Тренажер транспортного средства Советский патент 1987 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU1361605A1

1

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению тран спортнык средств и может быть исполь зовано для обучения управлению при подготовке водителей.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения путем приближения к реальным условиям,

На фиг. 1 представлена функциональная блок-схема тренажера транспортного средства; на фиг. 2 - функциональная схема имитатора системы блокировки избирателя передач.

Тренажер, содержит макет 1 рабоче- I o места водителя с органами управле ния и датчиками их положения, связан ньши с одними из входов блока 2 моделирования динамики движения, выход Которого соединен с входом р1егулято- ра 3 скорости проекции, кинопроектора 4, связанного с механизмом 5 пово рота кинопроектора, экран 6, блок 7 считывания информации и имитатор 8 системы блокировки избирателя передач .

№штатор 8 системы блокировки избирателя передач содержит операционные усилители 9-11, один из входов которых соответственно через резисто ры 12-14 связаны с вторым входом ими татора 8, а другие входы связаны с делителями, образованными соответственно резисторами 15, 16, 17, 18 и , 19, 20, входы этих делителей соеди- нены с плюсом источника питания, а выходы - с минусом; диоды 21-23 связаны катодом с минусом источника питания, а анодом соответственно чер.ез резисторы 24-26 с плюсом источника питания; стабилитроны 27-29 анодом соединены соответственно с анодами диоДов 21-23, а катодами соответственно через резисторы 30-32 с выходами операционных усилителей 9-11; элементы 2И-НЕ 33-35, вторые входы которых соединены соответственно с катодами стабилитронов 27- 29, а первые.являются первьм входом имитатора 8 системы блокировки изби- рателя передач, элемент ЗИ-НЕ 36, входы которого связаны соответственно с выходами элементов 2И-НЕ 33-35, элемент 2И-НЕ 37, входы которого свя заны с выходом элемента ЗИ-НЕ 36, транзисторный ключевой элемент 38, база которого связана с выходом элемента 2И-НЕ 37, эмиттер с минусом источника питания, а коллектор - с

616052

плюсом источника питания; тиристор

39,управляющий электрод которого связан с коллектором транзисторного ключевого элемента 38, а анод - с плюсом источника питания; индикатор

40,входом связанный с катодом .тиристора 39, а выходом - с минусом источника питания; релейный элемент 41,

.Q вход которого связан с катодом тиристора 39, а выход является выходом имитатора 8 системы блокировки избирателя передач.

Тренажер работает следующим обра15 зом.

При запущенном двигателе и включенной передаче блок 2 моделирования динамики движения формирует сигнал, пропорциональный скорости движения,

2Q который через регулятор 3 скорости проекции обеспечивает скорость протяжки киноленты в кинопроекторе 4. Изображение, заснятое на кинолбнте с помощью кинопроектора 4, проециру25 ется на экран 6.

Скорость протяжки, а следовательно, и скорость движения зависит от включенной передачи и положения педали подачи топлива.

30 Рассмотрим процессы, происходящие в тренажере при переходе с высшей передачи на низшую (до четвертой передачи) .

Допустим, обучаемый, находясь в макете 1, осуществляет движение на седьмой передаче с максимальной скоростью. С блока 2 моделирования динамики движения сигнал, пропорциональный скорости движения (+U), поступает

в имитатор 8 системы блокировки избирателя передач на входы резисторов 12-14. Выходы резисторов 12-14 соеди- нены соответственно с положительными входами операционных усилителей 9-11. На отрицательные входы операционных усилителей 9-11 подается напряжение с делителей, образованных соответственно резисторами 15-20.

Величины резисторов 12, 15, 16,

13, 17, 18 и 14, 19, 20 выбраны так, что напряжение на положительных вхоах операционных усилителей 9-11 пре- вьшает напряжение на.отрицательных входах до определенного значения скорости движения. С уменьшением скорости движения напряжение на поожительных входах операционных усиителей 9-11 будет превьшать напряение на отрицательных входах все

3 при

определенной

меньше и меньше и

скорости движения напряжение на положительных входах операционных усилителей 9-11 будет меньше, чем напряжение на отрицательных входах.

Пока напряжение на положительных входах операционных усилителей 9-11 превьшает напряжение на отрицательных входах, на выходах операционных

Ь

ющий уровню логической 1, который подается на вторые входы элементов 2И-НЕ 33-35.

Так как включена седьмая передача то с датчика избирателя передач макета 1 на первые входы элементов 2И-НЕ

33и 34 поступает сигнал, соответствующий уровню логического О, а на первый вход элемента 2И-НЕ 35 сигнал соответствующий уровню логической 1. На выходах элементов 2И-НЕ 33 и

34будет сигнал, соответствующий уровню логической 1, который подается соответственно на первый и второй входы элемента ЗИ-НЕ 36,

На выходе элемента ЗИ-НЕ 36 будет сигнал, соответствующий уровню логической 1, который подается на входы элемента 2И-НЕ 37. На выходе этог элемента будет сигнал, соответствующий уровню логического О, которьм подается на базу транзистора 38 и удерживает его в закрытом состоянии. При закрытом транзисторном ключевом элементе 38 тиристор 39 находится в открытом состоянии, при этом релей- .ный элемент 41 находится в рабочем состоянии и блокирует избиратель передач, т.е. переключение передач невозможно. При открытом тиристоре также светится индикатор 40, сигнализируя обучаемому о том, что избиратель передач заблокирован.

Допустим теперь, что обучаемому нужно перейти на шестую передачу. Для этого обучаемый должен снизить скорость движения до уровня, при котором напряжение, пропорциональное скорости движения на положительных входах операционных усилителей 9-11 будет м еньще напряжения на отрицательных входах, при этом на выходе операционных усилителей будет сигнал соответствующий уровню логического О. Сигнал на выходах элементов 2И-НЕ 33 и 34 не изменится, т.е. останется логическая 1, а на выходе элемента 2И-НЕ 35 изменится и будет

20

25

30

15 3616054

соответствовать уровню логической 1. На всех трех входах элемента ЗИ-НЕ 36 будет сигнал, соответству- g ющий уровню логической 1. На выходе элемента ЗИ-НЕ 36 будет сигнал, соответствующий уровню логического О, при этом на выходе элемента 2И-НЕ 37 будет сигнал, соответствую- 10 Щий уровню логической 1, который откроет транзисторный ключевой элемент 38. Тиристор 39 при этом закроется, а релейный элемент 41 установится в нерабочее состояние, при ко- тором избиратель передач разблокирован. При закрывании тиристора 39 индикатор 40 гаснет, сигнализируя обучаемому о разблокировке избирателя передач и возможности перехода на шестую передачу. Аналогичные процессы происходят в тренажере и при переходе с шестой передачи на пятую и с пятой передачи на четвертую.

Таким образом, в предлагаемом тренажере имитируется работа системы блокировки избирателя передач, что способствует повышению эффективности обучения водителей управлению транспортным средством путем привития им правильных навыков вождения.

5

0

5

0

5

Формула изобретения

1.Тренажер транспортного средства, содержащий макет рабочего места водителя с органами управления и датчиками их положения, связанными с одним из входов блока моделирования динамики движения, другой вход которого подключен к выходу блока считывания информации, а выходы - соответственно к входам механизма поворота кинопроектора -и регулятора скорости проекции, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения путем приближения к реальным условиям, он снабжен имитатором системы блокировки избирателя передач, первый вход которого связан с одним из датчиков положения органов управления рабочего места водителя, второй - с третьим выходом блока моделирования динамики движения, а выходы с избирателем передач макета рабочего места водителя.

2.Тренажер поп.1, отличающийся тем, что имитатор системы блокировки избирателя передач содержит операционные усилители, одни

1

входы которых через первый резистор связаны с вторым входом имитатора системы блокировки избирателя передач, другие входы через цепи из делителя напряжения, диода и стабилитрона - с одними из входов первого, второго и третьего элементов 2И-НЕ, другие входы которых являются первым входом имитатора системы блокировки избирателя передач, а выходы подклю616056

чены к соответствующим входам элемента ЗИ-НЕ, соединенного выходом с входом четвертого элемента 2И-НЕ, выход которого через транзисторный ключевой элемент подключен к управляющему электроду тиристора, включенного в цепь питания индикатора и релейного элемента, включенного на выходе имитатора системы блокировки избирателя передач.

10

Составитель Л.Резникова Редактор Е.Папп Техред А.Кравчук Корректор И.Муска

Заказ 6295/51 Тираж 433Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

«М

фиг.. 2.

.Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Похожие патенты SU1361605A1

название год авторы номер документа
Тренажер транспортного средства 1985
  • Беляков Николай Михайлович
  • Никольский Владимир Васильевич
SU1244701A1
Тренажер транспортного средства 1983
  • Беляков Николай Михайлович
  • Никольский Владимир Васильевич
SU1100635A1
Тренажер для обучения водителей транспортных средств 1985
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Караваев Михаил Григорьевич
SU1257694A1
Кинотренажер водителя гусеничной машины 1987
  • Артемьев Ю.А.
  • Бельке А.А.
SU1531707A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Койнаш Виктор Иванович
  • Чередников Александр Александрович
RU2131146C1
Тренажер транспортного средства 1987
  • Белов Петр Павлович
  • Венгеров Игорь Анатольевич
  • Грибков Владимир Павлович
  • Минаев Сергей Анатольевич
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
SU1508265A1
Устройство для группового обучения водителей транспортных средств 1983
  • Таран Владлен Абрамович
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
  • Чебышева Юлия Алексеевна
  • Таран Сергей Владленович
SU1170487A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Рудь Александр Геннадьевич
  • Алексеенко Анатолий Иванович
  • Корольков Алексей Иванович
RU2306615C1
Тренажер для обучения водителей транспортных средств 1980
  • Бельке Андрей Андреевич
SU985818A1
Тренажер для обучения водителя автомобиля служебному торможению 1990
  • Савельев Борис Вадимович
  • Савельев Юрий Вадимович
  • Князев Игорь Михайлович
  • Иванов Александр Леонидович
  • Майборода Олег Владимирович
SU1790000A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 361 605 A1

Реферат патента 1987 года Тренажер транспортного средства

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управления при подготовке водителей. Цель изобретения - повышение эффективности обучения путем приближения к реальным условиям. Тренажер содержит макет 1 рабочего места водителя с органами управления и датчиками их положения, соединенными с одним их входов блока 2 моделирования динамики движения, другой вход которого подключен к выходу блока 7 считьгаания информации, а выходы - к механизму 5 поворота кинопроектора, регулятору скорости проекции и к имитатору 8 системы блокировки избирателя передач. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л с :о 5t 35 о сд Фиг,1

Формула изобретения SU 1 361 605 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1361605A1

Тренажер для обучения вождению транспортных средств 1980
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Макаров Валерий Владимирович
SU936013A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 361 605 A1

Авторы

Беляков Николай Михайлович

Никольский Владимир Васильевич

Даты

1987-12-23Публикация

1985-10-10Подача