимов, блоки индикации и регистрации и механизм поворота кинопроектора, связанный с вычислительным уст- обучения путем воспроизведения режимов работы системы охлаждения двигателя после его остановки, он снабжен имитатором автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, вход которого соединен с другим выходом вычислительного устройства, а один из выходов - с одним из входов переключателя режимов, имитатором ручного включения системы охлаждения двигателя после его остановки, подключенным к другому .входу переключателя режимов, и блоком упI равления, один вход которого соединен с выходом переключателя режи л мов, другой - с другим выходом имитатора автоматического включения системы охлаждения двигателя после его остановки, а выход - с блоком регистрации, при этом выход переключателя режимов соединен с блоком индикации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1100635A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Тренажер для обучения вождению транспортных средств 1980
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Макаров Валерий Владимирович
SU936013A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 100 635 A1

Авторы

Беляков Николай Михайлович

Никольский Владимир Васильевич

Даты

1984-06-30Публикация

1983-01-18Подача