Тягово-сцепное устройство Советский патент 1984 года по МПК B60D1/00 

Описание патента на изобретение SU1106689A2

Изобретение относится к сцепным устройствам транспортных средств. По основному авт. св. № 1027069 известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент, один конец которого шарнирно закреплен на прицепе, а другой - на буксирующем транспортном средстве посредством вертикального шкворня, размещенного в сквозном пазу, стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, размещенным на продольной оси буксирующего средства, пластину, связанную с бусирующим средством с помощью горизонтального шарнира, причем тяговый элемент выполнен в виде ступенчатой пластины, закрепленной на прицепе посредством шарнира, расположенного вдоль продольной оси прицепа, при этом сквозной паз выполнен в пластине, а ее наружная торцевая поверхность выполнена по радиусу, исходящему из центра, а выступы ступенчатой пластины взаимодействуют с торцевой поверхностью пластины 1. Недостатком известного устройства является повышенная динамическая нагруженность при соединении его со стандартными тяговыми элементами в результате наличия продольных зазоров. Цель изобретения - повышение надежности путем снижения динамической нагруженности. Поставленная цель достигается тем, что тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент, один конец которого шарнирно закреплен на прицепе, а другой - на буксирующем транспортном средстве посредством вертикального шкворня, размещенного в сквозном пазу, стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, размещенным на продольной оси буксирующего средства, пластину, связанную с буксирующим средством с помощью горизонтального шарнира, причем тяговый элемент выполнен в виде ступенчатой пластины, закрепленной на прицепе посредством шарнира, расположенного вдоль продольной оси прицепа, при этом сквозной паз выполнен в пластине, а ее наружная торцевая поверхность выполнена по радиусу, исходящему из центра, а выступы ступенчатой пластины взаимодействуют с торцевой поверхностью пластины, снабжено компенсатором зазоров, выполненным в виде двух двуплечих рычагов, шарнирно связанных в средней части с осью горизонтального шарнира, причем одни концы рычагов установлены с возможностью взаимодействия с буксирующим средством, а другие кинематически связаны между собой винтовой передачей. Кроме того, пластина выполнена изогнутой в вертикальной плоскости. На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сверху; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.. Устройство содержит дышло 1, связанное с поворотным механизмом прицепа. Симметричная относительно продольной оси транспортного средства пластина 2 связана по передней поверхности осью 3 горизонтального шарнира с тяговым крюком 4 буксирующего средства 5. В пластине 2 выполнен сквозной вертикальный паз 6, образованный дугами окружностей, центр которых находится на продольной оси транспортного поезда перед пластиной 2 в точке 0. Задняя торцевая поверхность 7 пластины 2 выполнена по дуге, концентричной дугам, образующим паз 6. Пластина 2 имеет горизонтальную выемку 8, пересекающую сквозной вертикальный паз 6, открытую со стороны прицепа, в которой размещена ступенчатая пластина 9,связанная с дышлом 1 прицепа горизонтальным продольным шарниром 10. Ступени 11 ступенчатой пластины 9 взаимодействуют с задней поверхностью 7 пластины 2. Ступенчатая пластина 9 и пластина 2 шарнирно связаны между собой с помощью подвижных элементов, выполненных в виде ползунов 12, входящих в сквозной вертикальный паз 6, и шкворня 13, проходящего через вертикальные отверстия в ступенчатой пластине 9 и ползуне 12. Боковые поверхности 14 пластины 2 сопряжены с задней поверхностью 7 по окружностям, центры которых лежат на оси шкворня 13 в точках, соответствующих крайним положениям центров ползунов 12 в сквозном вертикальном пазу 6. Шкворень 13 для предотврашения осевых перемещений снабжен стопорным устройством шплинтового типа 15. Ось 3 горизонтального шарнира связана с двумя двуплечими рычагами 16 через вертикальные пальцы 17, которые для предотвращения осевых перемещений снабжены стопорным устройством 18 шплинтового типа. Рычаги 16 в средней части в вертикальной плоскости имеют отверстия 19, выполненные в виде паза, в которые входит ось 3. Передними концами 20 рычаги 16 контактируют с задней поверхностью буксирующего средства 5. В задние концы рычагов 16 встроены гайки 21, которые зафиксированы от проворота относительно рычагов стопорными болтами 22. В гайки 21 ввернут винт 23, имеющий на одном конце левую, а на другом правую резьбу. Винт 23 снабжен рукояткой 24 и стопорными гайками 25, фиксирующими винт 23 от самопроизвольного отворачивания. Ось 3 горизонтального шарнира для предотвращения осевых перемещений снабжена стопорным устройством 26 шплинтового типа. Устройство работает следующим образом.

Для соединения горизонтальной пластины 2 с буксирующим средством 5 необходимо вращением рукоятки 24 свести концы рычагов 16, снабженные гайками 25, открыть тяговый крюк 4 буксирующего средства 5, поместить ось 3 в тяговый крюк 4, закрыть тяговый крюк 4, вращая рукоятку 24, развести концы рычагов 16 до выбора зазора между осью 3 и тяговым крюком 4 и между передними концами 20 рычагов 16 и буксирующим средством 5, затем застопорить винт 23 стопорными гайками 25 от самопроизвольного отворачивания.

Для разъединения прицепа и буксирующего средства описанные действия повторяются в обратном порядке.

При движении транспортного поезда тяговое усилие от буксирующего средства 5 через ось 3 передается на пластину 2. Задними стенками сквозного вертикального паза 6 тяговое усилие передается через подвижные элементы 12 и шкворень 13 на ступенчатую пластину 9, которая через шарнир 10 передает тяговое усилие на дышло 1 и далее на поворотный механизм прицепа. При набегании прицепа на буксирующее средство 5 усилие от прицепа передается через ступени 11 ступенчатой пластины 9 на заднюю поверхность 7 горизонтальной пластины 2чи далее через ось 3 на буксирующее средство 5.

В случае поворота транспортного поезда, когда угол между буксирующим средством и прицепом невелик, тягово-сцепное устройство компенсирует этот угол скольжением подвижных элементов 12 в сквозном вертикальном пазу 6 пластины 2 и ступеней 11 по поверхности 7. При этом эффективной точкой прицепа дышла 1 к буксирующему средству является точка О, смещенная вперед. Это увеличивает эффективную длину дышла, за счет чего движение происходит с повышенной устойчивостью и пониженными величинами поперечного ускорения и заноса.

При увеличении угла между буксирующим средством и прицепом подвижные элементы 12 становятся в конце сквозного вертикального паза 6, и ступенчатая пластина 9 поворачивается относительно горизонтальной пластины 2, скользя ступенями 11 по боковой поверхности 14. При этом эффективная точка прицепа дышла 1 к буксирующему средству 5 перемещается в Of, в результате чего устраняется существенное несовпадение колеи буксирующего средства и прицепа, характерное при больщой длине дышла.

Применение изобретения позволит повысить надежность устройства путем снижения его динамической нагруженности.

Похожие патенты SU1106689A2

название год авторы номер документа
Тягово-сцепное устройство 1981
  • Павлюк Александр Сергеевич
SU1027069A1
Сцепное устройство тягача 1985
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Бизяев Сергей Николаевич
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Орлов Николай Матвеевич
  • Диденко Николай Федорович
  • Соловейчик Арнольд Альбертович
  • Завацкий Яков Генрихович
SU1288101A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЗВЕНЬЕВ МОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Павлюк А.С.
  • Сгибнев А.В.
  • Павлюк С.А.
RU2236354C2
УВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА БУКСИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЦЕПОВ 2012
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Кривуца Зоя Федоровна
RU2484611C1
Устройство для буксировки бортового полуприцепа 2021
  • Кузнецов Евгений Евгеньевич
  • Щитов Сергей Васильевич
  • Гончарук Алексей Иванович
  • Ус Семен Сергеевич
  • Щитков Артем Николаевич
  • Пономарев Николай Владимирович
  • Вторников Александр Сергеевич
  • Марков Сергей Николаевич
RU2768081C1
Тягово-сцепное устройство транспортного средства 1982
  • Дакимович Василий Васильевич
  • Максутов Хамид Нуриевич
  • Новиков Александр Сергеевич
  • Стецко Петр Александрович
SU1065248A1
ПРИЦЕП 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Рощупкин Павел Владимирович
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2276643C1
Стабилизирующее буксирное устройство одноосного прицепа с переменным наклоном шкворня 2021
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Созинов Павел Михайлович
  • Строганова Оксана Юрьевна
  • Михеев Антон Юрьевич
RU2767088C1
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа 2023
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Слободчикова Юлия Викторовна
RU2810832C1
Механизм стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа 2022
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Михеев Антон Юрьевич
RU2777866C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 106 689 A2

Реферат патента 1984 года Тягово-сцепное устройство

1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО по авт. св. № 1027069, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения динамической нагруженности, оно снабжено компенсатором зазоров, выполненным в виде двух двуплечих рычагов, шарнирно связанных в средней части с осью горизонтального шарнира, причем одни концы рычагов установлены с возможностью взаимодействия с буксирующим средством, а другие кинематически связаны между собой винтовой передачей. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пластина выполнена изогнутой в вертикальной плоскости. (Л О5 О5 оо со

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1106689A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Тягово-сцепное устройство 1981
  • Павлюк Александр Сергеевич
SU1027069A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 106 689 A2

Авторы

Павлюк Александр Сергеевич

Величко Александр Васильевич

Даты

1984-08-07Публикация

1983-04-29Подача