05
со со
CD Изобретение относится к области машиностроения. По основному авт. св. № 848817 известен автоматический фрикционный вариатор скорости, содержащий ведущие и ведомые диски, образующие кольцевую полость, в которой установлен чечевицеобразный фрикционный ролик. Диски установлены на валах посредством винтовых передач с противоположным направлением нарезки 1. Недостатком известного устройства является наличие напряжений в элементах вариатора за счет перекосов, вызванных неточностью изготовления, что обусловливает снижение долговечности. Цель изобретения - повышение долговечности путем устранения перекосов элементов за счет их самоустановки. Указанная цель достигается тем, что автоматический фрикционный вариатор снабжен двумя пружинами растяжения, каждая из которых одним концом закреплена на ведомом валу, а другим - на соответствующем ведомом колесе, при этом двуяковыпуклый фрикционный элемент установлен на оси, расположенной в корпусе с возможностью перемещения в плоскости осевого сечения вариатора. Кроме того, ведомые колеса снабжены расположенными на их смежных торцовых поверхностях трапецеидальными кулачками, причем размер кулачка в окружном направлении меньше размера впадины между кулачками в том же направлении. На фиг. 1 изображен вариатор, осевой разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант исполнения вариатора с тангенциально расположенными пружинами предварительного нажатия; на фиг. 4 - вид В на фиг. 3; на фиг. 5 - расположение элементов вариатора при монтажных дефектах. Вариатор содержит корпус 1, в котором на подшипниках 2-4 установлены ведущий вал 5 и ведомый вал 6. На ведущем валу 5 посредством полуколец 7 и щлицевого соединения установлены две втулки 8 и 9, на которых посредством винтовых шариковых передач 10 и 11 правого и левого направления смонтированы ведущие колеса 12 и 13, в которые запрессованы сцепляющиеся между собой две кулачковые полумуфты 14. Между втулками и полумуфтами посредством упорных шарикоподшипников 15 расположены пружины 16 предварительного нажатия. На фланец ведомого вала 6 напрессован обод 17, в котором посредством винтовых шариковых передач 18 и 19 противоположного направления поворотно установлены две кулачковые полумуфты 20 и 21, сцепляюшиеся между собой зубьями 22 и 23, при этом между зубьями выполнен люфт 1 в несколько миллиметров. В полумуфтах 20 и 21 запрессованы ведомые колеса 24 и 25, с которыми взаимодействуют двояковыпуклые фрикционные элементы 26, установленные посредством шарикоподшипника 27 на осях 28, концы которых с возможностью радиального перемещения и поворота в диаметральной плоскости расположены в пазах 29, выполненных в сепараторе 30, жестко соединенном или выполненном в виде прилива за одно целое с корпусом 1. В варианте, изображенном на фиг. 3 и 4, полумуфты на ведомых колесах отсутствуют, а по периметру колес выполнены канавки, в которых тангенциально установлены пружины предварительного нажатия в виде пружин 31 растяжения, одни концы которых соединены с проушинами 32, закрепленными на ведомых колесах, а вторые - с проушинами 33, закрепленными в ободе 17. Пружины 31 могут быть расположены не в ка.навках, а вблизи торцовой поверхности ведомых колес. Кроме того, возможно исполнение устройства предварительного нажатия ведомых колес, подобное соответствующему устройству ведущих колес. Вариатор работает следующим образом. Под действием радиальных составляющих сил нажатия фрикционные элементы 26 1|1еремещаются в радиальном направлении в положение, соответствующее некоторому передаточному отнощению. При отклонении геометрических соотношений элементов вариатора от номинальных например, в виде смешения С плоскости 35 симметрии от оси 34 ведомых колес, элемент 26 поворачивается на некоторый угол «.,..а точки 36- и 37 фрикционного контакта между элементами 26 и ведомыми колесами 24 и 25 смещаются на разные радиусы г и R (фиг. 5). В этой ситуации полюс зацепления с нулевым скольжением располагается вблизи некоторой линии 38, а в точках фрикционного контакта возникает дополнительное скольжение. Возникающие дополнительные крутящие моменты направлены таким образом, что они обеспечивают проворот ведомых колес относительно друг друга в пределах люфта I и автоматическое устранение смещения С. Этот эффект обеспечивается и в варианте выполнения на фиг. 3 и 4 за счет изменения длины пружин 31. Использование изобретения позволит повысить долговечность вариатора, а также КПД за счет устранения циркуляции мощности при проскальзывании фрикционных элементов. ° 26 1
Фиг.1 27 28 21 25 I / / /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический фрикционный вариатор | 1980 |
|
SU973976A2 |
Муфта включения | 1986 |
|
SU1434173A1 |
Фрикционный вариатор скорости | 1971 |
|
SU445779A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Устройство для шаговой подачи полосового и ленточного материала в зону обработки | 1991 |
|
SU1784375A1 |
Привод подъемного устройства | 1983 |
|
SU1114609A1 |
Привод активного прицепа | 1979 |
|
SU856891A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ ОБГОННЫЙ МЕХАНИЗМ | 1982 |
|
SU1074182A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ГИДРОМУФТА | 1965 |
|
SU172580A1 |
1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР по авт. св. № 848817, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем устранения перекосов элементов путем их самоустановки, он снабжен двумя пружинами растяжения, каждая из которых одним концом закреплена на ведомом валу, а другим - на соответствующем ведомом колесе, при этом двояковыпуклый фрикционный элемент установлен на оси, расположенной в корпусе с возможностью перемещения в плоскости осевого сечения вариатора. 2. Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что ведомые колеса снабжены расположенными на их смежных торцовых поверхностях трапецеидальными кулачками, причем размер кулачка в окружном направлении меньще размера впадины между кулачками в том же направлении.
J/ 2 18 19 31
Фиг.З Фиг. 4
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
"Автоматический фрикционный вариатор | 1971 |
|
SU848817A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-08-07—Публикация
1980-08-05—Подача