Тягово-сцепное устройство Советский патент 1983 года по МПК B60D1/00 

Описание патента на изобретение SU1027069A1

ю

05

со

Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам для соединения буксирующей единицы (тягача) и прицепа, полуприцепа и прицепа, или прицепа и прицепа в автомобильных и тракторных поездах.

Известны тягово-сцепные устройства транспортных поездов, соединяющие буксирующую единицу с прицепом и содержащие дышло, связанное с поворотным механизмом прицепа, имеющим поворотную тележку. Разъемно-сцепной механизм этих устройств имеет вид «крюк-петля. Петля связана через дыщло с поворотным механизмом прицепа и соединена с крюком, размещенным на буксирующей единице 1.

Недостатком такого тягово-сцепного устройства является наличие значительных поперечных ускорений прицепа при маневрировании, особенно на высоких скоростях движения и, следовательно, больщих заносов. Поперечное ускорение еще более усиливается на последней единице транспортного поезда при увеличении числа единиц. При высоком положении центра тяжести прицепа занос прицепа, вызванный действием поперечного ускорения, может привести к опрокидыванию, а это ограничивает число единиц, скорость движения и возможность маневрирования транспортного поезд а ,

Наиболее близким к предлагаемому является тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент, один конец которого щарнирно закреплен на прицепе, а другой - на буксирующем средстве посредством вертикального щкворня, размещенного в сквозном пазу, стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, расположенным на продольной оси буксирующего средства 2 .

Существенным недостатком сцепного устройства автопоезда является то, что при повороте поезда на незначительный угол эффективности точка прицепа не изменяет своего положения при повороте тягового средства, при этом не обеспечивается оптимальный радиус поворота передних колес прицепа при изменении положения прицепа относительно тягового средства. Это приводит к несовпадению колеи транспортных средств, связанных сцепкой, и снижению безопасности движения на дорогах.

Цель изобретения - повышение эффективности тягово-сцепного устройства путем обеспечения оптимального радиуса поворота прицепа.

Для достижения указанной цели тяговосцепное устройство, содержащее тяговый 3vfieMeHT, один конец которого шарнирно закреплен на прицепе, а другой - на бук :||рующем средстве посредством вертикального щкворня, размещенного в сквозном , стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, расположенным на продольной оси буксирующего средства, снабжено пластиной, связанной с буксирующим средством с помощью горизонтального шарнира, причем тяговый элемент выполнен в виде ступенчатой пластины, закрепленной на прицепе посредством шарнира, расположенного вдоль продольной оси прицепа, при этом сквозной паз выполнен в пластине, ее

наружная торцовая поверхность выполнена по радиусу, исходящему из упомянутого центра, а выступы ступенчатой пластины взаимодействуют с наружной торцовой поверхностью пластины.

Кроме того, устройство снабжено подвижным элементом, охватывающим шкворень и размещеннь1м в пазу.

На фиг. 1 изображено устройство, горизонтальная пластина которого выполнена с выемкой, вид сверху; на фиг. 2 - вид А

Q на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство, горизонтальная пластина которого выполнена сплошной, вид сверху; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3. Тягово-сцепное устройство (фиг. 1, 2) содержит дышло 1, связанное с поворотным механизмом прицепа. Симметричная относительно продольной оси транспортного средства пластина 2 связана по передней поверхности горизонтальным поперечным шарниром 3 с буксирующей единицей 4. В пластине 2 выполнен сквозной вертикальный

паз 5. Сквозной вертикальный паз 5 образован дугами окружностей, центр которых находится на продольной оси транспортного поезда перед пластиной 2 в точке 0. Задняя торцовая поверхность 6 пластины 2 выполнена по дуге, концентричной дугам, образующим паз 5 сквозной вертикальный. Пластина 2 имеет горизонтальную выемку 7, пересекающую сквозной вертикальный паз 5, открытую со стороны прицепа. В горизонтальной выемке 7 размещена ступенчатая пластина 8. Ступенчатая пластина 8 связана с дышлом 1 прицепа горизонтальным продольным шарниром 9. Ступени 10 ступенчатой пластины 8 взаимодействуют с задней поверхностью 6 пластины 2. Ступенчатая пластина 8 и пластина 2 шарнирно

5 связаны между собой с помощью подвижных элементов, выполненных в виде ползунов 11, входящих .в сквозной вертикальный паз 5, и щкворня 12, проходящего через вертикальные отверстия в ступенчатой пластине 8 и ползуна 11. Боковые поверхности 13

0 пластины 2 сопряжены с задней поверхностью 6 по окружностям, центры которых лежат на оси шкворня 12, в точках, соответствующих крайним положениям центров ползунов 11 в сквозном вертикальном пазу 5. Горизонтальный поперечный шарнир 3

5 и шкворень 12 для предотвращения осевых перемещений снабжены стопорными устройствами шплинтового типа соответственно 14 и 15.

Кроме того, обозначено следующее: ot - угол между продольными осями центров подвижных элементов 11 в сквозном вертикальном пазу 5 (крайние положения подвижных элементов в пазу) максимальный; f - угол между продольной осью транспортнго поезда и осью симметрии ступенчатой пластины 8, повернутой относительно горизонтальной пластины 2; f, - расстояние между центром концентричных дуг, образующих сквозной вертикальный паз 5 (точка О), и поперечный осью симметрии сквозного вертикального паза 5; 2 - стояние между осью симметрии ступенчатой пластины 8, повернутой относительно горизонтальной пластины 2 на угол / (точка О ), и продольной осью транспортного поезда.

В тягово-сцепном устройстве может быть также пластина выполнена сплощной (фиг. 3, 4) с целью уменьщения трения в его элементах, трение скольжения заменено трением качения. .При этом пластина 2 выполнена без выемки, сплощной, а ступенчатая пластина - двойной, охватывающей пластину 2. На ступенчатой пластине 8 расположены симметрично на осях 16 ролики 17 с ребордами, взаимодействующие с задней поверхностью б и боковыми поверхностями 13 горизонтальной пластины 2. Подвижные элементы изготовлены в виде ролика 18 с ребордами.

Тягово-сцепное устройство (фиг. 1, 2) работает следующим образом.

При движении транспортного поезда тяговое усилие от буксирующей единицы и через шарнир 3 передается на пластину 2. Задними стенками сквозного вертикального паза 5 тяговое усилие передается через подвижные элементы 11 и шкворень 12 на ступенчатую пластину 8. Ступенчатая пластина 8 через шарнир 9 передает тяговое усилие на дышло 1 и далее - на поворотный механизм прицепа. При набегании прицепа на буксируюшую единицу 4 усилие от прицепа передается через ступени 10 ступенчатой пластины на заднюю поверхность 6 горизонтальной пластины 2 и далее через шарнир 3 - на буксирующую единицу 4.

В случае поворота транспортного поезда, когда угол между буксирующей единицей

и прицепом невелик и близок к Л/2, что характерно для движения с большой скоростью по автодорогам, тягово-сцепное устройство компенсирует этот угол скольжением подвижных элементов 11 в сквозном вертикальном пазу 5 пластины 2 и ступеней 10 по поверхности 6. При этом эффективной точкой прицепа дыщла 1 к буксирующей единице является точка О, смещенная

0 вперед на длину 1 . Это увеличивает эффективную длину дыщла, за счет чего движение происходит с повыщенной устойчивостью и пониженными величинами поперечного ускорения и заноса.

Когда угол между буксирующей единицей и прицепом превысит ot/2, подвижные элементы 11 становятся в конце сквозного вертикального паза 5, и ступенчатая пластина 8 поворачивается относительно горизонтальной пластины на угол jS , скользя

0 ступенями 10 по боковой поверхности 13. Эффективная точка прицепа дыщла к буксирующей единице 4 перемещается в точку О и смещается лишь на длину I , которая значительно меньще 1 . При этом устраняется существенное несовпадение колеи

5 буксирующей единицы и прицепа, характерное при большой длине дышла.

Для разъединения прицепа и буксирующей единицы используется шарнир 3 или шкворень 12: снимается стопорное устройство 14 или 15 и вынимается ось шарнира 3 или шкворень 12. Тягово-сцепное устройство, пластина которого выполнена сплошной, имеет аналогичный принцип работы. Ступенчатая пластина 8 взаимодействует с боковыми 13

5 и задней 6 поверхностями пластины 2 при помощи роликов 17 с ребордами.

Положительный эффект от использования предлагаемого тягово-сцепного устройства транспортного поезда по сравнению с известными достигается за счет изменения

0 эффективной длины дышла прицепа в зависимости от угла складывания и обеспечения при этом высокой устойчивости автопоезда, снижения величины поперечного ускорения и заноса прицепа при движении с

5 большой скоростью и хорошей поворотливости автопоезда при движении с малой скоростью.

/

//

Фи,г. 1

Похожие патенты SU1027069A1

название год авторы номер документа
Тягово-сцепное устройство 1983
  • Павлюк Александр Сергеевич
  • Величко Александр Васильевич
SU1106689A2
Тягово-сцепное устройство автопоезда 1983
  • Стрельчук Владимир Михайлович
  • Ехало Борис Порфирьевич
  • Макаренко Василий Савельевич
  • Стрельчук Евгений Владимирович
SU1144896A1
Тягово-сцепное устройство 1983
  • Ревзин Перец Иделевич
  • Сидоров Николай Андреевич
  • Корнилова Зоя Илларионовна
  • Струк Александр Всеволодович
SU1119862A1
Тракторный прицеп 1982
  • Федин Леонид Николаевич
  • Громов Николай Петрович
SU1025572A2
Тягово-сцепное устройство транспортного средства 1984
  • Гончаров Юрий Филиппович
  • Бутырин Федор Васильевич
  • Олянич Юрий Деомидович
  • Логвинов Владимир Серафимович
SU1207817A1
Тягово-сцепное устройство транспортного средства 1978
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Стецко Петр Александрович
  • Черняк Николай Степанович
  • Дакимович Василий Васильевич
SU670471A2
Автопоезд 1975
  • Клычков Павел Дмитриевич
SU556066A1
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа 2023
  • Строганов Юрий Николаевич
  • Слободчикова Юлия Викторовна
RU2810832C1
Замково-тормозное устройство 1982
  • Богодаров Юрий Анатольевич
  • Кожемякин Владимир Дмитриевич
  • Татаринов Валентин Михайлович
  • Шухман Юрий Ильич
SU1090596A1
Тракторный прицеп 1979
  • Агеев Александр Николаевич
  • Герман Григорий Львович
  • Гольцбанд Феликс Семенович
  • Желудков Виктор Григорьевич
  • Кульман Петр Андреевич
  • Миркитанов Владимир Ильич
  • Попов Федор Константинович
  • Садчиков Петр Александрович
  • Сметнев Степан Дмитриевич
SU839829A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 027 069 A1

Реферат патента 1983 года Тягово-сцепное устройство

1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее тяговый элемент, один конец которого шарнирно закреплен на прицепе, а другой - на буксирующем средстве посредством вертикального шкворня, размещенного в сквозном пазу, стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, расположенным на продольной оси буксирующего средства, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности путем обеспечения оптимального радиуса поворота прицепа, оно снабжено пластиной, связанной с буксирующим средством с помощью горизонтального шарнира, причем тяговый элемент выполнен в виде ступенчатой пластины, закрепленной на прицепе посредством шарнира, расположенного вдоль продольной оси прицепа, при этом сквозной паз выполнен в пластине, ее наружная торцовая поверхность выполнена по радиусу, исходящему из упомянутого центра, а выступы ступенчатой пластины взаимодействуют с наружной торцовой поверхностью пластины. 2. Устройство lio п. 1, отличающееся lnA S тем, что оно снабжено подвижным элемен(Л том, охватывающим шкворень и размещенным в пазу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1027069A1

I
Щукин М
Н
Сцепные устройства автомобилей и тягачей
М.-Л., Машгиз, 1981, с
Приспособление для автоматической односторонней разгрузки железнодорожных платформ 1921
  • Новкунский И.И.
SU48A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
СИСТЕМА СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ И СПОСОБ СНИЖЕНИЯ НАГРУЗКИ 2012
  • Торигое Кейсуке
RU2587677C2
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
.

SU 1 027 069 A1

Авторы

Павлюк Александр Сергеевич

Даты

1983-07-07Публикация

1981-01-30Подача