tyxxxxxvvvvv XJ 1 т
т
12 И 10 /3
СА СС
; о
4
о:
Изобретение относится к маипиюстрое- нию, в частности к предохранительным муфтам, и может быть иснользовано в механизмах машин, в которых требуется точное ограничение передаваемого момента.
Цель изобретения - повышение надеж- ности работы муфты за счет сохранения стабильности момента срабатывания во всем диапазоне износа фрикционных дисков.
На чертеже изображена нринцинналь- ная схема муфты.
Муфта содержит недун1. полумуфту, состоящую из диска 1 н соединенного с ним упругим элементом 2 корпуса 3, который через ведущие 4 и ведомые 5 фрикционные диски, установленные соответственно в корпусе 3 н на ведомой но,;1умуфт(- 6, нередает момент на ведомую полумуфту 6. Силовой контакт дисков 4 и 5 осуществляется за счет нажимного диска 7, ноджимаемого пружинами 8 к унорному диску 9.
В корпусе 3 установлена и естерня 10, имеющая щлицы на внутренней цилиндрической поверхности и находящаяся в постоянном заценлении с зубчатой рейкой 11, соединенной при помощи нгганги 12 с нажимным диском 7. Внутри шестерни 10 раз.мещена втулка 13, имеющая на наружной новерх- . ности щлицы, входяна,ие в зацепление со шлицами шестерни, а на внутренней поверхности - две винтовые линии с противоположным направлением винтовой линии и размещенные соосно. Втулка 13 может совер- щать ностунательное движение относительно косрзубой. шестерни 10 н вращательное движение вместе с ней. Одновременно втулка 13 образует винтовые нары с толкателями 14 и 15. Толкатель 14 своим свободным концом упирается нажимной диск 7, а толкатель 15 выставлен таким (образом, что образует зазор 6 со HJTOKOM 16, установленным недвижно в корпусе 3. Толкатели 14 и 15 конструктивно вынолнены так, что мо- гут совершать только поступательное движение. Винтовая пара (резьбовая пара) втулка 13 - толкатель 14 и.меет, например, правую резьбу, а пара втулка 13 - толкатель 15 имеет левую резьбу. Поэтому при проворачивании втулки 13 в.месте с шестерней 10 в одну или другую сторону толкателя 14 н 15 могут ввинчиваться во втулку 13 или вывинчиваться из нее. Тем самым укорачивается или удлиняется общая Обоих толкателей и втулки. Распорный стержень 17 установлен нод углом, в частности в окружном нанравленин, к нлоско- сти диска 1, взаимодействует со штоком 16 и ведущей полумуфтой посредство.м шарнирных соединений. Пружина 18, установленная между то)цом втулки 13 и корпусом 3 обес- печивает контакт втулки 13 и толкателя 14 с нажимным диском 7.
Муфта работает следующим образом.
5
5
O
0
0 5
0
5
5
0
При вращении диска 1 крутящий момент через упругий элемент 2 передается на корпус 3 и через ведущие 4 и ведомые
5фрикционные диски на ведо.мую нолу- .муф 1 у G. По мере уве.мичения передаваемого Kirv THHUMi) момента величина деформации yiipyi oro элемента 2 увеличивается и увеличивается относительный угол поворота диска 1 и корпуса 3. Вызываемое увеличе- III.10M относительного угла поворота пере- меп.1ение стержня 17 и штока 16 приводит к выбору зазора ft. При достижении передаваемым крутящим моментом величины, равной уровню срабатывания муфты, зазор б выбирается нолностью и стержень 17 через шток 16, толкатель 15, втулку 13, толкатель 14 отжи.мает нажимной диск 7, что нри- Еюдит к относительному проскальзыванию ведущих 4 и ведомых 5 фрикционных дисков.
При износе фрикционных дисков 4 и 5 нажимной диск 7 под действием пружин 8 перемен1ается вправо и щтангой 12 толкает косозубую рейку 11, которая, перемещаясь, проворачивает шестерню 10, а вместе с ней и втулку 13. Проворачиваясь, втулка 13 ввинчивает в себя толкатели 14 и 15 и заданный зазор S восстанавливается.
Подобная стабилизация зазора б возможна во всем диапазоне износа фрикционных дисков 4 и 5 нри правильном подборе конструктивных параметров элементов муфты. Изменением величины зазора
6можно обеспечить регулирование величины ограничения передаваемого момента, что позволяет использовать данную конструкцию муфты в приводах с различны.м уровнем ограничения передаваемой нагрузки.
Формула изобретения
Предохранительная фрикционная .муфта, содержащая ведо.мую полу.муфту, охватывающую ее ведущую полумуфту, веду- щие и ведомые фрикционные диски, размещенные соответственно на ведущей и ведомой нолумуфтах, установленный на ведущей полумуфте упорный диск и ноднружинен- ный относительно нее нажимной диск, подвижно установленный в ведущей полумуфте щток, распорный стержень, щарнирно связанный со штоком и с ведущей полумуфтой, и механизм стабилизации момента срабатывания, отличающаяся тем, что, с целью поБьинения надежности, механизм стабилизации выполнен в виде двух толкателей, соединенной с нажимным диском зубчатой рейки, входящей с ней в зацепление ко- созубой шестерни и подпружиненной относительно ведущей полумуфты втулки, наружная поверхность втулки связана шлице- вым соединением с шестерней, а на ее внутренней поверхности выполнены два резьбовых участка с противоположным направлением винтовой линии, один конец каждого толкателя сопряжен резьбовым соединением
1399543 3.4
с соответствующим резьбовым участком на , нажимным диском, а конец другого толка- внутренней поверхности втулки, свободный теля расположен с зазором относительно конец одного из толкателей контактирует сштока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Предохранительная фрикционная муфта М.П.Шишкарева | 1982 |
|
SU1055915A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU427183A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2095656C1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1532749A1 |
Центробежная муфта | 1982 |
|
SU1094993A1 |
Фрикционная муфта | 1973 |
|
SU444903A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1268841A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в механизмах, подвергающихся действию нагрузок, значительно превышающих расчетные и где необходимо точное ограничение передаваемого крутящего момента. Цель - повышение надежности работы муфты путем стабилизации момента срабатывания во всем диапазоне износа фрикционных дисков. Муфта содержит ведущую полумуфту в виде корпуса 3, который через ведущие 4 и ведомые 5 фрикционные диски, поджатые посредством нажимного диска 7. передает крутящий момент на ведомую полумуфту 6. Механизм стабилизации момента срабатывания выполнен в виде косозубой шестерни 10, постоянно зацепленной с зубчатой рейкой 11, которая соединена с нажимным диском 7. Внутри шестерни 10 расположена втулка 13, на наружной поверхности которой имеются шлицы, а на внутренней - две соосные резьбовые поверхности с противоположным направлением резьбы. Втулка образует винтовые пары с толкателями 14 и 15. Один из них упирается в нажимной диск 7, а другой образует зазор со щтоком 16, взаимодействующим с распорным стержнем, соединенным с ведущей полумуфтой. Регулируя зазор б, обеспечивают регулирование величины ограничения передаваемого момента. 1 ил. i с
Фрикционная предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1265410A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-05-30—Публикация
1986-12-03—Подача