Изобретение относится к строительнодорожным машинам, а именно к землеройным машинам типа бульдозеров.
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является бульдозер, включаюш,ий толкающую раму с поворотным в плане отвалом и гидроцилиндры поворота последнего 1.
Недостатком его является снижение производительности машины в связи с недостаточной поперечной устойчивостью, так как при работе с косопоставленным в плане отвалом направления действия равнодействующая от лобовых усилий, действующих на отвал, проходит в зоне, расположенной достаточно далеко от центра поворота машины, и бульдозер стремится развернуться, в связи с чем машинисту для предотвращения разворота приходится производить дополнительное маневрирование базовой машиной, на что затрачивается время, увеличивающее цикл работы.
Цель изобретения - повышение производительности бульдозера путем увеличения его поперечной устойчивости.
Указанная цель достигается тем, что у бульдозера, включающего толкающую раму с поворотным в плане отвалом и гидроцилиндрь поворота последнего, соединение отвала с толкающей рамой выполнено из щарнирно закрепленных на отвале ползунов и из смонтированной в передней части толкающей рамы дугообразной направляющей, в которой установлены ползуны отвала, при этом гидроцилиндры поворота соединены с о-5-валом и толкающей рамой посредством универсальных шарниров.
На фиг. 1 изображен бульдозер, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - принципиальная гидравлическая схема бульдозера; на фиг. 4 - сечение М-М на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение Н-Н на фиг. 2.
Бульдозер включает базовую машину 1, толкающую раму 2 с отвалом 3 и гидроцилиндрами его подъема 4 и изменения угла резания и разворота 5, 6. В передней части толкаюп1.ей рамы 2 установлена дугообразная направляющая 7 с концевыми заглушками 8, в которой перемещаются два ползуна 9, связанные шарнирами 10 с отвалом 3. На толкающей раме 2 также монтированы два вертлюга 11, каждый с горизонтальной и вертикальной осями поворота, на каторых установлены гидроцилиндры угла резания 5, 6, штоки которых посредством универсальных шарниров монтированы на верхней части отвала 3.
Гидропривод бульдозера включает насосную установку 12, распределители 13 и 14 с позициями А, Б, В, Г для управления соответственно гидроцилиндрами 4-б с полостями Д, Е, Ж, И, и распределитель 15 с позициями К. Л.
Позиции А, Б, В, Г распределителя 13 обеспечивают соответственно положения отвала 3; плавающее, опускания, нейтральное, подъем. Позиция А распределителя 14 не используется, позиции Б, В. Г обеспечивают положения: подъема, нейтральное и опускания отвала соответственно. В позиции Б распределителя 14 производится поворот отвала 3 вправо, в позиции В - раQ бота с повернутым или прямоустановленным отвалом, в Позиции Г - поворот отвала 3 влево.
В позиции К распределителя 15 одноименные полости гидроцилиндров 5, б сообщены между собой, в позиции Л сооб5 щены разноименные полости этих же гидроцилиндров. Позиция К распределителя 15 - рабочая, служит для настройки необходимого угла резания отвала 3. Позиция Л - наладочная, служит для перемещения отвала в сторону и возвращения его в центр мащины.
Бульдозер работает следующим обра30 .М.
Одновременной подачей гидравлической жидкости в бесщтоковые полости гидроци5 линдров 4 производится перевод отвала 3 из транспортного положения в рабочее и движением базовой машины 1 вперед производятся бульдозерные работы с прямоустановленным отвалом.
Для изменения угла установки отвала 3
0 в плане используются гидроцилиндры угла резания 5, б. При подаче жидкости в бесщтоковую полость И гидроцилиндра 5 и штоковую полость Д гидроцилиндра 6 производится поворот отвала 3 влево, при подаче жидкости в противоположные полости
Е, Ж происходит поворот отвала 3 вправо. При повернутом положении отвала 3 производятся грейдерные работы по разравниванию кавальеров и засыпке вые.мок.
При необходимости угла резания независимо от положения, в котором установлен 3, гидравлическая жидкость подается одновременно в бесштоковые Е, И или штоковые Ж, Д полости обоих гидроцилиндров 5, 6. После любых манипуляций с перемещением отвала 3 необходимо про5 верять правильность установки его угла резания, так как гидроцилиндры 5, б нагружают отвал 3 относительно щарниров 10 противоположно направленными неравными силами, что .может вызвать некоторое изменение угла резания. Эта проверка и от0 стройка осуществляется в процессе прове- дения бульдозерных или грейдерных работ по скольжению грунтовой призмы волочения, что не отражается на производительности.
Для перевода отвала 3 в транспортное положение его необходимо установить прямо, для чего подать гидравлическую жидкость в соответствующие противоположные полости гидроцилиндров 5, 6. Устанавливать в транспортное положение можно только прямоустановленный отвал во избежание перегрузки движителя и аварийных ситуаций на дорогах, связанных со значительным выносом отвала 3 за габарит базовой машины 1. При компоновке конструкции необходимо вертикальные оси вертлюгов 11 располагать возможно ближе к геометрической оси О центра изгиба направляющей 7, так как это уменьшает кинематические ходы штоков гидроцилиндров 5, 6, вызванные поворотом отвала 3. Одновременно происходит изменение плечей действия сил гидроцилиндров 5, 6 относительно центра 0: при повороте вправо (фиг. 2) плечо 1 в начале поворота преобразуется в плечо Ij, а плечо Ij - в плечо l. Критическим является плечо положение вертлюга 11 крепления гидроцилиндра 5 должно быть таким, чтобы в конце перемешения отвала 3 вправо значение плеча было положительным. Вертлю. ги 11 следует располагать симметрично относительно продольной оси базовой машины 1, на которой располагается центр поворота 0. Оба гидроцилиндра 5, 6 при подаче гидравлической жидкости в их противоположные полости (Д, И или Е, Ж) относительно оси О создают момент одного знака, чем обеспечивается беспрепятственный поворот отвала в повернутое положение и обратно. Конструкция ползунов 9 и направляющей 7изобретением не лимитируется. Необходимым условием работоспособности является восприятие этим сопряжением знакопеременных продольных и вертикальных нагрузок. Возможность беспрепятственного сдвига ползунов 9 по дуге окружности в пределах рабочей зоны направляющей 7 и ползунов 9 может быть решена конструктивно в любых вариантах, в том числе с использованием роликов, шариков и т. п. 8качестве вариантов может быть использование внутренней толкающей рамы и изгиб направляющей по радиусу, не равному половине ширины толкающей рамы. Монтаж- демонтаж ползунов 9 производится с торцов направляющей 7, закрытых при нормальной эксплуатации съемными концевыми заглущками 8, являющимися одновременно ограничителями крайнего положения ползунов 9 и отвала 3. В связи с возможностью установки отвала в повернутом в плане положении ввиду наличия дугообразной направляющей и ползунов с выносом в сторону от продольной оси базовой мащины направление действия равнодействующей от лобовых усилий, действующих на отвал, проходит вблизи центра поворота машины, что способствует увеличеению поперечной устойчивости, и, следовательно, производительности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бульдозер | 1985 |
|
SU1244243A2 |
Бульдозер | 1990 |
|
SU1749392A1 |
Бульдозер | 1981 |
|
SU1004545A1 |
БУЛЬДОЗЕР | 2007 |
|
RU2372446C2 |
Гидропривод бульдозерного оборудования | 1983 |
|
SU1143813A1 |
Бульдозер | 1984 |
|
SU1305268A1 |
БУЛЬДОЗЕР С ВЫДВИЖНЫМ ОТВАЛОМ | 2011 |
|
RU2476645C1 |
Бульдозерное оборудование | 1979 |
|
SU933888A1 |
МЕХАНИЗМ НАВЕСКИ ГРЕЙДЕРА-ПЛАНИРОВЩИКАНА ТРАКТОР | 1970 |
|
SU268281A1 |
Гидропривод рабочего оборудования бульдозера двустороннего действия | 1988 |
|
SU1602956A1 |
БУЛЬДОЗЕР, включающий толкаюшую раму с поворотным в плане отвалом и гидроцилиндры поворота последнего, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности путем увеличения его поперечной устойчивости, соединение отвала с толкающей рамой выполнено из шарнирно закрепленных на отвале ползунов и из смонтированной в передней части толкающей рамы дугообразной направляющей, в которой установлены ползуны отвала, при этом гидроцилиндры поворота соединены с отвалом и толкающей рамой посредством универсальных шарниров. (Л ////////у// ///////////////////////////////////////////////// (Риг, 1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Плешков Д | |||
И | |||
и др | |||
Бульдозеры, скреперы, грейдеры | |||
М., «Высшая школа, 1972, с: 176 (бульдозер ДЗ-25). |
Авторы
Даты
1984-07-30—Публикация
1983-05-06—Подача