fП Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным системам транспортных средств, предусматривающим использование посторонних источников энергии при переда че усилия от органов управления, т.е .к рабочим тормозным системам транспортных средств, и к устройствам для дросселирования вьпслопа при дополнительном торможении транспортного средства двигателем для повьшения эффективности торможения. Известны устройства для повышения эффективности торможения транспортны средств посредством их колесных тормозов, содержащие фрикционные элемен ты, взаимодейств5тощие один с другим и установленные во внутренней герметичной рабочей зоне колесного тормоза, которая соединена с выхлопным трактом двигателя. Соединение рабоче зоны с выхлопным трактом обеспечивает вытеснение из рабочей зоны кислорода (входящего в состав воздуха) и создает в ней газовую среду с пассивирующими свойствами. При этом выхлопные газы предварительно подверга шт по крайней мере частичной очистке Повышается коэффициент трения и стой кость тормоза lj . Недостатком устройств является непрерывная подача выхлопных газов, вызьшающая необходимость усложенния устройства для устранения постоянног перегрева фрикционнных элементов тор моза и постоянной нагрузки двигателя со стороны выхлопной трубы (в против ном случае эффективность торможения и топливная эт«ономичность транспортного средства снижаются). Наиболее близким к изобретению является тормозная система транспорт ного средства, содержащая Ьрган упра ления, выхлопной тракт двигателя тра спортного средства, выхлопной тормоз в виде какого-либо управляемого элемента, например в виде клапана-засло ки, и колесньш тормоз с установленны ми в его внутренней герметичной зоне с возможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами, причем выхлопной тормоз установлен в выхлопном тракте и соединен с органом управления. Повышенная эффективность торможения и стойкость тормоза против износа обеспечиваются возможностью сов05 , местного включения как выхлопного, так и колесного тормозов 2. Однако известная система, обеспечивая защиту фрик11ионньгх элементов от попадания водяных брызг и загрязнений, не обеспечивает освобождения рабочей зоны тормоза, где установлены фрикционные элементы, от нежелательного присутствия кислорода воздуха. Следовательно она обладает недостаточной эффективностью торможения колесным тормозом. Цель изобретения - повышение эффективности торможения колесного тормоза. Поставленная цель достигается тем, что в тормозной системе транспортного средства, преимущественно грузового, с дизельным двигателем, содержащей выхлопной тракт двигателя, выхлопной тормоз в виде управляемого элемента и колесный тормоз с установленными в рабочей зоне его герметичного корпуса с возможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами, причем выхлопной тормоз установлен в выхлопном TpaKTej рабочая зона колесного тормоза соединена с выхлопным трактом магистралью, причем место соединения магистрали с выхлопным трактом расположено между двигателем и вьклопным тормозом. Кроме того, тормозная система может быть снабжена теплообменником, установленным на магистрали. На чертеже показана схема предлагаемой тормозной системы. Система содержит двигатель 1 внутреннего сгорания,соединенный через выхлопной тракт 2 и выхлопной тормоз 3 в виде управляемого элемента, в частности электромагнитного клапана, соединенного с любым электрическим органом управления (не показан), с выходом 4 в сторону атмосферы, внутренняя герметичная рабочая зона 5 колесного тормоза соединена через оснащенную установленным на ней теплообменником магистраль 6 с выхлопным трактом 2 так, что место этого соединения расположено между двигателем 1 и выхлопным тормозом 3. Взаимодействующие фрикционные элементы колесного тормоза (не показаны) установлены в зоне 5 колесного тормоза. Такое подключение рабочей зоны 5 к выхлопному тракту 2 обеспечивает
принудительную подачу в нее выхпопных газов только при включении выхлопного тормоза, перекрывающего выход 4 в атмосферу, а в остальное время выхлопные газы лишь частично отводятся из выхлопного тракта 2 в рабочую зону 5. Поэтому когда двигатель 1 работает в тяговом режиме, фрикционные элементы в зоне 5 незначительно нагреваются вызлопными газами, а остаточньй поток этих газов предохраняет зону 5 от проникновения туда воздуха с кислородом, что и обеспечивает повьйиение эффективности торможения.
Тормозная система работает следующим образом.
По желанию водителя выхлопной тормоз 3 может быть включен одновременно с применением колесного тормоза. При торможении клапан, образующий выхлопной тормоз 3, закрывается по сигналу от органа управления и поток выхлопных газов направляется через магистраль 6 в рабочую зону 5 размещения фрикционных элементов колесного тормоза. В этом случае дополнительный тормозной эффект, связанный с включением выхлопного тормоза, определяется степенью герметичности зоны 5 . или аэродинамическим сопротивлением
магистрали 6. Выхлопные газы вытесняют из зоны 5 воздух и пассивируют поверхности фрикционных элементов известным путем. В тяговом режиме движения выхлопной тормоз - клапан 3 открыт и соединяет выхлопной тракт 2 с выходом 4 в атмосферу. В этом случае аэродинамическое сопротивление магистрали 6 и зоны 5 не увеличивает нагрузки двигателя 1, но резко сокращает в этом режиме поток выхлопных газов в ЗОНУ 5.
Наличие теплообменника на мягистоали 6 пополнительно снижает темпеоаTVDV газов, поступающих в зону 5 колестного тормоза, что дополнительно повьппает эффективность торможения колесным тормозом. Эффективность любого теплообменника физически связана с вызьшаемой теплообменником добавкой к сопротивлению магистрали для потока охлаждаемой текучей среды, предлагаемое подключение магистрали между двигателем 1 и выхлопным тормозом 3 снимает отрицательное влияние добавочного сопротивления на стороне
0 выхлопа двигателя на его топливную экономичность - основной показатель работы. Благодаря предлагаемому решению создается возможность установить на магистрали 6 теплообменник
5 любой эффективности, необходимой для повышения эффективности торможения колесного тормоза.
Использование изобретения по сравнению с базовым объемтом - тормозной
0 системой автомобиля КамАЗ - позволит повысить эффективность торможения и износоустойчивость фрикционного материала фрикционных пар колесно1Го тормоза путем создания вокруг фрикционной
5 пары безкислородно азотно-углекислой атмосферы, созданной за счет предварительно охлажденных газов двигателя .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления | 1980 |
|
SU889960A2 |
Тормозная система транспортного средства | 1977 |
|
SU768678A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2012 |
|
RU2539716C1 |
Способ повышения эффективности работы тормозов и муфт сцепления,связанных с двигателем внутреннего сгорания транспортных средств и тормозное устройство | 1984 |
|
SU1231298A1 |
Система охлаждения тормозов транспортного средства | 1984 |
|
SU1229097A1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2446967C2 |
Тормозное устройство транспортного средства | 1981 |
|
SU990563A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМИ ТОРМОЗНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ АВТОМОБИЛЯ | 2008 |
|
RU2478501C2 |
Коробка передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1009824A1 |
КЛАПАН СБРАСЫВАЮЩИЙ ТРЕХХОДОВЫЙ | 2011 |
|
RU2473831C1 |
1. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГРУЗОВОГО, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащая выхлопной тракт двигателя, выхлопной тормоз в виде управляемого элемента и колесный тормоз с установленными в рабочей зоне его герметичного корпуса с возможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами, причем выхлопной тормоз установлен в выхлопном тракте, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения колесного тормоза, рабочая зона колесного тормоза соединена с выхлопным трактом магистралью, причем место соединения магистрали с выхлопньм трактом расположено между двигателем и выхлопным тормозом. 2. Система по п. 1, отлич а- ю щ а я с я тем, что она снабжена теплообменником, установленным на магистрали. (Л
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления | 1976 |
|
SU637571A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Тормозная система транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU850448A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1984-08-07—Публикация
1980-03-07—Подача