Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления колесами полуприцепа транспортного средства и может быть использовано для управления колесами полуприцепа сельскохозяйственных машин.
Известно устройство для управления колесами прицепа, содержащее дышло, закрепленное одним концом с шасси прицепа, а другим концом шарнирно соединенное с поперечной тяговой балкой тягача, расположенные параллельно дышлу тяги, шарнирно соединенные передними концами с тяговой балкой, а задними концами - с поворотно установленным на дышле и параллельным тяговой балке коромыслом, центральный выступ которого, расположенный по направлению от оси вращения коромысла к прицепу, снабжен шаровым шарниром для подсоединения поперечной тяги рулевого привода управляемых колес прицепа, причем между дышлом и шасси прицепа установлено промежуточное звено, соединенное с дышлом посредством шарнира с горизонтальной осью, а с шасси прицепа - посредством шарнира с вертикальной осью 1.
Однако у данного устройства недостаточные управляемость и устойчивость движения прицепа. Это обсловлено, во-первых, отсутствием специального устройства для сохранения взаимного положения между дышлом и деталями механизма управления колесами прицепа при вертикальных колебаниях агрегата на неровных участках поля; во-вторых, дышло с прицепом соединено шарниром с вертикальной осью, что приводит к самопроизвольному уводу прицепа от продольной оси при встрече с препятствием одного из колес прицепа, и в-третьих, отсутствием специального устройства для сохранения взаимно параллельного расположения между продольными осями тягача и прицепа.
Известно также устройство для управления колесами полуприцепа транспортного средства, преимущественно сельскохозяйственной мащины, содержащее дышло и расположенную параллельно ей продольную тягу, соединяющие тяговую балку, закрепленную на тягаче, с полуприцепом посредством системы шарниров со штифтами, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях, при этом дышло и продольная тяга соединены между собой посредством рычага-коромысла и шарниров, а в последней установлен гидрораспределитель управляемых колес, соединенный посредством гидролиний с гидроцилиндром управления поворотом колес, с гидронасосом и с гидробаком 2.
Недостатком данного устройства является неустойчивое движение полуприцепа. Это обусловлено отсутствием специального устройства для сохранения взаимно параллельного положения осей тягача и полуприцепа. При неравномерном распределении нагрузки, приходящейся на колеса, дышло полуприцепа самовольно отклоняется от продольной оси тягача.
Цель изобретения - повышение устойчивости и управляемости движения полуприцепа.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления колесами полуприцепа транспортного средства, преимущественно сельскохозяйственной машины, содержащем дышло и расположенную параллельно ей продольную тягу, соединяющие тяговую балку, закрепленную на тягаче, с полуприцепом посредством системы шарниров со штифтами, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях при этом дышло и продольная тяга соединены между собой посредством рычага-коромысла и шарниров, а в последней установлен гидрораспределитель управляемых колес, соединенный посредством гидролиний с гидроцилиндром управления поворотом колес, с гидронасосом и с гидробаком, продольная тяга между тяговой балкой и шарниром рычага-коромысла выполнена разрезной, состоящей из двух установленных с зазорами частей, связанных между собой муфтами посредством резьбового соедине- ния, при этом на каждой полумуфте закреп0 лен барабан, на части продольной тяги, расположенной со стороны гидрораспределителя и перпендикулярно к ней, в горизонтальной плоскости жестко закреплен Г-образный кронштейн, на свободном конце которого установлен направляющий ролик с вертикальной осью вращения, через который и отверстие штифта шарнира, соединяющего тяговую балку и продольную тягу, пропущен тяговый трос, имеющий один конец, прикрепленный к поворотному рычагу фик0 саторного механизма, расположенного на рабочем месте водителя, и другой конец, закрепленный на одном из барабанов, при этом другой барабан, расположенный со стороны гидрораспределителя, связан с серединой свободного конца Г-образного кронштейна посредством второго троса и пружины обратного хода, причем оба троса навиты на барабаны в противоположном другдругу направлениях.
На фиг. 1 изображено предлагаемое уст0 ройство для управления колесами полуприцепа транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 - установка гидрораспределителя.
Устройство содержит управляемую ось 1, дышло 2, соединенное с тяговой балкой 3
5 при помощи шарнира 4 с вертикальной осью 5. Другим концом жестко с рамой машины 6 к балке 3 шарниром 7 прикреплена продольная тяга 8, которая другим концом шарнирно соединена с рычагом-коромыслом 9 и с дышлом 2. Тяга 8 и дышло 2 содержат шарниры 10 и 11, расположенные на одной понеречной оси машины, при этом оси тяговой балки 3 горизонтальных шарниров 10 и 11 и конца рычага-коромысла 9 находятся в одной плоскости. Причем продольная тяга 8, находяшаяся между тяговой балкой 3 и шарниром рычага-коромысла 9, разделена зазором на две части, которые соединены между собой муфтой 12 с резьбовым соединением, обеспечиваюш,им удлинение или укорачивание продольной тяги 8. При этом на части продольной тяги 8 со стороны гидрораспределителя 13 и перпендикулярно к ней в горизонтальной плоскости жестко закреплен Г-образный кронштейн 14. На свободном конце этого кронштейна 14 установлен направляющий ролик 15 с вертикальной осью 16 врашения. Через него и отверстие штифта 17, находящегося на оси шарнира, соединяющего тяговую балку 3 и продольную тягу 8, пропущен тяговый трос 18, один конец которого закреплен к поворотному рычагу 19 фиксаторного механизма, расположенного на рабочем месте водителя, содержащего неподвижный храповик 20, на котором укреплен с возможностью поворота рычаг 19 фиксаторного механизма. На рычаге 19 фиксатора закреплен фиксатор 21 с -ПОМОЩЬЮ щарнира 22, снабженный пластичной пружиной 23. А другой скреплен с одним из барабанов 24 или 25, жестко насаженных на корпус муфты 12. При этом второй барабан 25, расположенный со стороны гидрораспределителя 13, связан с серединой свободного конца Г-образного кронштейна 14 посредством второго троса 26 и пружины 27 обратного хода. Причем оба троса 18 и 26 навиты на барабан 24 и 25 в противоположном друг другу направлениях.
Устройство также содержит тягу 28, с одной стороны шарнирно соединенную с рычагом-коромыслом 9 и продольной тягой 8, а с другой стороны - с корпусом гидрораспределителя 13 управляемых колес 29 и 30, который соединен посредством- гидролинии 31 с гидроцили-ндром 32 управления поворотом колес, связанным с рычагом 33 управляемых колес.
Гидролинии 34, выходящие из гидрораспределителя 13, соединяются через перепускной клапан 35 соответственно с гидронасосом и с гидробаком.
Корпус гидрораспределителя 13 посредством двух сухариков 36 и пружины 37 соединен с пальцем 38 рычага поворотного механизма управляемых колес. Пробка 39 завертывается на корпус гидрораспределителя со стороны пружины 37. Золотник 40 связан с пальцем 38.
Устройство работает с.и-.п IOHUIM ()Г)(1а i:..;. При неравномерном распродг.юипп и;грузки между колесами 29 и 3(1 в ппча.-: движения транспортного средства но.чупрпцеп отклоняется на некоторый угол отиоси5 тельно продольной оси тягача в сторону мллого момента, приходящегося от силы сопротивления перекатыванию колеса, например вправо от оси тягача. В это время кпдитель транспортного средства с помощью
0 рычага 19 затягивает трос 18, который через отверстие штифта 17 и направляющий ролик 15 воздействует на барабан 24. Барабаны 24 и 25 вместе с муфтой 12 начинают вращаться. В это время трос 18 с барабана 24 разматывается, а трос 26 наматывается
5 на барабан 25. Тем самым укорачивается продольная тяга 8, при этом через тягу 28 смещается корпус гидрораспределителя вперед. Корпус гидрораспределителя 13 может сместиться относительно золотни0 ка 40. Как только корпус гидрораспределителя 13 сдвигается вперед относительно золотника, масло направляется в одну из полостей гидроцилиндра 32, где перемещает порщень со щтоком. В результате этого управляемые колеса 29 и 30 полуприцепа
5 начинают поворачиваться налево по ходу движения транспортного средства.
При ином распределении нагрузок, когда полуприцеп отклоняется влево от оси
тягача, водитель двигает рычаг 19 в противоположном направлении и ослабляет натяжение троса 18. В это время муфта 12 начинает вращаться в обратном направлении под действием пружины 27 обратного хода и трос 26 с барабана 25 разматывается, а трос 18 наматывается на другой барабан, тем самым тяга 8 удлиняется и управляе.мые колеса 29 и 30 полуприцепа поворачиваются в обратном напрвлении против увода полуприцепа.
Ес:1И полуприцеп движется прямолинейно, т. е. нагрузка между колесами распределена равномерно, тогда водитель устанавливает рычаг 19 фиксатора в среднем положении. Золотник гидрораспре.п,елителя 13 находится также в среднем положении, благодаря чему рабочая жидкость циркулирует без сопротивления и никакой работы не совершает.
Предлагаемое устройство по сравнению с известными имеет следующие преимущества: повыщаются устойчивость и управляемость направления движения, достигаемые тем, что при использовании этого устройства не происходит бокового увода полуприцепа от установленного прямолинейного движения и тем самым обеспечивается лучщее
качество выполняемой сельскохозяйственной операции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА | 2009 |
|
RU2440265C2 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2332309C1 |
ОДНООСНЫЙ САМОСВАЛЬНЫЙ ПРИЦЕП | 1972 |
|
SU421562A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2096190C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2148499C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДЫШЛА ПРИЦЕПА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И АВТОПОЕЗДОВ И АВТОПОЕЗД | 1996 |
|
RU2161096C2 |
Самосвальный одноосный прицеп | 1988 |
|
SU1553422A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2290321C1 |
Устройство для управления колесами прицепа-роспуска | 1984 |
|
SU1194754A1 |
Автопоезд для транспортированиядлиННОМЕРНыХ гРузОВ | 1979 |
|
SU800003A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, преимущественно сельскохозяйственной машины, содержащее дышло и расположенную параллельно ей продольную тягу, соединяющие тяговую балку, закрепленную на тягаче, с полуприцепом посредством системы шарниров со штифтами, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскостях, при этом дышло и продольная тяга соединены между собой посредством рычага-коромысла и шарниров, а в последней установлен гидрораспределитель управляемых колес, соединенный посредством гидролиний с гидроцилиндром управления поворотом колес. с гидронасосом и с гидробаком, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости и управляемости движения полуприцепа, продольная тяга между тяговой балкой и шарниром рычага-коромысла выполнена разрезной, состоящей из двух установленных с зазорами частей, связанных между собой муфтами посредством резьбового соединения, при это.м на каждой полумуфте закреплен барабан, на части продольной тяги, расположенной со стороны гидрораспределителя и перпендикулярно к ней, в горизонтальной плоскости жестко закреплен Г-образный кронштейн, на свободном конце которого установлен направляющий ролик с вертикальной осью вращения, через который и отверстие щтифта шарнира, соединяющего тяговую балку и продольную тягу, $ пропущен тяговый трос, имеющий один конец, прикрепленный к поворотному рычагу фиксаторного механизма, расположенного на рабочем месте водителя, и другой конец, закрепленный на одном из барабанов, при этом другой барабан, расположенный со стороны гидрораспределителя, связан с серединой свободного конца Г-образного кронштейна посредством второго троса и пружины обратного хода, причем оба троса навиСП ты на барабаны в противоположном друг 00 05 другу направлениях.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПРИЦЕПА | 0 |
|
SU188849A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторское свидетельство СССР по заявке 3443593/27-11, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1984-07-30—Публикация
1983-01-13—Подача